Выбор читателей:

МЕЧТАТЕЛЬ, МЕЦЕНАТ И УЧЕНЫЙ: ГЛАВАРХИВ — О СОЗДАТЕЛЕ ПЕРВОГО АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ДМИТРИИ РЯБУШИНСКОМ

News image

Небо и полеты всегда волновали людей. Однако только в начале ХХ века с появлением аэропланов в этой области произошел настоящий пр...

РАДИО, КИНО, АУДИОЗАПИСИ НА УРОКАХ: ГЛАВАРХИВ — О ТОМ, КАК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВНЕДРЯЛИ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

News image

К середине 1960-х годов развитие радио, телевидения и звукозаписи в СССР было достаточным для того, чтобы использовать эти технические средства в ...

НАУЧНЫЕ ВЫСТАВКИ И НАДУВНОЙ СПОРТИВНЫЙ ЗАЛ: ГЛАВАРХИВ – О ТОМ, КАК ПРОВОДИЛИ ДОСУГ МОСКВИЧИ В НОЯБРЕ 1984 ГОДА

News image

В Главархиве хранятся подшивки газет за разные десятилетия ХХ века. По ним можно изучать события, которые происходили в повседневной жизни го...

КОМПЛЕКС ОЦИФРОВАННЫХ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, КИНО- И ФОТОМАТЕРИАЛОВ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ ПОПОЛНЕН ДОКУМЕНТАМИ АРХИВА ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Печать PDF

10 ноября 2022 г. более 160 документов Архива внешней политики Российской Федерации Историко-документального департамента МИД России (АВП РФ) размещены в Комплексе оцифрованных архивных документов, кино- и фотоматериалов, посвященных Второй мировой войне, на сайте Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина.

22 июня 1941 г. в 12.15 в связи с нападением гитлеровской Германии на СССР от имени советского правительства по радио выступил заместитель председателя СНК СССР и нарком иностранных дел В.М. Молотов. В Комплексе представлен проект этого выступления, написанный им собственноручно.

Практически одновременно с Германией против СССР выступили ее союзники и сателлиты – Венгрия, Италия, Румыния, Словакия. Однако официальные уведомления об объявлении войны или разрыве дипломатических отношений поступали в Москву в некоторых случаях с большой задержкой из-за намеренного нарушения державами Оси телеграфной связи с СССР. Как свидетельствуют представленные документы, как советские послы в странах-агрессорах, так и дипломатические представители этих стран в СССР находились в информационном вакууме и не имели возможности связаться со своими правительствами. В этом отношении особо показателен пример Италии: информация советского посла в Риме Н.В. Горелкина о вызове в МИД Италии 22 июня в связи с объявлением Италией войны Советскому Союзу была получена в Москве лишь 29 июня через советского посланника в Швеции А.М. Коллонтай.

В связи с «неопределенной» позицией правительства Финляндии, чьи войска, однако, также атаковали советскую границу, 24 июня В.М. Молотов в ходе беседы с финским представителем в Москве указал на факты вооруженного участия «нейтральной» Финляндии в войне против СССР. С самого начала конфликта Советский Союз предпринимал дипломатические попытки вывести Финляндию из войны, в том числе при посредничестве правительства США. Однако на начальном этапе войны эти попытки не увенчались успехом.

Неоднократные дипломатические демарши Советского правительства по вопросу нарушения нейтралитета были адресованы и тем странам, которые, формально оставаясь нейтральными, фактически превращались в плацдарм для военных действий против Советского Союза или в базу снабжения Германии военными материалами и вооружением (Болгария, Швеция).

Документы внешнеполитического ведомства рассказывают об истории формирования и деятельности антигитлеровской коалиции. В первые дни войны официальные представители Великобритании, США и Китая выразили поддержку Советскому Союзу в связи с нападением гитлеровской Германии и заявили о готовности оказывать необходимую помощь. 12 июля 1941 г. в Москве было подписано советско-английское соглашение о совместных действиях в войне против Германии. Одновременно налаживались контакты с представителями Югославии, Чехословакии, Польши, движения «Свободная Франция» и его лидером генералом Ш. де Голлем.

Восстановление дипломатических отношений с правительствами Чехословакии и Польши (в изгнании) и союзнические обязательства были зафиксированы в советско-чехословацком соглашении от 18 июля, советско-польском соглашении от 30 июля и советско-польском договоре от 4 декабря 1941 г.

Особое место занимают документы о событиях декабря 1941 г. 6 декабря Великобритания объявила войну гитлеровским пособникам – Финляндии, Румынии и Венгрии. 7 декабря Япония напала на военно-морскую базу США Перл-Харбор в Тихом океане. 8 декабря США объявили войну Японии. В ночь с 9 на 10 декабря Китай объявил войну Германии и Италии. Война окончательно обрела мировой масштаб. Однако в отношениях с Японией Советский Союз до поры до времени продолжал сохранять нейтралитет, обоснованно аргументируя перед союзниками свою позицию тем, что главные сражения против держав Оси разворачиваются на советско-германском фронте и переброска советских сил на Дальний Восток означала бы катастрофу для всех участников антигитлеровской коалиции.

В декабре 1941 г. в Москву прибыл министр иностранных дел Великобритании Э. Иден для переговоров о заключении двух договоров – о союзе и взаимопомощи в войне с Германией и о послевоенном сотрудничестве. Сам факт обсуждения в декабре 1941-го вопросов послевоенного мироустройства свидетельствовал о твердой уверенности союзников в победе над нацизмом.

1 января 1942 г. в Вашингтоне представители «большой четверки» – СССР, США, Великобритании и Китая – подписали Декларацию Объединенных Наций о сотрудничестве в борьбе с Германией и ее союзниками. 2 января к Декларации присоединились еще 22 государства.

В многочисленных шифртелеграммах и материалах дипломатических переговоров, отложившихся в фондах АВП РФ, находят отражение два главных вопроса в отношениях союзников по антигитлеровской коалиции – о военно-технической помощи Советскому Союзу и скорейшем открытии второго фронта на Западе. Отправной точкой в первом вопросе можно считать представленный в Комплексе Протокол Московской конференции от 1 октября 1941 г., определивший объемы военных поставок в Советский Союз на ближайшие девять месяцев.

Документы показывают, что между союзниками было немало противоречий. В феврале-марте 1942 г. активно велись переговоры об организации личной встречи И.В. Сталина с президентом США Ф. Рузвельтом для обсуждения вопросов взаимного доверия, организации военных поставок и возможности скорейшего открытия второго фронта на Западе.

Значительный комплекс документов посвящен одному из интереснейших сюжетов в истории советской дипломатии периода Великой Отечественной войны. В мае-июне 1942 г. нарком иностранных дел В.М. Молотов совершил официальный визит в Лондон и Вашингтон для переговоров с премьер-министром Великобритании У. Черчиллем и президентом США Ф. Рузвельтом. Это был первый воздушный полет представителя советского правительства за рубеж, к тому же совершенный в экстремальных условиях.

Результатом непростых переговоров в Лондоне стало подписание советско-английского договора от 26 мая 1942 г. о союзе в войне против гитлеровской Германии и ее сообщников в Европе и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны. Схожий с ним по духу советско-американский договор о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии был подписан советским послом в Вашингтоне М.М. Литвиновым 11 июня 1942 г., на следующий день после отлета В.М. Молотова из США. По итогам переговоров в Вашингтоне советская сторона согласилась на 4-кратное сокращение тоннажа военных поставок в случае открытия союзниками второго фронта в Европе в 1942 г.

Тем не менее, Великобритания и США приняли решение отложить эту операцию до следующего года. В ходе августовского визита в Москву Черчилль лично сообщил об этом Сталину, при этом уведомив о подготовке военной операции в Северной Африке осенью 1942 г. Материалы о московских переговорах также представлены в Комплексе.

Поскольку события на «дипломатическом фронте» разворачивались на фоне ожесточенных боев на фронте советско-германском, в разгар битвы за Сталинград и Кавказ 19 октября 1942 г. Сталин направил советскому послу в Лондон шифртелеграмму: «У нас у всех в Москве создается впечатление, что Черчилль держит курс на поражение СССР… Без такого предположения трудно объяснить поведение Черчилля по вопросу о втором фронте в Европе, по вопросу о поставках вооружения для СССР, которые прогрессивно сокращаются, несмотря на рост производства в Англии… наконец, по вопросу о систематической бомбежке англичанами Берлина в течение сентября, которую провозгласил Черчилль в Москве и которую он не выполнил ни на йоту». Этот документ фиксирует нарастающие в советском руководстве сомнения в перспективах военно-политического сотрудничества с союзниками по антигитлеровской коалиции, вылившиеся в серьезные противоречия между ними в конце войны.

Дополняют картину деятельности советского внешнеполитического ведомства циркулярные ноты наркома иностранных дел В.М. Молотова, адресованные всем правительствам и миссиям стран, не воюющих с СССР, о зверствах германских властей на захваченных ими советских территориях и в отношении советских военнопленных, а также об ответственности, которую должны были понести германское правительство и командование за совершенные злодеяния.

Источник: https://rusarchives.ru/novosti-rosarhiva/10-11-2022-kompleks-ocifrovannyh-arhivnyh-dokumentov-o-velikoy-otechestvennoy-voyne