Выбор читателей:

Частные письма сибирских ссыльных о «Туруханском бунте». 1908–1912 гг.

News image

УДК 94(57) Д. А. Бакшт Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, г. Красноярск, Российская Федерация Частные письма сибирских ссыльных о «Туруханском ...

Прошения как источник изучения истории административной высылки в Тверскую губернию в конце XIX – начале XX в. и повседневных практик поднадзорных

News image

УДК 94(47) 083 О. В. Ванюшина Тверской государственный технический университет, г. Тверь, Российская Федерация Прошения как источник изучения истории административной высылки в Тверскую ...

КРУГЛЫЙ СТОЛ «ЭПОХА IT В АРХИВНОЙ ОТРАСЛИ: ПРОБЛЕМЫ СОХРАННОСТИ И ДОСТУПНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ» НА 9ОМ IT-ФОРУМЕ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКЕ 6-7 июня 2017 г.

News image

"The epoch of IT in the archival industry: problems of preservation and accessibility of electronic documents" on the 9th IT Fo...

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Печать PDF

А.К. КОТ

г. Дзержинск, Республика Беларусь

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

К 90-летию Российского государственного архива кинофотодокументов и памяти заслуженного профессора РГГУ, основателя факультета технотронных архивов и документов Историко-архивного института РГГУ В.М. Магидова

Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов – специализированное учреждение для обеспечения сохранности, учета, комплектования и использования аудиовизуальных документов.

История архива начинается в октябре 1930 г., когда постановлением Президиума Центрального Исполнительного Комитета БССР, основываясь на «Положении об архивном управлении БССР», при Центральном государственном архиве Октябрьской социалистической революции (ЦГАОР) был организован отдел кинофильмов и соответствующих материалов. Датой рождения архива считается 29 марта 1941 г., когда было издано Постановление Совета Народных Комиссаров СССР № 723 «Об утверждении положения о Государственном архивном фонде и сети государственных архивов Союза ССР». Лишь 16 ноября 1943 г. во исполнение постановления Совета Народных Комиссаров БССР №172 начата работа, утверждена структура и штатное расписание ЦГАФФКД НКВД БССР.

Пройдя через испытания войной, необходимость реструктуризации и переименования, переезд из неприспособленного здания в 13-этажное специализированное строение, БГАКФФД сегодня – единственное в республике хранилище аудиовизуальных документов по истории белорусского государства. В настоящее время степень загруженности архивохранилищ составляет 75 %. На хранении находится 41 тыс. ед.хр. кинодокументов, 257 тыс. ед.хр. фотодокументов, около 19 тыс. ед.хр. фонодокументов, более 4 тыс. ед.хр. видеодокументов, а также 5,5 тыс. рулонов страхового фонда Национального архивного фонда Республики Беларусь. В архиве хранятся: хроникально-документальные, художественные и анимационные фильмы, киножурналы, отдельные киносюжеты; фотодокументы в виде негативов, позитивов и фотоальбомов; хроникально-документальные и художественные звукозаписи. В документах архива отражены события государственной, общественно-политической, экономической и культурной жизни республики.

В структуре учреждения восемь отделов и три лаборатории по основным направлениям деятельности. На учете в БГАКФФД состоит 204 источника комплектования, проводится работа по приему документов от граждан. Читальный зал архива включает в себя кинофотофонотеку и помещение, предусмотренное для работы отдельных групп пользователей, и рассчитан на 12 посадочных мест.

Кроме того, что архив принимает на хранение документы на цифровых носителях, проводится оцифровывание фотодокументов, фонодокументов и видеодокументов. В рамках реализации Государственной программы «Архивы Беларуси» в целях совершенствования работы создана специализированная автоматизированная информационная система, состоящая из трех баз данных на кино/видеодокументы, фото и фонодокументы. В работу внедрен её первый этап.

На основе документов архива подготовлены десятки сборников, сотни статей, выставок документов, теле- и радиопередач. Архивные документы популяризируются в СМИ (в том числе интернете), в ходе обзорных и тематических экскурсий, открытых уроков, выездных ретроспектив, в рамках участия в культурно-образовательных проектах и научных конференциях. О степени востребованности архивных документов свидетельствует рост тематических запросов. Изданы путеводители по кино и фонодокументам. В перспективе - работа над справочником по фотодокументам.

История белорусского кино в лицах

Аудиовизуальные документы обладают высокими информативными свойствами. Документы Национального архивного фонда Республики Беларусь являются бесценным историческим источником и достоянием национального и мирового культурного наследия. В современном мире в различных аудиториях все чаще возникает интерес к историко-культурному материалу, запечатленному на экране.

Обратимся к истокам развития белорусского кино, которое начало свой путь с созвучия хронике истории. Родоначальницей национального художественного кинематографа является картина Юрия Тарича «Лесная быль», премьера которой состоялась в 1926 г. (помощником был молодой Иван Пырьев) Сценарист фильма Михась Чарот, который сам был участником партизанского движения, воссоздал эпизоды борьбы белорусского крестьянства с белополяками в 1920 г. и освобождения Беларуси. Сегодня этот фильм смотрится как солнечный, пронизанный приключенческой романтикой. Съемки шли в бывшей усадьбе графа Чапского в деревне Прилуки под Минском. В массовках, так называемых типажей, участвовали местные крестьяне, которые недавно освобождали свою землю от оккупантов. Кроме того, для исторической памяти важно то, что в одном из эпизодов молодой цимбалист играл на сельской вечеринке. Им был будущий прославленный мастер народно-инструментального искусства Иосиф Жинович.

Как известно, студия «Белгоскино» в 1927 – 1939 гг. находилась в Ленинграде. В создании первых белорусских фильмов активно участвовали и белорусские, и российские мастера. Сценарист, режиссер, актер, один из организаторов Первой госкиношколы в Москве (1919) В.Гардин написал сценарий фильма на историческую тему «Кастусь Калиновский». В 1928 г. Владимир Гардин сам и поставил этот первый историко-приключенческий фильм. На хранение в БГАКФФД этот документ поступил буквально недавно, в 2015 г., в виде копии на дисковом носителе.

В основу фондов кинодокументов БГАКФФД, квалифицирующихся как художественные фильмы, лёг результат труда белорусских кинематографистов. Первый фильм режиссеров Н. Калинина и Ю. Рыбчёнка «Рудобельская республика», созданный в 1971 году был принят в 1994 году (в ролях Будрайтис Ю., Белохвостик В., Каморный Ю., Кармунин П., Гринько Н., Виторган Э., Клюев Б., Дворжецкий В., Шмаков Ф., Янковский Р.). Описание документа сопровождает следующая аннотация: «Этой республики нет на карте. И столица ее не пестрела многолюдием, не сияла огнями домов. А была в Белоруссии деревня, лапотная, соломой крытая, дремотная. Но вот вернулись солдаты с фронтов 1-й мировой войны, водрузили над правлением красный флаг. С тех пор и живет Рудобелка». Уже самые первые поступления говорят о том, что белорусское кино связывает свои достижения с воплощением героико-патриотической темы в наиболее ярких и талантливых кинолентах.

Если возвращаться к теме мастеров, среди режиссеров белорусского довенного кино выделаются два имени – Юрий Тарич (Алексеев) и Владимир Корш-Саблин (на фото съемочной группы – стройный подтянутый военный).

Работа последнего представлена в фондах архива документальными фильмами и художественной картиной «Константин Заслонов» (1949 г.). Важный факт – Ю. Тарич дал путевку в жизнь поколению молодых послевоенных режиссеров В. Турову (фильмы «Я родом из детства», «Люди на болоте»), Б. Степанову (фильм «Батька», «Аз воздам»; к сожалению «Альпийской баллады» нет в фондах архива). Несправедливо не вспомнить имя режиссёра, положившему начало детскому кино - Лев Голуб, фильмы «Девочка ищет отца» (1959 г.), приключенский фильм «Миколка-паровоз» (1956 г.) Перелом в истории белорусского кино начинается в шестидесятые годы, когда дебютируют выпускники ВГИКа. Новая школа основана на идеях человечности, добра и справедливости. Например, Игорь Добролюбов снял эпический телесериал по романам писателя И. Чигринова «Плач перепелки» (1992 г.). Виталий Четвериков в своих фильмах через художественные экранные образы максимально достоверно передает события близкие к документальной прозе – фильмы «Глубокое течение», «Глядите на траву». Еще один выпускник ВГИКа Владимир Бычков проявил одаренность в костюмном фильме «Город мастеров» (1965 г.) по сказке Т. Габбе. Театральный художник А. Бойм создал на экране театрализованное зрелище, композитор О. Каравайчук стилизовал музыку под старинное звучание романсов и песен Средневековья, особая стилистика и красота у костюмов, выполненных по эскизам художника А. Кавецкой. Великолепна романтичная героиня в исполнении Марианны Вертинской. По мнению критиков, этот фильм - живопись киноэкрана. Особая история у работы В. Бычкова «Житие и вознесение Юрася Братчика» (по роману В. Короткевича «Христос приземлился в Городне»). Снятый в 1967 г. фильм был выпущен на экран в 1989 г. после многих переделок. Свое понимание кинематографа как материализованную духовность донес в своих работах талантливый режиссер, выпускник ЛГИТМиКа Валерий Рыбарев. В фондах БГАКФФД имеется один из его фильмов «Свидетель» (1986 г. по повести В. Козько «Суд в Слободе»). Нельзя не вспомнить вклад в белорусский кинематограф Леонида Нечаева. Его фантасмагоричные фильмы-сказки, киномюзиклы – поистине классика не только белорусского, но и мирового кино для детей. К сожалению, его работы находятся на хранении в Госфильмофонде. Свои личностное видение истории народа, ее этапов, драм и свершений реализует режиссер М. Пташук в кинодрамах «Знак беды» (1986), «Наш бронепоезд» (1988), «Коператив «Политбюро», или будет долгим прощание» (1992) и в своем последнем фильме – «В августе 44-го…» (2000).

В 1990-е гг. в белорусском кино происходит смена поколений. Ушли, внезапно завершив свой жизненный и творческий круг, оставив нереализованные свои замыслы В. Туров, Ю. Марухин, М. Пташук, В. Шевелевич. Пришли новые режиссеры – выпускники Белорусской государственной академии искусств. Режиссеры В. Аслюк, Г. Адамович, А. Кудиненко, А. Колбышев проявляют несомненное кинематографическое дарование и их работами продолжают пополняться фонды архива.

В национальном культурном наследии достойное место занимает белорусская анимация. Работа режиссеров-аниматоров отмечена призами на международных фестивалях во многих странах мира. Свои фильмы И. Кодюкова решает в жанре философской притчи на темы христианских ценностей «Святочные рассказы», «Девочка со спичками», «Удивительный ужин в сочельник», «Притча о Рождестве». Для детей свои добрые фильмы-сказки создали Е. Ларченко «Покатигорошек» (первый принятый в 1994 г. на хранение анимационный фильм), И. Волчек «Как лиса волка судила», Е. Турова «Сказка о синей свитке», В. Довнар «Как Василь хозяйничал». Режиссер-аниматор А. Ленкин кроме сказки «Яма, танцы, четыре струны» создает комедийный сериал «Реактивный поросенок».

Естественно, это только штрихи к тому богатому киноматериалу, который находится в составе Национального архивного фонда Республики Беларусь. Несмотря на то, что от общего объема фондов художественные фильмы занимают чуть более 4 %, документы представлены во всем жанровом разнообразии: игровые фильмы, исторические, мелодрамы, приключенческие, детективы, фильмы для детей, сериалы, спектакли. Работам белорусских киномастеров дали высокие оценки киноведы, кинокритики, фильмы и их создатели отмечены государственными наградами, дипломами и наградами различных фестивалей (региональных и международных) Наравне с уникальными документальными фильмами, хранящимся в архиве, статус «особо ценный документ» присваивается, в том числе художественным и анимационным. Фонды архива продолжают пополняться новыми работами, новыми носителями, новыми историческими источниками, представленными в виде художественного произведения.

Сведения об авторе

Кот Алла Константиновна, главный хранитель фондов Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов, 222720, Республика Беларусь, г. Дзержинск, ул. Фоминых, д. 1, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript