О ПОДГОТОВКЕ АРХИВИСТОВ В ИСТОРИКО-АРХИВНОМ ИНСТИТУТЕ РГГУ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ДВУХУРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ОБУЧЕНИЯ

Печать PDF

Е.И. ПИВОВАР, А.Б. БЕЗБОРОДОВ, Т.И. ХОРХОРДИНА

О ПОДГОТОВКЕ АРХИВИСТОВ В ИСТОРИКО-АРХИВНОМ ИНСТИТУТЕ РГГУ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ДВУХУРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ОБУЧЕНИЯ

Pivovarov E.I., Bezborodov A.B., Horhordina T.I. About archivists preparation at RSSU historical and archival institute in the conditions of transition to two-level system of education

Аннотация / Annotation

Статья посвящена подготовке архивистов в Историко-архивном институте РГГУ в условиях перехода на двухуровневую систему обучения – бакалавриат / магистратура. Авторы анализируют специфику образовательных программ по направлению «Документоведение и архивоведение», а также новые образовательные технологии и формы организации учебного процесса. Подготовка кадров в Историко-архивном институте РГГУ основана на использовании современных подходов в сочетании с традициями российского высшего образования.

The article is devoted to preparation of archivists at RGGU historical and archival institute in the conditions of transition to two-level system of education – a bachelor degree / magistracy. Authors are specifics of educational programs in the direction «Documents study and an archival science» analyzed, and also new educational technologies and forms of the organization of educational process. Education at the RGGU historical and archival institute is based on use of modern approaches in a combination to traditions of the Russian higher education.

Ключевые слова / Keywords

Архивоведение, источниковедение, документоведение, Историко-архивный институт РГГУ, подготовка кадров, историко-архивоведческое образование, Болонский процесс, магистратура, бакалавриат, учебный план, профессиональная образовательная программа, новые образовательные технологии. Archive study, source study, documents study, RSSU historical and archival institute, prepare of personnel, historical and archive study education, Bologna process, magistracy, bachelor, study plan, professional education program, new educational technologies.

ПИВОВАР Ефим Иосифович – председатель Правления Российского общества историков-архивистов (РОИА), ректор Российского государственного гуманитарного университета, член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, профессор, г. Москва; 8-499-250-69-10; Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

БЕЗБОРОДОВ Александр Борисович – директор Историко-архивного института РГГУ, профессор, доктор исторических наук, г. Москва; 8-495-621-41-69, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

ХОРХОРДИНА Татьяна Иннокентьевна – заведующая кафедрой истории и организации архивного дела Историко-архивного института РГГУ, доктор исторических наук, профессор, г. Москва; 8-495-625-53-93, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Историко-архивное образование сочетает в себе важнейшие черты и гуманитарного, и естественно-научного знания, поскольку ориентировано на подготовку не только ученых-исследователей, но и людей, способных к решению сугубо практических, технологических задач. Такая концептуальная основа образовательного процесса отражает двойственную природу будущих профессионалов: с одной стороны, архивист призван обеспечивать интересы и запросы исследователей; с другой - он находится на службе государства и отвечает за текущее комплектование, сохранность документов и передачу будущим поколениям имеющих историческое значение документов.

За более чем 80 лет своей деятельности Историко-архивный институт РГГУ прошел путь от узкоспециализированного вуза до учебного заведения университетского типа, готовящего специалистов по работе со всеми формами и видами информации в социальных и гуманитарных областях. Историко-архивный институт развивался как научно-учебный центр, в котором, как отмечала О.М. Медушевская, сразу же возникло «определенное целостное представление о первоисточниках, о ремесле историка и о тех архивах, которые являются неиссякаемым источником знаний и генерации новых идей, без которых ремесло историка остается втуне» .

На всем протяжении своего существования институт располагал одним из самых квалифицированных преподавательских коллективов в стране, и в настоящее время привлекает лучшие отечественные и зарубежные кадры. Институт сформировал факультетскую структуру университетского типа, разветвленную сеть кафедр, многие из которых не имеют аналогов в отечественных и зарубежных вузах. Он был и остается уникальным местом, где историческое знание сплавляется с исследовательскими практиками, а профессия архивиста несет на себе печать широкой и глубокой образованности.

В нашей стране традиционно подготовка кадров архивистов и документоведов в системе высшего образования велась раздельно. Дипломированных историков-архивистов для государственных исторических архивов стали обучать в Историко-архивном институте с 1931 г., а документоведов - с 1965 г. До 2010 г. на факультетах архивного дела и технотронных архивов и документов велась подготовка студентов по специальности «Историко-архивоведение», в настоящее время - по направлению «Документоведение и архивоведение». Это связано с тем, что Болонская декларация, подписанная в 1999 г., придала статус международной образовательной нормы двухуровневому принципу построения системы обучения «бакалавриат-магистратура». Российское образование не осталось в стороне от общеевропейских процессов. В сентябре 2003 г. Россия официально закрепила свое участие в Болонском процессе. Новая система высшего образования предполагает вместо традиционных специальностей укрупненные направления подготовки. Так, с учетом новых тенденций в высшем образовании, в ИАИ РГГУ специальности «документоведение и документационное обеспечение управления» и «историко-архивоведение» были объединены в одну – «документоведение и архивоведение» .

Процесс перехода российских вузов на двухуровневую систему подготовки бакалавров и магистров по конкретным направлениям в целом завершился к 2010/2011 учебному году. Утверждение стандартов для бакалавров и магистров позволило РГГУ начать прием на бакалавриат уже с 2008/2009 учебного года, а площадкой апробации стала новая совмещенная специализация по документоведению и архивоведению. Система бакалавриата имеет ряд очевидных преимуществ – позволяет вводить до 15 профилей подготовки учащихся, а также обеспечивает гибкость и совместимость курсов с зарубежными программами подготовки архивистов и документоведов (например, парижской Национальной школы хартий).

В настоящее время принят новый учебный план по направлению «Документоведение и архивоведение», в котором изменилось не столько содержание, сколько технология обучения. В нем, наряду с общими профессиональными требованиями к выпускнику, выраженными в обязательных дисциплинах, отражен принцип академической ориентации студентов, обеспечиваемой предоставлением учащимся широкого перечня дисциплин по выбору. Кроме того, реализуется и другой принцип – сочетание общего, «вводного» курса и развивающих его более частных и одновременно более углубленных предметов. Учебный план, базируясь на потенциале альтернативности образования и свободе выбора многих курсов, является динамичным и открытым к дальнейшему совершенствованию, позволяет без ущерба для обязательного цикла вводить новые профили и корректировать вариативную часть.

Таким образом, новые образовательные программы по основным направлениям подготовки бакалавров и магистров создаются с учетом основных принципов, выработанных странами - участницами Болонского процесса. Среди этих принципов ключевым является изменение соотношения между содержанием образовательных программ и набором компетенций, востребованных профильными работодателями. При этом главными разработчиками требований к компетенции выпускников становятся работодатели, а затем уже под эти компетенции вузы вырабатывают образовательные модули (определяют набор дисциплин).

По просьбе РГГУ Росархив и другие работодатели разработали компетенции для будущих бакалавров и магистров, послужившие основой наполнения федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) конкретными учебными дисциплинами. Образование ориентировано преимущественно на развитие компетентности будущих выпускников через решение ими актуальных производственных задач. Компетентность – интегральная характеристика, выраженная в способности человека осуществлять конкретную производственную деятельность в рамках принятых стандартов. Стандарты третьего поколения базируются именно на компетентностном подходе, когда внимание акцентируется на результате обучения, причем в качестве результата оценивается способность выпускника действовать в различных ситуациях.

Компетентностный подход усиливает практико-ориентированность образования, его предметно-профессиональный аспект, подчеркивает роль опыта, умений практически реализовать знания, решать производственные задачи. Это образование сочетает непосредственное и опосредованное взаимодействие с помощью информационных технологий .

Основная идея состоит в том, чтобы на фундаменте усвоенных студентом профессиональных компетенций посредством форм учебной деятельности осуществлять последовательное моделирование профессиональных ситуаций и задач, с необходимостью решения которых выпускникам придется столкнуться в реальном технологическом производственном контексте .

Однако переход на двухуровневую систему подготовки бакалавров (термин «специалист» не будет применяться к выпускнику вуза, поскольку специалистов по ДОУ и архивному делу готовят на уровне среднего профессионального образования) сложен и тернист, чреват неизбежными потерями с перспективой в лучшем случае уравновесить выгоды и издержки. Так, одной из очевидных уже сегодня проблем является неготовность работодателей нанимать выпускников бакалавриата. Кроме того, нормы набора на бюджетную форму обучения архивистов и документоведов год от года снижаются. Ликвидирован специалитет по историко-архивоведению и документоведению и ДОУ.

Изменение содержания образования предполагает выработку новых форм организации учебного процесса, а также создание системы подготовки и переподготовки кадров. В ИАИ РГГУ разработаны федеральные государственные образовательные стандарты ВПО третьего поколения. В базовой части стандарта, которая является общей для документоведов и архивистов, выделены три блока: профессиональный, правовой и информационный. Это объясняется тем, что объединенное направление «Документоведение и архивоведение» характеризуется не только единством базовой подготовки и объекта изучения, идентичностью сфер приложения труда, значительным совпадением компетенций документоведа и архивиста, но и реализацией на уровне среднего профессионального образования программы 032002 - «Документационное обеспечение управления и архивоведение», а также подготовкой аспирантов и докторантов по единому направлению 05.25.02 - «Документалистика, документоведение и архивоведение».

В институте разработаны профили подготовки бакалавров, по которым реализуются основные образовательные программы. Кадровый потенциал института, а также сложившаяся в университете в целом уникальная среда, позволяют открывать новые, востребованные обществом и государством, образовательные программы. Это прежде всего «Документоведение и ДОУ», «Историко-архивоведение», «Кадровое делопроизводство и архивирование документов», «Технотронное архивоведение» и другие (по семь документоведческих и архивоведческих профилей).

Переход на двухуровневую систему обучения и одновременно по совмещенному направлению подготовки привел к кардинальному изменению структуры читаемых курсов. При реструктурализации отдельных дисциплин необходимо было решить, какие блоки дисциплин предстоит изучать в бакалавриате, а какие в магистратуре. На уровень магистратуры были перенесены наукооориентированные, проблемные, обобщенного характера дисциплины. В соответствии с концепцией контекстного обучения освоение содержания того или иного комплекса дисциплин осуществляется не путем простой передачи студенту информации, а в процессе его собственной, внутренне мотивированной активности .

На сегодняшний день историко-архивное и документоведческое образование направлено на получение в едином целостном комплексе элементов гуманитарной системы знаний и естественно-научных дисциплин, ориентированных на подготовку будущих специалистов. Историческая наука не может развиваться без правильной организации архивного дела, без наличия в государственных архивах высококвалифицированных специалистов, без научной обработки архивных материалов, являющихся основной базой развития исторической науки. Архивист должен обладать максимальным знанием архивных фондов и архивохранилищ. Он должен иметь знания для овладения теми фондами, которые необходимы, чтобы историк мог заниматься исследовательской работой.

Следует отметить, что способность выявлять, анализировать и обобщать документальные источники и, вместе с тем, владеть глубоким представлением о контексте того или иного эпизода отечественной и зарубежной истории, всегда отличало и отличает выпускников историко-архивного института. Продуктивность и востребованность выработанного и используемого в ИАИ подхода к обучению, когда историк владеет техникой археографической дисциплины и знаком с основами архивного дела, а археограф и архивист стоят на уровне исследовательского метода и понимания задач и общих направлений исторической науки, доказаны временем. Заметим, что интеграция академической науки и высшего образования стала одним из краеугольных камней деятельности вуза, его теоретико-практической основой. Сегодня наибольший интерес вызывает именно «человеческое измерение» архивных данных.

Базовая установка Историко-архивного института в современных условиях – ориентация на понимающее знание в ходе работы с документами и историческими источниками – легла в основу новых образовательных технологий. Изначально девизом отечественного архивного образования были слова «Документ – это ключевая составляющая исторической памяти» . Таким образом, в ИАИ и в РГГУ в целом формулируются принципы компаративизма, открытости и диалогизма, разрабатываются новые подходы к синтезу научной и педагогической деятельности, формируется новая образовательная среда .

В этой связи встает необходимость выработки механизма перехода от репродуктивного, ориентированного на запоминание типа обучения к обучению продуктивному, интерактивному, эвристическому, развивающему. Инновационным обучение становится благодаря использованию таких техник, как методы проблемного обучения, решение ситуационных задач, деловые игры, производственная практика и анализ конкретных производственных ситуаций, имитационное моделирование с применением новых информационных технологий и т.д., то есть освоению «языка предмета, понимания метода» .

Связь между новыми информационными технологиями и расширением эвристического, развивающего подхода в образовании очевидна. Создание образовательных сред различного уровня предоставляет студентам качественно новые возможности для творческого обучения . Посредством системы учебных проблем, проблемных ситуаций и задач формируется индивидуальный сценарий будущей профессиональной деятельности, что преобразует статичное содержание образования в динамично развертываемое. Студент развивается как специалист, овладевая нормами компетентных предметных действий и отношений людей в ходе индивидуального и совместного анализа моделируемых социально-профессиональных ситуаций .

При всевозрастающей роли информационно-технического аспекта гуманитарная составляющая образовательной среды состоит в диалогизации учебного процесса, которая прямо вытекает из понимания образования как коммуникативного пространства развития и взаимодействия его участников . Диалогизм в обучении связан, таким образом, не только с особенностями организации учебного процесса, но и с самим его содержанием, что отражено в учебных планах, разработанных коллективом ИАИ РГГУ. Поэтому формирование комфортной образовательной среды – предмет особой заботы руководства РГГУ.

Подготовка бакалавров по совмещенному направлению «Документоведение и архивоведение» учитывает те изменения, которые наметились на рубеже XX - XXI столетий. Время вносит коррективы в сложившуюся систему с учетом существующих реалий. В профессии «архивист» главный акцент сместился с работы с документами средних веков и нового времени (ретроспективный) на работу с документами новейшего времени (советского и постсоветского периодов). Процессы разгосударствления и децентрализации в архивной сфере привели к тому, что большую роль в хранении и использовании документов Архивного фонда Российской Федерации (АФ РФ) начинают играть ведомственные и негосударственные архивы. Изменение акцента в подготовке специалистов было во многом вынужденным. Дело в том, что в последние десятилетия выпускники ИАИ по финансовым и иным соображениям предпочитают трудоустраиваться в организации (главным образом негосударственные), где зачастую нет разделения между документоведческой и архивной сферами деятельности. Пользуясь правом, предоставленным Федеральным законом «Об архивном деле в Российской Федерации», организации не создают архив как самостоятельное структурное подразделение, а архивные функции возлагают на службу документационного обеспечения управления (ДОУ). От ее сотрудников требуется высочайший профессионализм на всех этапах работы с документами - от момента создания до использования заключенной в них ретроспективной информации. Это - разработка и ведение системы документационного обеспечения деятельности организации с применением новейших технологий (организация документооборота, в том числе электронного, хранение документов, создание к ним справочно-поисковых средств и т.д.) .

Описанные изменения критериев оценки качества подготовки выпускников вызваны острым и устойчивым спросом и спецификой рынка труда в архивно-информационной сфере на универсальных специалистов, обладающих документоведческими и архивоведческими компетенциями.

В последние десятилетия изменилась область управления, ликвидировано, упразднено или преобразовано огромное количество учреждений. Перед архивными учреждениями встала необходимость обеспечить сохранность документов этих учреждений и организаций.

Для передачи в архив на госхранение документов, оконченных делопроизводством, требуется соблюсти унифицированные правила, стандарты и научные нормы классификации и выполнить соответствующий комплекс работ. Архивные органы оказывают профессиональную помощь в организации архивов и подготовке к передаче документов по истечении определенного срока на государственное хранение.

А между тем требования к архивам значительно повысились. Наряду с увеличением объемов традиционной работы – информационное обеспечение органов государственной власти, выполнение запросов от граждан (для пенсионного обеспечения - установления стажа, получения льгот и компенсаций) - перед архивами появились новые задачи - прежде всего по внедрению современных информационных технологий и приему на хранение электронных документов. Последние десятилетия создали условия для нового пони¬мания архива: он стал субъектом информационных процессов, частью информационных ресурсов и информационной системой. В таком технократическом понимании архива можно увидеть новый вызов времени. Архивные документы стали информационным продуктом. В этих условиях со всей остротой встают вопросы комплектования и обеспечения сохранности архивов как национального достояния со стороны специально подготовленных кадров – историков-архивистов, для того, чтобы не допустить угрозы нарушения информационной безопасности России или, например, нарушения тайны личной жизни граждан.

В РГГУ осуществляется подготовка соответствующих специалистов, на которых возлагается такая огромная ответственность. В настоящее время на факультете архивного дела бакалавры по направлению «Документоведение и архивоведение» готовятся по трем профилям, а именно «Государственные и муниципальные архивы», «Военные архивы», «Архивное дело за рубежом».

Профессиональная образовательная программа подготовки архивиста в рамках профиля «Государственные и муниципальные архивы» включает дисциплины, дающие студенту целостное представление о специфике не только федеральных, но и многочисленных муниципальных архивов страны, особенностях архивных документов, своеобразии и содержании архивной деятельности, ее динамике, функциях, возможностях познания и прогнозирования. Освоение программы позволит выпускнику факультета архивного дела свободно ориентироваться в системе Архивного фонда РФ и выработать практические умения в использовании ретроспективной документной информации, приобрести навыки публикации архивных документов, справочной и выставочной деятельности, также работы с автоматизированными архивными технологиями и электронными документами.

Факультет архивного дела имеет долгосрочные соглашения с ведущими архивными учреждениями Москвы, на базе которых проходят практику студенты – государственные архивы федерального уровня, головные ведомственные архивы министерств, обладающие правом постоянного хранения своих архивных документов, архивы Главного архивного управления г. Москвы, другие областные и муниципальные архивы. Каждый год на факультет поступает множество заявок от государственных и негосударственных структур, желающих привлечь студентов на практику и в дальнейшем на работу. Многие студенты после окончания вуза приходят в те организации, где они ранее проходили практику, в качестве дипломированных специалистов.

Особенности профиля «Военные архивы» заключаются в специфике профессиональной работы сотрудника военного архива, который должен знать военную историю, военное делопроизводство, оформление военного документа, бытование военного документа, законодательство, регулирующее доступ и использование военных архивных документов и содержащихся в них персональных данных, структуру военных архивов и места расположения военных документов архивного значения. Особенное значение в деятельности современных военных архивов занимает мемориальная деятельность по увековечиванию памяти защитников нашей Родины и работа по популяризации военной истории России в рамках мероприятий по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Военные архивы сегодня - это постоянно и энергично комплектующиеся учреждения архивной отрасли РФ. Кроме того, в ближайшее время планируется создание специального федерального архива Великой Отечественной войны как современного информационного центра по сохранению национальной памяти, что потребует привлечения квалифицированных специалистов в области хранения и использования военной архивной документации, имеющей важное общественное и государственное значение.

В рамках профиля «Архивное дело за рубежом» факультет успешно реализует международный обмен студентами по следующим программам: «История, культура и архивы Франции», «История, культура и архивы франкоязычной Америки: цивилизация Квебека», «История, культура и политика Швеции», «Еврейские языки, культура, тексты и архивы». Ядром учебного плана профиля «Архивное дело за рубежом / История, культура и архивы Франции» является история выявления, описания и использования историко-документального наследия России и Франции с особым акцентом на традиционные культурные связи французов и россиян, вниманием к историко-культурным аспектам, в первую очередь, к архивам, библиотекам, музеям. Программа включает углубленное изучение французского языка, а также всестороннюю страноведческую (россиеведческую и франкофонную) подготовку. Особое место в программе принадлежит изучению истории и культуры Франции, истории и современному состоянию архивов Франции, источникам по истории Франции, составу и содержанию документов по истории России во Франции и по истории Франции в архивах России. Подготовка бакалавров в рамках профиля «Архивное дело за рубежом / История, культура и архивы Франции» получает продолжение на базе магистерской программы «История и новые технологии (Россия-Франция)», где студенты получают российский и французский дипломы.

В магистратуре по направлению «Документоведение и архивоведение» открыта программа «Управление документацией и документальным наследием в условиях российских модернизаций».

На факультете технотронных архивов и документов осуществляется подготовка специалистов для работы с научно-техническими и аудиовизуальными документами и материалами, которые сочетают в себе профессиональные знания истории, архивной теории и практики, истории науки и техники и документальных коммуникаций, современных документальных систем, а также приемов и методов источниковедческого анализа документов, основных тенденций развития кинофотоискусства, фотожурналистики, звукозаписи и радиовещания, приемов обработки научно-технических документов специализированными службами учреждений и организаций различных форм собственности. Среди приоритетных исследовательских направлений факультета – технотронные архивы в эпоху экономических и социокультурных трансформаций, неизвестное архивное неигровое кино, источниковедение аудиовизуальных документов, бизнес-архивы и т.д.

Специфика образовательных программ ФТАД определяется своеобразием технотронных архивов и документов как совокупности кинофотофонодокументов, видеофонограмм, систем научно-технической документации и электронных документов. В связи с этим на факультете обеспечивается подготовка по профилям бакалавриата и программе подготовки магистров, отражающих специфику всех означенных типов информационных ресурсов.

Профильные образовательные программы подготовки бакалавров сформированы в рамках направления «Документоведение и архивоведение», что определяет приоритетную направленность всех преподаваемых дисциплин на рассмотрение вопросов создания, организации хранения и использования документов.

Образовательная программа профиля подготовки «Аудиовизуальные коммуникации» включает в себя курсы исторической, источниковедческой, документоведческой, архивоведческой и искусствоведческой направленности. Выпускники программы обладают навыками в области современных приемов и методов хранения, изучения и популяризации содержания кинофотофонодокументов и видеозаписей.

Подготовка бакалавров в рамках профиля «Аудиовизуальные коммуникации» получает продолжение на базе магистерской программы «Аудиовизуальные коммуникации и медиатехнологии», реализуемой с 2009 г. Дисциплины учебного плана посвящены особенностям визуальной и аудиокультуры современного общества, а также роли аудиовизуальных документов для развития научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности.

Особенности учебного плана подготовки бакалавров в рамках профиля «Научно-технические и бизнес-архивы» заключаются в направленности содержания преподаваемых дисциплин на изучение наиболее значимых черт и особенностей работы с документами научно-исследовательских учреждений, технических организаций, промышленных предприятий, финансовых учреждений. Именно эти многочисленные и динамично развивающиеся структуры формируют широкий рынок труда для выпускников профиля.

Особенность программы подготовки бакалавров профиля «Электронные документы и архивы» заключается в том, что ее выпускники получают знания не только в области создания, хранения и научного описания электронных документов, но и в сфере использования данного типа информационных ресурсов для проведения исторических исследований.

С 1992 г. в ИАИ РГГУ динамично развивается факультет подготовки, переподготовки и повышения квалификации «Архивная школа» - учебно-методический центр в области историко-архивного знания и документоведения. В настоящее время обучение на факультете ведется по следующим направлениям: второе высшее образование по специальностям «историко-архивоведение» и «документоведение и документационное обеспечение управления», среднее профессиональное образование по специальностям «документационное обеспечение управления» и «архивоведение». Кроме того, в «Архивной школе» успешно работают курсы повышения квалификации для работников делопроизводственных и архивных служб.

Исследовательская работа является обязательным компонентом обучения студентов и аспирантов РГГУ. Сохраняя самую тесную связь с учебой, исследовательская работа студентов по своим целям, содержанию, форме и технологиям максимально приближается к профессиональной деятельности, а полученные ранее знания становятся теоретической основой для достижения конкретных целей того или иного проекта.

Сегодня идет активное внедрение информационных технологий в деятельность всех учреждений и организаций, включая органы власти и управления, непосредственная поддержка государственных ведомств оказывается проекту «Электронное правительство». В связи с этим ИАИ РГГУ включился в подготовку специалистов для реализации государственной концепции электронного правительства в РФ: в образовательный процесс внедряются новые специализированные дисциплины, основанные на изучении современных программных средств и технологий, используемых в управлении. Это открывает новые возможности для обретения и закрепления профессиональных навыков и обеспечения выпускникам конкурентоспособности на рынке труда.

Конечно, Историко-архивному институту РГГУ предстоит в связи с этим существенно модернизировать материально-техническую базу и технически переоснастить ее путем приобретения современных аппаратно-технических средств и программных продуктов, включая системы электронного документооборота, информационно-справочные системы и т.п.

В ИАИ РГГУ ведется активная работа в новом образовательном направлении, позволяющая поддерживать инновационный характер учебного процесса. Научно-преподавательский состав института работает над совершенствованием учебно-методической базы с учетом требований как государственных образовательных стандартов, так и пожеланий потенциальных работодателей. Эти вопросы широко обсуждаются на различных отечественных и международных форумах архивистов, в том числе – на регулярно проводимых всероссийских научно-практических конференциях, которые созываются учебно-методическим объединением на базе РГГУ совместно с Федеральным архивным агентством и Главархивом Москвы. В рамках университета издается серия авторских учебно-методических модулей, которые активно используются нашими коллегами из других вузов. Благодаря опоре на архивистику и привлечению к научной работе крупнейших ученых в ИАИ сформировался уникальный тип ученого-исследователя и педагога-воспитателя, который умеет работать с текстом, документом, источником в самом широком понимании. РГГУ изначально избрал в качестве системообразующих принципы интеграции отечественной науки и образования в мировую среду, привлечения к научно-исследовательской и учебно-методической работе высокопрофессиональных специалистов, развития и творческого переосмысления культурных традиций и духовного наследия предшественников. Историко-архивный институт РГГУ является крупнейшим центром историко-архивоведческого и документоведческого образования не только в нашей стране, но и в мире. Поэтому актуальной задачей, стоящей перед коллективом ИАИ РГГУ сегодня, является расширение международного сотрудничества в сфере управления документацией. Это связано с тем, что в международной практике значительно активизировалась стандартизация управления документацией. Необходимо отметить, что одним из важных аспектов современной практики отечественного архивоведческого образования является ее интегрированность в систему международного профессионального сотрудничества архивистов.

Таким образом, в Историко-архивном институте соединились гуманитарные традиции российской высшей школы и современные подходы к подготовке историков-архивистов, широта общекультурного кругозора с практическими навыками выявления, организации, изучения и обобщения документальных источников.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.