АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КООПЕРАТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941—1945гг.

Печать PDF

А.К.ГАГИЕВА, г. Сыктывкар, Российская Федерация

АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КООПЕРАТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941—1945гг.

Gagieva А.К, Syktyvkar, Russian Federation

Archival Sources on the History of the Educational Process in Cooperative Services during the Great Patriotic War,1941—1945

Аннотация

В статье анализируются архивные источники по истории образовательного процесса в кооперативных органах СССР в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Изучение исторического опыта образовательной политики государства в отношении отраслевого образования имеет важное теоретическое и практическое значение для обобщения и выработки новых подходов к реализации современной политики в отношении профессионального образования. Весь документальный массив условно разделен на группы: материалы Российского государственного архива экономики, фонд 484 «Центросоюз СССР – РСФСР. Управление учебными заведениями Центрального союза потребительских обществ СССР, РСФСР» за 1917—1992 гг., где в 10 описи находятся дела за 1930—1956гг.; архивные комплексы региональных архивов. Это фонды 469 «Коми республиканский союз потребительских обществ» и 1547 «Сыктывкарский кооперативный техникум» за 1937—1997гг. Национального архива Республики Коми, где содержится информация о деятельности образовательных учреждений в годы Великой Отечественной войны. Каждый из фондов включает более 500 единиц хранения; документы, хранящиеся в архиве Музея потребительской кооперации Республики Коми, представленные мемуарами участников Великой Отечественной войны, воспоминаниями тружеников тыла. Все указанные источники относятся к одному историческому периоду. Однако, по характеру изложения материалов, они различаются. В военные годы образовательные учреждения системы потребительской кооперации развивались и укреплялись. Образовательная сеть была представлена как высшими, так средними учреждениями профессионального образования. Особый упор был сделан на курсовую подготовку специалистов рабочих профессий.

Abstract

The article strives to assess archival sources on the history of the educational activities of the cooperation of the USSR in the great Patriotic war of 1941—1945. Studying the history of industrial education has important theoretical and practical significance for integrating data and elaborating new approaches to implementation of the current professional education policy. The whole set of documents can be tentatively divided into three groups: (1) materials of the Russian State Archive of Economy fond 484 "Centrosoyuz of the USSR- RSFSR. The management of the educational institutions of the Central Union of Consumer Societies of the USSR -RSFSR" for 1917—1992, which consists 10 series of files from 1930s; (2) archive complexes of regional archives: fond 469 "The Komi Republican Union of Consumer Societies" and fond 1547 "Syktyvkar cooperative College" for years 1937—1997 of the National Archive of the Komi Republic, which provide information on the activities of educational institutions during the Great Patriotic War. Each fond keeps more than 500 items. (3) The third group of documents, which are stored in the archives of the Museum of Consumer Cooperatives of the Komi Republic, include memoirs of workers and participants of the Great Patriotic War. All sources are to the same historical period and all concern the same subject. Their style, however, differs. The author concludes that in the wartime the educational institutions of the system of consumer cooperatives were developing and strengthening. The education network featured both higher and secondary level professional education institutions. Special emphasis was placed on training expert workers.

Ключевые слова

Архив, источник, потребительская кооперация, техникум, торговая школа, Центросоюз, общество, Союз потребительских обществ.

Keywords

Achive, source, consumer cooperation, college, trade school, Centrosoyuz, society, Union of consumer societies.

Кооперация страны, на каждом историческом этапе, решала задачи, связанные с развитием и формированием кооперативных организаций и предприятий. Это убедительно показано в работах К.И. Вахитова, Я.А. Кистанова и В.Н. Титаева. Она не могла развиваться без создания сети образовательных учреждений, где бы проходила подготовка кадров и воспитание будущих кооператоров на «кооперативных традициях». Сегодня, к сожалению, этот опыт либо утрачен, либо формализован, тогда как его использование позволило бы, в определенной мере, подойти к решению проблем реформирования системы профессионального образования и выработать новые методологические подходы.

Изучение кооперативного образования невозможно без использования исторических источников. Особенно их роль возрастает при исследовании вопросов деятельности образовательных учреждений в годы Великой Отечественной войны 1941—1945гг. Это связано не только с тем, что данный вопрос недостаточно изучен, но и с тем, что в годы войны деятельность кооперации, несмотря на трудности и потери военного времени, продолжала развиваться.

Цель настоящей статьи рассмотреть архивные источники по истории образовательной деятельности кооперации СССР в 1941—1945гг. Анализ архивных документов строился с использованием классических работ И.Д. Ковальченко, О.М. Медушевской, А.А. Курносова. При этом весь документальный массив можно условно разделитьна три большие группы. Первая – источники, хранящиеся в центральных архивохранилищах. Вторая - архивные комплексы, находящиеся в региональных архивах. Третья - архивные источники мемуарного характера, сконцентрированные в архиве Музее истории потребительской кооперации Республики Коми. Уникальность этих источников состоит в том, что здесь представлены не только документы по образовательной деятельности кооперации, но и подготовительные, «черновые» наброски к ним. Они позволяют проследить вклад кооперативных образовательных учреждений страны в дело Победы над врагом, а также роль кооперации и ее образовательных учреждений в обеспечении фронта и тыла продуктами питания и предметами первой необходимости. Все вышеназванные исторические источники не известны широкой научной общественности. В контексте исследования образовательной деятельности потребительской кооперации они вводятся впервые.

В военные годы образовательные учреждения системы потребительской кооперации укреплялись. Само их существование во многом способствовало возникновению слоя сельской интеллигенции, воспитанной в кооперативных учебных заведениях. Образовательная деятельность потребительской кооперации была устойчива, эффективна и востребована временем. Это еще раз подтверждают и архивные источники по истории образовательной деятельности кооперации. Каждый из них несет в себе определенную информацию, которая требует критики, осмысления и интерпретации. При этом необходимо учитывать культурно-исторический контекст, в котором был создан и функционировал текст представленных исторических источников.

Список литературы

1. Вахитов К.И. Потребительская кооперация СССР. - М., 1998.- 95 с.

2. Гагиева А.К. Исторический опыт и проблемы кооперативного образования России в 20-90-е годы XX века (На материалах Республики Коми). - Саратов, 2004. – 216 с.

3. Кистанов Я.А. Потребительская кооперация в СССР: исторический очерк. - М., 1951. – 189 с.

4. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. - М.,1987.

5. Курносов А.А.Развитие мемуарной литературы о Великой Отечественной войне // Археографический ежегодник за 1975 год. - М., 1976.

6. Медушевская О.М. Архивный документ, исторический источник в реальности настоящего // Отечественные архивы.- 1996. - № 2. - С. 9—12.

7. Титаев В.Н. Власть. Бедность. Кооперация. - Саратов, 2003. – 281 с.

References

1. Vahitov K.I. Potrebitelskaya kooperaciya SSSR.[Consumer Cooperation in the USSR]. - M., 1998. - 95p.

2. Gagieva A.K. Istoricheskii opit i problemi kooperativnogo obrazovaniya Rossii v 20-90-e godi XX veka (Na materialah Respubliki Komi). [Historical Experience and Issues of Cooperative Education in Russia in the 1920-1990s: A Case Study of the Komi Republic]. – Saratov, 2004. – 216 p.

3. Kistanov Ya.A. Potrebitelskaya kooperaciya v SSSR istoricheskii ocherk. [Consumer Cooperation in the USSR: A Historical Sketch]. - M., 1951. - 189p.

4. Kovalchenko I.D. Metodi istoricheskogo issledovaniya.[Methods of Historical Research]. -M. 1987.

5. Kurnosov A.A. Razvitie memuarnoi literaturi o Velikoi Otechestvennoi voine [Evolution of Memoirs of the Great Patriotic War] // Arheograficheskii ejegodnik za 1975god. - M., 1976.

6. Medushevskaya O.M. Arhivnii dokument istoricheskii istochnik v realnosti nastoyaschego [Archival Document, Historical Source in the Reality of Today] // Otechestvennie arhivi. 1996. № 2.

7. Titaev V.N. Vlast. Bednost. Kooperaciya. -Saratov 2003. [Power. Poverty. Cooperation] - Saratov, 2003. – 281 p.

Сведения об авторах

Гагиева Анна Капитоновна, доктор исторических наук, доцент, профессор Коми Республиканской академии государственной службы и управления, г. Сыктывкар, Российская Федерация, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About author

Gagieva Anna Kapitonovna, PhD in History, associate professor, at Komi Republican Academy of Civil Service and Public Administration, Russian Federation, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.