МАРШРУТ 6-го ПЕХОТНОГО КОРПУСА В ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ 1812 г.

Печать PDF

Г.Е. БРОДСКИЙ

МАРШРУТ 6-го ПЕХОТНОГО КОРПУСА В ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ 1812 г.
Brodsky G.E. The route of the 6th infantry corps in the Patriotic War of 1812
Аннотация / Annotation
Автором предпринято историко-географическое изучение маршей, позиций, дислокаций, а также участие в боевых действиях 6-го пехотного корпуса русской армии в Отечественную войну 1812 г. на основе материалов Военно-ученого архива (ВУА) РГВИА и многочисленного картографического материала.
The author makes a historical-geographic studying of marches, positions, dislocations and battles of the 6th infantry corps in the Patriotic War of 1812 on a basis of the War-Scientific Archives (WUA) of RGWIA and others numerous cartographical materials.
Ключевые слова / Keywords
Отечественная война 1812 г., 6-й пехотный корпус, Д.С. Дохтуров, Российский государственный военно-исторический архив, Военно-ученый архив, маршрут, позиция, сражение. The Patriotic War of 1812, the 6th infantry corps, D.S. Dokhturov, The Russian War-History Archives, The War-Scientific Archives, route, position, battle.
БРОДСКИЙ Григорий Ефимович – заведующий архивохранилищем фондов межевых учреждений Российского государственного архива древних актов (РГАДА), г. Москва; 8-495-580-87-09; Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
В Российском государственном военно-историческом архиве хранится чрезвычайно важный документ под названием «Маршрут 6-го корпуса под начальством генерала от инфантерии Дохтурова от г. Волковыска через Лиду, Дриссу, Витебск, Смоленск и Москву до Тарутина и обратно до Вильно» . На его основе, вкупе с другими источниками, можно попытаться восстановить передвижения, позиции и боевые действия 6-го пехотного корпуса под командованием генерала от инфантерии Дмитрия Cергеевича Дохтурова на протяжении всей Отечественной войны 1812 г., т.к. на протяжении всей кампании 6-й корпус принимал участие в важнейших сражениях и сыграл немало ключевых ролей во многих эпизодах войны.
Перед войной 6-й корпус входил в состав 2-й Западной армии. Непосредственно в день открытия военных действий в отношении П.И. Багратиона М.Б. Барклаю-де-Толли о расположении сил Третьей армии и взаимодействии ее со Второй армией говорится следующее: «Во всеподданнейшем донесении 6-го июня № 283-й я не представлял моих видов о Бялом-стоке и Гродно, ежели бы неприятель предпринял впадение в границы чрез те пункты, поелику 6-й корпус, быв расположен от Василишек до Оншишек, не отнимал у меня способов к отражению неприятеля . Но с отделением оного на столь значительное пространство, как теперь, занимая с остальными двумя корпусами, и недостаточным при оных числом кавалерии, протяжение более как на сто верст, я не найдусь в возможности воспрепятствовать его намерениям у Гродно и Белостока, не разорвав связей генерала Дохтурова и не открыв неприятельским силам совершенной возможности воспользоваться на правом фланге 3-й армии» .
В другом отношении П.И. Багратиона М.Б. Барклаю-де-Толли о выборе пути отступления Второй Западной армии от 13 (25) июня 1812 г. из города Волковыска говорится:
«Противустать силам сего неприятеля я буду в состоянии, но при взгляде на предположение собрать 1-ю армию у Вильно для отпора неприятелю, не имея у себя на правом фланге никакого прикрытия, по чрезвычайной отдаленности 6-го корпуса, и к армии 2-й едва ли принадлежащего существенно , я останусь в большой опасности, что б быстрым стремлением неприятеля на Вильно не только не быть отрезанным совершенно от 1-й армии, но даже от предначертанной мне линии отступления» .
Таким образом, непосредственно перед началом войны, 6-й корпус был расположен в городе Волковыске с 1-го по 7-е июня , где также располагалась главная квартира Главнокомандующего 2-й армией П.И. Багратиона. Состав 6-го корпуса на начало кампании был следующим:
7-я дивизия под командованием генерал-лейтенанта П.М. Капцевича: Псковский, Московский, Либавский, Софийский пехотные полки; 11-й и 36-й егерские полки; батарейная рота № 7 и легкие роты №№ 12 и 13.
24-я дивизия под командованием генерал-майора П.Г. Лихачева: Ширванский, Уфимский, Бутырский и Томский пехотные полки; 19-й и 40-й егерские полки (в начале военных действий находились в арьергарде); батарейная рота № 24 и легкие роты №№ 45 и 46.
Арьергард под командованием генерал-майора графа П.П. Палена 3-го: Сумский и Мариупольский гусарские полки; Иркутский, Оренбургский, Сибирский драгунские полки; конно-артиллерийская рота № 1 .
Начальник штаба – полковник Ф.Ф. Манахтин, начальник артиллерии – генерал-майор В.Г. Костенецкий, с ноября – подполковник И.И. Пирогов, обер-квартирмейстер – полковник П.С. Емельянов, дежурный штаб-офицер – подполковник П.С. Букинский . Всего около 15 тысяч человек .
Из Волковыска через Пески (8 июня), Щучин (9 и 10 июня) корпус был передвинут в Лиду, где и находился с 11 по 13 июня, занимая по сути срединное положение между 1-й и 2-й Западными армиями и, тем самым, осуществляя связь между ними. При открытии военных действий 1-я Западная армия начала последовательно отступать со своих позиций в направлении на Свенцяны и 6-й корпус двинулся на соединение с 1-й армией. Находясь в очень сложной обстановке в первые дни войны, среди всеобщей неразберихи, быстрого отступления, теснимый неприятелем, иногда проходя даже через его операционные линии, 6-й корпус в наивысшем порядке двигался по указанному направлению через местечко Ольшаны (14 и 15 июня), где корпус был разделен на 2 колонны, город Ошмяны (16 июня) и местечко Солла (17 июня). 17 июня в Ошмянах Сибирский драгунский полк и два эскадрона Мариупольского гусарского полка имели дело с неприятелем.
Очень интересны в этой связи воспоминания артиллерийского офицера 12-й легкой роты, находившейся в составе 6-го корпуса, Николая Евстафьевича Митаревского. Он подробнейшим образом описывает все события похода, вплоть до мелких деталей. Приведем его свидетельство о порядке движения дивизий и полков 6-го корпуса на марше:
«На другой день рано мы всем корпусом выступили из Ольшан, но не по Виленской дороге, а куда-то в сторону. До того времени стояла прекрасная летняя погода, а тут с самого утра пошел небольшой теплый дождик. Дождь час от часу усиливался, а мы шли спокойно, ни о чем не думая. Вдруг произошла суматоха, стали скакать взад и вперед адъютанты и велено было прибавить шагу; стали говорить, что по большой дороге от Вильно наступают французы, чтобы отрезать наш корпус. Впереди корпуса шел Псковский пехотный полк, за ним легкая рота № 13, потом Московский полк, далее Либавский, за ним наша рота № 12, за ней Софийский полк, потом егерские полки, за ними наша батарейная рота, далее 24-я дивизия со своей артиллерией, драгунский Иркутский полк и конная артиллерийская рота полковника Никитина, еще сзади сухарные фуры и разные обозы. За полками шли обозные ящики, за артиллерией – запасные лафеты, дроги с запасным лесом и другими необходимыми для роты принадлежностями и кузница. Долго шли мы усиленным маршем; дорога была проселочная и дурная и проходила лесом; дождь все усиливался. Наконец пришли к речке Вилии, переправились по бревенчатому мосту и у самого берега остановились в селении, кажется, Дунашове. Фуры и обозы остались позади и долго не приходили. Тут приказали шести орудиям нашей роты стать на несколько возвышенном берегу реки, над самым мостом, и так как тотчас за мостом был лес, то – зарядить, на всякий случай, орудия картечью ».
Приведем также его слова о командующем корпусом Дмитрии Сергеевиче Дохтурове:
«Генерал Дохтуров ехал тоже с небольшой свитой, обыкновенно в сюртуке и фуражке, а во время дождя в черной косматой бурке. Он как-то раз расположился отдыхать подле самой дороги на ковре, под деревом. Не знаю, спал ли он или так лежал, но его сочли спящим. Все проходившие, как офицеры, так и солдаты, единодушно говорили: «Тише, тише, не шумите: Дохтуров спит – не разбудите». Если он не спал, то ему лестно было слышать такое общее к нему внимание. Правду сказать, все его любили за его кротость и доброту, а что он был храбрый и распорядительный генерал, это показали его действия в главнейших сражениях 1812 г. »
Вернемся к дальнейшим движениям корпуса. 18 июня корпус вновь соединился в селении Дунашово (о чем упоминается и у Митаревского). Далее движение шло так: Понизе или Сквира (19 июня), Кобыльники (20-го), где корпус соединился с отрядом Палена, Поставы (21-го), Козяны (22-го). В Козянах делали два моста через Десну и Луганку. Здесь же граф Пален имел дело с неприятелем. Далее корпус двигался через Городище (23-го), Шырновшызну (24-го), Новград (25-го), Крюки (26-го), и, сделав большой переход 27 июня, корпус прибыл в Дриссу, где уже собралась вся 1-я Западная армия. Но при этом войска 6-го корпуса заняли позицию не в самом Дрисском лагере, а перешли на другой берег Двины, где и находились 28 и 29 июня . При этом часть корпуса со значительным числом артиллерии отправилась к местечку Дисна наблюдать переправу через Двину .
После оставления Дриссы вся армия двинулась по берегу Двины к Полоцку, при этом 6-й корпус двигался на один переход позади армии, служа, тем самым, опорой для арьергарда. Генерал-майор Алексей Петрович Ермолов в своих «Записках» пишет:
«При выступлении из Полоцка известно уже было, что неприятель в силах показался у Дисны и следовал вверх по левому берегу Двины. Арриергард графа Палена перешел уже на правый берег и защищал переправу до вечера того дня. 6-й корпус, и при нем одна дивизия от 4-го пехотного корпуса, занимали на ночлеге средину расстояния между арриергардом и армиею» .
Таким образом, корпус оставался у селения Прудники с 30 июня до 3 июля. 4-6 июля корпус находился при селении Шапорове . Далее движение шло через селения Бараухи (7 июля), Струна (8-го), Островляны (9-го), Климово (10-го и 11-го), Барсучки или Михалово (12-го и 13-го) и, наконец, 14 июля, вслед за всей армией, корпус прибыл в Витебск, где перешел ночью с правого берега Двины на левый и примкнул к армии. В Витебске корпус по-прежнему насчитывал 15 000 тысяч человек . По уходе из Витебска в ночь на 15 июля колонна, состоящая из 5-го и 6-го корпусов, под общим командованием Д.С. Дохтурова двинулась к Смоленску напрямую через Рудню, тогда как другие корпуса армии двумя колоннами направились на Поречье. 15 июля колонна Дохтурова проходила Кралево, 16-го Лиозно, 17-го Рудню, 18-го Волоковую, а с 19-го по 25-е, по соединенни 1-й и 2-й Западных армий, 6-й корпус находился на позиции при деревне Яцынено (Яцины) . В это время корпус насчитывал 12 500 человек . Далее, пока генерал Платов успешно действовал против неприятеля по правую сторону Волокового озера , 6-й корпус вместе с другими корпусами 1-й и 2-й Западный армий совершал последовательно движения через Дебрицы (26-го и 27-го), Волокову (28-го и 29-го), Верхний Приказ, который известен еще под названием Приказ-Выдра (30-го) , Щитники (31-го) , Шеломец (1 августа), опять Дебрицы (2-го), Надву (3-го) . Затем, после того как выяснилось, что французские войска быстро следуют к Смоленску по другую сторону Днепра после сражения при Красном с дивизией Неверовского, последовал быстрый переход в течение 4 августа к Смоленску, а 5 августа последовало одно из героических дел 6-го корпуса в течение всей кампании – оборона Смоленска, после того как 4 августа город не менее успешно оборонял 7-й корпус генерал-лейтенанта Николая Николаевича Раевского. Подробно на этом в рамках данной работы останавливаться не будем, скажем лишь, что в упоминаемом журнале отмечено, что 5 августа 6-й корпус в продолжение сражения был в деле против 70 тысяч неприятеля . В этот день командующий корпусом Дмитрий Сергеевич Дохтуров был серьезно болен, но, невзирая на это, с успехом руководил действиями своего корпуса. Потери корпуса в Смоленском сражении составили около 4 тыс. человек .
После оставления Смоленска 5-й и 6-й корпуса под общим командованием Д.С. Дохтурова опять последовали другой дорогой, нежели вся армия. Их путь пролегал через Гедеонову, Крахоткину, Печерское, Стабну, Зыколино, Сущову, Прудищи (7 августа), 8-го был совершен усиленный переход до Соловьевой Переправы, где эта колонна соединилась со всей армией . Далее, после переправы через Днепр, марш войск 6-го корпуса проходил по Большой Смоленской дороге через Коровники (9-го), Усвят (10-го), 11-го совершался переход до Лебедевой, 12 августа корпус пребывал в вышеуказанном селении, а 13-го занял свое место на позиции перед Дорогобужем . Далее корпус вместе со всей армией двигался через Семлево (14-го), Вязьму (15-го) , Федоровское (16-го) , после чего два дня 17 и 18 августа располагался на позиции у Царева-Займища . В Царево-Займище командование над всеми армиями принял Михаил Илларионович Кутузов. 19-го была занята новая позиция у Ивашкова . 20-го армия была у Дурыкина , 21-го у Колоцкого монастыря, и, наконец, 22-го прибыла к Бородину, где заняла позицию в центре боевого порядка русской армии . Перед Бородинским сражением 6-й корпус насчитывал 8 500 человек .
26 августа произошло кровопролитнейшее и судьбоносное сражение на Бородинском поле, где 6-й корпус действовал героически, обороняя центр русской позиции у батареи Раевского, и покрыл себя славой. После ранения князя Багратиона, всем левым флангом русской армии командовал генерал Дохтуров. В Бородинском сражении потери 6-го корпуса составили 1 200 чел. убитыми, 3 500 ранеными и 1 200 пропавшими без вести .
После Бородинского сражения, при дальнейшем движении к Москве, добрая половина корпуса вошла в состав арьергарда , а сам корпус двигался через Можайск (27 августа) , Кожухово (28-го), Крутицы или Осаново (29-го), Никольское (30-го), Спасское (31-го) . 1 сентября армия заняла позицию у Москвы, причем 6-й корпус располагался на левом фланге на Воробьевых горах. Всем левым флангом командовал Дохтуров.
После решения оставить Москву 6-й корпус двинулся через Москву, проходя через Калужскую заставу, часть Замоскворечья, Болвановку и Швивую горку, Таганную площадь к Покровской заставе, после чего вышел на Рязанскую дорогу ; 2 сентября был совершен переход до Панков, 3-го корпус пребывал на позиции у Панков , 4-го была осуществлена переправа через Москву-реку у Боровского перевоза, после чего корпус разместился на позиции на левом фланге в первой линии . 5 сентября ранним утром начался переход вдоль реки Пахры. 6-й корпус входил в первую колонну, включавшую в себя также 2-й и 4-й пехотные и 2-й и 3-й кавалерийские корпуса . Командовал колонной также Дохтуров. Ему было предписано во время перехода постоянно находиться во главе колонны. 5-го вечером вся армия расположилась на позиции у Подольска, недалеко от села Кутузова . Далее армия, совершив еще один переход, расположилась лагерем у села Красное с 6 по 8 сентября. Переменив позицию, армия находилась у Красной Пахры, имея усадьбу Салтыковых на крайнем левом фланге, до 15 сентября . Затем в течение нескольких дней, с 16 по 21 сентября осуществлялся переход армии по Большой Калужской дороге до села Тарутино , где армия и располагалась лагерем с 21 сентября до 11 октября. Н.Е. Митаревский в своих воспоминаниях свидетельствует:
«Прошедши Тарутино, мне приказали примкнуть к роте. Вблизи Тарутина, к нему лицом, на правом фланге был расположен 2-й корпус генерала Багговута, а наш 6-й корпус генерала Дохтурова – на левом, по обыкновению, в две линии. Прочие корпуса расположены были позади ».
6-й корпус находился в Тарутино только до 9 октября, так как на него была возложена особая задача по подкреплению отряда Дорохова, намеревавшегося атаковать силы французов у села Фоминского на Боровской дороге. Вышедши из Тарутина, 6-й корпус двинулся через Акатово к селу Аристово, находившемуся недалеко от Фоминского. Далее события развивались стремительно. От пленного французского гвардейского унтер-офицера, доставленного к Дохтурову капитаном А.Н. Сеславиным, было получено известие о движении всей французской армии на Боровск, в обход левого крыла русских войск у Тарутина. Дохтуров и прикомандированный к его корпусу начальник штаба русской армии генерал-майор Алексей Петрович Ермолов сразу же поняли огромную опасность этого движения французов и осознали всю степень ответственности, лежащей на них. Все дальнейшие действия зависели от скорости принятия решения и быстроты действий. 6-й корпус устремился к Боровску и далее к Малоярославцу через село Спас-Загорье (11 октября), где пришлось даже в срочном порядке восстанавливать разрушенный мост. 12-го состоялось кровопролитное сражение за Малоярославец, как важнейший стратегический пункт . Перед сражением за Малоярославец войска корпуса насчитывали 11 тыс. человек, после того как корпус был усилен поступившими подкреплениями . Егерские полки 6-го корпуса первыми вступили в дело, затем весь корпус был в сражении, продолжавшемся целый день. Потери корпуса составили 1 734 чел . 13-го корпус оставался на позиции за Малоярославцем, 14-го корпус вместе с армией двинулся на один переход по Большой Калужской дороге и прибыл в Детчино , 15-го в 1-м часу пополудни выступил до Гончарова, известного еще как Полотняный Завод, 16-го корпус оставался в Гончарове , 17-го пошел на Медынь, остановился на ночлег в Улановском , 18-го через Медынь дошел до Кременского . Далее началось параллельное преследование французской армии, отступавшей по Большой Смоленской дороге. 19-го корпус вместе с армией через Шанский Завод прибыл в Спас-Кузов , 20-го вступил в пределы Смоленской губернии, остановясь в селе Селинки (или Силинки) на Большой дороге Юхнов - Гжатск, 21-го и 22-го пребывал в селе Дуброва , 23-го и 24-го в Красном или Покровском близ Вязьмы. У Вязьмы часть корпуса была в сражении .
25 октября корпус с армией дошел до селения Гаврики, 26-го был в Белом Холме , 27-го и 28-го в городе Ельне, 29-го в селении Балтутино, 30-го и 31-го в Лабкове. Движение армии происходило стремительно. 1 ноября 6-й корпус двигался через Щелканову, 2-го и 3-го был в Юрове, 4-го в Шилове, откуда затем выдвинулся к селу Доброму, у которого с 5 по 7 ноября сражался с отступающими французскими войсками . Н.Е. Митаревский пишет:
«На другой день, 5-го числа, сделалось совсем тепло. Наш, генерала Дохтурова, корпус и еще несколько корпусов пошло в обход французов, к селению Доброму. Все были того мнения, что станем поперек большой дороги, французы непременно станут пробиваться, будет жаркое дело, и к этому готовились ».
8 ноября 6-й корпус двинулся через село Романово к Ланейкам (или Ланникам), где и пребывал 9-го и 10-го. 11-го ночевал в Морозове, 12-го и 13-го в городе Копыси, 14-го в Староселье, 15-го в Круглом, 16-го в Сомрах, 17-го в Михеевичах, 18-го в Шеверничах, 19-го в Уше, 20-го и 21-го в Раванице, 22-го в Шипянах, 23-го в Дубовиках, 24-го и 25-го в Городке, 26-го в Ракове, 27-го и 28-го в Селютах, 29-го и 30-го в Воложине. 1 декабря в Вишневе, со 2-го по 9-е в Ольшанах (где уже проходил в июне в самых стесненных обстоятельствах), 10-го 6-й корпус достиг Вильны вместе со всей армией, где и пребывал по 25 декабря. На последнем этапе войны (в конце ноября–декабре 1812 г.) 6-й корпус передвигался и действовал вместе с 8-м корпусом под общим командованием Д.С. Дохтурова . Численность корпуса к концу кампании едва достигала 4 тыс чел . Когда было принято решение о дальнейшем преследовании неприятеля, корпус двинулся из Вильны 26 декабря и до 28-го по сильным морозам двигался до городка Меречь на польской границе. Отсюда начался Заграничный поход русской армии, в котором 6-й корпус также принял активное участие.
Таким образом, трудно переоценить огромный вклад, который внесли войска 6-го корпуса во главе с его командующим и дивизионными командирами в ходе всей кампании 1812 г. и в конечную победу над неприятелем.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.