РОМАНОВЫ И АРХИВЫ: ПОСЕЩЕНИЕ ЧЛЕНАМИ ИМПЕРАТОРСКОЙ ФАМИЛИИ МОСКОВСКОГО ГЛАВНОГО АРХИВА МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ (МГАМИД)

Печать PDF

Н.Ю. БОЛОТИНА

РОМАНОВЫ И АРХИВЫ: ПОСЕЩЕНИЕ ЧЛЕНАМИ ИМПЕРАТОРСКОЙ ФАМИЛИИ МОСКОВСКОГО ГЛАВНОГО АРХИВА МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ (МГАМИД)

Bolotina N.Yu. The House of Romanov and archives: imperial family visit the Ministry of Foreign Affairs Main Moscow Archive

Аннотация / Annotation

В статье приводятся сведения о посещении Московского главного архива Министерства иностранных дел (МГАМИД) представителями Дома Романовых во второй половине XIX - начале XX в., их интересе к старинным документам по истории России и правящей династии, анализируются причины посещений архива, порядок его осмотра и содержание проводимых для членов императорской фамилии экскурсий.

In the article contain information about the House of Romanov members visit the Ministry of Foreign Affairs Main Moscow Archive (MGAMID) in second half 19 – beginning of 20th centuries. They interested in ancient documents about Russia and ruling dynasty history. Also in the article analyzed visit reasons, seeing sequence and excursion content.

Ключевые слова / Keywords

Романовы, Николай I, Николай II, Александр II, Александр III, Московский главный архив Министерства иностранных дел (МГАМИД), Древлехранилище. The House of Romanov, Nicholas I, Nicholas II, Alexander II, Alexander III, the Ministry of Foreign Affairs Main Moscow Archive (MGAMID), antiquities archive.

БОЛОТИНА Наталья Юрьевна – доцент кафедры истории российской государственности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кандидат исторических наук, г. Москва; 8-916-703-72-51, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Московский главный архив Министерства иностранных дел (МГАМИД; ныне в составе РГАДА) – старейший архив Российской империи, в котором концентрировались документы по истории государства и правящих династий Рюриковичей и Романовых, важнейшая дипломатическая документация и переписка с иностранными державами, а также личные бумаги российских государей. Ценность МГАМИД для России можно определить тем, что в этом архиве хранились документальные «регалии» государства и правящей династии. Эта значимость осознавалась монархами, государственными и общественными деятелями уже в конце XVIII-XIX вв., о чем свидетельствует уникальный опыт эвакуации архивных документов накануне вступления в Москву войск Наполеона в 1812 г.

Документы канцелярии МГАМИД сохранили свидетельства о неоднократном посещении архива императорами и представителями многочисленной императорской семьи в дни их пребывания в древней российской столице. В Москву на торжества по случаю 25-летия коронации 19 августа 1851 г. впервые по железной дороге на императорском поезде из Санкт-Петербурга прибыл Николай I с семьей и со свитой. В эти дни несколько представителей императорской фамилии посетили МГАМИД. 6 сентября директор архива М.А. Оболенский получил от гофмейстера двора великой княгини Екатерины Михайловны официальное уведомление о ее желании вместе с супругом герцогом Георгом Мекленбургским-Стрелецким осмотреть 6 сентября архив и его собрание . Августейшей чете были показаны «исторические драгоценности архива», все важнейшие акты по внутреннему управлению и сношениям с иностранными державами.

Спустя несколько дней, 14 сентября, Оболенский сообщил управляющему МИД Л.Г. Сенявину о необычайном интересе, проявленном к сокровищам архива членами семьи Романовых. Он писал о том, что «при всех встречавшихся случаях высокие особы, в особенности Его императорское высочество государь наследник цесаревич , Их императорские высочества государыни великие княгини Ольга Николаевна и Екатерина Михайловна, снисходительно разговаривая со мною о нашей истории, с любопытством расспрашивали об архиве и о замечательнейших древних памятниках, в нем хранящихся» . Изучение отечественной и всемирной истории с ранних времен являлось составной частью обучения детей в семье Романовых, что способствовало пониманию ими роли России в мировом процессе, воспитанию патриотизма и ответственности за государство. Большое значение в этом имело ознакомление, в том числе и личное в ахиве, с важнейшими документами и дипломатическими актами.

В один из сентябрьских дней (7 сентября) Оболенский получил повеление быть у императрицы Александры Федоровны. С собой он взял важнейшие архивные документы, связанные с воцарением династии Романовых: утвержденную грамоту об избрании на царство Михаила Федоровича , «Государственную книгу, представляющую в живописных изображениях избрание и венчание на царство Михаила Федоровича и возведение на патриарший престол родителя его Филарета Никитича», чин венчания первого из Романовых с Евдокией Лукьяновной Стрешневой, а также Орден подвязки с статутом, присланный английской королевой царю Ивану Грозному и финифтяной портрет Петра I с его письмами. В то время, когда императрица стала рассматривать привезенные сокровища, к ней прибыл митрополит Московский Филарет, и Оболенского позвала в свои апартаменты великая княгиня Ольга Николаевна. По словам директора МГАМИД, она «изволила благосклонно беседовать со мною о памятниках русской древности и с любопытством рассматривала архивские документы, причем я имел счастие поднести Ее высочеству все мои издания, которые и были Ею снисходительно приняты» . Затем привезенные документы рассматривал цесаревич Александр Николаевич.

После того, как императрица Александра Федоровна в сопровождении митрополита осмотрела Кремлевские соборы, она два часа в саду Малого Кремлевского дворца беседовала с Оболенским «о русской старине и обычаях; при рассматривании всех бывших со мною памятников государыня императрица с живейшим участием изволила говорить обо всем минувшем русской истории и входила в самые мелкие подробности древних придворных обрядов и домашней жизни наших государей» .

В то время, когда Оболенский был во дворце у императрицы, МГАМИД посетили наследный принц Саксен-Веймарский с супругой и «все архивские замечательности» были им показаны начальниками отделений. Более часа они рассматривали «замечательнейшие исторические акты, драгоценные памятники важнейших событий нашего Отечества» .

Необычайный интерес представителей семьи Романовых к древнейшим свидетельствам прошлого свидетельствует об уровне их образования и воспитания, живом неформальном внимании к архивным документам, а также бесспорно указывает на большое значение МГАМИД в сохранении русской старины и на его роль хранителя истории монархии в государственном устройстве Российской империи.

Будучи уже императором Александр II Николаевич вновь посетил МГАМИД, переведенный в 1874 г. в новое здание на Воздвиженке, 22 августа того же года. Директор архива барон Ф.А. Бюллер сообщил управляющему МИД В.И. Вестману о том, что монарх «пробыл двадцать минут и был ко всем особенно милостив» . На следующий день 23 августа директор МГАМИД отправил телеграммы с сообщением о визите Александра II наследнику цесаревичу Александру Александровичу, как «августейшему попечителю изысканий по отечественной истории», а также великому князю Владимиру Александровичу, как «августейшему любителю отечественной истории» .

В октябре 1874 г. проездом из Ливадии в Санкт-Петербург дети Александра II великие князья Сергей и Павел Александровичи на торжественном завтраке у московского генерал-губернатора В.А. Долгорукова обратились к Бюлеру с пожеланием посетить вверенный ему архив. В своем письме к Вестману он писал, что во время приема «имел возможность объяснить в общих чертах драгоценный состав этого хранилища и почему именно оно первоначально образовалось в Москве при государственном Посольском приказе» . Юноши посетили архив в тот же день в сопровождении генерал-губернатора, обер-полицмейстера, флигель-адъютанта Д.С. Арсеньева и профессоров Вегнера и Метгина.

Высокопоставленные гости были встречены в парадных сенях служащими архива, их провели в читальни, где великие князья застали постоянно занимающихся в МГАМИД: «наставника своего по части истории ректора университета» С.М. Соловьева, заведующего общим архивом Министерства императорского двора Г.В. Есипова, служащего Оружейной палаты Д.М. Струкова, а также писцов, копирующих документы для сенатора и управляющего Московским архивом Министерства юстиции Н.В. Калачева и для Археографической и Петровской комиссий.

По сложившейся традиции для августейших особ устраивались специальные выставки наиболее значимых государственных и дипломатических документов. Как свидетельствует письмо Бюлера министру императорского двора, архивисты неформально подходили к приему августейших особ, они стремились организовать увлекательную и познавательную экскурсию: «подборкою на выставку, по сему радостному для архива случаю, замечательнейших документов, приложено было все старание, дабы это посещение обратилось некоторым образом в полезную для любознательности Их императорских высочеств лекцию из отечественной истории» .

Для ознакомления великих князей Сергея и Павла Александровичей в большой зале МГАМИД были разложены «трактаты, находящиеся в действии, и в силу коих совершались важнейшие в XVIII столетии территориальные приобретения России, акты отречения последних короля Польского и герцога Курляндского, древнейшие договоры с германскими императорами и курфюстами Бранденбургскими, грамоты на пергамене за подписью разных иностранных влиятельных особ, трактат Кучук-Кайнарджийский, собственноручное письмо Петра Великого, заключающее описание взятия Дерпта и т.п.» Великие князья побыли в архиве около 45 минут, и во время осмотра не только внимательно изучили представленные акты, но некоторые их них даже прочли.

Гости благосклонно отозвались обо всем увиденном в МГАМИД, а особенно их поразила быстрая перевозка документов и устройство такого огромного количества дел в новом помещении, причем великий князь Сергей Александрович изволил выразить пожелание, чтобы «сокровища архива все более и более обращались на пользу научных изысканий» . Статья Бюлера о посещении великими князьями МГАМИД и документах, показанных юношам, была напечатана в «Правительственном вестнике» .

Более часа провел в МГАМИД 12 марта 1875 г. великий князь Константин Николаевич. Он обошел архив в сопровождении Бюлера и служащих, в читальнях великий князь «расспрашивал нескольких господ ученых посетителей об их занятиях в архиве», ознакомился с программой изданий Комиссии грамот и договоров, а в «архивской библиотеке рассматривал портфели историографа Миллера и восточные рукописи» и особое отделение, в котором было сосредоточено все напечатанное с XVI в. о Москве .

Поднявшись на верхний этаж, где непосредственно помещалось архивное собрание, великий князь Константин Николаевич самостоятельно «выбирал по ярлыкам из открытых шкафов: опись дел Посольского приказа 1614 года, голштинские дела, присланные из Сената в 1768 году, метрики Литовскую и Польскую, а в Трактатной палате изволил рассматривать договоры Ништатский и о разделах Польши, и прочесть несколько древних английских грамот, два неизданных подлинных письма Вольтера и часть турецкого текста Кючук-Кайнарджийского трактата» . Побывал великий князь Константин Николаевич и в ценнейшей части архива – Древлехранилище, которое располагалось тогда в Теремном дворце Московского Кремля, причем с одним из сотрудников секретарем посольства в Константинополе он разговаривал по-турецки.

Сокровища Древлехранилища и МАГАМИД 14 сентября 1875 г. показывали принцу Александру Петровичу и принцессам Евгении Максимилиановне и Терезии Петровне Ольденбургским, а 24 сентября принцу Петру Георгиевичу Ольденбургскому, который обошел все залы, смотрел некоторые акты, грамоты и трактаты, письма Дмитрия Самозванца, Вольтера и других исторических деятелей, причем «изволил вспоминать, что тому 44 года видел архив в прежнем его помещении» .

Директор МГАМИД Бюлер в своем письме от 4 сентября 1876 г. товарищу министра императорского двора Н.Н. Гирсу сообщал о посещении архива великой княгиней Екатериной Михайловной с детьми, которая предприняла поездку для ознакомления своих детей с древними историческими документами. Члены императорской фамилии в течение двух часов обозрели оба этажа архива, останавливаясь в некоторых залах и во всех отделениях библиотеки, а в Трактатной палате для них специально были разложены разные акты «в таком виде, чтобы обозначить приобретение настоящих границ империи»: Ништадский трактат, акты отречения последних герцога Курляндского и короля Польского, документы о разделах Польши и присоединении Крыма, Кучук-Кайнарджийский договор и «декларация об уступке Грузии» .

МГАМИД 27 августа 1881 г. посетил великий князь Николай Николаевич Старший, в сопровождении свиты он осматривал специально устроенную «выставку важнейших международных актов, причем обратил особенное внимание на трактаты, заключенные с Турцией в прошлом столетии» .

В дни своей коронации в 1896 г. Николай II также предполагал побывать в МГАМИД, но его посещение не состоялось. После коронационных торжеств во время пребывания в селе Ильинском император сообщил директору архива князю П.А. Голицыну, что намерен посетить МГАМИД в ближайший свой приезд в Москву. В начале 1898 г. Николай II известил министра иностранных дел М.Н. Муравьева о своем желании осмотреть архив в дни чествования памяти его деда Александра II в Москве. В течение лета архив готовился к приему «в стенах своих своего повелителя». В первую очередь была ускорена издательская деятельность, чтобы поднести императору новые экземпляры книг. Много усилий уделили приведению в порядок внешнего вида МГАМИД, здание покрасили снаружи и внутри, поправили и перекрасили двери и окна, впервые после постройки здания в 1874 г. была вычищена закоптевшая архивская церковь. Садовник Кондрашев, арендующий сад архива, посадил цветы в круг и вдоль подъездных дорог .

В Московском Кремле 17 августа 1898 г. был торжественно открыт памятник Александру II, а спустя два дня 19 августа в день своего отъезда в Крым Николай II в сопровождении членов императорской фамилии, свиты и московских руководителей удостоил своим посещением МГАМИД. Сведения о последних приготовлениях архивистов к встрече государя сохранились в черновом варианте сообщения для газеты, составленного Голицыным. День был ясный и теплый. Директор прибыл в архив в 8 часов, а остальные сотрудники собирались до 9.30 утра. Архив был празднично убран, разостланы ковры, крыльцо покрыто красным сукном .

Посещение Николаем II МГАМИД подробно освещалось в «Московских Ведомостях» (№ 228 за 20 августа 1989 г.), экземпляр газеты с правкой Голицына сохранился в архивном деле . Николай II в сопровождении великого князя Сергея Александровича в 10 часов утра проследовал от Боровицких ворот Кремля до здания МГАМИД, по пути приветствуемый московскими жителями. Вскоре прибыли также великий князь Владимир Александрович и великая княгиня Мария Александровна герцогиня Саксен-Кобург-Готская. Во дворе архива гостей встретили пением «Спаси, Господи, люди Твоя» учащиеся церковно-приходских школ Москвы вместе с преподавателями. После этого все прошли в сени, и министр иностранных дел Муравьев представил кратко императору служащих архива.

Из сеней гости проследовали в читальню, в библиотеке И.Ф. Токмаков показал Николаю II сочинения, посвященные Романовскому Дому. При осмотре рукописей император обратил особое внимание на акварельный рисунок комнаты, в которой родился Александр II и фототипию посещения им в сопровождении великой княжны Марии Александровны и великого князя Сергея Александровича в 1861 г. церкви Св. Троицы в Лужниках.

В государственном Древлехранилище Николаю II показали важнейшие документы, связанные с русскими царями и династией Романовых: грамоту вселенских патриархов о поднесении великому князю Иоанну Васильевичу титула царя, грамоту об учреждении патриаршества в России , акт избрания на царство Михаила Федоровича, Соборное Уложение царя Алексея Михайловича, «представляющее свиток в 30 аршин длины», Большую государственную книгу – Титулярник, записные книжки Петра I и государственные печати. При этом Николай II обратил особое внимание «на контраст между прочною железною печатью Петра Великого и роскошными, осыпанными драгоценными каменьями печатями государей и особ императорской фамилии последующих времен» . В этой встрече Николая II с документами о становлении династии Романовых можно увидеть определенный символизм, хотя до падения монархии оставалось еще много времени: последний из Романовых держал в руках документ об избрании первого из Романовых.

В Трактатной палате император обратил внимание на трактаты XVIII в., грамоты Лжедмитрия, особый его интерес вызвали помещенные в архив по его распоряжению турецкие грамоты, относящиеся к Андрианопольскому договору 1829 г., печати которых украшали алмазы, а также грамоты английских государей, отличающиеся богатым живописным орнаментом. Пояснения Николаю II давал сотрудник архива историк С.А. Белокуров. По желанию императора для него были открыты архивные шкафы и продемонстрированы донесения русских посланников в Константинополе конца XVIII в.

В кабинете директора Николаю II торжественно поднесли несколько последних изданий, подготовленных МГАМИД, экземпляры эти были в переплете белой кожи с тисненной золотом печатью на заглавной обложке. Среди них находилось иллюстрированное факсимильное издание книги избрания на царство царя Михаила Федоровича. Из МГАМИД Николай II отправился в Исторический музей, где осматривал русские древности, размещенные в залах, и проекты памятника Александру III.

Знакомство Романовых с МГАМИД не ограничивалось их редкими посещениями. Сохранились документальные свидетельства о том, что в 1902 г. для великого князя Владимира Александровича в Петербург отправлялась переписка российского посланника в Париже И.М. Симолина за 1790-1792 гг., в том же году для великого князя Николая Михайловича делались фотографии с портретов и миниатюр, хранящихся в архиве, а в 1903 г. доставлялись документы по сношениям с Римом и о пребывании иезуитов в России . Как видим, представители Дома Романовых были хорошо осведомлены о богатейшем документальном собрании МГАМИД, ценили его сокровища и деятельность архивистов по их сохранению.

В XIX - начале XX в. складывается практика посещения членами императорской фамилии и иностранными государями и дипломатами старейшего отечественного архивохранилища – МГАМИД, в котором к этому времени сконцентрировались важнейшие документы по истории России и правящей династии. Все прибывающие в Москву представители семьи Романовых обязательно посещали архив, где для них проводились специальные выставки и экскурсии, что способствовало воспитанию патриотизма у юных великих князей и формированию у старшего поколения понимания значимости архивных материалов для изучения прошлого. Почетным гостям показывали важнейшие дипломатические акты, письма Петра Великого, документы из портфелей историографа Миллера, дела Посольского приказа, письма Вольтера Екатерине II и другие архивные редкости. Интерес, внимание и уважение, которые проявляли Романовы к древнейшим документам, запечатлевшим многовековую историю России, могут послужить полезным опытом и для современных руководителей нашего государства.

Список литературы

Белокуров С.А. Московский архив Министерства иностранных дел в 1812 г. М., 1913.

Гаврилова Л.М. Знак ордена Подвязки из Оружейной палаты — легенды и реальность // Россия — Британия. К 450-летию установления

дипломатических отношений и торговых связей: Тез. докл. междунар. науч. конференции. М., 2003.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.