«Павел Муратов – человек Серебряного века». Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ГМИИ), проходившая с марта по апрель 2008 г., была посвящена деятельности известного историка искусства, писателя, переводчика, издателя начала XX в. — Павла Павловича Муратова. Он был хранителем коллекции итальянской живописи Московского Публичного и Румянцевского музея, являлся автором первой знаменитой публикации об итальянском искусстве на русском языке. П.П. Муратов был также исследователем истории искусства Древней Греции. В отделе рукописей (ОР) ГМИИ хранится его рукопись 1899 г. «История греческой архитектуры».

В 1908 г. он впервые попал в Италию и был очарован ею. Эта поездка оказалась поворотным моментом в его судьбе как искусствоведа. П.П. Муратов опубликовал в журнале "Старые годы" серию статей "Очерки итальянской живописи". На выставке были представлены материалы из отдела рукописей ОР ГМИИ: «Краткие замечания о лучших рисунках Румянцевского музея [1909-1910 гг.]» Это — черновик, имеющий интереснейшие авторские правки..

Выставка посвящена 100-летию первого путешествия Муратова в Рим. Искусствовед учитывал опыт литературных "путешествий" по Италии И. Гёте, Н.В. Гоголя, А.И. Герцена, Д.С. Мережковского. Муратов впервые едет в Италию вместе со своими друзьями – писателем Б.К. Зайцевым и художником Н.П. Ульяновым. Его работа была синтезом исследований по истории искусства и жизнеописания легендарных личностей Италии. В его работах одной из центральных фигур является художник раннего Возрождения Джотто ди Бондоне (1267-1337). П.П. Муратов издал книгу "Новеллы итальянского Возрождения". Он остался знаменит своей книгой «Образы Италии», которая ценится современными искусствоведами и поныне.

П.П. Муратов описывал различные живописные собрания, события в художественной жизни. Его статьи публиковались в крупных искусствоведческих журналах России — «Аполлон», «Старые годы», «Золотое руно», он также издавал собственный журнал «София», в котором публиковал статьи об искусстве. Его перу принадлежит первая в России монография о Сезанне.
П.П. Муратов сотрудничал и переписывался с различными российскими учеными-искусствоведами — в ОР ГМИИ имеется письмо от 21 ноября 1911 г. Муратова к Н.И. Романову, впоследствии директору ГМИИ3. Сохранилась интереснейшая оценка творчества П.П. Муратова, данная в письме П.Д. Эттингеру      С.П. Яремичем:   «Общее мнение, что Муратов может дать блестящее понятие о Москве»4. Часть этих документов демонстрировалась на выставке. 

П.П. Муратов также изучал древнерусскую живопись, открыл глубокий художественный характер русской иконописи, систематизировал памятники искусства, которые в большинстве случаев находились в частных собраниях, например, у старообрядцев. Совместно с И.Э. Грабарем П.П. Муратов подготовил I том «История русского искусства», вышедший в 1914 г.

 

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.