Выбор читателей:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРИЕМУ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОХРАННОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ

News image

О.В. ОЛЕЙНИКОВ, г. Москва, Российская Федерация ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРИЕМУ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОХРАННОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ Аннотация В статье ...

ФОТОДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИКИ В ФОНДАХ РГАЭ: ВОПРОСЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ, ХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

News image

Е.Р. КУРАПОВА, г. Москва, Российская Федерация ФОТОДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИКИ В ФОНДАХ РГАЭ: ВОПРОСЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ, ХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Аннотация Автор статьи освещает ...

Г. П. ФЕДОТОВ О ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г.

News image

А. В. Антощенко, Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск, Российская Федерация Г. П. ФЕДОТОВ О ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г. Aleksandr V. Antoshchenko, Petrozavodsk ...

ИЗДАНИЕ КИНОФОТОДОКУМЕНТОВ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА КИНОФОТОДОКУМЕНТОВ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Печать PDF

Е.Е. КОЛОСКОВА

г. Красногорск, Российская Федерация

ИЗДАНИЕ КИНОФОТОДОКУМЕНТОВ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА КИНОФОТОДОКУМЕНТОВ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

К 90-летию Российского государственного архива кинофотодокументов и памяти заслуженного профессора РГГУ, основателя факультета технотронных архивов и документов Историко-архивного института РГГУ В.М. Магидова

Российский государственный архив кинофотодокументов, являющийся самым крупным в стране и одним из крупнейших в мире хранилищ документальной фотографии и исторической кинохроники по истории России середины XIX – XXI вв. образно рассказывающих о важнейших событиях и фактах российской истории и разнообразных аспектах материальной, социально-политической и культурной жизни России и ряда зарубежных стран, фактически начал самостоятельную научно-издательскую деятельность в 2001 году на базе публикаторской и выставочной групп отдела информационного обеспечения РГАКФД.

С момента образования отдела выставок и публикации документов в 2005 году, подготовка документальных изданийстановится одним из важнейших направлений в деятельности архива, показателем качества его научной работы и археографической культуры.

Признание кинофотодокументов, как ценнейших памятников истории и культуры, приобретает сегодня особую значимость и актуальность. Исследование этих специфических документов с источниковедческой и архивоведческой позиций дает уникальный материал для характеристики тех областей жизни общества и тех явлений, о которых мы знаем очень мало или не знаем практически ничего. Однако, к сожалению, российская историческая наука в значительной степени пока остается в стороне от «визуального» поворота, который в последние десятилетия затронул историю и историографию многих стран.

Одним из первых издательских проектов архивастал фотоальбом «Российская империя в фотографиях» (СПб, Лики России, 2004 г.), являющейся первой попыткойпознакомить заинтересованных читателей с небольшой частью фотонаследия дореволюционного периода, которое хранится в Российском государственном архиве кинофотодокументов.

Авторы задались целью – подготовить проект, представляющий возможность заглянуть за пелену времени и увидеть образ Российского государства, существование которого прекратилось в 1917 году. В результате под одной обложкой оказались собраны почти 400 уникальных фотодокументов, несущих в себе не только огромный эмоциональный заряд, но и непередаваемое словами обаяние минувшей эпохи. Предложенный фоторяд охватывает период с 1880-х до 1914 года - последних мирных месяцев в истории монархической России.

Перед читателем – впервые в таком ракурсе и объеме – предстает громадное пространство Российской империи, что позволяет совершить своеобразное путешествие по стране – из столичного Санкт-Петербурга по городам и весям центральной части России, по Волге, Украине, Белоруссии, причерноморским землям, Уралу, Сибири, завершив этот условный маршрут окраинами великой державы, причем в тех самых границах, как они проходили в начале ХХ века, - через Финляндию и Прибалтику, Царство Польское, Закавказье, по Средней Азии и Дальнему Востоку.

Все снимки, вошедшие в альбом, воспроизведены с оригинальных фотографий или подлинных стеклянных негативов мастеров-фотографов конца XIX – начала ХХ века. Сам факт их публикации, как нам кажется, - событие неординарное, тем более что многие изображения, еще не знакомые широкой аудитории, медленно угасают, унося в небытие целые пласты скрытой в них информации. В этих условиях выбор документов, дошедших до нас в разной степени сохранности и далеко не ординарных по задачам съемки, стилистике и своим художественным достоинствам, составлял одну из серьезнейших проблем. Учитывая характер издания, предпочтение отдавалось живым и выразительным с исторической и художественной точки зрения сюжетам, отражающим характерные явления русской жизни. Именно в этом заключена историческая убедительность альбома.

В издании широко представлены различные фотографические жанры: парадный и камерный портрет, бытовые зарисовки, городской и сельский пейзаж. Авторами снимков являются такие мастера отечественной фотографии, как С.Левицкий, К.Булла, М.Дмитриев, А.Иваницкий, А.Оцуп, К.Фишер, Л.Городецкий, Н.Свищов-Паола и многие другие. Издание подготовлено на русском и английском языках

Эту тему продолжил альбом «Россия в кинокадре. 1896-1916»(М., РОСПЭН, 2007 г.). Уникальность его заключается в том, что объектами публикации являются более 500 кинокадров, из 60 хроникально-документальных фильмов - от первой киносъемки, произведенной в России – коронация последнего Российского императора Николая IIв 1896 г.– завершая событиями Первой Мировой войны. Настоящий альбом, являющийся первым опытом иллюстративного издания кинодокументов по истории России к. 19 – нач. 20 века, наглядно представляет образ Российской империи во всем ее многообразии.

Альбом адресован не только историкам кино, кинодокументалистам, но и самому широкому кругу читателей, которые интересуются как историей России, так и историей первых двух десятилетий российского документального кинематографа.

Издание «Петр Оцуп. Пространство революции: 1917-1941» (2007 г.), было приурочено одноименной выставке, состоявшейся в Московском музее современного искусства в связи с 90-летием Октябрьской революции 1917 года, и представляет наследие выдающегося «кремлевского фотографа» П.А. Оцупа из собрания РГАКФД. Альбом не является прямым документальным свидетельством или историческим повествованием. Это альбом художественной фотографии одного из выдающихся авторов России первой половины ХХ века, включающий в себя репродукции 150 оригинальных авторских отпечатка фотографа, полный научный каталог, биографию и библиографию Оцупа.

Петр Оцуп – создатель гигантского архива изображений, ставших историческими. В ряду классических произведений этого автора портреты В.И.Ленина, видных деятелей русской революции 1917 года, свидетельства масштабности революционных событий 1917 года, портреты выдающихся деятелей русской культуры и первых лиц Советского государства 1920-1930-х годов. Оцуп участвовал в качестве фотографа в русско-японской войне; работал в журнале «Огонек» с 1900 года; снимал Льва Толстого, Сергея Рахманинова, Федора Шаляпина и многих других «звезд» дореволюционной России. Первая персональная выставка Оцупа состоялась в Петербурге, последняя прижизненная – в 1956 году в Москве. С 1918 по 1935 гг. работал фотографом в Кремле, кроме того, в 1918-1921 гг. снимал на фронтах Гражданской войны, позже неоднократно сопровождал членов Советского правительства в поездках по стране. Несмотря на обилие прижизненных публикаций в журналах и статей о нем современниковтолько одна выставка 1947 года сопровождалась тонким каталогом, содержащим перечень произведений выставки и статью о творчестве П.Оцупа. Поэтому было так важно обобщить все известные о фотографе факты, создать на их основе его первую научную биографию, дать современную интерпретацию его творчества, собрать каталог, который обобщил наиболее крупное из существующих собраний оригинальных авторских отпечатков мастера, хранящегося в Российском государственном архиве кинофотодокументов.

С 2004 года РГАКФД осуществляет работу по подготовке серии документально-фотографических изданий, подготовленных совместно с издательством «Лики России»«Москва в фотографиях. ХХ век».Уже вышли в свет - «Москва православная в фотографиях конца XIX – начала ХХ века» (2004 г.), «Москва в фотографиях. Конец XIX – начало ХХ века» (2006 г.), «Москва в фотографиях. 1920-1930-е годы» (2008 г.), «Москва в фотографиях. 1941-1945 годы» (2015 г.), «Москва в фотографиях. 1945-1950-ые годы», (2011 г.). Подготовлены к печати последние две книги «Москва в фотографиях. 1960-е – 1970-ые годы и 1980-1990-ые».

Полагаем, что достаточно репрезентативная изобразительная полнота и документальная выразительность отражения различных сторон жизни Москвы и москвичей определяют степень исторической убедительности этих изданий.

Все выпуски предваряют предисловие и вступительные статьи к главам изданий, содержащие анализ состава и содержания фотодокументов; определение научно-практического значения темы и характеристику основных вопросов публикаций; анализ публикуемых документов в плане освещения ими данной темы; критерии и принципы отбора документов, их смысловую интерпретацию и систематизацию.

Несколько слов о серии. «Москва православная в фотографиях конца XIX – начала ХХ века».Значительная часть книги посвящена Московской губернии. На старых фотографиях запечатлены виды уездных городов и селений, заметно изменившихся в ХХ веке, храмы и монастыри, грандиозное празднование 300-летия Дома Романовых, колоритные жанровые сцены, в том числе с участием Высочайших особ.

В издание вошло более сотни снимков церковной архитектуры. Значительное число фотодокументов содержит информацию о разрушенных объектах.

Все фотографии воспроизведены с оригиналов или подлинных стеклянных негативов и позитивов фотографов конца XIX – начала XX веков.

В альбом «Москва в фотографиях. Конец XIX – начало ХХ века» вошли блестящие материалы фотохроники, первоклассная архитектурная съемка, отразившая многие не существующие сегодня реальности, разноплановые жанровые сюжеты и великолепная портретная фотография, давшая целую галерею типов, высокопоставленных лиц и деятелей отечественной культуры.

В составе книги около 380 фотографий, хранящихся в фондах Российского государственного архива кинофотодокументов, Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, фотоархива Института истории материальной культуры РАН, Российской национальной библиотеки, а также фотографии, предоставленные Главным управлением архивов г. Москвы.

При отборе материала для включения его в состав издания «Москва в фотографиях. 1920-1930-е годы»составители старались передать наиболее характерные черты первых советских десятилетий, динамику и неоднозначность того времени. В издании нашли отражение различные стороны жизни столицы – с бездомными и нищими на улицах, советскими и партийными активистами, организованными уличными шествиями и искусно режиссированными физкультурными и военными парадами, многообразными пропагандистскими кампаниями, разбором монастырей и борьбой с «врагами партии», удивительно милой сердцу «деревянной» Москвой и строительством уникальных для своего времени архитектурных сооружений, достижениями в экономике и высочайшими вершинами нашей культуры и искусства.

Цель проекта «Москва в фотографиях. 1941-1945 годы»воссоздать на фоне основных событий военной истории общую панораму жизни столицы с начала Великой Отечественной войны по июль 1945 года.

Первая глава «Московские рубежи. 1941- начало 1942 г.» рассказывает о жизни столицы в первые месяцы войны. В нее включены фотографии и кинокадры о проведении мобилизации, создании и обучении добровольческих формирований, строительстве оборонительных рубежей, организации ПВО города, переводе на военные рельсы промышленности. Особое внимание уделено Московской битве.

В главе «Трудовая и культурная жизнь столицы» реконструируется московская повседневность военных лет: работа промышленных предприятий, деятельность учреждений здравоохранения и образования, организация социальной адаптации инвалидов войны, участие творческой интеллигенции в концертных фронтовых бригадах.

Эпилог воссоздает картины финала гитлеровской агрессии: встречи в Москве глав антигитлеровской коалиции, марш пленных немцев по улицам Москвы 17 июля 1944 года, встречу москвичами известия о Победе, прибытие первых поездов с демобилизованными, Парад победы 24 июля 1945 года.

Помимо документов РГАКФД в альбом вошли фотографии из собраний РГАЭ, РГАСПИ, ЦГА г. Москвы, ФСО России, мемориальные музеи Москвы и частных собраний.

Альбом «Москва в фотографиях. 1945-1950-ые годы». В первое послевоенное десятилетие деятельность фотографов имела идеологические ограничения и находилась под жестким влиянием редакционного заказа, общие установки которого были разработаны еще в 1930-е годы и определяли темы и объекты съемок. Особенно жестко регламентирована работа тех фотокорреспондентов, чьи фотографии предназначались для публикации в СМИ. Кроме того, со второй половины 1940-х годов одной из пропагандистских установок становится заказ на целенаправленное формирование образа Москвы как «идеальной» столицы социалистического государства.

Главы книги отражают разные стороны жизни послевоенной Москвы. В первом разделе она предстает как город с особым статусом, столица сверхдержавы, задавшая общий вектор развития страны в области внешней политики, идеологии и власти. Вторая глава посвящена экономической составляющей города, трансформации его внешнего облика и динамики развития. В эти годы складывается новый эстетический образ столицы – города с широкими улицами, просторного и свободного. Вершиной послевоенного «сталинского ампира» являются семь высоток, ставших символом Москвы и определивших ее облик.

Третья глава знакомит читателей с явлениями в области науки и культуры. Советская наука работает над созданием новых видов ядерного вооружения, ракетной техники. Возрождается разрушенная войной система образования. Среди писателей выделяются имена Б. Полевого, А. Фадеева, К. Федина. Событиями в кинематографе тех лет становятся фильмы С. Герасимова, А. Столпера, И. Пырьева. В это период сформировалось новое поколение музыкантов: начали свой путь С. Рихтер, Л. Коган, И. Архипова, Г. Отс, И. Петеров и др. В 957 г. открылся театр «Современник», ставший на десятилетия своеобразным барометром «оттепели», наступившей после смерти И.В. Сталина.

Новейшая история России сегодня остается в центре многочисленных исследований и дискуссий. Российские историки постепенно вырабатывают общие позиции по разным вопросам. Полагаем, что введение в научный оборот целого пласта изобразительных документов помогут в осмыслении важнейших событий послевоенной истории российского государства, сконцентрированных в его сердце – столице Советского Союза – Москве.

Большим событием стала документальная публикация «В объективе война 1941-1945 в фотографиях советских и иностранных фотокорреспондентов» (2009 г.). В издание вошли работы отечественных и зарубежных фотографов, в объективе которых оказались события 1941-1945 гг.: для нас - Великой Отечественной войны, для наших противников – Восточного, или советско-германского фронта, ставшего главным театром военных действий Второй мировой войны.

Большинство вошедших в проект фотографии не известны широкой российской аудитории. В военное время действовала жесткая цезура. На газетные полосы попадали исключительно выверенные и пропагандистки точные сюжеты, чаще постановочные, отражающие, прежде всего, героизм «Своих» и жестокость противника (правило действовало по обе линии фронта). В послевоенные годы сектор дозволенного стал шире, и в советской печати стали появляться замечательные фотографии военных лет, однако их количество, особенно с тем, что публиковалось на Западе, было крайне мало.

Составители настоящего издания представили большой комплекс новых фотодокументов (из состава более 100000 ед. хр.), которые позволяют увидеть войну по-другому – с «изнанки» - из окопа, окружения, зоны оккупации, в лицах ее участников и свидетелей, в изнурительной повседневности, растянувшейся на годы. Лучшие снимки таких фотографов, как Е. Халдей, Д. Бальтерманц, Д. Чернов, В. Темин, Г. Зельма, О. Кнорринг, Г. Петрусов, М. Редькин, Я. Рюмкин и многих других, по праву сегодня относят к классике советского фотографического искусства военных лет.

Высочайшем уровнем съемки – по композиции, цвету, ракурсам – являются работы немецких фотографов. Они передают многое из того, что не могли – не успели снять с отступающими войсками советские фотокорреспонденты – агрессивный дух завоевателя, его мощь и натиск, и за этим – почти не прикрытое любопытство к стране и людям, на чью территорию они вторглись. Начало войны мы видим преимущественно их глазами – снимают победители, потом точно также – уже в основном через объектив советских корреспондентов – мы видим ее конец.

Фотоальбом «Военная летопись России в фотографиях. 1850-ые – 2000-ые годы» (2010 г.) является первым изданием в России, в котором отражена фотолетопись участия императорской армии, Вооруженный сил СССР и Российской Федерации в вооруженных конфликтах, мировых и локальных войнах, как на своей территории, так и за ее пределами за 160 лет. Альбом включает фотографии из российских и зарубежных архивов, музеев, информационных агентств и частных собраний. Точкой отсчета в определении хронологических рамок настоящего издания стали съемки Севастополя в период Крымской войны 1853-1856, впервые производившиеся на театре военных действий. Завершают альбом фотографии, относящиеся к участию Вооруженных сил Российской Федерации в операции по принуждению к миру в Южной Осетии в августе 2008 года.

К сожалению, не все сюжеты участия военнослужащих нашей страны нашли отражение в военной фотолетописи. Некоторые темы обозначены лишь пунктирно. Долгое время участие наших соотечественников в вооруженных конфликтах после окончания Великой Отечественной войны несправедливо замалчивалось. Советские средства массовой информации если и направляли своих репортеров в «горячие» точки планеты, то военная цензура жестко отсекала малейшие намеки на присутствие наших военных в «кадре». Следствием такой политики нашего государства стало практически полное отсутствие фотографических источников этого периода в отечественных государственных архивах и информационных агентствах. Однако, в личных архивах и частных собраниях современников сохранились подчас уникальные фотографии.

Наряду с фотодокументами в издание включены кинокадры из хроникально-документальных фильмов, операторами которых являлись: Р. Кармен, Б. Макасеев, С. Гусев, Я. Гринберг, И. Галин, О. Арцеулов, С.Киселев, В. Копалин, И. Филатов, Г. Гаврилов, Е. Аккуратов и др.

Использование кинокадра оказалось особенно актуально для показа военных конфликтов, где участие советских военнослужащих тщательно скрывалось. Исполняя требования советской пропаганды по разоблачению «происков врагов социализма», советские кинодокументалисты снимали и в джунглях Вьетнама и на берегах Суэцкого залива, в Китае и в Мазамбике, в Корее и Сирии.

В основу структуры издания положен «Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской федерации», опубликованном в Приложении к Федеральному закону о ветеранах от 16 декабря 1994 года и закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах» от 2 января 2000 года.

Первым международным проектом Российского государственного архива кинофотодокументов стал выпуск репринтного издания единственной в России уникальной «Коллекции фотографий русских военнопленных, собранной и классифицированной в качестве приложения к докладу французского консула г-на де Люси-Фоссарье о пребывании и содержании военнопленных в Японии во время кампании 1904-1905 гг.» (РГАКФД, Арх. № 164, 453 снимка). Настоящее издание – совместный проект Российского государственного архива кинофотодокументов и Токийского института русского языка.

Альбом составили фотографии военнопленных русских солдат и офицеров из состава гарнизона крепости Порт-Артур и Маньчжурской армии, моряков из состава 1-й и 2-й Тихоокеанских эскадр.

Эти фотодокументы, позволяют нам, по прошествии более 100 лет, судить о четкой системе мероприятий японской стороны в отношении русских военнопленных, выразившейся в создании разветвленной сети лагерей, специальных госпиталей для раненых, организации медицинского обслуживания, питания, режима содержания, этапирования пленных и их репатриации. Предусматривались меры и по захоронению умерших от ран и болезней.

Издание воспроизводится с подлинного альбома фотографий и является максимально приближенной репродукцией оригинала.

Альбом включает XII глав:

I. Сцены задержания военнопленных;

II. Прибытие пленных;

III.Транспортировка пленных;

IV. Фотографии лагерей и групп пленных;

V. Внутреннее устройство, оборудование, кухни,

VI. Личная жизнь пленных, их занятия, прогулки,

VII. Администрация,

VIII. Отправление культа, часовни, обряды

IX. Госпитали;

X. Погребальные церемонии, кладбища, памятники,

XI. Различные снимки;

XII. Репатриация.

Фотографии публикуются в соответствии с местоположением и размерами подлинников. Текст прототипа воспроизводится полностью, на французском языке, сохранена его орфография, пунктуация, начертание шрифта и его расположение на страницах.

Дополнением к оригиналу являются вступительные статьи на французском, русском и японском языках; аннотированный перечень фотографий на французском, русском и японском языках, размещенный в конце альбома. Каждая аннотация содержит основные характеристики съемки: содержание, дату, место, автора (в случае их наличия в подлинной подписи), масштаб изображения в сантиметрах, а также комментарии к оригинальным подписям к фотографиям, включающиедополнительную информацию по персоналиям, о географическом расположении лагерей для военнопленных и кораблях, чьи экипажи находились в плену.

В рамках общероссийской государственной программы празднования 200-летнего юбилея и Федеральной целевой программы «Культура России», при финансовой поддержке Правительства Москвы, российские архивисты предприняли попытку подготовить альбом «Юбилейные торжества в память 100-летия Отечественной войны 1812 года в Высочайшем присутствии. Бородино-Москва-Смоленск». Издание является результатом исторической реконструкции, основанной на документах, фотографических источниках и воспоминаниях современников. Такой подход позволил максимально полно представить масштаб организации и проведения празднеств.

Фотодокументы и хроникально-документальные свидетельства, представленные в настоящем издании из собраний Российского государственного архива кинофотодокументов, Государственного архива Российской Федерации и Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, являются полным и исчерпывающим аудиовизуальным отчетом о состоявшихся торжествах.

Альбом включает более 300 фотографий, выполненными известными мастерами, получившими право на съемки в августе 1912 года. В соответствии с принятыми мерами безопасности Высочайших особ, допуск фотокорреспондентов и кинооператоров осуществлялся по получении специального разрешения от Министерства Императорского Двора. Многие из этих работ были включены в состав подарочных альбомов, преподнесенных последнему российскому императору Николаю II в память о юбилейных торжествах.

В процессе подготовки издания, комплексное и всестороннее изучение большого массива архивных документов и материалов, мемуаров и публикаций периодической печати, освещавших организацию и проведение торжеств, позволило с максимальной полнотой и достоверностью, практически по часам, воссоздать картину празднования языком документальной фотографии.

Работа с источниками позволила собрать обширный корпус документов, способствовавших атрибуции значительной части сохранившегося фотографического наследия о Бородинских торжествах.

Альбом включает восемь глав. Первая посвящена организации Бородинского поля к празднествам, две главы рассказывают о торжествах в Бородине 25 и 26 августа, четыре отведены пребыванию императорской семьи в Москве 25-30 августа. В последней – посещение императором Смоленска 31 августа.

Опубликованные архивные документы сопровождает научно-справочный аппарат, включающий указатели и комментарии к репродукциям. В качестве основы комментариев к фотографиям составили воспоминания московского губернатора М.Ф. Джунковского

В приложении к альбому включены тексты таких документов, как Высочайший манифест, Высочайший приказ по армии и флоту, Приказ по военному ведомству, письмо императора Николая II к вдовствующей императрице Марии Федоровне, а также описание памятников и памятных знаков, установленных на Бородинском поле в 1839 - 1912 гг., собранные В.Ф. Джунковским для работы «Бородинского Общества охраны памятников», созданного в 1913 году с целью ухода за монументами и общего благоустройства поля.

Российским государственным архивом кинофотодокументов в качестве приложения к альбому подготовлено мультимедийное издание, на основе хроникально-документальных съемок из собрания РГАКФД, выполненных кинофирмами «Пате», «Гомон» и акционерным обществом «А. Дранков и К°» в дни торжеств в Высочайшем присутствии в Бородине, Москве и Смоленске 25-31 августа 1912 г.

Альбом «Великая война. 1914-1918. Кинофотохроника» (Лики России, СПб, 2014 г.), подготовленный в рамках мероприятий к 100-летию Первой мировой войны при поддержке Германского исторического института в Москве и Генерального консульства Франции в РФ.

Цель настоящего проекта - дать современному читателю представление о Первой мировой войне средствами хроникально-документальных киносъемок и фотографий, как со стороны победителей, так и со стороны побежденных, показать жизнь человека в условиях военных действий и окопного быта в прифронтовой полосе и глубоком тылу, а также представить новые веяния в развитии военной техники, положение военнопленных и беженцев, представить коллективный портрет поколения, изменившего историю мира.

Настоящий подход позволил впервые представить масштаб событий Великой войны практически на всех территориях государств, вовлеченных в мировой конфликт.

В издании представлены фотографии и кинокадры из крупнейших российских и зарубежных государственных архивов, музеев, библиотек, информационных агентств и частных собраний России, Германии, Франции, Великобритании, Австрии, Сербии, Чехии, США за 1914-1920 годы.

Открывают альбом обстоятельные вступительные статьи – от Российской исторической школы – статья президента ассоциации Российских историков Первой мировой войны Е. Сергеева, от европейских историков –выступил Николаус Катцер, две статьи посвящены развитию фотографии и документального кинематографа в период войны. В основу структуры издания положен тематико-хронологический принцип. Каждая хронологическая глава включает краткую историческую справку основных событий на Западном (европейском) и Восточном (русском) фронтах за указанный период, тематическим главам предшествуют оригинальные статьи, подготовленные коллективом авторов.

Издание снабжено научно-справочным аппаратом, состоящим из нескольких указателей к опубликованным фотографиям и кинокадрам: именной, фотографов и кинооператоров, географических названий, хроникально-документальных фильмов.

В качестве приложения к альбому подготовлено мультимедийное издание на основе из собраний Российского государственного архива кинофотодокументов, Государственного фонда кинофильмов Российской Федерации и Национального управления архивов и документации США (NARA).

В соответствии с правилами издания документов все документы, подготовленные к публикации в документальных изданиях, имеют археографическое описание, обеспечивающее наглядное представление об объекте съемки либо событии. Каждая фотография, либо стоп кадр сопровождаются аннотацией, раскрывающей содержание документа, место, время и автора съемки (в некоторых случаях указана кино-, фотографическая фирма). В процессе подготовки археографического описания кинофотоисточников осуществляется работа по атрибутированию большей части фотографий и кинодокументов.

С 2000 по 2016 годы вышли в свет более 500 изданий с использованием документов архива: «Парад Победы. Сквозь годы памяти и судьбы поколений» («ЛИК», СПб, 2005 г.), «Государственная Дума Российской империи» («Лики России», СПб, 2006 г.), «Любимые резиденции Императрицы Марии Федоровны в России и Дании» («Лики России», СПб, 2006 г.), «Государь император Николай II на нижегородской земле в 1896. 1903. 1913 годах» (Издательский отдел Нижегородской епархии. Вознесенский Печерский мужской монастырь, 2009 г.), «Россия и Европа. Династические связи. Вторая половина XIX - начало XX века» («Лики России», СПб, 2010 г.) и многие другие.

Издания архива неоднократно становились лауреатами российских и международных конкурсов: «Научных работ в области архивоведения, документоведения и археографии», Гильдии киноведов и кинокритиков России в номинации «Издательский проект», Ассоциации книгоиздателей «Лучшая книгагода», Восточно-Европейского Дома фотографии в номинации «Лучшее фотографическое издание».

На сегодняшний день плодотворно развивается сотрудничествоРГАКФД с российскими и зарубежными партнерами в области научно-издательской деятельности. Среди партнеров РГАКФД – архивы, музеи, агентства, институции РАН, информационные агентства, издательства, коллекционеры, фотографы.

Подводя итог хотелось бы отметить, что публикаторская работа в РГАКФД набирает темпы. В научном арсенале архива накоплен уникальный опыт работы с аудиовизуальными документами. Участие в международных проектах, установление творческих контактов с научными учреждениями, творческими союзами вселяет надежду на то, что все задуманное будет воплощено в жизнь.

«Существуют великие мгновения фотографии. Они наступают, когда аппарат встречается с историей, когда он находится в центре ее свершения, когда всеобщее отражено в отдельной судьбе», - немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии Генрих Бёлль.

Сведения об авторе

Колоскова Елена Евгеньевна, начальник отдела выставок и публикаций Российского государственного архива кинофотодокументов, Российская Федерация, г. Красногорск, ул. Речная, д. 1, 8 (495) 563-66-12, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript