КОНКУРС «ЮНЫЙ АРХИВИСТ - 2012» В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ: ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ СИЛА ИСТОРИИ

Печать PDF

Е.П. ТАРАСОВА

КОНКУРС «ЮНЫЙ АРХИВИСТ - 2012» В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ: ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ СИЛА ИСТОРИИ
Tarasova E.P. “Young archivist – 2012” competition in the Republic of Karelia: history that unites
Аннотация / Annotation
В статье раскрывается опыт организации и результаты Всероссийского конкурса Российского общества историков-архивистов «Юный архивист» 2012 г. в республике Карелия. Автор анализирует деятельность сотрудников Национального Архива и членов Карельского отделения РОИА по приобщению подрастающего поколения к историко-архивным и генеалогическим исследованиям.
The experience of the organization and the results of the competition “Young archivist - 2012” in the Republic of Karelia are described in the article. The author carries out the analysis of work of the National Archive of the Republic of Karelia and the Karelian department of ROIA on familiarizing of young generation with historical, archival, genealogical research and defines the prospects of its development.
Ключевые слова / Keywords
Архив, Российское общество историков-архивистов (РОИА), Год российской истории, Национальный архив республики Карелия (НА РК), Карельское региональное отделение РОИА, муниципальные архивы, конкурс «Юный архивист», духовно-нравственное воспитание, организация конкурса, партнерское взаимодействие, сфера образования, он-лайн дискуссия. Archive, the Russian society of historian-archivists (ROIA), the Year of the Russian history, the National Archive of the Republic of Karelia, Karelian department of the Russian society of historian-archivists (ROIA), municipal archives, “Young archivist” competition, spiritual-moral education, competition organization, partner cooperation, education, on-line discussion.
ТАРАСОВА Елена Петровна - начальник отдела аналитической и организационно-методической работы Национального архива Республики Карелия, кандидат педагогических наук, г. Петрозаводск; 8-911-418-51-26; Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Объявление Года российской истории придало дополнительный импульс архивным учреждениям, региональным отделениям Российского общества историков-архивистов в активизации деятельности по приобщению граждан нашей страны к изучению истории и культуры России. Приоритетной целевой группой в этой работе являются дети, подростки, молодежь.
Во многих субъектах Российской Федерации традиционным стало проведение конкурса «Юный архивист». В Республике Карелия конкурс проводился с 16 января по 21 мая 2012 г. В данной статье обобщен и подробно освещен опыт его организации как одной из форм работы архивного учреждения по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Инициатором проведения конкурса стал Национальный архив Республики Карелия, реализующий наряду с основными видами деятельности функции научно-методического центра по вопросам архивного дела в республике.
Идея организации конкурса была творчески заимствована в ходе изучения опыта работы вологодских коллег-архивистов. Организаторы конкурса в Республике Карелия сохранили название, несколько видоизменив конкурсный формат и наименование номинаций.
Стратегической целью организации конкурса «Юный архивист» и его правовым основанием стало участие в реализации «Основных направлений государственной политики в Республике Карелия по духовно-нравственному воспитанию населения до 2020 года». Архивом планируется работа по «содействию формированию у населения необходимых духовно-нравственных черт и качеств, реализуемая посредством организации нравственно значимой деятельности граждан, в процессе которой формируется, осознается и переживается личностный смысл моральных принципов и норм, формируются нравственные чувства»1.
Конкурс отвечал задачам по формированию бережного отношения к историко-культурному наследию народов Российской Федерации, проживающих на территории Республики Карелия; сохранению духовных ценностей; повышению культурно-образовательного уровня жителей Республики Карелия; популяризации историко-культурного наследия, истории»2.
Главной целью конкурса стало «привлечение молодежи к изучению и сохранению документальных источников по отечественной истории, истории своего края, истории свой семьи»3.
Планируемый эффект акции — выявление образовательных учреждений в Республике Карелия, которые могут стать постоянно действующими ресурсными площадками, объединяющими архивное дело и образование.
Конкурс был поддержан министром культуры Е.В. Богдановой и министром образования И.Б. Кувшиновой. После встречи директора Национального архива О.М. Жариновой с министром образования был закреплен куратор из числа специалистов министерства, образована межведомственная рабочая группа.
Успех конкурса обусловлен партнерством Национального архива с Институтом повышения квалификации работников образования во главе с ректором Л.А. Ковру и Музеем истории народного образования ИПКРО (руководитель - В.Г. Кондратьев).
Кафедра архивоведения ПетрГУ под руководством заведующего, кандидата исторических наук А.А. Кожанова взяла на себя научно-методическую экспертизу продуктов конкурса.
В помощь педагогам и обучающимся на средства МО РК был издан сборник документов и материалов «Республиканский конкурс «Юный архивист»4. Брошюру открывали письма-обращения министров образования и культуры, организаторов конкурса. В сборник было включено положение о конкурсе. Архивисты - главный специалист отдела комплектования М.Н. Ермолина, зав. архивохранилищем аудиовизуальной документации Национального архива М.В. Гарбуз - предоставили рекомендации по определению и научному описанию документов личного происхождения, по хранению фотодокументов; памятку в помощь собственнику (владельцу) личного архива. Партнеры архива в сфере образования подготовили рекомендации педагогам, описание встречающихся при подготовке конкурсных работ недочетов. Тираж издания составил 250 экз., был передан для распространения в образовательных учреждениях.
Положение о конкурсе было размещено на сайте НА РК. Новостная лента сайта отражала все конкурсные события. Информация была направлена на официальные сайты министерств образования и культуры РК, в СМИ.
Предполагалось итоги конкурса подвести по пяти номинациям: «Человек и война», «День за днем», «Общественное событие», «Жизнь нашего двора», «Семейные реликвии». Наибольшее количество заявок поступило в первую и пятую номинации. Все остальные были объединены в номинацию «История повседневности», что обеспечило количественный баланс участия.
На суд жюри поступили 52 работы. Количество участников насчитывало свыше 60 человек. Из 18 муниципальных образований Республики Карелия заявили о себе образовательные учреждения одиннадцати.
Проживающие в сельской местности участники составили 44,3%. Активное участие в конкурсе приняли школьники Медвежьегорского района, подавляющее большинство которых проживает в селах знаменитого Заонежья. Одним из факторов широкого участия детей в конкурсе стало регулярное проведение «Малых федосовских чтений» Карельской региональной общественной организации «Заонежье», возглавляемой В.А. Сукотовой.
Несмотря на то, что конкурс был адресован старшим школьникам и студентам, в нем приняли участие и более юные исследователи. Самым младшим автором стала ученица 4-го класса из Великой Губы Е. Чивина, рассказавшая о родословной педагогической династии Чивиных.
В номинации «Человек и война» участвовало 19% работ, в «Семейных реликвиях» — 44%, в «Истории повседневности» — 37%.
Руководили подготовкой работ 34 педагога образовательных учреждений различных типов и ступеней. Разнообразны их квалификации: учителя истории и обществознания, географии, английского языка, педагоги-организаторы, библиотекари, руководители школьных музеев и др.
Исследовательские площадки в своих учебных заведениях создали С.И. Борис (СОШ № 1 г. Кондопога), Р.А. Васильева (СОШ № 1, г. Кемь), Л.И. Непочатых (СОШ № 2 им. А.С. Пушкина г. Костомукша), Г.Н. Хардыкайнен (Амбарнская СОШ Лоухского района), О.В. Дронова (Шуньгская СОШ), А.А. Минина (СОШ №1 г. Пудож), Л.М. Захарова (СОШ №3 г. Пудож), Г.А. Горбачева (Петрозаводский лесотехнический техникум), Т.Г. Савицкая (Петрозаводский педагогический колледж), З.Г. Шевченко (Кубовская СОШ Пудожского района)
Первое место в номинации «История повседневности» заняла коллективная работа школьников Кубовской СОШ «Деревня Кубовская в лицах». Юные исследователи не только обобщили материалы по истории своей малой Родины, но и запечатлели на цифровых носителях старожилов деревни, их внешний облик, воспоминания и личностное восприятие жизни.
Конкурсанты отдали дань утраченным или уходящим в историю поселениям Карелии. По данной проблематике представили работы Ю. Лыкова (Великонивская СОШ, 7 кл.) по теме «Забытое Заонежье: деревня Чудесельга (по воспоминаниям А.Ф. Хариной)», У. Тайбакова (Медвежьегорская СОШ № 2, 8 кл.) «Тайна трех Иванов» о вновь открываемом целебном источнике в Заонежье. Работа «Домик у дороги» об истории дома купца П. Белоглазова (д. Тимохино, XIX в.) заняла третье место в номинации. Ее авторы — сестры М. и Д. Исаковы (Шуньгская СОШ, 6 кл.) стали самыми юными призерами конкурса.
Школьники внесли посильный вклад в написание истории своих поселений. «Путешествие по Толвуе и ее окрестностям» - О. Балехова (Толвуйская СОШ, 11 кл.), «Милый отчий край, моя деревня… (Из истории Великогубской Алексеевской церкви)» - И. Филатов (ПетрГУ, агротехнический факультет, 1 курс), «Родная улица моя» - Е. Торган (Кемская СОШ № 1, 8 кл.). Е. Сёмина (Шокшинская СОШ, 6 кл., рук. - О.М. Анухина) обобщила материал о старинном прионежском селе Шокша.
Объектами исследования стали реалии повседневности: животноводческие традиции крестьян Заонежья и современность (О. Путиловская, А. Темнева - Великонивская СОШ, 9 кл.), пожары в истории села (О. Панфилова - Шуньгская СОШ, 8 кл.), благоустройство братского захоронения (Е. Власова — Амбарнская СОШ, 10 кл.). Освещена тема праздников: «Престольные праздники Заонежья» - В. Шишина (Толвуйская СОШ, 10 кл.), «Молочный фестиваль в Олонце» - Е. Ефремов (СОШ №1 г. Олонец, 9 кл.).
Особый колорит работам из Заонежья придавало то, что о замечательных людях и связанных с ними «бывальщинах» рассказывали их потомки. «Судьба заонежской сказительницы П.С. Мошниковой» - Е. Фролова, К. Мищенко (Медвежьегорская СОШ № 2, 7 кл.), «Жизнь и творчество заонежской сказительницы из Шуньги П.И. Гириной» - К. Гирина (Шуньгская СОШ, 7 кл.), «Гордиться предками не только можно, но и должно…» - Ю. Волкова из п. Великая Губа, ныне студентка 1 курса Петрозаводского базового медицинского колледжа, «И.И. Крылов – шуньгский благотворитель» - У. Агеева (Шуньгская СОШ, 7 кл.).
Год учителя, отмечавшийя в Российской Федерации в 2010 г., стимулировал интерес к педагогическому краеведению. Петрозаводский педколледж представил две работы: И. Поликарпова - «Прошение семинариста», Д. Папушина - «Книга Кучепатова Н.Г. Школа в дореволюционной Карелии». Е. Сухоносова, Я. Поспелова (Толвуйская СОШ, 10 кл.) провели исследование о династии педагогов Кондратьевых–Сухоносовых. В. Ермакова (СОШ № 1 г. Кондопоги, 10 кл.) получила диплом 2-й степени за работу «Выпускной бал как явление времени». Группа учащихся 2-го курса профессионального училища № 2 г. Олонец отразила историю своего учебного заведения на основе фотодокументов.
Призером 2-й степени стала работа «Наша жизнь» Я. Хоминой (СОШ №3 г. Пудож) об уже несуществующем Пудожском детском доме. Ее основой стала фотолетопись, запечатленная в 1956 г. Предысторию Центра социально-трудовой адаптации и профориентации проследила на основе анализа архивных документов В. Матвейкова из п. Салми Питкярантского района (рук. - В.А. Спиридонова).
Участники номинации «Человек и война» описывали документы, предоставленные им непосредственно очевидцами событий 1941-1945 гг. или их родственниками. Был подготовлен ряд работ о педагогах и выпускниках учебных заведений, ушедших защищать нашу Родину в годы войны: «Учитель, ушедший на фронт» А. Лазаревой (Подужемская СОШ Кемского района, 10 кл., рук. - Н.И. Кулишова), «Под крылом войны (Наша школа и война)» участников клуба «Лингва» СОШ № 1 г. Пудож.
Первое место в номинации жюри присудило работе В. Домина (СОШ № 2 им. А.С. Пушкина г. Костомукша, 9 кл.) по теме «Учитель в годы войны», удачно соединяющей в себе историко-краеведческое исследование и серьезную архивоведческую компоненту. Использовались материалы школьных музеев. Н. Зятикова (Рабочеостровская СОШ Кемского района, 11 кл., рук. - С.П. Пилипенко) раскрыла в работе «Переписка отряда «Красные следопыты» с бойцами отряда «Боевое знамя» интереснейший опыт школьного поискового движения 1960-х гг. по сохранению памяти о Великой Отечественной войне. «История школы в лицах» - исследование А. Андреевой (СОШ № 39 г. Петрозаводск, 7 кл., рук. - Л. Симоненкова), занявшей 2-е призовое место в номинации «Человек и война».
Предприняты попытки осмысления сложных чеченских событий. В работе «Ему бы жить и жить...» В. Пашко (Кемская СОШ № 1, 8 кл.) рассказала о своем двоюродном брате Денисе Тимашове, военнослужащем 76-й гвардейской краснознаменной воздушно-десантной черниговской дивизии города Пскова, погибшем в 2000 г. в Чеченской республике.
Увлечь краеведением можно молодых людей, уже определивших свой профессиональный путь, далекий от гуманитарной проблематики. Доказательством этому является участие в конкурсе студентов Петрозаводского лесотехнического техникума. Студентка 1-го курса А. Пономарева заняла второе место в номинации «Семейные реликвии». Особая ценность работы студента 2-го курса А. Политаева («Человек и война», 3-е место) в видеоинтервью с преподавателем физики и заведующим отделением техникума, участником Великой Отечественной войны В.А. Мининым. Содержание и техническое исполнение видеодокумента позволяют предоставить его для приема на государственное хранение.
В конкурсных материалах нашло отражение содержимое домашних документальных коллекций. А. Харичева в работе «Жил замечательный человек» на основании документов своего деда показала его личный вклад в развитие города Кемь в 1960-е гг. С. Морозов в очерке «Несомненное счастье — жить для других» представил фотодокументы о своем родственнике С.В. Кинешемском, сыне польского ссыльного — участника Польского восстания 1863 г., педагоге, чьим именем названа одна из улиц г. Кондопога. Оба автора — ученики 8 класса Кемской СОШ № 1.
Общие документальные ценности как один из факторов семейного единства послужили основой для исследований Е. Пашковой (СОШ № 1 г. Олонца, 9 кл., рук. - А.В. Понуровский) «Семейные реликвии семьи Пашковых и Шахановых», Д. Старшиновой (СОШ № 34 г. Петрозаводск, 10 кл., рук. - И.А. Рипатти) «Жизнь в документах», В. Исаченко (Амбарнская СОШ Лоухского района, 10 кл.) «Семейные реликвии».
Были представлены документальные свидетельства дружеского события людей, для которых Карелия стала общим домом. Работа «Старинная книга» К. Истрафиловой (СОШ п. Салми Питкярантского района, рук. - М.И. Керро), рассказала о Коране как общей реликвии семьи, имеющей татарские и карельские корни. Десятиклассница А. Федорова из п. Амбарный описала ценные для семьи фотодокументы, свидетельствующие о жизни прародителей Ф.З. и А.С. Кильмухаметовых. К работе приложена сдаточная опись с передачей Национальному архиву фотографии 1960 г.
Исследования обучающихся СОШ № 1 г. Кондопога свидетельствуют о высоком уровне краеведческой работы в школе. Первое место заняла работа «Судьба и Родина едины» учениц 11-го класса сестер А. и А. Скворцовых. Третье место присуждено В. Финогеевой (10 кл.) за разработку темы «Через века, через года помните!».
Тема «Судьба в документах», раскрывается еще одним обладателем диплома 3-й степени М. Елисеевым (Кемская СОШ № 2, 10 кл., рук. - М.Н. Федотова): «Для меня лично все началось с музейного урока истории, когда в одной из витрин я увидел «Книжку морехода», принадлежавшую моему прадеду А.А. Губкину. Соединенные с рассказанными бабушкой историями о прадеде-мореходе, эти материалы позволили мне соединить судьбу отдельного человека с эпохой истории страны».
Строгий научный стиль изложения не мог сдержать сильных эмоциональных переживаний авторов. И. Хлебнов (Рабочеостровская СОШ, 10 кл.) в работе «Мой дедушка» пишет: «Очень мало осталось воспоминаний о дедушке, по рассказам моего папы, он не любил вспоминать о войне, но мне очень хотелось рассказать о нем».
Студент второго курса Профессионального училища № 22 им. А.Н. Логинова Г. Залуцкий в заключение своего очерка «Последние ветераны Великой Отечественной войны» отметил: «Пройдут года, и не у кого будет спросить: «Расскажите, как Вы воевали?». Давайте не будем забывать тех, кто прошел Великую Отечественную, будем помнить тех, кто отдавал жизнь за нас!»
Большой интерес жюри вызвала работа «Письма с фронта» А. Турлаковой (СОШ п. Ляскеля Питкярантского района, 8 кл., рук. - Л.Р. Хасанова). На основе личных документов, фотографий, семи писем с фронта (каждое — в стихотворной форме!) девочка воссоздала жизненный путь своего прадеда, гвардии лейтенанта Константина Воробьёва, пропавшего без вести в жестоких боях под Харьковом весной 1943 г.
Среди представленных работ — попытки осуществления генеалогических исследований: «Моя родословная» В. Никитиной (Пушнинская СОШ, 10 кл., рук. И.Н. Рябова), «О чем поведал семейный архив» А. Стружковой (Костомукшская СОШ № 2 им. А.С. Пушкина, 8 кл.), «Семейный архив - страница истории отечества» А. Малышевой (СОШ № 1 г. Кондопога, 11. кл.), «История моей семьи в истории моей Родины» М. Лякиной (Кемская СОШ № 1, 8 кл.).
Наряду с учебно-исследовательскими работами исторического характера были представлены копии документов с археографическими описаниями, публицистические очерки, электронные презентации. Для стартовой ситуации регионального проекта «Юный архивист» это нормальная ситуация. Отказ в участии помешал бы его дальнейшему развитию.
Дипломы, благодарственные письма и подарки были переданы руководителям органов управления образованием во время совещания в Министерстве образования РК. На сайтах Национального архива, образовательных учреждений была размещена информация о победителях конкурса.
21 мая 2012 г. на базе ИПКРО состоялась онлайн-дискуссия «Объединяющая сила истории». В дискуссии приняли участие учителя, победители и участники конкурса, представители Министерства культуры РК, ИПКРО, НА РК, муниципальных архивов, общественных организаций. Представители восьми муниципальных районов высказали свои пожелания в режиме прямого включения.
По мнению членов жюри, содержанию работ в целом присуща адекватная интерпретация фактов, событий, явлений. Радуют попытки педагогов формировать у школьников основы исследовательских компетенций, тем более, что Всероссийский конкурс, объявленный Российским обществом историков-архивистов, однозначно задает критерии оценки работ с учетом требований науки.6 Вместе с тем, археографическая, источниковедческая стороны представленных работ выявили почти «целинное» состояние данных вопросов в школьном образовании.
Состоялся обмен мнениями о месте краеведческой и архивоведческой работы в образовательном процессе, о необходимости консультационной помощи специалистов архивов в поиске и описании документов по темам исследований, в методическом сопровождении создания домашних архивов, об активизации муниципальных архивов.
Участники дискуссии высказались за продолжение республиканского конкурса «Юный архивист», участие во всероссийском конкурсе РОИА.
Положение о Всероссийском конкурсе юношеских учебно-исследовательских работ «Юный архивист» ставит в числе целей «...приобщение юношества к традициям отечественной исторической школы, опирающейся на изучение архивных документов...»5. Этот ориентир был и у нашего регионального конкурса. Карельский опыт организации конкурса «Юный архивист» показал, что необходимо искать новые пути эффективного использования социокультурных ресурсов архивов и объединяющего потенциала нашей истории.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.