ОЦИФРОВЫВАНИЕ ФОТО- И КИНОДОКУМЕНТОВ В РГАКФД

Печать PDF

В последние годы в связи с развитием компьютерных технологий аудиовизуальные архивы применяют их в своей непосредственной деятельности в основном по двум направлениям. Архивы оперативного доступа (это, как правило, видеоархивы телеканалов, архивы газет и журналов) стремятся приобретать архиваторы и сохранять свои фонды в цифровом формате, обеспечивая тем самым быстрый доступ к информации. Такие архивы, как наш, в котором осуществляется длительное хранение, с огромным фондом, используют цифровые технологии для промежуточных операций в процессе хранения, это учет, каталоги, техническое состояние документов.

Российский государственный архив кинофотодокументов существует с 1926 г., 80 лет, и в своих фондах насчитывает около 230 тыс. ед. хранения кинодокументов, свыше 1 млн фотонегативов и фотографий, около 2 тыс. видеодокументов. Всю эту коллекцию, которая продолжает пополняться, мы обязаны сохранить и оперативно предоставлять пользователям архивной информации. В фонде архива есть кинодокументы подпадающие под «паблек домейн», есть и находящиеся под авторским правом, но в вопросах хранения они для нас равнозначны. Я хочу коллегам рассказать, как мы на практике применяем новые компьютерные технологии, для того чтобы не утерять ни одной единицы информации (хранения) из всех видов аудиовизуальных документов.

Среди фотодокументов существует фонд негативов на стеклянной основе в количестве более 175 тыс. ед. хранения (1887-1930). Основа - стекло - стареет и становится хрупким, при хранении на ребре часто трескается под действием собственного веса. Такой негатив укрепляют вторым стеклом. Если негатив на стекле разрушился без разрыва фотослоя, эмульсионный слой переносится на новую стеклянную основу и продолжает использоваться, если же негатив поврежден с разрывом эмульсионного слоя, он поступает на оцифровывание фотоизображения с последующей реставрацией. Цифровая реставрация в РГАКФД проводится специалистами, которые осуществляют все технологические операции в процессе восстановления фотоизображения в цифровой форме согласно инструкции, разработанной архивом, с учетом всех требований к историческому документу. Фотонегативы, поступающие на оцифровывание, имеют только те дефекты, которые невозможно устранить в процессе химико-физической реставрации самого негатива, потому что РГАКФД отдает предпочтение хранению оригинала, восстановленного путем его химико-физической реставрации, чем грамотно исправленной копии.

Работа с оцифрованным изображением по повышению его качества ведется с помощью программного обеспечения «Photoshop», которое имеет большой набор инструментов, позволяющий при необходимости изменить каждую точку изображения. Отреставрированное фотоизображение после окончания работ по восстановлению переводится на дубль-негативную се-ребросодержащую фотопленку типа «ролл-фильм» с помощью фотопринтера GGC-8. Фотопринтер был специально приобретен в Германии для создания контратипов после цифровой реставрации. Полученный контратип фотоизображения является страховым фондом. Но прежде чем стать таковым, он проходит строгий контроль специалистов отдела технического контроля на соответствие оригиналу. При положительной оценке контрати-па создается фонд пользования на диске CD-R. Хочу отметить, что работы по восстановлению фотоизображения проводятся в максимально возможном разрешении от 1200 до 2500 dpi в зависимости от геометрического размера негатива.

Сохранность CD-R дисков периодически проверяется, так как гарантированное хранение дисков очень приблизительное, данные в печати по этому вопросу весьма противоречивы. Хранение же серебросодержащих пленок проверено временем, поэтому основное хранение аудиовизуальных документов производится на пленочных носителях. Работа с фотоизображением методом оцифровывания - это очень кропотливый и сложный процесс. Некоторые фотодокументы требуют обработки в течение 3-5 дней каждый, поэтому в год осуществляется восстановление примерно 300-320 фотодокументов на базе РГАКФД.

Более активно применяется оцифровывание фотоизображения для пользователей архивной информации (для издательств, выставочных работ, для использования фотодокументов в документальных кино- и видеофильмах). Для использования фотодокументов восстановление оцифрованного изображения производится только в случае необходимости, из-за плохого технического состояния.

Наш архив испытывает большую потребность в восстановлении и кинодокументов. Прежде всего в этом нуждается небольшая часть коллекции 1900-1910 гг. Это кинодокументы, относящиеся к съемкам царского Дома Романовых. Кинонегативы имеют нестандартную перфорацию: круглую, квадратную, прямоугольную. На существующем оборудовании получить позитивные копии невозможно, но не только из-за нестандартной перфорации, а и из-за хрупкости пленок. Их невозможно увлажнить до нормального состояния и протянуть по тракту для сканирования, даже если произвести ролики для тракта под каждый вид перфорации. Кинонегативы будут разрушаться при создании натяжения. Поэтому сканирование необходимо производить на планшетном киносканере от 5 до 10 кадр/с, а затем с помощью средств программирования получать отреставрированное изображение. Сейчас РГАКФД ведет опытные работы с некоторыми фирмами, которые занимаются компьютерными технологиями с киноизображением.

Более удачные эксперименты были проведены архивом по восстановлению первых цветных кинодокументов. Таким примером может являться фильм «Парад Победы 1945 года» на Красной площади в Москве. Этот кинодокумент в процессе хранения и использования (59 лет) потерял оригинальные цвета, а также приобрел механические дефекты (царапины, потертости, побитости). С помощью киносканера, разрешающая способность которого 2 К, было произведено оцифровывание, затем с помощью программного обеспечения устранены механические повреждения, а также восстановлен цветовой баланс фильма.
 
По завершении реставрационных работ над изображением получена цифровая копия на видеоносителе, а с помощью установки «Арри-лазер» цифровое изображение переведено на дубльнега-тивную и позитивную кинопленки, которые теперь и хранятся в основном фонде РГАКФД. Сотрудникам и специалистам архива такая работа была не под силу из-за отсутствия дорогостоящего, высокотехнологичного оборудования и программного обеспечения, что могло быть сделано только при помощи «Первого канала телевидения» и ООО «Классика-фильм», которые проявили полное понимание архивных проблем в этом вопросе.

Сейчас мы занимаемся изучением возможности реставрации первых цветных документальных фильмов 1936-1940 гг.

В РГАКФД на постоянное хранение с 1992 г. поступают и видеофонограммы (видеодокументы). Это для нас совершенно новый вид документов, требующий совершенно новых технологического и технического подходов. Видеоносители в сравнении с кино- и фотопленками по архивным меркам имеют достаточно короткий срок хранения. Например, информация, записанная на новую видеокассету формата Betacam SP, через 6-7 лет теряет уровень видеосигнала почти в два раза, ухудшаются как технические показатели самого носителя, так и его визуальные характеристики. Архив, принимая на постоянное хранение такие документы, вынужден был изучить и освоить новые методы контроля при приеме документов на госхранение, контроль и профилактические работы в процессе хранения, организовать своевременное перенесение информации на новый носитель. Архивный термин «оригинал» при хранении видеодокументов с аналоговой записью теряет всякий смысл. Перезаписывать документ в аналоговом формате можно только с определенными потерями качества (до 10%). В 1999 г. было принято решение: после истечения срока хранения видеодокумента (по результатам технического контроля) проводится перезапись в формат Betacam Digital, и далее хранение осуществляется уже в цифровом формате. Техническая мысль не стоит на месте, и очень быстро развиваются цифровые форматы, записывающие и воспроизводящие устройства.

Для нас очень важно в такой ситуации правильно выбрать формат для оцифровывания и цели, которые мы хотим достигнуть с помощью новых технологий. Архивы кинофотофоно- и видеодокументов не должны превратиться еще и в архивы записывающего и воспроизводящего оборудования.

Я не открою большого секрета, если скажу, что для аудиовизуальных архивов собственное техническое развитие или возможность выполнения важных работ по восстановлению или оцифровыванию документов упирается в наличие денежных средств. Хранение таких документов не только трудоемкий, но и денежноемкий процесс. Очень хотелось бы иметь хотя бы просмотровый фонд в цифровом формате, но, к сожалению, при наличии огромных коллекций это труднодостижимая мечта, так как кино- и видеодокументы невозможно оцифровывать в ускоренном режиме, кроме как 24-25 кадр/с.

Я надеюсь, что мы получим новую информацию на нашей конференции по тем проблемам, над которыми архив работает, и сможем применить ее в своей деятельности.