Выбор читателей:

АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ НАСТРОЕНИЙ ЗАПАДНОГО РЕГИОНА РОССИИ. 1920-е гг.

News image

Рассмотрение настроений крестьянского социума в контексте методологических подходов исторической психологии является важной и актуальной задачей. Настроения являются одним из главных ин...

ЦЕРЕМОНИЯ ПЕРЕДАЧИ В АРХИВ РАН НА ПОСТОЯННОЕ ХРАНЕНИЕ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ А.А. И В.Г. ЗИМИНЫХ И С.О. ШМИДТА В МОСКВЕ 18 февраля 2014 г.

News image

18 февраля 2014 года состоялась торжественная церемония передачи на постоянное хранение в Архив Российской академии наук документального наследия выдающихся деятелей от...

ПОСЛЕДНИЙ ИМПЕРАТОР РОССИИ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ЦЕРКВИ: О ПРИСВОЕНИЯ ЗВАНИЯ ДИАКОНИСС СЕСТРАМ МАРФО-МАРИИНСКОЙ ОБИТЕЛИ

News image

Обездолена крамолой, в бездне смуты утопая, Как корабль гонимый бурей, погибает Русь святая! Вот истинная картина России этих дней! Валаамский летописец. 2 марта 19...

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕКРЕТНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В РКП(Б)-ВКП(Б) В 1918-1941 гг.

Печать PDF

Время возникновения секретных подразделений ЦК пока известно неточно, так как официальных документов об этом еще не обнаружено ни в опубликованных, ни в архивных материалах партии. Но в открытых протоколах Оргбюро и других документах ЦК РКП за 1919 г. имеется ряд упоминаний и косвенных данных. Так, на заседании Оргбюро 31 марта 1919 г., где обсуждался вопрос «О постановке общей работы в Секретариате и тех отделах, на которых необходимо немедленно разбить работу и подыскать заведующих ими», наряду с девятью намеченными отделами Секретариата упоминается и Специальный отдел. В документах Управления делами Секретариата ЦК за 1920 г. есть упоминание о конспиративном отделе Секретариата ЦК. Возможно, речь идет о Секретном отделе ЦК.

На заседании Оргбюро 20 октября 1920 г., на котором был рассмотрен вопрос о Секретно-оперативном отделе Секретариата ЦК РКП, постановили: «а) Секретно-оперативный подотдел секретно-директивной части (возможно, Секретного отдела. - Г.К.) преобразовать в самостоятельный отдел.
 
б) Заведующим секретно-оперативным отделом назначить т. Г.И. Бокия».

Не найдены документы, обозначающие функции и назначение данных подразделений.

В приказах Управления делами Секретариата ЦК за первую половину июля 1921 г. упоминается: в первом случае -секретно-директивная часть в административном подотделе Секретного отдела, а во втором случае - Секретный отдел с его частями (шифрование, регистратура, общая канцелярия, экспедиция, учет личного состава).

Позже, в приказе от 16 августа 1921 г. по Управлению делами, дается распоряжение с 15 августа упразднить административную часть Секретного отдела, а все личные дела сотрудников передать в общую канцелярию Секретного отдела. Общую канцелярию создали из подотделов: архивного и исполнительного со столами личного состава и приказов.

В приказе от 3 сентября 1921 г. объявлялось Положение об общей канцелярии Секретного отдела, в котором указывалось, что общая канцелярия является частью Секретного отдела и состоит из четырех частей: а) исполнительной, б) регистрационной, в) архивной, г) экспедиционной. Исполнительная и регистрационная части в свою очередь разделялись на столы.

По постановлению Оргбюро Секретариата от 17 сентября 1921 г. Шифрбюро передавалось в общее бюро Секретариата.

Общая канцелярия Секретного отдела была в ведении Управления делами.

В документах ЦК имеется приказ по Управлению делами от 15 августа 1921 г., в котором объявляется, что в целях улучшения работы аппарата Управления делами Секретариата ЦК все заведующие отделами, подотделами и столами должны ежедневно отчитываться перед помощниками Управляющего делами. Приказ обязывал являться с докладом за прошедший день к помощнику Управляющего делами Н. Л. Мещерякову следующих должностных лиц: секретаря Политбюро, секретаря Оргбюро, заведующего Шифрбюро, заведующего личным столом, заведующего исполнительной частью, заведующего экспедицией, заведующего архивом, заведующего административной частью (была упразднена 15 августа 1921 г.), заведующего общей канцелярией и др.
Учитывая вышесказанное, возникают два вопроса: не входили ли секретари Политбюро и Оргбюро со своими помощниками в Секретный отдел, как в него входило, например, Шифрбюро, и не являлся ли Секретный отдел частью Управления делами Секретариата ЦК?

Можно сделать вывод, что Управляющий делами Секретариата ЦК РКП (б) и его помощники в начале 1920-х гг. руководили исполнительной и технической работой таких ответственных участков аппарата ЦК, как секретари Политбюро, Оргбюро, Шифрбюро, и других частей Секретного отдела.

Согласно постановлению Оргбюро (протокол заседания Оргбюро № 68) и приказу Управления делами № 85 от 19 сентября 1921 г. канцелярии Политбюро, Оргбюро, Шифрбюро выделяются из Секретариата и организовывается Бюро Секретариата.

Этот приказ подтверждает предположение о том, что Секретари Политбюро, Оргбюро, так же как и Шифрбюро, входили в Секретный отдел. Из документов можно заключить, что Секретный отдел входил в состав Управления делами, и, наконец, из приказа № 85 вытекает, что Секретариат Управления делами и Секретный отдел - это, возможно, один и тот же отдел или имел два разных названия, что, конечно, необходимо уточнить по другим документам.

Таким образом, Секретный отдел возник примерно в 1920 г. как часть Управления делами Секретариата ЦК. В е-го состав входили секретари Политбюро, Оргбюро и Управления делами, Шифрбюро, Общая канцелярия с ее частями. По всей видимости, одновременно с этим отделом некоторое время (с 20 октября 1920 г.) существовал и самостоятельный секретно-оперативный отдел, функции которого не известны.

В ведение Секретного отдела в основном входило делопроизводство, в том числе и секретное (протоколы, переписка и т.д.), подготовка материалов к заседаниям Политбюро, Оргбюро, Секретарей ЦК, шифровка и передача документов, а также (до образования Бюро Секретариата) учет личного состава и регистрация входящих и исходящих документов всего аппарата ЦК, делопроизводство административной части Управления делами.

Переход партии в 1921 г. к новой экономической политике потребовал усиления политической и организационной работы ЦК. Технический аппарат Политбюро, Оргбюро, и Секретариата ЦК усложнился, стал крупнее, а его функции - ответственней и сложней. Необходимо было укрепить аппарат и отделить его от регистратуры и других мелких звеньев, занимающихся канцелярской работой.

В сентябре 1921 г. Секретный отдел, вернее, его основная группа (Секретари Политбюро, Оргбюро, Шифрбюро) была преобразована в Бюро Секретариата и стала одним из отделов ЦК РКП(б), а менее значительная часть Секретного отдела -общая канцелярия - осталась в ведении Управления делами, войдя во вновь образовавшийся Общий отдел.

Большой объем и круг решаемых вопросов требовал определенной регламентации работы Бюро Секретариата. В связи с этим в апреле 1922 г. был подготовлен проект, а затем утверждено «Положение о Бюро Секретариата и работе помощников секретарей ЦК».

Ввиду единства технического аппарата Секретариата первые помощники секретарей образовывали Бюро Секретариата, работой которого руководил первый помощник И.В. Сталина.

Первые помощники Секретарей ЦК должны были принимать, вскрывать, подготавливать и систематизировать полученный материал для доклада Секретарям, следить за исполнением всех резолюций по докладу и, наконец, выполнять отдельные поручения секретарей ЦК. На помощников Секретарей ЦК сообразно с родом их работы возлагался контроль за выполнением постановлений Политбюро, Оргбюро и Секретариата ЦК, для чего в их распоряжении имелся технический аппарат.

В Бюро Секретариата также входили Секретари Политбюро, Оргбюро, шифротделение и архив.

Заведующий Бюро на каждом заседании Секретариата обязан был докладывать о результатах этого контроля.
 
В задачу Бюро Секретариата, как и ранее Секретного отдела, входило объединение технической работы Политбюро, Оргбюро и помощников Секретарей ЦК, а также сосредоточение секретной переписки Секретариата.

На заседании Оргбюро 14 декабря 1922 г. был заслушан доклад штатной комиссии ЦК, на котором утвердили штаты отделов ЦК, в том числе Бюро Секретариата в количестве 68 человек2. Это был четвертый по величине отдел ЦК. Штатное расписание должно было быть введено в действие с 1 января 1923 г.

На заседании Секретариата ЦК 25 января 1923 г. было принято решение об увеличении штата Секретариата ЦК РКП и РКСМ на 5% - с 822 до 863 человек. Но уже в конце 1923 г. была произведена реорганизация штатов ЦК РКП(б). Аппарат ЦК сокращался на 10% — с 682 до 618 человек, но при этом количество сотрудников Бюро Секретариата не сокращалось (протокол заседания Оргбюро № 44 п. 10 от 12 октября 1923 г.).

Решением Оргбюро 9 июня 1924 г. Заведующим Бюро Секретариата был утвержден помощник И.В. Сталина И.П. Товстуха, который до этого с небольшим перерывом занимал должность заведующего Секретным отделом.

Короткий период заведующими Бюро Секретариата были A.M. Назаретян (судя по протоколам Оргбюро, с конца 1923 по июнь 1924. - Г.К.) и Л.З. Мехлис (утвержден на заседании Секретариата 21 ноября 1921 г. - Г.К.).

Как видно, ЦК проводил определенную работу по сокращению своего аппарата, но, учитывая значение Бюро Секретариата, штат сотрудников данного подразделения не только не сокращался, но даже увеличился.

В связи с резким увеличением объема работы Секретарей ЦК и выдвижением некоторых руководителей на более высокие должности, в состав Секретарей ЦК были включены А.А. Андреев, Л.М. Каганович, И.А. Зеленский, а в кандидаты - П.А. Залуцкий, Н.К. Антипов, К.И. Николаева.

В 1924 г. вновь встает вопрос о распределении работы между Секретарями ЦК и днях заседаний. На И.В. Сталина как на Генерального секретаря возлагалась подготовка вопросов к заседаниям Политбюро и общее руководство Секретариатом в целом.

Увеличение нагрузки на Бюро Секретариата, большое количество сверхурочных работ потребовало расширить штат Бюро Секретариата. Так на заседании Секретариата был рассмотрен вопрос о штатах Бюро Секретариата, где с докладом по этому вопросу выступил Л.З. Мехлис (И.П. Товстуха в то время был в отпуске). Было утверждено новое расширение штата до 112 человек.

В Бюро Секретариата входили непосредственно Бюро Секретариата, включавшее в себя помощников секретарей ЦК И.В. Сталина, В.М. Молотова, А.А. Андреева, Л.М. Кагановича; заведующий Бюро Секретариата; секретарь Бюро; помощник заведующего Бюро Секретариата; заведующий приемной; технические аппараты Политбюро, Оргбюро; Шифрбюро; секретная регистратура; архив Бюро Секретариата (кроме того, имелись архивы в Технических секретариатах Политбюро и Оргбюро) и др.

В 1926 г. заведующим Бюро Секретариата вновь утверждается И.П. Товстуха (в списке утвержденных зав. отделами ЦК на заседании Секретариата 25 января 1926 г. он значится как заведующий).
19 марта 1926 г. постановлением Оргбюро вместо Бюро Секретариата вновь был воссоздан Секретный отдел:

«Слушали:

34. О переименовании Бюро Секретариата ЦК ВКП(б) (т. Товстуха)

Постановили:

34. Переименовать Бюро Секретариата ЦК в Секретный отдел ЦК ВКП(б)».

Функции Секретного отдела ЦК оставались такими же, как и у Бюро Секретариата.

В мае 1929 г. заместителями И.П. Товстухи были назначены Б.А. Двинский и А.Н. Поскребышев.

В партийных комитетах на местах также создавались секретные отделы или секретные части, а в парткомах, где количество проходящих секретных документов было невелико, работа возлагалась на отдельного, специально для этого выделенного доверенного.

В обязанности секретных органов парткомов входило:
 
•    ведение секретного делопроизводства (прием, регистрация, печатание, экспедиция, ведение и хранение секретных дел, возврат и уничтожение конспиративных материалов и т.д.);

•    наблюдение, инструктирование и проверка секретного делопроизводства, проверка и учет сотрудников, допускаемых к секретной переписке в подведомственных парторганизациях и фракциях ВКП(б) в местных советских, хозяйственных и общественных организациях. Шифрсвязь и шифровальное дело велось согласно особой
инструкции.

Сотрудники данных подразделений в обязательном порядке были членами партии. Назначения заведующих секретными органами и уполномоченных проходили через постановления бюро парткома, согласованные с Секретным отделом ЦК ВКП(б), после проверки и с согласия местных органов государственной безопасности. Все сотрудники секретных подразделений состояли на учете в местном отделе ОГПУ.

Для приема и возврата секретных документов постановлением бюро парткома назначалось доверенное лицо по 1-й и 2-й категориям (с правом и без права вскрытия секретных конвертов), предварительно согласованное с Секретным отделом ЦК ВКП (б). В основном ими являлись: помощники секретарей ЦК, зав. секретной частью, уполномоченный по ведению секретного делопроизводства или зав. шифровальной частью.

При увольнении с бывшего сотрудника секретной части бралась подписка о неразглашении секретных сведений и обязательство в течение двух лет сообщать парткому о перемене места жительства.

Сотрудникам секретных подразделений категорически запрещалось рассказывать своим знакомым и родным о характере выполняемой работы, составе секретных работников, указывать в документах должности и секретные органы, в которых они работали, а вместо этого указывать: «сотрудник парткома».

10 мая 1929 г. по предложению заведующего Секретным отделом ЦК И.П. Товстухи в записке, направленной Секретарям ЦК И.В. Сталину, В.М. Молотову, Л.М. Кагановичу,  И.Н. Смирнову, К.Я. Бауману, вместо новых наименований частей отдела предлагалось ввести сектора:

«В целях большего законспирирования функций Секретного отдела, а также во избежание возможного злоупотребления названиями, как "Политбюро", "Оргбюро", "Шифрбюро" и т.п., я считал бы целесообразным весь отдел, вместо прежних наименований частей: "аппарат Политбюро", "аппарат Оргбюро" и т.д. переименовать на 7 секторов:

1-й сектор- помы секретарей ЦК и их аппараты (референты, порученцы);

II    сектор - секретариат, ведущий делопроизводство П/Б;

III    сектор - делопроизводство О/Б;

IV    сектор - шифрделопроизводство;

V    сектор - учет и контроль за возвратом конспиративных документов;

VI    сектор - секретный архив ЦК; и

VII-й - канцелярия (регистратура, внешняя и внутренняя связь, машинопись и стенография).

Соответственно будут изменены и наименования сотрудников.

Просьба сообщить, не встречается ли с Вашей стороны возражений».

На тексте письма была проставлена резолюция: «За. Сталин. Молотов.»

Таким образом, с 1929 г. в Секретном отделе стало функционировать семь секторов.

Индустриализация и коллективизация, претворение в жизнь большевистских планов I пятилетки, усложнение задач партийного и государственного строительства требовало огромного напряжения сил государственного и партийного аппарата. Расширение круга народнохозяйственных вопросов, а также усиливающаяся внутрипартийная борьба по вопросам методов и темпов индустриализации и коллективизации, партийные чистки, репрессии и перемещения выдвигали на первый план вопросы кадрового и организационного обеспечения сталинской политики, усиления личного влияния И.В. Сталина и государства в целом. Необходимо было перестроить партаппарат для решения задач как хозяйственного, так и партийного строительства, внутрипартийной борьбы, кадровой политики, обеспечивающей поддержку курса И.В. Сталина и Политбюро на ускорение темпов индустриализации и коллективизации. Для этого необходимо было реорганизовать аппарат ЦК ВКП (б), национальных ЦК, краевых, областных и окружных комитетов ВКП(б).

В преамбуле к вопросу о реорганизации аппарата ЦК ВКП (б), рассмотренном и утвержденном на заседании Политбюро 5 января 1930 г., говорилось: «Необходимость реорганизовать аппарат ЦК, а в дальнейшем не только аппарат ЦК, но и аппараты местных парторганизаций, вызывается, прежде всего, крайним усложнением задач партруководства, разносторонне развивающимися отраслями государственной, хозяйственной, партийной, массовой и профессиональной работы.

Задача подбора и подготовки кадров для всех отраслей деятельности была поставлена партией во всей остроте как решающая.

Наряду с этим, развертывание творческой инициативы масс приводит к выработке новых форм и методов работы на местах. Необходимо реорганизовать аппарат ЦК таким образом, чтобы он решал новые сложные задачи, в особенности задачи подбора и подготовки кадров. Упростив и сократив аппарат, необходимо больше его дифференцировать по функциональным признакам».
Политбюро 5 января 1930 г. установило и утвердило новую схему аппарата ЦК. На заседании Политбюро 1 января 1930 г. наряду с другими заведующими отделами, заведующим Секретным отделом вновь утвердили И.П. Товстуху.

Кроме того, были реорганизованы аппараты национальных ЦК, краевые, областные, окружные комитеты по схеме аппарата ЦК, но без организаций Секретных отделов и Управлений делами. Парткомам предлагалось провести данную реорганизацию в двухнедельный срок. Кроме того, оргбюро поручалось провести реорганизацию низовых аппаратов: гор-райкомов, сельрайкомов и партячеек и привести их в соответствии с принятой реорганизацией партаппарата.
 
По штатному расписанию отделов Секретариата ЦК ВКП (б), утвержденному Секретариатом ЦК ВКП (б) 28 января 1930 г., было принято: «По Секретному отделу - 103 шт. единиц, передав перевозку секретной корреспонденции на обслуживание технического аппарата ОГПУ.

...2) Принять предложение тов. Товстухи поручить группе тов. Гроссмана (ЦКК-НК РКИ) произвести в Секретном отделе просмотр структуры, штатов и постановки работы, в целях рационализации (улучшения) таковой. Ту же работу поручить т. Гроссману провести в тот же срок и по Управделами ЦК».

Снова Секретный отдел по величине уступал лишь Управлению делами (123 сотрудника) и значительно превосходил другие отделы: распределительный (51 сотрудник), организационно-инструкторский (41 сотрудник), отдел культуры и пропаганды (36 сотрудников), агитации и массовых комиссий (21 сотрудник). В постановлении Секретариата ЦК предусматривалось, что штаты Секретного отдела еще будут дополнительно просмотрены.

В целом штат отделов Секретариата ЦК сокращался на 175 человек или 31,7%, т.е. вместо 550 штатных единиц было утверждено 375.

Для скорейшего решения вопросов, вынесенных на Политбюро, необходимо было территориально приблизить аппарат Секретного отдела к данному органу партии, находившемуся в Кремле. Так, решением Политбюро 20 октября 1930 г. было признано необходимым в кратчайший срок перевести Секретный отдел ЦК со Старой площади в Кремль.

На заседании Политбюро 25 июля 1930 г. рассматривался вопрос о заведующем Секретным отделом ЦК. Новым заведующим вместо И.П. Товстухи был утвержден его заместитель - А.Н. Поскребышев. И.П. Товстуха, являясь помощником И.В. Сталина, возглавлял Секретный отдел (Бюро Секретариата) с 1920 г. Политбюро освободило его от работы в ЦК по личной просьбе и утвердило заместителем директора Института Ленина, где он проработал до 1935 г.

На заседании Секретариата 26 июля 1930 г. первым заместителем заведующего Секретным отделом ЦК был утвержден Б.А. Двинский, вторым - К.Р. Герценберг.
 
На 1 января 1930 г. в штате Секретного отдела было 104 сотрудника, а всего в ЦК - 467 человек, т.е. почти четверть аппарата ЦК.

О масштабах работы Секретного отдела наглядно говорит объяснительная записка заведующего Секретным отделом ЦК А.Н. Поскребышева «О расходах Секретного отдела ЦК ВКП (б) за 1932 г.» и «Справка об ориентировочной стоимости содержания аппарата 5-го этажа здания ЦК ВКП (б)» от августа 1932 г. (на пятом этаже в здании ЦК на Старой площади размещались секретари ЦК).
Состав Секретного отдела по должностям и функциям остался почти без изменений. В него по-прежнему входили помощники Секретарей ЦК и их аппараты. Четыре подразделения занимались непосредственно делопроизводством, из них два -делопроизводством Политбюро и Оргбюро, третье обеспечивало рассылку документов в зашифрованном виде, четвертое учитывало возврат документов высших органов партии, рассылавшихся для исполнения и информации на места, а также определенному кругу партийно-государственных руководителей и учреждений, состав которых постоянно менялся. Канцелярия Секретного отдела обеспечивала вспомогательные операции: регистрацию, связь, перепечатку документов, стенографирование заседаний Политбюро, Оргбюро, Секретариата. В состав Секретного отдела входил и Секретный архив ЦК.

13 ноября 1933 г. Секретариат ЦК ВКП (б) принял постановление о реорганизации Секретного отдела ЦК:

«а) Реорганизовать Секретный отдел ЦК путем выделения из него аппарата, обслуживающего Политбюро ЦК, и именовать выделенную часть Секретным отделом ЦК.

б)    Секретный отдел подчинен непосредственно т. Сталину, а в его отсутствие - т. Кагановичу.

Прием и увольнение работников Секретного отдела производится с ведома и согласия секретарей ЦК.

в)    Установить, что зарплата сотрудников Секретного отдела ЦК (шифрбюро, стенографы и машинистки) должна быть выше на 30-40% ставок соответствующих категорий работников в других учреждениях.
 
г)    Обязать т. Самсонова в месячный срок удовлетворить все заявки на квартиры сотрудников Секретного отдела ЦК.

д)    Обязать т. Самсонова предоставить в полное распоряжение Секретного отдела ЦК 5 дач с обслуживанием их аппаратом Управления делами ЦК».

Подчинение Секретного отдела И.В. Сталину (а в его отсутствие Л.М. Кагановичу) означало усиление влияния и контроля Генсека за деятельностью Политбюро через Секретный отдел.

Как видно из постановления, зарплата сотрудников Секретного отдела устанавливалась выше соответствующих категорий работников в других учреждениях. Кроме того, в ЦК имелся список сотрудников Секретного отдела, работа которых по нагрузке приравнивалась к массовой партийной работе, что влекло за собой наличие определенных льгот по оплате и бытовому обслуживанию.

Повышенный статус, значимость и нагрузка по работе, владение секретной государственной и партийной информацией - все это говорит о привилегированном положении (наряду с большой ответственностью и требованиям к сотрудникам) данного подразделения.

Поэтому в период определенных сокращений аппарата ЦК количество сотрудников Секретного отдела не только не уменьшалось, но и неоднократно увеличивалось.

По решению XVII съезда ВКП (б) партийный аппарат перестраивался по производственно-территориальному принципу. Претерпевал изменения и аппарат ЦК. Были образованы восемь отделов и два сектора: Особый сектор и сектор Управления делами.

По новому уставу ВКП (б), принятому на XVII съезде в начале 1934 г., Секретный отдел был преобразован в Особый сектор ЦК, который сохранил функции реорганизованного в конце 1933 г. Секретного отдела.

10 марта 1934 г. Политбюро назначило заведующим Особым сектором А.Н. Поскребышева, заместителями которого оставались Б.А. Двинский и К.Р. Герценберг.

С утверждением, высказанном в работе О.В. Хлевнюка с соавторами4, касающимся идентичности функций Секретного отдела и Особого Сектора, нельзя не согласиться, но назначение и обязанности данного подразделения не ограничивались лишь делопроизводством Политбюро и обслуживанием лично И.В. Сталина. Круг функциональных обязанностей (о которых говорилось выше) был значительно шире. К примеру, имеющееся в аппарате ЦК Бюро международной информации в феврале-апреле 1934 г. придавалось Особому сектору ЦК.

Постановлением Политбюро от 4 июня 1934 г. «О распределении обязанностей между секретарями ЦК» за И.В. Сталиным оставался контроль за Особым сектором.

Кроме того, в 1930-х гг. усиливается контроль за приемом на работу в аппарат ЦК и увольнением. Набор всех без исключения работников в аппарат ЦК производился лишь с утверждения И.В. Сталина или Л.М. Кагановича.

В очередной раз по подобию ЦК реорганизовывались и структуры партийных комитетов на местах. Особые сектора с аналогичными функциями были образованы и в ЦК компартий союзных республик, крайкомах, обкомах. Так, на местах, как и в ЦК, предполагалось наличие шифрработников, которые входили в штат Особых секторов.

После XVIII съезда ВКП (б) структура ЦК опять претерпевает изменения: были созданы управления и отделы, а также Управления делами, Институт Маркса-Энгельса-Ленина, но Особый сектор оставался. В партаппаратах на местах также сохранялись Особые сектора, где заведующие одновременно становились заведующими Шифрбюро. Обкомам, крайкомам союзных республик запрещалось снимать и перемещать на другую работу заведующих Особыми секторами и шифрработников.

Штат сотрудников Особых секторов на местах был достаточно велик. Так, в Особом секторе ЦК компартии Украины по штатному расписанию было:

«Ответственных работников - 9 чел;

технических работников - 68 чел.

В Московском обкоме:

Ответственных работников - 6 чел;

технических работников - 53 чел.»

В подавляющем большинстве сотрудники секретных подразделений ЦК и местных парткомов должны были быть членами партии (кроме младшего технического персонала). Любое нарушение конспирации считалось нарушением партийной дисциплины. Более того, по постановлению Политбюро от 5 мая 1927 г. по поводу сотрудников, ведущих секретную работу, указывалось, что «в отношении преступлений по секретным делам все сотрудники учреждений и организаций, ведущие секретную работу, подлежат ответственности во внесудебном порядке».

Как видно, кадровому составу сотрудников секретных подразделений ЦК уделялось повышенное внимание. Владение секретной партийной и государственной информацией налагало определенную ответственность за ее сохранность. Требования были жесткими, и сотрудники этих подразделений в какой-то степени были ограничены в своих правах и действиях. Секретность определяла характер и специфику работы: все сотрудники считались секретными сотрудниками Секретариата ЦК.

О требованиях, предъявляемых к сотрудникам секретных подразделений ЦК, можно судить по утвержденной 15 сентября 1923 г. Секретариатом ЦК РКП(б) «Инструкции секретным сотрудникам Секретариата ЦК РКП(б)». Никто из сотрудников не имел права вести переговоров и разговоров не в порядке выполнения своих прямых обязанностей по поводу постановлений парторганизаций или обсуждавшихся вопросов, посвящать своих знакомых и родных в характер своей работы и говорить о составе секретных сотрудников. Секретные сотрудники не могли посещать иностранных миссий и кого-либо из их состава по личным делам.

О всех своих знакомых в иностранных миссиях, своих родственниках и родственниках своей семьи или знакомых, находящихся за границей, с которыми поддерживается связь, секретные сотрудники должны были извещать заведующего бюро Секретариата. Никто из секретных сотрудников не мог работать по совместительству в другом учреждении без согласия Секретариата ЦК. Нарушение инструкции рассматривалось как нарушение партийной дисциплины.

О степени засекреченности сотрудников секретных частей парткомов и шифровальщиков можно судить по направленному на места всем ЦК компартий, Облбюро ЦК, крайкомам, обкомам, губкомам, и окружкомам секретному циркулярному указанию № 6 от 25 ноября 1926 г., подписанному Секретарем ЦК СВ. Коссиором, по поводу Всесоюзной переписи. В нем в обязательном порядке рекомендовалось сотрудникам секретных частей парткомов, шифровальщикам в переписных карточках в графах о месте службы и роде занятий не указывать должностей, раскрывающих существование шифровальных частей, и специфику выполняемой работы. Вместо этого надлежало указывать название отдела, в состав которого входит шифрчасть (шифровальщик) или секретная часть, и должность по тарификации, равную действительной должности (например, вместо «шифровальщик» указывать: «технический секретарь общего отдела», вместо «делопроизводитель секретной части» указывать: «делопроизводитель общего отдела» и т.п.). Настоящий циркуляр относился к проведению Всесоюзной переписи и не относился к партпереписи.

Специальными постановлениями Секретариата ЦК определялся статус секретных работников. Так, на заседании Секретариата ЦК 19 декабря 1924 г. рассматривался вопрос о секретных работниках Бюро Секретариата ЦК, на котором постановили:

«а) Работу сотрудников Бюро Секретариата считать конспиративной партийной работой.

б)    Установить, что все сотрудники Бюро Секретариата должны по предложению заведующего бюро Секретариата немедля выполнять даваемую им работу, приурочивая выполнение поручений низовых профессиональных и партийных организаций на свободное время.

в)    Поручить тт. Шкирятову и Мехлису представить на утверждение Секретариата список секретных работников Бюро Секретариата, работа коих по нагрузке должна быть приравнена к массовой партийной работе»14.

30 января 1925 г. на заседании Секретариата ЦК был утвержден список секретных сотрудников Бюро Секретариата ЦК, работа которых по нагрузке приравнивалась к массовой партийной работе. В списке значилось 27 человек. Данный список, ввиду перемещения сотрудников, постоянно менялся. Все изменения в списке утверждались на заседаниях Секретариата и Оргбюро ЦК. К примеру, 26 ноября 1926 г. из списка был исключен выехавший за границу помощник И.В. Сталина Бажанов.

Все назначения сотрудников Бюро Секретариата проходили через утверждение на заседаниях Политбюро, Оргбюро, Секретариата, т. е. на самом высоком партийном уровне.

Таким образом, с 1919 по 1941 г. в аппарате ЦК и местных парторганов существовали специальные секретные подразделения партии. Так, в аппарате ЦК с 1919 г. - Специальный отдел Секретариата; 1920-1921 гг. - Секретный (конспиративный) отдел; 20 октября 1920 г. был образован самостоятельный секретно-оперативный отдел (задачи и время функционирования которого автору не известны); 1921-1926 гг. - Бюро Секретариата; 1926-1934 гг. - вновь образовавшийся Секретный отдел; с 1934 г. - Особый сектор. Наименования данных подразделений менялись, но функции в основном оставались прежними.

До образования в сентябре 1921 г. Бюро Секретариата на правах отдела данные подразделения входили в состав Управления делами ЦК. Ввиду отсутствия и ограниченности информации за 1918-1919 гг. по структуре аппарата ЦК, а также специфики этих подразделений как конспиративных трудно говорить о точном времени их возникновения. Автор не обнаружил документы, освещающие в какой-либо мере структуру и функциональное назначение секретных подразделений ЦК за данный период.

Основной костяк вышеупомянутых секретных подразделений ЦК составляли помощники секретарей ЦК. Помощник Генерального секретаря являлся руководителем подразделения. В его состав также входили технические службы Политбюро, Оргбюро, Секретариата, секретное делопроизводство, подразделение, обеспечивавшее секретную шифрованную связь, секретные архивы и другие, более мелкие службы.

Секретный отдел (Бюро Секретариата) был сравнительно многочисленным по количеству работающих сотрудников. Так, в начале 1930-х гг. это было второе по численности подразделение, уступая лишь Управлению делами. Фактически после каждого сокращения аппарата ЦК, количество сотрудников секретных подразделений не только не уменьшалось, а пересматривалось в сторону увеличения.
 
Из изученных документов пока не совсем ясно, выполняли ли данные подразделения в полной мере функции по защите информации, либо были еще подразделения ЦК, на которые было возложено исполнение таких функций. Но вполне определенно можно сказать, что кроме ведения секретного делопроизводства, Секретный отдел проверял условия хранения и использования секретных документов, расследовал факты нарушений требований инструкций по секретному делопроизводству, хранению и использованию секретных документов, совместно с органами ГПУ, НКВД расследовал факты утери и разглашения секретных сведений и документов, разрабатывал секретные инструкции, вел шифровальную и дешифровальную работу и др., т.е. осуществлял режимно-секретные мероприятия.

Как уже было сказано, все реорганизации, проходившие в аппарате ЦК, функционально почти не затрагивали секретных подразделений. В начале 1930-х годов происходит усиление Секретного отдела, возрастает его роль. Сам отдел переводят со Старой площади непосредственно в Кремль.

Секретный отдел (Бюро Секретариата) возглавляли помощники И.В. Сталина И.П. Товстуха, затем А.Н. Поскребышев (короткое время были A.M. Назаретян, Л.З. Мехлис). И.В. Сталин через своего помощника фактически руководил Секретным отделом. При распределении обязанностей между Секретарями ЦК именно на Сталина возлагалось руководство Политбюро и Секретным отделом в целом.

В конце 1930-х годов, когда авторитет Сталина был неоспорим, решение многих вопросов зависело лично от Генерального секретаря и его ближайшего окружения.

Для рассмотрения особо секретных и наиболее важных оперативно-хозяйственных вопросов были созданы постоянно действующие комиссии, в которые вместе со Сталиным входили наиболее близкие к нему члены Политбюро: В.М. Молотов, К.Е. Ворошилов, Л.М. Каганович, А.И. Микоян, В.Я. Чубарь и др. Техническое обеспечение работы данных комиссий также было в ведении Особого сектора.

Таким образом, можно констатировать, что Секретный отдел, Бюро Секретариата, Особый сектор, были специальными оперативно-секретными подразделениями ЦК, обеспечивающими работу высших партийных органов, лично Генерального секретаря и в определенной мере выполнявшими функции по защите информации.

По подобию ЦК аналогичные подразделения были созданы и в парткомах на местах, работа которых строилась по принципу Секретного отдела ЦК и подчинялась непосредственно секретарям партийных комитетов, выполняя, как и Секретный отдел ЦК, кроме всего прочего и функции, обеспечивающие сохранность сведений, составляющих партийно-государственную тайну. Работа ответственных сотрудников данных подразделений по нагрузке также приравнивалась к массовой партийной работе и считалась конспиративной.