ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XVIIIXX ВВ.: ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПО МАТЕРИАЛАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА В Г. ТОБОЛЬСКЕ

Печать PDF

А.В. СПИЧАК

ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XVIIIXX ВВ.: ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ

ПО МАТЕРИАЛАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА В Г. ТОБОЛЬСКЕ

Spichak A.V. Documenting of marriage process in Russian Empire in 18th – 20th centuries. On materials of the Tobolsk State archive

Аннотация / Annotation

Статья посвящена рассмотрению порядка документирования процесса вступления в брак в Российской империи в XVIII-XX вв. В работе анализируются состав, содержание и оформление брачных документов дореволюционной России. Автор статьи выявила комплекс документов, используемых для данной процедуры, выделила реквизиты документов.

The article is devoted to consideration of documenting of marriage process in the Russian Empire in 18th – 20th centuries. In work is analyzed the structure, contents and registration of marriage documents of pre-revolutionary Russia. The author of this article revealed a complex of the documents used for this procedure, allocated requisites of documents.

Ключевые слова / Keywords

Источник, брачный документ, Русская православная церковь, ценный исторический источник, Святейший Правительствующий Синод, архивный документ, архивный фонд, Тобольская епархия. Marriage document, Russian Orthodox Church, valuable historical source, Most Holy Governing Synod, archival documents, archival funds, Tobolsk diocese.

СПИЧАК Александра Владимировна – ассистент кафедры документоведения и всеобщей истории Нижневартовского государственного гуманитарного университета, г. Нижневартовск; 8-912-530-50-23; Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Церковь на протяжении многовековой истории нашей страны играла на важную роль в становлении и укреплении российской государственности. В архивах хранятся ценные исторические источники о различных направлениях деятельности Церкви. Документы о браке имеют особую важность для сохранения исторической памяти народа России, т.к. они освещают все стороны жизни православного населения, являются частью культурного наследия русского народа, историческим источником о жизнедеятельности как отдельных личностей, так и российского государства в целом.

Брачные документы дореволюционной России являются не только источником по демографии, они содержат информацию о самобытной культуре русского народа, о месте брачных отношений в системе государственной власти. Документы гражданского состояния составляют большую группу. Они фиксируют сложную процедуру вступления в брак, что формировало нравственные, экономические, правовые основы семьи, а это, в свою очередь, способствовало укреплению российской государственности. Анализ создания и развития форм церковных документов о браке позволяет дополнить знания о системе дореволюционного делопроизводства в российском государстве.

К брачным документам обращались такие исследователи как И.А. Косарева , Д.И. Мейер , И.И. Глуховская, С.Н. Романова и др.

И.А. Косарева описывает порядок совершения бракосочетания в дореволюционной России: обручение, оглашение и обыск, само бракосочетание . Такой же порядок совершения бракосочетания, действовавший в дореволюционной России, определен Д.И. Мейером . Определения понятий «брачный обыск», «брачные документы» представлены в разработанном И.И. Глуховской и С.Н. Романовой «Указателе видов документов, содержащих генеалогическую информацию (XVI в. – 1917 г.)» . Однако в настоящее время отсутствует обобщающий труд по истории возникновения и развития церковной документации о браке, не проведен ее системный источниковедческий анализ, что усиливает интерес к данной проблематике.

И.А. Косарева отмечает, что в XVIII в. в Российском государстве церковная форма брака стала обязательной. Автор выделила отдельные этапы брачных отношений: обручение, оглашение, обыск, бракосочетание (оформление супружеских отношений). Обручение (помолвка) перестало иметь юридическое значение со времен Петра I, представляло собой лишь предварительное соглашение между двумя лицами разного пола о будущем заключении брака. Оглашение состояло в троекратном объявлении в церкви предстоящего брака. По церковным правилам сила оглашения продолжалась в течение двух месяцев, если в этот срок брак не совершался, оглашение следовало возобновлять. И.А. Косарева утверждает, что цель оглашения заключалась в выявлении обстоятельств, препятствующих браку, но само оглашение носило формальный характер ввиду того, что упущение оглашения не влияло на действительность брака. Обыск сводился к удостоверению известными лицами  свидетелями - отсутствия оснований недействительности брака. К числу таких оснований относили родство, принуждение и т.д. Само бракосочетание - это церковный обряд венчания, совершаемый в личном присутствии сочетающихся, при свидетелях (двух-трех), сопровождавшийся обменом кольцами. По окончании венчания брачующиеся считались супругами. Каждый брак записывался в приходскую (метрическую) книгу .

Документирование процесса заключения брака в одной из крупнейших епархий России автор предлагает проследить на основе анализа документов Государственного архива г. Тобольска. Были исследованы фонды: № 57 - «Канцелярия Епископа Тобольского и Сибирского 1729-1929 гг.» ; № 156 - «Тобольская духовная консистория 1721-1922 гг.» , а также 34 фонда церквей Тобольской губернии: фонд № 120 - «Липоярская Богоявленская церковь с. Липоярское Тобольского уезда 1729-1900 гг.» (1 дело) ; фонд № 715 - «Градо-Брезовская Богородице-Рождественская церковь г. Березов, Березовского уезда 1812-1920 гг.» и др.

За основу взят порядок документирования брачных отношений, представленный И.А. Косаревой, и дополнен анализом самих брачных документов, т.к. последним исследователем кратко обозначены основные этапы, но описание необходимых для данной процедуры документов отсутствует. Первым документом можно считать брачный обыск, так как именно в этом документе фиксируется волеизъявление жениха вступить в брак. На основе этого документа церковью собиралась биографическая информация о будущих супругах, в результате чего создавался комплекс из десяти документов (предбрачное свидетельство; справка; паспорт; свидетельство о разрешении вступить в брак после вдовства или развода; удостоверение о разрешении на вступление в брак жениху, выданное купеческой мещанской управой; билет (свидетельство) о явке к исполнению воинской повинности; удостоверение сельского старосты; свидетельство об исповеди и причастии; письмо; рапорт). В результате новый брак записывался в метрическую книгу. Далее автор работы подробно рассмотрит каждый вид брачных документов согласно вышеописанному порядку.

Брачный обыск - письменный акт, совершенный причтом церкви перед венчанием с целью установления неродства вступающих в брак. Этот документ включал следующие сведения: фамилии, имена, отчества, возраст, сословие, чин, семейное положение. Брачные обыски от руки и без красной строки заносились в шнуровые (обыскные) книги, которые скреплялись печатями духовных консисторий и имели одинаковую форму изложения обысков (было просмотрено около 30 обысков ).

Брачные обыски выглядели следующим образом: «…купец Петр Алексеев Богданов, дал сей обыск в том, что желает в брак вступить первым браком, … с дочерью его девицей Екатериной, кои между собой как плотского так и духовного родства не имеют … К бракосочетанию возбраняющего препятствия не имею и оных жених и невеста лет совершенных. А если по свенчании какое к бракосочетанию препятствие окажется, то мне тысяцкому … ни до какого ответу, и за несправедливое показание подвергаем себя к поступлению с нам и по всей строгости как Его Императорского Величества Законы повелевают» . На основании брачного обыска церковью собиралась биографическая информация о будущих супругах, в результате чего создавался комплекс документов с дублирующейся информацией.

Предбрачное свидетельство – документ, выдававшийся церковью и содержащий такие сведения о вступающих в брак, как вероисповедание, дата рождения, находится ли в здравом уме, имеется ли дозволение родителей, бытие на исповеди и причастии. Документ подписывал священник и псаломщик, скреплялся печатью Тобольской епархии. Предбрачное свидетельство от 19 января 1907 г. № 12 содержал следующую информацию: «Состоящая в нашем приходе и имеющая жительство в деревни … крестьянская девица, Марья Яковлева Печеркина … объявила нам, что она … имеет намерение вступить в брак с прихожанином Градо Тобольской Спасской церкви … с крестьянином Алексием Петровичем Балиным. Вследствии чего мы, нижеподписавшиеся, свидетельствуем, что Печеркина 1) девица; 2) веры православной; 3) 27 лет … 4) находится в здравом уме; 5) … имеет дозволение от своих родителей … 6) у исповеди и у св. причастия в 1906 году не была по отлучки; 7) по троекратном оглашении, учиненном … в нашей приходной церкви с желанием ее вступить в брак с … препятствий никем не объявлено. О чем дано ей … сие свидетельство по силе п. 3 … в приложении к ст. 26 тома X Зак. гражд. и ст. 41 инстр. благочин. …» .

Справка – документ, выдававшийся церковью будущему супругу для вступления в брак, содержащий биографические сведения (дата и место рождения и крещения, о родителях и т.д.). В этом документе говорилось: «По метрикам Градо–Тобольской Богородице–Введенской церкви за 1884 год под № 53 значится…родился…крещен 11 ноября…» . Справка составлялась от руки и была подписана священником.

Паспорт – документ, содержащий такие сведения, как вероисповедание, дата рождения, род занятий, пол, место жительства и др. Для процедуры заключения брака делалась заверенная священником и псаломщиком копия паспорта, составленная от руки. Под наименованием вида документа («паспорт») в заголовке указывались национальность, фамилия, имя, отчество человека, которому выдавали паспорт. Текст делился на две части, отделенных вертикальной линией. В левой части указывалось вероисповедание, возраст, род занятий и семейное положение. В правой – губерния, уезд, волость, деревня проживания, фамилия, имя, отчество и др. Подписывал копию паспорта писарь под правой частью текста документа. Копия заверялась священником и псаломщиком, об этом делалась отметка по центру под подписью, состояла из слов «с подлинностью верно: » и подписей .

Свидетельство о разрешении вступить в брак после вдовства или развода. Человеку, который хочет вступить в брак после вдовства или развода, требовалось получить разрешение Духовной консистории, которое выражалось в свидетельстве. Свидетельство запрашивала церковь в форме письма. Свидетельство о разрешении вступить в брак после вдовства или развода – документ, выдававшийся Духовной консисторией, содержащий сведения о расторжении брака и разрешении вступить в новый брак. На собрании епархиального начальства рассматривалось дело и принималось решение. В архиве хранятся документы такого рода и выглядят они в форме трафарета: «Настоящее свидетельство выдано из Тобольской Духовной Консистории, за надлежащим подписом и приложением казенной печати, крестьянину Тобольского уезда, Бронниковкой волости, деревни … , Алексею Банину в том, что брак его с крестьянскою девицею Евдокию Яковлевою … совершенный в градо Тобольской Богородице-Введенской и Спасской церкви 6го февраля 1883 года и записанный по метрикам этой церкви за означенный год под № 9, за безвестным, более пяти лет, отсутствием последней, на основании Высочайшего повеления 14 января 1895 г., по протокольному определению Тобольского Епархиального Начальства, состоявшемуся 8-23 ноября 1906 г., расторгнуть и ему, Алексею Банину, - дозволено вступить в новый, по счету второй, брак с лицом беспрепятственным. Гербовый сбор уплачен Ноября 30 дня, 1906 года». Документ подписывали член Консистории, секретарь и столоначальник. Свидетельство скреплялось печатью Тобольской духовной консистории .

Удостоверение о разрешении на вступление в брак жениху, выданное купеческой мещанской управой – документ, выданный жениху купеческой или мещанской управой, если он принадлежал к этим сословиям и содержащий сведения о его вероисповедании, возрасте, подтверждении того, что он холост и согласия управы на брак. Автором исследования было рассмотрено удостоверение, выданное мещанской управой. Документ составлялся в форме трафарета: «… Дано сие свидетельство из Тобольской Мещанской Управы Тобольскому мещанину … в том, что он вероисповедания православного, холост, от роду 33 года …». Документ подписывали мещанский Староста и писарь. Свидетельство скреплялось печатью Тобольской мещанской управы .

Билет (свидетельство) о явке к исполнению воинской повинности – документ, подтверждающий принятие юноши на службу. В документе также указывались знаки отличия. В церкви делалась копия с билета. Рассмотренный документ не имеет подписей . Соответствует современным документам военкомата.

Удостоверение сельского старосты – документ, в котором сельский староста указывал, есть ли препятствия с его стороны на вступление в брак. Он содержал сведения о вероисповедании, возрасте, роде занятий, состояние в браке, информацию о детях, отношение к отбыванию воинской повинности, грамотность, рост, цвет волос, особые предметы. Это документ выдавался сроком на один год. Документ составлялся в форме трафарета. Лист бумаги, на котором оформлялось удостоверение, разбивался на две части. Правая часть занимала ¼ листа и содержала сведения, описывающие вступающего в брак. Все реквизиты располагались в левой части листа и оформлялись как на отдельном документе. Документ скреплялся печатью, располагающейся справа от подписи .

Свидетельство об исповеди и причастии – документ, в котором духовник монастыря подтверждал факт бытия на исповеди и у причастия. Он представлял трафарет – постоянная часть текста печаталась, переменная – вносилась от руки. Текст состоял из основной части, которая печаталась («о бытии на исповеди и у Св. Причастия в Абалакском Знаменском Монастыре, выданное») и переменной, которая вносилась от руки (фамилия, имя, отчество прихожанина). Подписывал свидетельство духовник монастыря в нижней части документа слева. Подпись состояла из титула «Духовник», которая печаталась и его имени и фамилии, которые вносились от руки. Свидетельство скреплялось печатью духовника монастыря справа от подписи, в рассмотренном документе это печать духовника Абалакского Знаменского Монастыря .

Рапорт – документ, отправляемый от нижестоящего должностного лица вышестоящему, содержащий определнный доклад. В институте брака – документ, писавшийся настоятелем церкви архиепископу Тобольскому и Сибирскому. Он содержал биографическую информацию о гражданине. Реквизиты (сверху вниз): адресат в верхей части листа, адресант справа, наименование вида документа по центру, текст, подпись, справа место составления, дата и номер документ .

Письмо – документ переписки причтов церквей. Если жених и невеста жили в разных деревнях, то причт церкви невесты отправлял в причт жениха письмо, в котором содержалась информация о невесте, переписанная со справок. Реквизит «адресант» проставлялся в верхнем левом углу документа в виде печати, в которую входило название села, церкви, уезда и епархии.

Текст письма содержал следующую информацию: «Прихода Вашего, Горонниковской волости, деревни Козловой крестьянин Михаил Андреев Козлов, заявил нам, что он засватал за себя невесту прихода нашего Кугаевкой волости, деревни Желтовской крестьянскую дочь Елизавету Георгиевну Желтовскую. По справкам оказалось, что…». Документ подписывали священник и псаломщик. Подпись состояла из указания титула, имени и фамилии. Письмо скрепляли печатью Тобольской епархии в левом нижнем углу документа .

Метрическая книга. После того, как все вышеперечисленные документы были собраны и проверены причтом церкви, супруги могли венчаться. Новый брак фиксировался в метрической книге. Метрические книги  совокупность актов культовой регистрации, удостоверяющих события крещения (рождения), венчания (брака), погребения (смерти) конкретных лиц, в виде хронологических записей в книжной форме. Указ Синода от 1724 г. впервые ввел графические формы метрических книг и уточнил особенности их ведения. После Указа Синода от 1779 г. «Об исправном содержании метрических книг во всех приходских церквах» наличие книг в приходах и консисториях стало обязательным. Книги состояли из вводной части и четырех таблиц (о родившихся, бракосочетавшихся, об умерших и сводная таблица). В начале тетради в первой строке таблицы располагается вводная часть, в которой указывается, где тетрадь прошнурована, ссылка на Указ и должность того, кто должен вести тетрадь. В архиве хранится документ: «Тетрадь прошнурованная в Березовской духовном правлении за силу Указа Святейшего Правительствующего Синода 1802 года … 16го дня … Обдорской Васильевской церкви священноцерковнослужителям на записку о … прихода о родившихся, браком сочетавшихся и умерших с показанием кем именно из священноцерковнослужителей каждая … направлена будет в 1807м году».

Далее располагается таблица «Часть первая о рождающихся», состоит из пяти столбцов:

1. число людей (мужчин и женщин отдельно);

2. число рождения;

3. у кого кто родился;

4. число крещения;

5. кто были восприемники.

Следующая таблица «Часть вторая о бракосочетавшихся», состояла из четырех столбцов:

1. номер;

2. кто именно венчал;

3. число венчания;

4. кто были поручители.

Третья таблица «Часть третья о умерших» состояла из семи столбцов:

1. число умершего;

2. число людей (мужчин и женщин отдельно);

3. кто именно померли;

4. возраст (мужчин и женщин отдельно);

5. какою болезнью померли;

6. кем исповеданы и приобщены;

7. где погребены.

Последняя таблица «Итого при … церкви в приходе» была сводной и состояла из четырех столбцов:

1. новородившихся (мужчин, женщин, итого);

2. браком сочетавшихся (супружеств, лица);

3. умерших (мужчин, женщин, итого);

4. а умершие следующих лет были (возраст и число людей, мужчин и женщин отдельно).

После сводной таблицы и отметки о снятии копии ставились подписи священника, дьячка и пономаря. Подпись состояла из указания должности и фамилии, имени, отчества.

До передачи в Консисторию, с метрических книг делалась копия, которая оставлялась на хранении в приходской церкви, о чем проставлялась отметка в оригинале книги после сводной таблицы без красной строки: «С сих троечастих метрик точная копия при церкви оставлена» .

При необходимости в церкви можно было получить выпись из метрической книги. На титульном листе выписи указывалась часть (1 - о родившихся, 2 – о бракосочетавшихся, 3 – об умерших) и год. Выпись из метрической книги о родившихся соответствует современному свидетельству о рождении, выпись из метрической книги о бракосочетавшихся – свидетельству о браке, выпись из метрической книги об умерших – свидетельству о смерти.

Последний документ – свидетельство о браке, которое составлялось в церкви, а копия отправлялась в Канцелярию Епископа Тобольского и Сибирского и хранилась в одном деле «Копии свидетельств о браке граждан, представленные в канцелярию для проверки бракосочетанию» .

Итак, по рассмотренным документам государственного архива г. Тобольска, дореволюционный брак оформлялся четырнадцатью документами.

Значительное количество Указов Синода, касающихся обязательного ведения метрических книг и порядке их составления и оформления, свидетельствует о том, что нововведения в церквях прижились не сразу. Деятельность Церкви в сфере брачных отношений находилось под пристальным контролем со стороны государства и предоставление отчетности церковных учреждений было важной функцией Церкви.

Синод делал попытки упростить и ускорить процесс составления документов, о чем говорят появившиеся унифицированные формы. В свидетельство о бытии на исповеди и у Святого Причастия за 1906 г. от руки вписывалось только имя духовника, фамилия, имя и отчество прихожанина и последняя цифра года. Месяц и число составления документа проставлялись штампом. Остальная часть была впечатана в форму.

На основании анализа архивных документов можно сделать вывод, что в брачной документации использовалось четырнадцать реквизитов, позволяющих их идентифицировать и использовать для осуществления тех или иных функций церкви: адресант (современное наименование организации); наименование вида документа; дата документа; регистрационный номер документа; место составления или издания документа; адресат; заголовок к тексту; текст документа; подпись; оттиск печати; отметка о заверении копии; указание на копийность; отметка о смятии копии; отметка об уплате гербового сбора. Из них 12 реквизитов соответствуют современным по ГОСТ Р 6.30-2003. «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Последние три реквизита в настоящее время отсутствуют.

Размещение реквизитов имело свои особенности. Реквизит «адресант» использовался только в письмах и проставлялся в верхнем левом углу документа в виде печати, в которую входило название села, церкви, уезда и епархии. Наименование вида документа располагалось центрированно в верхней трети документа. Дата документа не всегда выделялась из текста в качестве отдельного реквизита и имела различный порядок написания: 1) число, месяц, год; 2) месяц, число, год; 3) год, месяц, число. Регистрационный номер документа, расположенный по левому полю документа, как правило, повернут на 90 градусов против часовой стрелки, и читается, соответственно, снизу вверх. Реквизит «место составления или издания документа» указывался только в рапорте под текстом и подписью с правой стороны. Реквизит «адресат» указывался только в письмах с правой стороны ниже адресанта. Заголовок к тексту писался только в копии паспорта под наименованием вида документа. Заголовком являлись национальность, фамилия, имя, отчество человека, которому выдавали паспорт. Текст документов писался с красной строки еще не во всех документах, применялась нумерация. Трафарет начал применяться с конца XIX в. в таких документах, как указы, метрические книги и др. Однако многие документы: выписки из метрических книг, билеты, справки, и в начале XX века составлялись от руки.

В реквизит «подпись» входило наименование должности, сословной принадлежности лица, его имя и фамилия (в настоящее время в данный реквизит входит наименование должности, звания, указания на ученую степень). Максимальное количество подписей в документах  три.

Наиболее распространенные формы оттисков печатей – круглая и овальная (в настоящее время преобладающая форма – круглая), у штампов форма прямоугольная, как и в настоящее время.

Автор выделяет три вида реквизитов «копия»: указание на копийность – слово «копия» в правой верхней части документа; отметка о снятии копии с документа – указание, что с данного документа была снята копия и оставлена в церкви (при передачи оригинала в другую организацию); отметка о заверении копии.

Отметка об уплате гербового сбора проставлялась в правом верхнем углу документа в предбрачных свидетельствах.

Анализ оформления документов позволил определить, что, несмотря на введенные Синодом типографские формы многих документов, оформление полей (верхнего-нижнего, левого-правого) отдельно не оговаривалось, поэтому ширина полей разнится от 1 см до 3 см. Это не всегда позволяет полноценно работать с документами, т.к. небольшой размер левого поля привел к тому, что при подшивке документов часть информации «ушла» в область подшивки, затрудняя ее прочтение.

Установление обязательной формы для документов, применение трафарета и таблиц значительно упрощало и ускоряло работу с ними. Введение форм документов (в том числе типографских) и законодательное закрепление правил их ведения и хранения позволило сохранить до наших дней документы Русской православной церкви, которые являются ценным историческим источником о жизнедеятельности не только РПЦ, но и российского государства в целом: они содержат информацию по социальным, миграционным, демографическим процессам. Результаты анализа состава, содержания, оформления брачных документов и изучения процесса вступления в брак до революции 1917 г. помогут обогатить историю России (в том числе историю института брака), историю делопроизводства.

После революции церковь была отделена от государства, и, как следствие, брак был выведен из-под ее юрисдикции. Декретом от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» была провозглашена секуляризации брака: «...Российская Федерация впредь признает только гражданские браки... Церковный брак... является частным делом брачующихся» . В настоящее время документы Русской православной церкви, хранящиеся в исторических архивах федерального и регионального уровней Российской Федерации, могут обогатить знания о традициях делопроизводства, существовавших в российском государстве.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.