КИНОФОТОДОКУМЕНТЫ О Е.К. БРЕШКО-БРЕШКОВСКОЙ В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИВЕ КИНОФОТОДОКУМЕНТОВ И РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИВЕ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА

Печать PDF

М.А. ЧЕРТИЛИНА

КИНОФОТОДОКУМЕНТЫ О Е.К. БРЕШКО-БРЕШКОВСКОЙ В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИВЕ КИНОФОТОДОКУМЕНТОВ И РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИВЕ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА

Chertilina M.A. Cinema and photo documents about E.K. Breshko-Breshkovskaya in Russian State Archive of Cinema and Photo Documents and Russian State Archive of Literature and Art

Аннотация / Annotation

В статье исследуется жизнь и деятельность Е.К. Брешко-Брешковской на основе архивных кино- и фотодокументов, запечатлевших легендарную «бабушку русской революции».

In the article life and activity of E.K. Breshko-Breshkovskaya on the base of archival cinema and photo documents that imprints the legendary Grandmother of the Russian Revolution is researched.

Ключевые слова / Keywords

Источник, Февральская революция 1917 г., кинодокументы, фотодокументы, Российский государственный архив кинофотодокументов, Российский государственный архив литературы и искусства. Source, The February Revolution of 1917, cinema documents, photo documents, Russian State Archive of Cinema and Photo Documents, Russian State Archive of Literature and Art.

ЧЕРТИЛИНА Марина Анатольевна – главный специалист отдела информационного обеспечения Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД), аспирант Историко-архивного института РГГУ, г. Красногорск Московской области; 8-495-563-39-96; Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В 2012 г. исполняется 95 лет революционным событиям, изменившим судьбу нашей страны и ее граждан. Интерес для исследователя представляют не только события революции, но и участники революционного движения, ее герои и вдохновители.

Выбор для исследования Екатерины Константиновны Брешко-Брешковской объясняется особой ролью, которую она играла в партии социалистов-революционеров, да и в истории России. В неопубликованной статье «Е.К. Брешковская и ее друзья в истории России», авторство которой приписывается А.Ф. Керенскому, о ней сказано: «Жизнь Катерины Брешковской - живая история целого столетия, она прошла путь от крепостного права, черной реакции императора Николая I до красной реакции Ленина, коммунизма. Никогда и нигде в истории на расстоянии одной человеческой жизни события не развивались с такой стремительностью» .

Особую важность исследованию придает тот факт, что эта крупная фигура в силу понятных причин в советский период была обойдена вниманием историков. Несмотря на наличие огромной источниковой базы, почти не введенной в научный оборот, серьезные работы, посвященные жизни и деятельности Брешковской, отсутствуют. Полностью отсутствуют исследования кино и фотодокументов, запечатлевших неординарную личность революционерки.

В советской историографии в качестве общепринятой утвердилась определенная точка зрения на эту историческую фигуру, вследствие чего Брешковская заняла место в обширном ряду деятелей, якобы отставших от исторического процесса и не заслуживающих особого внимания исследователей. Фактически советские историки получили четко ограниченные рамки рассмотрения этой фигуры, выход за которые был практически невозможен .

Целью предпринятого автором исследования является расширение источниковой базы и введение в научный оборот кинофотодокументов Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД) и Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) о жизни и деятельности «бабушки русской революции» на базе фундаментальных источников.

Е.К. Брешко-Брешковская представляет собой крайне редкий, уникальный пример политического долгожительства - ни один из известных революционеров ее поколения не принимал столь активного участия ни в политической жизни десятых годов XX в., ни тем более в революциях 1917 г. и в событиях, последовавших за ними. «Киевская Коммуна», «хождение в народ», двадцатилетнее заключение и т.д. — вся жизнь Брешковской четко делится на ряд периодов, различных по протяженности и событийной насыщенности. При этом имя Брешковской всегда связывалось, прежде всего, с партией социалистов-революционеров, в программе которой нашли соответствующее выражение народнические взгляды самой Брешковской .

Екатерина Константиновна Брешко-Брешковская родилась 13 января (26 января по н.с.) 1844 г. в семье богатого помещика Константина Вериго. В семье было пятеро детей - Екатерина была средней. Все получили прекрасное образование, владели иностранными языками. Очень хорошо относились к крепостным крестьянам, придерживались либеральных взглядов.

В 1863 г. Екатерина уезжает в Санкт-Петербург получать образование. Ее либеральные взгляды и бунтарская натура заставляют ее работать, она становится гувернанткой в богатой семье. Отец, чтобы вернуть дочь, образует в поместье пансион благородных девиц. Но Екатерина настаивает, чтобы была создана школа для крестьянских детей, где она сама и будет впоследствии преподавать. Десять лет она работала в крестьянской школе, организовала ссудо-сберегательные кассы, артели, общества взаимопомощи. В школе она знакомится с будущим мужем Николаем Брешко-Брешковским - помещиком и мировым судьей. Вскоре школу и крестьянские кассы закрывают по доносу соседей, которые обвинили Екатерину в антиправительственной пропаганде.

В 1873 г. Екатерина сближается с революционерами, проповедующими идею «хождения в народ». Ей, как человеку эмоциональному, ближе идеи М.А. Бакунина , когда выходцы из дворянских семей представляют себя крестьянами, для этого у них должна быть соответствующая одежда, говор, они должны научиться тому или иному ремеслу. Двигаясь от деревни к деревни, под видом мастеровых, вести разъяснительную революционную работу, среди крестьян.

В 1874 г. была подготовлена первая группа «народников», в которую входила и Екатерина. «Она бросила довольство, семью и, что всего дороже, мужа и ребенка и посвятила всю себя, всю свою жизнь революционной деятельности», - восторженно вспоминает ее друг и соратник И.И. Попов . Или, как пишет сама Брешковская: «Я сожгла за собой все мосты и навсегда отказалась от условностей. Из старой жизни в новую я перешла одна» .

Итак, Екатерина, под именем солдатки Феклы Косой, ходит по деревням, представляя себя красильщицей. «В это время ей 28 лет. Изыскано воспитанная, даже избалованная она смело пошла в народ, не смущаясь лишениями, тем, что ей пришлось коренным образом изменить свои привычки» . Продержалась она дольше всех своих соратников - 3 месяца, затем была арестована, выдала ее крестьянка, увидевшая в ее котомке карты и книги. У Екатерины были найдены прокламации. Она и все ее друзья оказались в Петропавловской крепости. 3 года и 4 месяца длилось следствие, в январе 1877 г. состоялся так называемый «Процесс 193-х», на котором Екатерина была приговорена к 5 годам каторжных работ. По этапу отправлена на Карийскую каторгу, став первой женщиной-политкаторжанкой. Через некоторое время переправлена на поселение в Баргузин, восточнее озера Байкал, где встречается со своими единомышленниками и готовит побег, состоявшийся в конце весны в 1881 г. Они наняли проводника, видимо, неопытного, тот заблудился и сбежал от них. Группа блуждала в лесах, и скорее всего погибла бы, если бы их не нашел жандарм, который и стал их спасителем.Она снова была осуждена - на 4 года каторжных работ и 40 ударов плетей (плети были отменены) и отправлена на Кару, затем на поселении в Селенгинск и, наконец, в Иркутск.

В 1896 г. по амнистии в честь коронации Николая II Екатерина возвращается в европейскую часть России и переходит на нелегальное положение. Вместе с Г.А. Гершуни становится одним из организаторов партии социалистов-революционеров. Она не стремится к лидерству в партии, являясь ее «мотором». Лидером партии становится Азеф . Стоит напомнить, что партия эсеров имела боевую организацию: на их счету убийство министра внутренних дел Плеве, великого князя Сергея Александровича. А Брешко-Брешковская была одним из инициаторов создания боевой организации и главным вербовщиком террористов в первые годы существования этой организации . Она очень деятельна, полна энергии, огромная работоспособность Екатерины Константиновны поражала многих. Она считает, что необходима национализация земли и передача ее крестьянским общинам, она ездит в деревни и говорит об этом.

В 1903 г. Брешко-Брешковская эмигрировала в Женеву, где работала вместе с Н.В. Чайковским и В.М. Черновым. Ездила в США для сбора денег на нужды партии, и надо отметить, что она с этим всегда прекрасно справлялась. Узнав о революции 1905 г. возвращается в Россию. «Бабушка вся ушла в революционную работу и в партии с.-р. Пользовалась исключительным влиянием. Это положение в партии не сделало из Е.К. “генерала от революции”. Она выполняла всякую работу, не отличая “больших дел” от “малых”. Она разъезжала по России и организовывала всюду кружки молодежи, интеллигентов, рабочие и крестьянские организации. Со всеми она находила общий язык. Понимала их душу и становилась для каждого близким и дорогим человеком», - вспоминал о ней ее современник И.И. Попов . В 1907 г. ядро партии социалистов-революционеров было выдано властям Азефом. Брешко-Брешковская была арестована, почти три года пробыла в Петропавловской крепости, затем сослана в Сибирь, а потом еще дальше - в Киренск.

В 1912 г. А.Ф. Керенский со специальной комиссией едет в Сибирь защищать политических заключенных по делу о «Ленских приисках». Керенский знает о Брешко-Брешковской как о легендарной личности, мечтает с ней познакомится, он специально едет для этого в Киренск. Они познакомились, говорили, и Керенский просил Екатерину Константиновну писать ему. Эта встреча в Киренске свела двух неординарных людей и уже на протяжении всей жизни Брешковской они поддерживали отношения и помогали друг другу.

В 1913 г. Брешковская задумывает побег. «Керенский на основании беседы своей с Е.К. Брешковской и ее друзьями, утверждает, что больная старуха согласилась на побег только из-за невозможности условий, создавших для нее длительную моральную и физическую пытку», - вспоминает И.И. Попов . Невозможно не поражаться энергии и стойкости этой женщины - ей уже 69 лет! Она переодевается в мужское платье и добирается почти до Иркутска, но оказалась схвачена жандармами. «Бабушку» заключили в Иркутскую тюрьму; на двери камеры наложили печати, приставили часовых, не давали свиданий, не допускали в большинстве случаев передачи, в таких условиях «бабушка» просидела два года .

В 1914 г. она была отправлена в Якутск, ее хотят сослать еще дальше - к Ледовитому океану, в Нижне-Колымск. Популярность Екатерины Константиновны была невероятной: проходят митинги в ее поддержку. В Якутске она пробыла недолго, ее ссылают в Минусинск из-за болезни, там условия лучше - горный воздух и мягкий климат, большой круг интеллигенции. Здоровье ее начало поправляться. До Февральской революции 1917 г. она находится в Минусинске.

После победы Февральской революции, уже 4 марта 1917 г. к Брешко-Брешковской пришли члены Минусинской городской думы выразить свое почтение. Для возвращения в Москву ей был предоставлен специальный вагон, в котором она едет целый месяц - люди хотят ее видеть, в каждом большом городе она выступает. Ее встречали гарнизонные войска с оркестром, рабочие, крестьяне, интеллигенция. В Москве чествовали в городской Думе, в комитете общественных организаций, в Совете рабочих депутатов и других учреждениях. То же происходило в Петрограде, где ее встречает А.И. Керенский. После встречи Керенский увозит ее к себе домой, где знакомит с семьей, и это знакомство поддерживается до конца ее жизни.

Наступает период расцвета деятельности Е.К. Брешко-Брешковской. Она сопровождает Керенского, он прислушивается и советуется с ней. По воспоминаниям Роберта Локкарта о Брешковской: «Речь ее звучала очень легко, самыми простыми словами - для народа. Люди плакали, проститутки отказывались от своей профессии… Женщины срывали украшения и бросали на сцену» .

Екатерина Константиновна становится советником Керенского, его секретарем. Он не отпускает ее надолго, хотя она по своей натуре индивидуалистка, ей нравится ездить по стране, участвовать в митингах и собраниях, вести разъяснительную работу. Жизнь в Петрограде, в анфиладах фрейлин Зимнего дворца, претит Брешковской. Но она понимает как важно ее пристутствие для Керенского, особенно после июльского кризиса.

Екатерина Константиновна принимает участие в работе Государственного совещания (12-15 августа 1917 г.) в Москве, являясь делегатом от Исполкома Всероссийского Совета крестьянских депутатов. В выступлении 15 августа «от русской истории» по выражению А.Ф. Керенского, к единению были призваны и интеллигенция и капиталисты, причем последние должны быть поставлены под самый строгий со стороны правительства контроль, ибо «на их душе громадный грех» .

Одним из главных лозунгов Брешковской в 1917 г. было продолжение войны до победного конца в союзе с Антантой против Германии, участие в которой она расценивала как необходимое условие для последующего вхождения России в число демократических стран Европы. Но идея о продолжении войны, которую она проповедовала на средства заинтересованных в ней американцев, была крайне непопулярна среди уставшего от войны и не понимающего ее целей народа. Коалиция с представителями либеральных партий, в которой Брешковская видела защиту от диктатуры большевиков и единственное средство мирного доведения страны до Учредительного собрания, также не встретила понимания в обществе.

Еще в первой половине 1917 г. Брешковская выступала за более активные действия Временного правительства в области внутренней политики, в частности, за немедленную передачу земли крестьянам, что было одним из главных лозунгов большевиков, привлекавшим на свою сторону народные массы. Но проведение в жизнь единственной популярной инициативы Брешковской было отложено до созыва Учредительного собрания и так и не было реализовано.

После Октябрьской революции 1917 г., ею категорически не принятой, Брешковская участвует в работе Комитета членов Учредительного собрания (Комуч) в Самаре в 1918 г. (ей 75 лет). В 1919 г. Брешковская в Сибири сотрудничает с чехословацким корпусом, ее называют «бабушкой чехословацкой армии». Для сбора денег для чехословацкой армии Брешковская отправляется в Америку к своим друзьям, где получает очень крупные суммы. Волею случая Екатерина Константиновна оказывается в Праге, где президент Т.Г. Масарик поддерживает революционеров. В Карпатах находятся поселения русинов , которые ведут нищенское, унизительное существование. Брешковская решает остаться там и употребить деньги, которые она добыла для чехословацкой армии, на создание пансионатов для русинов. В свои преклонные годы она с большой энергией отдалась этой деятельности, и ей многое удалось.

В 1920-е гг. Брешковская узнает адрес А.Ф. Керенского в Лондоне, у них завязывается переписка. Она вводит его в круг своих знакомых, помогает справиться с финансовыми трудностями, поддерживает советами. Так, она настаивает, чтобы Керенский начал выпуск газеты «Дни», находит для этого проекта деньги. Газета стала выходить и пользоваться популярностью.

Сама же Екатерина Константиновна живет очень скромно на куриной ферме, в местечке Хвалы под Черницы близ Праги. Постепенно она теряет зрение. Описывая свою жизнь на ферме, она говорит, что «самая экзотическая и старая курица - это она».

Умерла Екатерина Константиновна Брешко-Брешковская 14 сентября 1934 г. в возрасте 90 лет. Ее друзья хотели похоронить эту уже очень пожилую женщину тихо, но вмешались чехословацкие легионеры. Похороны получились многотысячными.

В российских архивах можно найти большое количество документов, относящихся к деятельности Екатерины Константиновны Брешко-Брешковской, в том числе за разные периоды ее жизни и деятельности в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ). Письма, которые писала она и письма, которые писали ей, статьи, материалы следственных дел, воспоминания соратников и современников . Но, к большому сожалению, исследователей, интересующихся этими уникальными документами, невелико и количество работ по данной проблематике. Но совершенно отсутствуют исследования, обращающиеся к изобразительным документам как к документальному источнику. Кино- и фотодокументы не используются и полностью игнорируются исследователями, даже как иллюстративный материал. Тем не менее, аудиовизуальные источники существуют и ждут своего исследователя. В данной работе делается попытка выявить и систематизировать кино- и фотоматериалы, находящиеся на хранении в российских архивах и таким образом расширить источниковую базу по данной тематике, тем самым облегчив работу исследователей, интересующихся неординарной личностью Е.К. Брешко-Брешковской.

В Российском государственном архиве кинофотодокументов находятся на хранении уникальные кинокадры, запечатлевшие Е.К. Брешко-Брешковскую. Все 4 коротких сюжета относятся к периоду Февральской революции 1917 г.

В первом сюжете Екатерина Константиновна запечатлена операторами Скобелевского комитета в киножурнале «Свободная Россия. Выпуск 10. 14 августа 1917 года» . Сюжет киножурнала, посвященный Брешковской, делится на три короткие части, и подразделяют его, в том числе, и титры: «Бабушка русской революции Е.К. Брешко-Брешковская». На скамье сидит очень пожилая женщина, опираясь на тросточку. Из под белого платка выбиваются совершенно седые волосы. На ней надеты светлые юбка и свободная светлая кофта. Несколько усталый и умиротворенный вид имеет так называемая «бабушка».

Следующая надпись: «Бабушка и внучек» Е.К. Брешко-Брешковская и А.Ф. Керенский». Но сами кадры этого сюжета в киножурнале отсутствуют. В то же время есть кадры съемки в кинодокументе под № 10691 (архивное название «Исторический материал 1917-1924 гг.»), которые полностью соответствуют тому сюжету, который должен находиться в киножурнале «Свободная Россия». А именно - Е.К. Брешко-Брешковская в той же одежде, в том же парке беседует с А.Ф. Керенским. Он в военной форме, правая рука на уровне груди за полочкой френча. Они улыбаются, раскланиваются перед камерой, переговариваются. Через несколько мгновений подходит еще один человек.

Последняя часть сюжета - это надпись: «Бабушка беседует с раненым». Екатерина Константиновна сидит на той же лавке, рядом с ней бородатый мужчина в больничной одежде. Они сидят вполоборота друг к другу. Позируют перед камерой, в их поведении чувствуется неловкость и скованность.

Можно с уверенностью сказать, что все три части сюжета снимались в одно и то же время, в одном и том же парке. Съемка приближена к фотографическому портретному принципу, некоторое оживление вносит Керенский. И «выпавшая» часть из сюжета о Брешковской, где она снята с Керенским, несомненно, относится к съемкам журнала «Свободная Россия», по каким-то причинам не смонтированного полностью. Она находится в другой коробке, где хранятся разрозненные сюжеты киносъемок. Необходимо отметить, что в оригинальном контратипе отсутствует этот сюжет. Негатив не сохранился. Эта находка позволит, после перемонтажа, иметь на хранении полноценный киножурнал «Свободная Россия», об уникальности кадров которого не приходится говорить.

Следующий сюжет о Брешковской из киножурнала «Кинонеделя» № 19 , он сопровождается интересными титрами: «Самара. Слухи о смерти Брешко-Брешковской не подтверждаются». Датируется этот выпуск журнала 1918 г., но съемка явно из журнала «Свободная Россия» за 14 августа 1917 г., где Екатерина Константиновна одна сидит на лавке - та же самая одежда, то же самое место в парке, да и поза та же самая. В 1918 г. Брешковская действительно находилась в Самаре, она участвовала в работе Комитета членов Учредительного собрания, но кадры явно относятся к более ранним съемкам в Петрограде. Можно предположить, что эти кадры были позаимствованы для опровержения слухов о смерти Брешковской, что, возможно, было важно в тот период времени. Эта «фальсификация» с использованием изображения за более ранний период времени, вероятно, послужила опровержением «фальсификации» факта ее предполагаемой смерти. Отношение к кино- и фотосъемке в первой половине XX в., да и много позднее, носило только агитационно-пропагандистский характер, изобразительный документ не являлся историческим источником. Отношение к таким «мелочам» как дата съемки не имела важного значения.

Последний, четвертый сюжет запечатлел участников Государственного совещания, проходившего в Москве 12-15 августа 1917 г., среди них и Е.К. Брешко-Брешковская. Это фильм снят операторами Скобелевского комитета . Интересно отметить, что само заседание Государственного совещания не снималось на пленку. В центре внимания кинематографистов оказались политические группы, а также собравшиеся перед входом в зал заседаний. Интересно рассмотреть, как показаны в источниках легендарные личности, одной из которых является Брешко-Брешковская. В фильме мы видим как подъезжает черный крытый автомобиль, из него выходит человек и подает руку выходящей Е.К. Брешковской. Она приветливо улыбается в камеру. Настроение у нее оптимистичное . На фоне ранее описанных кадров Екатерина Константиновна не выглядит такой уж «бабушкой», она элегантно одета: на ней темный пиджак и длинная юбка. На голове небольшая темная шляпка, украшенная спереди бантом или цветком.

Эти несколько кинокадров, сохранившихся в РГАКФД, уникальны и очень важны для исследователей. Они уникальны не только по содержанию, но дают и подтекстовую информацию, которая показывает значимость фигуры Брешковской на политической арене. Не все политические деятели того времени удостоились чести быть запечатленными на пленку. Брешковскую снимали отдельно, в парке с раненым, с Керенским, о чем говорят три ранее описанных сюжета. Ей посвящена первая часть киножурнала «Свободная Россия», который был одним из самых популярных и значимых в этот период.

При анализе архивных фотодокументов, запечатлевших Е.К. Брешко-Брешковскую (12 ед. хр), необходимо отметить, что 7 единиц хранения относятся к периоду Февральской революции 1917 г., в своем большинстве это портреты; 2 ед.хр - это более ранние съемки, они особенно ценны и уникальны. На одной из фотографий Брешковская снята в 1877 г., ей 33 года, возможно, это единственная сохранившиеся фотография в ее относительно молодые годы. На втором снимке она в папахе и шинели, среди других участников «Процесса 193-х». В архиве хранится негатив с их портретами .

Еще один фотодокумент - Брешковская среди крестьян Якутской губернии . Фото датировано 1917 г., что является ошибкой. Можно уверенно говорить о том, что это 1914 г., когда Екатерина Константиновна была сослана в Якутскую губернию, где находилась до отправки в Минусинск. В этом же 1914 г. она была отправлена в Минусинск, где пробыла до марта 1917 г.

Еще одно фото - ей 70 лет. Это общая фотография, на которой запечатлена группа людей, одна из которых Е.К. Брешко-Брешковская. Она в крестьянской одежде, в платочке - настоящая крестьянка. Рядом с ней молодая женщина с непокрытой головой. Поодаль стоят бородатые мужчины в пиджаках, один из них в шляпе, другой - в картузе с уточкой в руках, он улыбается, нисколько не смущаясь. Эти люди совершенно не похожи на крестьян этой деревни, можно предположить, что они такие же ссыльные, как и Брешковская. Поодаль стоит крестьянка, тоже с уточкой в руках. Сфотографирована эта группа людей у дома, в летний период, о чем говорит буйная растительность, на фоне которой ведется съемка. Негатив - это стекло пятого размера, прекрасно сохранился.

В альбоме № 531 находятся два снимка периода Февральской революции 1917 г., на которых запечатлена Е.К. Брешко-Брешковская. Пожилая женщина с седыми, гладко зачесанными волосами сидит за столом. Перед ней тарелка с едой, в руке вилка. Съемка происходит в комнате. Подписан портрет следующим образом: «Е.К. Брешко-Брешковская за обедом». Следующий портрет из альбома показывает ее сидящей в кресле в той же комнате. Видимо, в этот день фотографом сделано несколько портретных снимков, два из которых вошли в архивный альбом.

Снимок № 23 из этого же альбома - это репортажная съемка Совета рабочих и солдатских депутатов 1917 г. На снимке запечатлен зал во время работы совещания: огромное количество людей в зале, стол президиума, где в числе других делегатов запечатлена Брешко-Брешковская. Фотограф хотел передать масштабность происходящего события, напряженную обстановку в зале и в президиуме, и ему это удалось. Но, к сожалению, в передаче масштабности события есть и минус - нельзя разглядеть лица участников совещания. Но определить единственную женщину в президиуме - Е.К. Брешко-Брешковскую не составляет труда.

Еще два портрета Брешковской, хранящиеся в РГАКФД: перед нами волевое лицо, уже немолодой женщины, позирующей фотографу . В архиве хранятся оригиналы портретов - это негативы на стекле 5-го и 4- го размеров. Они имеют хорошее техническое состояние. Негатив 4-го размера был подвержен внешнему воздействию - лицо обведено в овал, вернее, он выцарапан на эмульсионном слое негатива, и при печати фотографии портрет получается в овальной рамке.

Все фотодокументы, находящиеся в Российском государственном архиве литературы и искусства, относятся к периоду эмиграции Е.К. Брешко-Брешковской. Все они - портреты, их 4. Уникальны портреты еще и тем, что имеют дарственные надписи, год и дату. Одна из фотографий, возможно, последняя, на ней очень старая женщина, полулежа в подушках, похудевшая. На обороте фотографии надпись рукой Екатерины Константиновны: «больная Бабка теперь ей лучше. Она снова ходит и заботится о всех кроме себя». Прага 19-VII-32 Брешковская .

Заинтересовать исследователя может и почтовая открытка, находящаяся в этом фонде. Уже тот факт, что выходили из печати открытки с портретами Брешковской, говорит о значимости ее фигуры. Открытка с хорошего профессионального фотографического портрета. Это портрет в три четверти, что очень выигрышно для довольно пожилой женщины (1929 г.) Под портретом мелко на французском языке написано: Catherine BRECHKOVSKY La grand Mere La Revolution Russe. Dessin d A.J. Alekxandrovitch.

Еще один портрет из фонда Валентина Федоровича Булгакова (РГАЛИ. Ф. 2226. Оп. 1. Д. 1462) с дарственной надписью от 13.12. 1925 г.: «К.К. Брешко-Брешковская». Надпись на обороте рукой В.Ф. Булгакова: «Получилъ отъ К.К.Б.-Б. При личном посещении. Прага». На лицевой стороне под фото надпись «Январь 1844 - янв. 1926 г.», «дано Декабря 13, 1925 г.».

Следующий снимок - очень пожилой женщины. Он не датирован, но можно предположить, что это 1924-1930 гг.

Еще один портрет Брешковской, сделанный к ее 80-летию в 1924 г., поступивший на хранение в РГАЛИ из Русского Культурно-исторического музея Праги (РГАЛИ. Ф. 1355. Оп. 1. Д. 240). Фотопортреты, конечно, не могут выступать самостоятельным историческим источником, но вкупе с источниками письменными, они незаменимы и информативны. Исследователь может видеть лицо своей «героини», сопоставить даты того или иного события, или портрета, что очень важно при исследовании. Фотографии как иллюстративный материал к научной работе очень важны для современного читателя.

Таким образом, анализ изобразительных архивных исторических источников подтверждает, что прошедшая весь путь русского революционного движения Е.К. Брешко-Брешковская заслуженно получила в отечественной истории имя «бабушки русской революции». За время долгой ее жизни в истории России сменилось несколько эпох, и всегда она была не простым наблюдателем, а активным участником всех важнейших событий, происходивших при ее активном участии.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.