СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ КРЕСТЬЯНИНА, СВЯЩЕННИКА И ИСПРАВНИКА ПЕРИОДА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Печать PDF

А.В. СКУТНЕВ, г. Киров, Российская Федерация

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ КРЕСТЬЯНИНА, СВЯЩЕННИКА И ИСПРАВНИКА ПЕРИОДА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Skutnev A.V, Kirov, Russian Federation

Сharacter Study of Peasant, Priest and District Police Officer in World War I Period

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-11-43001. This publication is a part of the Russian State Science Fund science project № 14-11-43001.

Аннотация

Статья посвящена изучению менталитета провинциального общества в период Первой мировой войны с точки зрения его религиозности. Отношения Церкви и ее служителей с основной массой населения – крестьянством в эти годы наиболее остро обнажили целый пласт имеющихся противоречий. В деревню приходят многие городские пороки. Одной из самых острых проблем XX в. становится пьянство, охватившее не только город, но и деревню. Пьянство становилось бичом общества. Сухой закон времен войны не привел к трезвости, скорее напротив, он привел к тому, что крестьяне стали употреблять некачественный или технический спирт. Война не сняла противоречий и вокруг извечного аграрного вопроса, например, при наделении причта землей. В этот период заметно растет религиозный индифферентизм. Человеческая жизнь все более обесценивается. Однако война лишь подтвердила факт падения религиозности. Внутреннее единство общества оказалось просто иллюзией. Церковь, также как и власть, утратила объединяющую роль. Хотя Церковь пыталась изменить свою роль в деревне. Духовенство не хотело терять связи с прихожанами. Чтобы взаимодействие между причтом и паствой не ограничивалось обрядовой стороной, во всех приходах епархий были учреждены Попечительные советы о семействах лиц, призванных в ряды военнослужащих, куда вошли священники и прихожане. Однако высокие идеалы, например патриотизм, разбивались о каждодневные будни. С затягиванием войны росло недовольство крестьян жизнью, властями, а, следовательно, и теми, кто этой власти служит. Не хватало рабочих рук, ушедших на фронт мужчин, также больно било по крестьянам изъятие хлеба и лошадей для нужд фронта. Сами священнослужители были охвачены теми же человеческими пороками, что и их паства. Среди пьющих и торгующих вином были и клирики. Некоторые духовные лица все чаще открыто заявляли о выходе из духовного ведомства. И также как и их прихожане демонстрировали порой неуважение к властям и законам. В военную эпоху, когда должно было произойти объединение народа, оно не произошло, потому что противоречия оказались непреодолимы, при этом никто и не захотел меняться. Что в итоге привело к Русской революции 1917 г. Исследование построено на архивных документах и прессе Вятской губернии.

Annotation

The article is devoted to the study of provincial society mentality during World War I with regard to its religiosity. It was at that time that the interactions of the Church and the clergy with the population - the peasantry - exposed a set of pre-existing contradictions. A number urban evils transited to the country-side. One of the most acute problems of the 20th century, encompassing not only the cities but the country-side as well, was d excessive drinking. Excessive drinking became the scourge of the society. The dry law enacted in the wartime did not lead to sobriety, but vice versa reduced the peasants to drinking industrial or low-quality alcohol. The war did not smooth over differences existing around the agrarian question, the assignment of land to the clergy of a parish, for example. There was a significant increase of religious indifference during the war period. The devaluation of human life proceeded to an increasing degree. However, the war only confirmed the fact that religiosity was falling. Internal unity of the society proved to be an illusion. The church, as well as the government, lost its unifying role. And yet the Church tried to change its role in the life of the country-side. The clergy wanted to stay in touch with parishioners. For interactions between the clergy and the congregation not to stay limited to the church-office there were established in all parishes of the dioceses the boards of trustees for aiding the families of the called to arms, which incorporated priests and parishioners. However, high ideals, such as patriotism, were destroyed by the everyday routine. With the war protracting, the dissatisfaction of the peasants with life, regime and its servants only grew. As men went to the front, the country-side became shorthanded, the foraging of bread and horses undid the peasants. Priests were addicted to the same human vices as their flocks. Some of drinkers and wine-sellers were clerics. Several priests proclaimed their withdrawal from the department of religious affairs. As well as parishioners, they showed disrespect for authority and legitimacy. Eventually it resulted in the Russian Revolution of 1917. The study is based on archival documents and the periodicals and newspapers of the Vyatka province.

Ключевые слова

Русская православная церковь, духовенство, менталитет, крестьянство, Первая мировая война.

Keywords

Russian Orthodox Church, clergy, mentality, peasantry, World War I.

Ф.М. Достоевский писал: «...народ русский в огромном большинстве своём православен и живёт идеей Православия в полноте, хотя и не разумеет эту идею отчётливо и научно. В сущности в народе нашем кроме этой «идеи» и нет никакой, и всё из неё одной и исходит, по крайней мере народ наш так хочет, всем сердцем своим и глубоким убеждением своим. Он именно хочет, чтоб всё, что есть у него и что дают ему, из этой лишь одной идеи и исходило. И это несмотря на то, что многое у самого же народа является и выходит до нелепости не из этой идеи, а смрадного, гадкого, преступного, варварского и греховного».

В этой фразе, в известной мере, отображены взаимоотношения Церкви и народа. В целом можно заключить, что паства не только «соответствовала» своему духовенству, но и в разы превосходила его в отношении к миру, во взглядах на жизнь. Тем важнее рассмотреть провинциальное сельское общество и, прежде всего, крестьян – паству на конкретном временном отрезке – в период Первой мировой войны.

Российская империя продолжала оставаться преимущественно аграрной страной. Даже в начале XX в. в сельской местности проживало 85% населения страны, в то время как городское население не превышало 15%. По этому показателю Россия существенно отставала от ведущих стран Европы. Накануне войны население Вятской губернии равнялось 3 813 тыс. чел., из них 3 655 тыс. чел. составляли собственно крестьяне. Это была одна из самых густонаселенных крестьянских губерний страны, которую наименее коснулся процесс модернизации и, тем не менее, даже здесь в самых отдаленных уездах чувствовалось влияние времени.

Падение влияния Церкви на паству понимали все. Именно в период Первой мировой войны епископ Вятский и Слободской Феофан, встречаясь с императрицей, признал, что хотя среди священников и есть «настоящие святые», но большинство не имеют никакого влияния на прихожан. Война никак не изменила отношения населения к духовенству и религии. Накануне войны в 1913 г. миссионер Е. Николаев был поражен услышанной частушкой на вокзале: «Вот идет поп, житье им, братцы – дерут с живого и мертвого». Напротив, в военную эпоху, когда должно было произойти объединение народа, оно не произошло, потому что противоречия оказались непреодолимы, при этом никто и не захотел меняться.

Список литературы

1. Андреева Л.А. Феномен религиозного индифферентизма в Российской империи // Общественные науки и современность. – 2008. – № 4. – С. 114 – 124.

2. Архимандрит Спиридон. Из виденного и пережитого (записки русского миссионера). – Барнаул, 2005.

3. Бородина А.В. Основы православной культуры. Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Изд. 2-е. – М., 2003.

4. Палеолог М. Царская Россия накануне революции. – М.: Политиздат, 1991.

5. Россия 1913 год. Статистико-документальный справочник. – СПб., 1995.

6. Селиванов А.Ф. Вятская губерния // Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Ф.А. Брокгауз – И.А. Ефрон. 1890 г. Т. 14. – М.: Терра, 1990. –– С. 735.

References

1. Andreeva L.A. Fenomen religioznogo indifferentizma v Rossijskoj imperii [Phenomenon of Religious Indifference in the Russian Empire]. Obshhestvennye nauki i sovremennost'. 2008. № 4. P. 114–124.

2. Arhimandrit Spiridon, Iz vidennogo i perezhitogo (zapiski russkogo missionera) [Seen and Experienced (Notes of a Russian Missionary)]. Barnaul, 2005.

3. Borodina A.V. Osnovy pravoslavnoj kul'tury. Uchebnoe posobie dlja osnovnoj i starshej stupe-nej obshheobrazovatel'nyh shkol, liceev, gimnazij [Fundamentals of Orthodox Culture. Tutorial for basic and higher level of secondary schools, lyceums, gymnasiums]. M., 2003.

4. Paleolog M. Carskaja Rossija nakanune revoljucii [Imperial Russia before the Revolution]. M.: Politizdat, 1991. P. 334.

5. Rossija 1913 god. Statistiko-dokumental'nyj spravochnik [Russia in 1913. Statistical and Documentary Handbook]. SPb., 1995.

6. Selivanov A.F. Vjatskaja gubernija. [The Vyatka Province]. Jenciklopedicheskij slovar'. Reprint-noe vosproizvedenie izdanija F.A. Brokgauz – I.A. Efron 1890 g. M.: Terra, 1990. Vol. 14. P. 735.

Сведения об авторах

Скутнев Алексей Владимирович, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой международного права и международных отношений Вятского государственного университета, г. Киров, Российская Федерация, 8-905-871-88-89, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About author

Skutnev Alexey Vladimirovich, PhD in history, Vyatka State University, Kirov, Russian Federation, 8-905-871-88-89, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.