ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГУБЕРНИЯХ ВЕРХНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В XIX ВЕКЕ

Печать PDF

С.Ю. ИЕРУСАЛИМСКАЯ, г. Ярославль, Российская Федерация

ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГУБЕРНИЯХ ВЕРХНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В XIX ВЕКЕ

Yerusalimskaya S.Yu., Yaroslavl, Russian Federation. Sources in the study of public education in Upper Volga region in 19 century

Аннотация

Статья посвящена осмыслению источниковой базы изучения истории развития народного образования в губерниях Верхневолжского региона в XIX столетии. Применяя межархивный подход, автор выявил и проанализировал состав и содержание архивных фондов и документов, хранящихся в государственных архивах Владимирской, Ивановской, Костромской, Тверской и Ярославской областей, а также указал на наличие отдельных видов документов, характеризующих постановку народного образования в Верхнем Поволжье в фондах федеральных государственных архивов – РГИА и РГАДА. В статье сформулированы характеристики фондового и видового состава архивных документов, обоснована возможность и необходимость комплексного подхода к изучению архивных источников по истории народного просвещения в губерниях Верхней Волги в XIX в. Представленный в статье межархивный тематический обзор архивных фондов и документов вводит в научный оборот источниковую базу, обеспечивающую возможность всестороннего изучения исторического опыта постановки народного образования в губерниях Верхней Волги. Давая представление о структуре органов народного образования в Российской Империи XIX в. и видовом составе образующихся в их деятельности документов, обзор может быть использован при исследовании проблем народного образования за соответствующий период и в других регионах России. Автор рассматривает межархивный тематический обзор по проблеме народного образования в Верхнем Поволжье в XIX в. в контексте реализации конструктивной идеи по созданию «информационного слепка материальной цивилизации», эффективного средства повышения информативности и обеспечения сохранности архивных тематических комплексов. Актуальность статьи приобретает особое звучание в контексте современных задач проведения образовательных реформ в России с учетом исторического опыта.

Annotation

The article provides the analysis of the source base for public education development in Upper Volga region guberniyas in the 19 century. Using an inter-archival approach the author revealed and analyzed the structure and content of archival funds and documents stored in the state archives of Vladimirskaya, Ivanovskaya, Kostromskaya, Tverskaya and Yaroslavskaya oblast and also pointed to some types of documents characterizing the public education organization in the Upper Volga region stored in the federal state archive funds RGIA and RGADA. The article states the archive documents characteristics by fund and type structure, substantiates the possibility and necessity of a complex approach in the study of public education archive sources in the Upper Volga region in 19 century. The inter-archival subject survey of archive funds and documents presented in the article introduces into scientific circulation the source base which makes possible a comprehensive study of public education organization in the Upper Volga guberniyas. The survey provides insight into the structure of public education bodies in the Russian Empire in 19 century and their documents type structure and may be used in a public education research of a similar period in other regions of Russia. The author regards the inter-archival subject survey of public education problem in the Upper Volga region in 19 century in the context of implementation of the “material civilization informational mould” creation idea as an effective means of increasing the informative value of thematic archive complexes and of their preserving. The article is specially actual in context of tasks to implement educational reforms in Russia taking into account previous experience.

Ключевые слова

Народное образование, Верхнее Поволжье, архивы, исторические источники, учебные заведения, начальная, средняя, высшая школы, преподавательский персонал, материальная база.

Keywords

Public education, the Upper Volga region, archives, historical sources, educational institutions, primary, secondary, higher school, teaching staff, material base.

В условиях современных образовательных реформ осмысление исторического опыта постановки народного образования в России актуализировало проблему комплексного анализа источниковой базы, необходимой для всестороннего изучения проблемы. Цель настоящей статьи: ввести в научный оборот обзорные сведения об архивных источниках, характеризующих историю народного образования в губерниях Верхнего Поволжья в XIX в., хранящихся в государственных архивах Российской Федерации. При этом обзор источниковой базы по проблеме рассматривается в контексте реализации идеи создания тематического «информационного слепка» материальной культуры , которая ныне находит среди ученых сторонников ее практического воплощения .

Применение методов межархивного комплексного подхода к выявлению и анализу архивных документов, содержащих сведения по истории народного образования в губерниях Верхневолжья, позволило установить, что основная источниковая база, необходимая для всестороннего изучения проблемы, сосредоточена в Российском государственном историческом архиве (РГИА), где имеется архивный фонд Министерства народного просвещения Российской Империи (Ф. 733), в государственных архивах Владимирской, Ивановской, Костромской, Тверской и Ярославской областей: в фондах генерал-губернаторов, органов народного просвещения; духовного ведомства, учебных заведений.

Общее состояние развития народного образования в Российской Империи в XIX в. достаточно полно представлено в циркулярах и отчетах министра народного просвещения Российской Империи, хранящихся в Российском государственном историческом архиве в фонде Департамента народного просвещения Министерства (РГИА, Ф. 733). В них наличествуют сведения, в том числе касающиеся Верхнего Поволжья, о состоянии низшего, среднего и высшего образования, учебных заведениях, преподавателях, указываются источники финансирования в разрезе учебных округов: государственные средства, поступления от земств, городских дум, сельских обществ, взносы и пожертвования различных лиц, плата за обучение. Отчеты министра публиковались . Сведения по изучаемой проблеме могут находиться в архивных фондах и других федеральных государственных архивов. Так, в фондах Российского государственного архива древних актов (РГАДА) хранятся документы, характеризующие учебный процесс, научную и материально-финансовую деятельность Ярославского Демидовского лицея – высшего учебного заведения, основанного П.Г. Демидовым в 1805 г. .

Объемный, исключительно информативный материал по истории народного образования в России хранится в государственных архивах субъектов Российской Федерации, в том числе по истории развития народного образования в губерниях Верхневолжья .

Список литературы

1. Абрамов В.Ф. Земство, народное образование и просвещение // Вопросы истории. - 1998. - № 8. - С. 44 – 60.

2. Бердова О.А. Костромское учительство (XVIII – начало XX века) / О.А. Бердова, Е.А. Лушина. – Кострома: Изд – во КОИПКРО, 2006. - 208 с.

3. Дружинин П.Н. Просвещение в Ярославской губернии в пореформенный период // Очерки истории Ярославского края. Под ред. В.А. Ляхова. - Ярославль: [Яросл. пед. ин – т], 1974. - С. 94 – 136.

4. Егоров С.А. Ярославское высших наук училище. - Ярославль, 1980.

5. Козлов В.Ф. Информационный потенциал государственных архивов Чувашии. На примере изучения государственно-церковных отношений в 1917 – 1941 гг. // Вестник архивиста. - 2011. - № 2. - С. 108 – 116.

References

1. Abramov V.F. Zemstvo, narodnoe obrazovanie i prosveshhenie [Zemstvo, public education and illumination] // Voprosy istorii - Questions of history. 1998. № 8. p. 44 - 60.

2. Berdova O.A. Kostromskoe uchitel'stvo (XVIII – nachalo XX veka) [Teaching in Kostroma (XVIII – beginning of XX century)] / O.A. Berdova, E.A. Luchina. – Kostroma: KOIPKRO Publishing house, 2006. 208 p.

3. Druzjinin P.N. Prosveshhenie v Jaroslavskoj gubernii v poreformennyj period [Education in Yaroslavl guberniya in the post-reform period] // Ocherki istorii Jaroslavskogo kraja - Study of Yaroslavl territory history. Edited by V.A. Lyahov. Yaroslavl: Yaroslavl Pedagogical Institute, 1974. pp. 94 – 136.

4. Egorov S.A. Jaroslavskoe vysshih nauk uchilishhe [Yaroslavl school of higher sciences]. Yaroslavl, 1980.

5. Kozlov V.F. Informacionnyj potencial gosudarstvennyh arhivov Chuvashii. Na primere izuchenija gosudarstvenno-cerkovnyh otnoshenij v 1917 – 1941 gg. [The informative potential of the Chuvashia state archives. Based on relations between state and Church in the period 1917 – 1941.] // Vestnik archivista – Herald of an archivist. 2011. № 2. p. 108 – 116.

Сведения об авторах

Иерусалимская Светлана Юрьевна, кандидат исторических наук, докторант Московского государственного университета сервиса, директор по маркетингу и рекламе ООО «Норд-Строй», Российская Федерация, г. Ярославль, 8-910-966-10-00, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About author

Yerusalimskaya Svetlana Yurievna, PhD in history, Moscow State University of Service doctoral candidate, Marketing and Advertising Director, LLC “Nord-Stroy”, 8-910-966-10-00, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.