УКРАИНСКИЙ КОМПОНЕНТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В 1939 1945 ГГ. НА ПРИМЕРЕ ПОВОЛЖЬЯ
| 13 Июля 2015
О.В. ТУЗОВА,
г. Самара, Российская Федерация
УКРАИНСКИЙ КОМПОНЕНТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В 1939 1945 ГГ. НА ПРИМЕРЕ ПОВОЛЖЬЯ
Tuzova O.V.,
Samara, Russian Federation
The Ukrainian Component of Regional Professional Musical Culture in 1939–1945: A Case Study of the Volga region
Аннотация
В статье затрагивается практически неизученная проблема включенности украинского компонента в структуру региональной профессиональной отечественной музыкально-культурной системы и их взаимовлияния в период Второй мировой войны. Эмпирическую базу исследования составили документы центрального и местных архивов, материалы периодической печати Поволжья. Благодаря эвакуации в регион была обеспечена и сохранена творческая жизнь коллектива Житомирского театра музыкальной комедии (Сызрань, Мелекесс), Украинского радиокомитета им. Т.Г. Шевченко. В июле 1943 г. в Саратове реализовали проект по созданию Украинской филармонии под руководством В.И. Завадского. В Поволжье жили в эвакуации и работали украинские артисты, исполнители, преподаватели, композиторы П. Гайдамака, Б. Лятошинский и др. Премирования на конкурсах произведений украинской тематики стимулировали дальнейшее развитие этого творческого направления. На территории Поволжья осуществлялась музыковедческая деятельность по выявлению и записи украинского фольклора (Московская государственная консерватория, астраханская экспедиция). Поволжье являлось гастрольным пространством для украинских исполнителей и коллективов. Местные музыканты организовывали коллективы, пропагандировавшие украинское искусство, проводили тематические концерты, например, радиоконцерт в Саратове «Мастера великого русского искусства – украинскому народу». Многие региональные и эвакуированные институты включали украинские произведения в свой репертуар. Несмотря на экстремальные условия войны, проводилась серьезная военно-шефская работа не только украинскими, но и местными музыкантами. Показано, что Поволжье сыграло однозначно положительную роль в сохранении и развитии украинского национального искусства; в свою очередь деятельность и творчество носителей украинской культуры в крае детерминировали обогащение музыкальной жизни российского региона военного периода 1939 1945 гг.
Abstract
The article touches upon the yet unexplored issue of including the Ukrainian component in the structure of regional professional musical and cultural system and their interaction in the days of the Second World War. The study draws on documents from local and federal archives and periodicals of the Volga region. Evacuation to the region allowed to maintain the creative life of the Zhytomyr theatre of musical comedy (Syzran, Melekess) and of the Taras Shevchenko Ukrainian Radio. The project of creation of the Ukrainian Philharmonic was realized in Saratov in July, 1943. Ukrainian artists, performers, teachers, composers P. Gaydamaka, B. Lyatoshynsky and others lived and worked in evacuation in the Volga region. Awarding music pieces that used Ukrainian themes stimulated further development of this creative trend. The Volga region saw some musicological activities to find and record Ukrainian folklore (the Astrakhan expedition of the Moscow Conservatory). The Volga region became a road house for Ukrainian artists and bands. Local musicians organized bands to spread Ukrainian art, there were thematic concerts, such as the radio conсert “Masters of the great Russian art to the Ukrainian people" that took place in Saratov. Many local and evacuated institutions included Ukrainian works in their repertoire. Despite the extreme conditions of war, Ukrainian, as well as local musicians did much military patronage work (gave concerts for the troops, etc). The study shows that the Volga region played a positive role in the preservation and development of Ukrainian music. Furthermore, the work and activities of the Ukrainian culture-bearers contributed enrichment of the wartime Russian musical life of the region in 1939 1945.
Ключевые слова
Архив, источник, музыкальная культура, Поволжье, украинская музыка, Вторая мировая война, Житомирский театр музыкальной комедии, Украинский радиокомитет.
Keywords
Archive, source, Musical culture, the Volga region, Ukrainian music, World War II, Zhytomyr theatre of musical comedy, the Ukrainian Committee.
Современная внешнеполитическая ситуация и попытки фальсификации истории периода Второй мировой войны детерминируют обращение к проблемам интегрирующих народы начал. Известны многочисленные примеры культурных связей между русским и другими славянскими народами в области музыки, позволяющие констатировать определенную традиционность, однако одной из наиболее ярких страниц этого явления остается период 1939 1945 гг., время проверки жизнеспособности большой группы этносов, сплотившихся перед лицом смертельной опасности. Ведущую роль в этом направлении играли такие организации, как Всеславянский комитет, Всероссийское театральное общество, Всесоюзное общество культурной связи с заграницей, Союз польских патриотов и др., средства массовой информации (например, журнал «Славяне»). Практически неизученной страницей остается проблема феномена украинского компонента в структуре региональной отечественной музыкально-культурной системы.
Поволжье сыграло существенную роль в сохранении и возрождении учреждений и музыкантов носителей украинской культуры в 1939 1945 гг. С осени 1941 г. в Сызрани расположился Житомирский театр музыкальной комедии. В августе 1942 г. театр перевели в Мелекесс, где он находился до осени 1943 г. В 1942 г. коллектив насчитывал 92 человека, а в 1943 г. в Мелекессе он пополнился на 15 человек. Директором служил И.М. Орлов, художественным руководителем – Л.С. Леонидов, музыкальным руководителем – М.О. Дунаевский (предположительно – брат И.О. Дунаевского), концертмейстером К.Т. Зубченко, художником – Б.В. Федоров и проч. Среди артистов выделялись Е.И. Чуфрина, В.С. Лобачевская, Е.Р. Лукьянов, Н.И. Кедрин, О.А. Грелли и другие. В репертуарном портфеле спектакли «Коломбина» А.П. Рябова, «Соловьиный сад» С.А. Заславского, «Сильва» И. Кальмана и другие. В плане на 1942 г. обозначены 9 освоенных и 6 новых постановок. Театр выезжал на гастроли в Ульяновск, например, в мае 1943 г. труппа давала концерты для рабочих завода им. В. Володарского, в колхозах области.
Местные профессионалы и любители создавали коллективы, пропагандировавшие украинское народное творчество. Одним из подразделений Астраханской госэстрады по данным на август 1941 г. был Украинский ансамбль, выступавший в тылу и на фронте. Рецензенты отмечали постановку одноактного водевиля «Бувальщина» К. Стеценко, отрывки из оперы «Запорожец за Дунаем» П.П. Гулак-Артемовского в концертном варианте, спектакль «Наталка – Полтавка» Н.В. Лысенко. В апреле 1943 г. ансамбль готовил музыкально-литературный монтаж «Цыгане» по мотивам драмы М. Старицкого «Цыганка Аза» с использованием украинских и цыганских песен и плясок, отрывков из украинских опер. В августе 1941 г. при Астраханской госэстраде организовали концертные бригады, в том числе украинскую, для обслуживания районов округа. В Пензе до 1943 г. действовал Украинский коллектив из 11 человек. Репликации и синхронной и диахронной трансляции этномузыкальных образцов способствовало включение произведений в репертуар профессиональных коллективов: например, в Энгельсе проект перестройки ансамбля песни и пляски в немецкий национальный ансамбль филармонии АССР Немцев Поволжья в марте 1939 г. предполагал исполнение не только немецких, но и русских и украинских произведений.
Таким образом, Поволжье сыграло однозначно положительную роль в сохранении, распространении и развитии украинского музыкального искусства; в свою очередь деятельность и творчество носителей украинской культуры в крае детерминировали обогащение музыкальной жизни российского региона военного периода 1939 1945 гг.
Список литературы
1. Ляхоцкий В.П. Материалы радиовещания как источник изучения деятельности компартии Украины в годы Великой Отечественной войны. Автореф. дисс … канд. ист. наук. Киев, 1990. 23 с.
2. Мочалов В.А. Вдохновляющим словом // Пензенская область в годы Великой Отечественной войны. Саратов: Приволж. кн. изд-во. Пензен. отд-ние, 1985. С. 95 96.
3. Пинегина Л.А. Художественная культура как фактор Великой Победы. 1941 1945 гг. М.: Диалог МГУ, 1997. 206 с.
4. Саратовская область за 70 лет. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1987. 416 с.
References
1. Ljahockij V. P. Materialy radioveshhanija kak istochnik izuchenija dejatel'nosti kompartii Ukrainy v gody Velikoj Otechestvennoj vojny [Radiobroadcasting Materials as a Source for Studying the Activities of the Communist party of Ukraine during the Great Patriotic War. Abstract of a thesis for a PhD in History]. Kiev, 1990. 23 p.
2. Mochalov V. A. Vdohnovljajushhim slovom [Inspiring Words: The Penza Region during the Great Patriotic War]. Penzenskaja oblast' v gody Velikoj Otechestvennoj vojny. Saratov, 1985. Pp. 95 96;
3. Pinegina L. A. Hudozhestvennaja kul'tura kak faktor Velikoj Pobedy [Artistic Culture as a Factor of the Great Victory]. 1941 1945. M.: Dialog – MGU, 1997. 206 p.
4. Saratovskaya oblast' za 70 let [The Saratov Region over 70 years]. Saratov: Privolzh. kn. izd-vo Publ., 1987. 416 p.
Сведения об авторах
Тузова Ольга Владимировна, кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии, политологии и истории Отечества Самарского государственного технического университета, г. Самара, Российская Федерация, 8-987-902-40-16, 8-987-912-28-25, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
About author
Tuzova Olga Vladimirovna, PhD in History, associate professor of the Department of sociology, political science and Russian history of the Federal state budgetary educational institution of higher professional education "Samara state technical University (FSBEI HPE "Samara state technical University"), Samara, Russian Federation, 8-987-902-40-16, 8-987-912-28-25, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.