Выбор читателей:

КИНОСЪЕМКА КАК ЖИВАЯ ТРАДИЦИЯ

News image

И.А. КОСАЧЕВ, г. Москва, Российская Федерация КИНОСЪЕМКА КАК ЖИВАЯ ТРАДИЦИЯ Аннотация Автор освещает актуальные вопросы возрождения съемок кинохроники с целью сохранить зримый облик ...

ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ В БЕЛОРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИВЕ КИНОФОТОФОНОДОКУМЕНТОВ.

News image

Е.М. ГРИНЕВИЧ, г. Дзержинск, Республика Беларусь ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ В БЕЛОРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИВЕ КИНОФОТОФОНОДОКУМЕНТОВ. Аннотация В статье освещается опыт работы архивистов Белорусского ...

ЗВУКОВЫЕ МЕМУАРЫ КИНОРЕЖИССЕРА М.И. РОММА: ПРОБЛЕМЫ РЕКОНСТРУКЦИИ И ИЗУЧЕНИЯ

News image

М.М. ЖУКОВА, г. Москва, Российская Федерация ЗВУКОВЫЕ МЕМУАРЫ КИНОРЕЖИССЕРА М.И. РОММА: ПРОБЛЕМЫ РЕКОНСТРУКЦИИ И ИЗУЧЕНИЯ Аннотация В статье представлены промежуточные итоги изучения звуковых ...

ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКТОВАНИЯ, ХРАНЕНИЯ И ДОСТУПНОСТИ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИВЕ ФОНОДОКУМЕНТОВ (РГАФД): НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Печать PDF

А.П. ФЕРНАНДЕС–ЭРЕС, г. Москва, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКТОВАНИЯ, ХРАНЕНИЯ И ДОСТУПНОСТИ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИВЕ ФОНОДОКУМЕНТОВ (РГАФД): НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация

В статье освещается опыт Российского государственного архива фонодокументов по комплектованию фонодокументами. Статья также характеризует собрания устной истории и некоммерческих интернет-проектов архива.

Abstract

The article exams the work experience of Russian state archieve of fonodocuments in fono documents acquisition. The article also focuses on the archieve`s collection of oral history and it`s non commercial Internet projects.

Ключевые слова

Российский государственный архив фонодокументов, фонодокумент, комплектование, устная история, интернет-проект.

Keywords

The Russian state archieve of fonodocuments, acquisition, oral history, Internet-projects.

Исторические, социальные, политические, культурные процессы, происходящие в обществе, находят свое отражение в фонодокументах. Как исторические источники фонодокументы могут не только фиксировать факты, даты, события, но и раскрывать перед исследователем звуковые образы, в полной мере передавать атмосферу эпохи.

Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД) обладает одной из наиболее ценных в нашей стране коллекций, представляющей интерес для историков, музыковедов, культурологов, сотрудников радиостанций, авторов тематических выставок, а также самых широких слоев нашего общества.

На сегодняшний день в распоряжении посетителей архива более 249 тыс. фонодокументов на разных носителях. Среди них: граморигиналов – более 64 тыс. ед.хр.;грампластинок – 108,5 тыс.ед. хр., (в том числе 823 лаковых, фирмы Патэ); фонодокументов на магнитной ленте – около 51 тыс.ед. хр.; фоноваликов – 557 ед. хр. (из них 17 – уникальных); шоринофонов – 398 единиц хранения; тонфильмов – 487 ед. хр.; компакт-кассет – более 4 тыс.ед. хр.;компакт-дисков – более 19 тыс.ед. хр.; видеокассет – 755ед. хр.(в том числе 48 ед. хр.на киноленте); «говорящая бумага» – 21 ед. хр.

В наши дни объем выпускаемой фонопродукции вырос по сравнению с советскими годами многократно в связи с активным включением в процесс ее производства коммерческих фирм, частных лиц, общественных организаций, политических партий.Широкое распространение получил так называемый цифровой контент: сегодня многие аудиозаписи выкладываются в Интернет и доступны любому пользователю. И если раньше главными источниками комплектования РГАФД были государственные учреждения, то теперь это коммерческие фирмы-производители аудиовизуальной продукции, политические, общественные организации, коллекционеры, частные лица. Кроме того, архив с 1987 г. сам создает фонодокументы в рамках проекта «Устная история».

Наладить систему государственного комплектования РГАФД в немалой степени помогло внесение в Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» статьи 12, п.1, согласно которой производителям аудиовизуальной продукции в целях ее учета, хранения и использования, предписано передавать в РГАФД по два обязательных экземпляра фонопродукции, за исключением фонопродукции, созданной для телевидения и радиовещания.

Согласно законодательству, негосударственные организации, а также граждане включаются в списки источников комплектования на основании договора. Перед сотрудниками РГАФД стоит задача отобрать из огромного массива фонодокументов те, которые в наиболее полной степени отражают материальную и духовную жизнь общества, имеют историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, и, следовательно, должны пополнить Архивный фонд Российской федерации.

Комплектование РГАФД фонодокументами производится на основе заключаемых двух типов договоров о сотрудничестве: «Договора о постоянном государственном хранении фонодокументов» и (или) «Договора о передаче на постоянное государственное хранение фонодокументов из личных коллекций». Договоры заключаются на пять лет с возможностью последующей пролонгации. Все документы при приеме проходят экспертизу ценности, результаты которой выносятся на решение экспертно-проверочной комиссии (ЭПК) архива, а также техническую экспертизу.

Со студиями звукозаписи, производителями фонопродукцииРГАФД заключает договор на пять лет.Надо, однако, отметить, что, несмотря на требование законодательства, отдельные фирмы-производители не спешат выполнять статьи закона и сотрудничать с архивом.

Архивные учреждения Российской Федерации еще с начала 90-х годов прошлого века начали работу по включению в списки источников комплектования политических партий и движений. В силу своей специализации, РГАФД принимает на хранение только аудиовизуальный контент. Главное внимание архив уделяет крупным российским партиям, не забывая и о вновь создаваемых партиях и движениях. Еще с советских времен сложился круг творческих организаций, с которыми РГАФД традиционно поддерживал тесные связи. Сегодня сотрудничество с большинством из них удалось сохранить.Так, Центральный Дом работников искусств уже передал РГАФД свой архив на магнитной ленте.

В РГАФД довольно активно проводится работа по приему на постоянное хранение документов личного происхождения.Речь в первую очередь идет о творческом наследии музыкантов, певцов, композиторов, актеров, радиожурналистов, политических деятелей.Здесь можно отметить созданные в последние годы фонды композитора Н.В. Богословского, режиссера М.И. Ромма, телеведущего Г.А. Скороходова, музыкального критика К.П. Португалова, композитора Г.В.Свиридова, певицы В.В.Толкуновой. Большими собраниями фонодокументов также облают коллекционеры, передающие на безвозмездной основе свои собрания в архив.

С 1987 г. в архив начал реализацию программы «Устная история», продолжая отечественные традиции фонодокументирования С.И. Бернштейна в Институте живого слова, В.Д. Дувакина в Московском государственном университете. Цель программы – создать базу устных воспоминанийи сохранить ее для будущих исследователей.

Четкая фиксация текста изменяет его оценку, статус и значимость в науке, превращая его из зыбкого, неуловимого и мифологичного «устного источника» в полноценный исторический источник, в реальный «продукт истории»,в знание. Отметим, что необходимость архивистов обратить внимание на устные воспоминания дискутировалась еще в семидесятых годах прошлого века. Так, в 1973 г. в журнале «Советские архивы» вышла статья Т.А. Ильиной,в которой содержался призыв для архивистов обратить внимание на деятельность отдельных энтузиастов, занимающихся сбором воспоминаний, и включать их в государственные собрания как исторические источники, имеющие определенную ценность для исследователей.С момента начала работы по записи устной истории РГАФД определил несколько тематических направлений, в рамках которых был очерчен круг респондентов. Это военная история, история культуры, общественно-политическая история, история науки, история религии.

В рамках тематических направлений РГАФД занимаетсяоперативным фонодокументированием событий и фактов. Так, записанывоспоминания участников Великой Отечественной войны, боевых действий в Афганистане, Чечне и других горячих точках (военная история); проведено интервьюирование писателей, актеров, режиссеров, певцов, музыкантов (история культуры); собраны выступления политиков, депутатов, общественных деятелей, записаны материалы пресс-конференций на актуальные темы (общественно-политическая история); зафиксированы выступления служителей различных конфессий,воспоминания о социальном служении церковных общин (история религии). Записанывыступления и воспоминания ученых, руководителей оборонных предприятий, воспоминания коллег, родственников об известных советских конструкторах пополнили тематический блок (история науки).

Архив постоянно расширяет круг тем. В последние годы сотрудники отдела комплектования стали записывать воспоминания выпускников Историко-архивного института, испанцев, приехавших детьми в СССР в годы Гражданской войны в Испании, ленинградских блокадников.В 2015 г.в РГАФД открылась своя профессиональная студия звукозаписи, которая позволила расширить проект, а также приглашать респондентов к себе в архив.

Перед архивом стоит вопрос дальнейшего оснащения современным оборудованием. Проигрыватели грампластинок производства 1970-х гг. износились, для снятия звука с лаковых дисков приобретена 1 игла производства ФРГ к грамстолу «ЕМТ 950» и 2 новых проигрывателя «PROJECTXtension 12 AS-309S», а также мойка для граморигиналов и грампластинок, что позволяет оцифровывать четные граморигиналы и грампластинки, в том числе лаковые (крупногабаритные).

Поскольку результат оцифровки или замены основы необходимо хранить на разных видах физических устройств, РГАФД видит следующую перспективу хранения оцифрованных фонодокументов: электронные копии фонодокументов, в том числе предназначенные для размещения в интернет-проектах, хранятся на сервере, обеспечивающем оперативный доступ к документам. Другой экземпляр, идентичный подлиннику, изготовленный на современных ленточных магнитных кассетах объемом до 6 ТБ с гарантированным сроком хранения до 30 лет, будет стоять на ар¬хив¬ной полке и в случае необходимости станет копией на правах подлин¬ника.

Хотелось бы обратить внимание на так называемые «архивные находки», или, правильнее будет сказать, архивные редкости,относящиеся к истории русской культуры. Среди них записи корифеев сцен Москвы и Санкт-Петербурга К.А. Варламова, В.П. Далматова, А.И.Южина, А.А.Яблочкиной, М.Е. Ермоловой и других известных актеров, а также музыкальные записи песен, романсов прославленных исполнителей Н.В.Плевицкой, М.А.Михайловой, Ю.С. Морфесси, Б.С. Борисова. Большинство из этих записей хранитсяна граморигиналах и их просушивание долгое время было невозможно. Однако технологии не стоят на месте и сегодня появилась возможность оцифровывать граморигиналы и возвращать исследователям записанные сто лет назад голоса.

Эксклюзивные записи находятся и на других уникальных материальных носителях звука. Тонфильмы в количестве 487 ед. хр.содержат звукозаписи о важнейших событиях жизни СССР (развитие авиации, освоение Севера и т.д.), шоринофоны (398 ед. хр.) являются чисто российскими (советскими) изобретениями, памятниками развития научно-технической мысли в области звукозаписи.

Благодаря этим носителям до нас дошли многие хроникально-документальные записи, в том числе имеющие отношение к Гражданской войне в Испании, с момента начала которой в этом году исполняется 80 лет. В коллекции РГАФД сохранились записи речей, передающих атмосферу конца 1930-х гг.Это призывык солидарности с испанским народомнародного артиста СССР В.И. Качалова, писателя И.Г. Эренбурга. В РГАФД находятся записи радиовыступлений членов испанских делегаций: Ф. Молино, Э. Сиерры, испанскихшкольников Х. Ариаса, А. Родригеса, Ж. Вальварда. Сохранились ценные хроникально-документальные записи голоса Долорес Ибаррури, в том числе относящиеся к периоду Гражданской войны в Испании(1936–1939гг.), а также выступления Героя Советского Союза Рубена Ибаррури на Первом антифашистком митинге молодежи 28 сентября 1941 г.

Новые перспективы предоставляет сеть интернет. Благодаря сайту архива все желающие могут не только узнать, какие именно фонодокументы находятся в коллекции РГАФД, но и прослушать отдельные звуковые фрагменты.Через сайт РГАФД проводит большую некоммерческую и просветительскую работу. На сайте регулярно пополняется «Звуковой календарь», пользуется популярностью рубрика «Рассказы старого граммофона», повествующая об истории грамзаписи и овеликих исполнителях прошлого.

Интернет-проекты РГАФД размещены как на сайте РГАФД, так и на портале «Архивы России». В проект «Женщины на войне»включены 38 воспоминаний женщин, чьи судьбы оказались связаны с войной, чей ежедневный подвиг воплощал стойкость, мужественность, самоотверженность, героизм всего народа. Летчицы, штурманы, партизанки, подпольщицы, разведчицы, снайперы, связисты. Среди них–летчицы Р.Е. Аронова, В.С. Гризодубова, санинструктор М.С. Нечепорчукова и другие.

В проект «Голоса писателей и поэтов»включены записи голосов писателей Л.Н. Толстого, М. Горького, Л.Н. Андреева, А.И. Куприна, К.И. Чуковского, А.Н. Толстого, А.А. Фадеева, А.А. Шолохова; поэтов «серебряного века» А.А. Блока, С.А. Есенина, А. Белого, В.В. Маяковского, советских поэтов времени «оттепели» Б.А. Ахмадулиной, Р.И. Рождественского и других. В проекте можно услышать разные записи: от чтения авторами собственных произведений, доих выступлений на съездах писателей, вечерах, встречах. Все они отражают ту эпоху, в которую жил и творил писатель.

Интернет-проект «Голоса выдающихся советских военачальников Великой Отечественной войны» был подготовлен к 70-летию Великой Победы. В интернет-проект включены 57фрагментов выступлений 53 советских военачальников, с том числе маршалов И.В. Сталина, Г.К. Жукова, А.М. Василевского, С.М. Будённого, К.Е. Ворошилова, И.С. Конева, К.К. Рокоссовского, М.Е. Катукова.Звуковые документы в интернет-проектах РГАФД снабжены архивными номерами, биографическими справками, проиллюстрированы фотографиями.

Посещаемость сайтаРГАФД постоянно растет. Налаживаются контакты, предоставляющие возможность выхода на большую аудиторию Интернет-ресурсов, чтобы там звучали фрагменты звукозаписей из фондов РГАФД. Привлекают посетителей на сайт архива и тематические экскурсии, на которых ведется рассказ об истории РГАФД, и посетители могут прослушать немало уникальных звуковых фрагментов.

Опыт показывает, что названные формы и методы работы архива обеспечивают доступность аудиовизуальных документов для исследователей и широкой общественной аудитории, повышают эффективность их использования в изучении исторического прошлого.

Сведения об авторах

Фернандес-Эрес Анна Павловна, ведущий специалист отдела комплектования Российского государственного архива фонодокументов, г. Москва, Российская Федерация, 8(499) 261-55-84, 8(916) 727-84-55, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript