ФОРМИРОВАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИССИИ ПО ВОПРОСАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТОВ ПРИ ПРЕЗИДИУМЕ ВЦИК-ЦИК СССР

Печать PDF



Российская Федерация является многонациональным и многоконфессиональным государством. В связи с этим актуальны проблемы взаимоотношений между религиозными центрами и светской государственной властью. Государственно-конфессиональные отношения были и остаются объектом научных исследований. На сегодняшний день одним из актуальных направлений является исследование проблем взаимоотношений государственной власти и религиозных объединений в советское время, а также роли органов государственной власти, проводивших в жизнь религиозную политику. Несмотря на большое количество работ, посвященных этим вопросам, в них мало внимания уделяется Постоянной комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК-ЦИК СССР - центральному органом государственной власти, созданному для регулирования государственно-конфессиональных отношений, а также для контроля за деятельностью религиозных общин в 1929–1938 гг.

Комиссия по вопросам религиозных культов при Президиуме ВЦИК‑ЦИК СССР, председателем которой являлся П.Г. Смидович, а после его смерти с мая 1935 г. П.А. Красиков, была образована изначально как всероссийская. Согласно постановлению Президиума ВЦИК от 8 апреля 1929 г. она создавалась для «рассмотрения всякого рода вопросов, связанных с деятельностью религиозных объединений», разработки «циркуляра на имя местных исполнительных комитетов о необходимости строго придерживаться утвержденного Президиумом ВЦИК постановления от 8 апреля 1929 г. “О религиозных культах”» и «принятии необходимых мер к обеспечению точного исполнения законов и правил при обложении налогами и сборами служителей религиозных культов».



Причины образования данной комиссии заключаются в необходимости создания «особой комиссии по церковным делам в качестве руководящего органа советской церковной политики». Подобный вопрос ставился еще в 1922 г. на заседании коллегии Наркомюста, где также предлагалось передать новому органу все функции V «ликвидационного» отдела, который занимался проведением в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства». Несмотря на это комиссия не была создана, а после ликвидации V отдела НКЮ в 1924 г. все его функции были переданы в Секретариат ВЦИК, где до 1929 г. решениями религиозных вопросов занимался П.Г. Смидович в соответствии с циркуляром Президиума ВЦИК от 21 августа 1924 г. «О порядке ведения работы по делам культов». В фонде комиссии найден архивный документ – подлинник протокола № 110 заседания Антирелигиозной комиссии при ЦК ВКП (б) (АРК) от 9 марта 1929 г., где среди повседневных вопросов «об участии в кооперации служителей культа, об ограничении служителей культов землепользованием, о социальном страховании лиц, обслуживающих религиозные культы» был поставлен вопрос о необходимости создания «комиссии». АРК постановило: «ввиду серьезности вопросов, считать необходимым для предварительной их проработки создать комиссию из представителей заинтересованных ведомств, а именно: НКЗ, НКВД, ВЦСПС, ОКВК, ОГПУ, НКТ, Главсоцстраха и Центрсоюза, после чего эти вопросы обсудить в АРК. Созыв комиссии поручить т. Тучкову».

Из этого документа можно предположить, что речь идет именно о Постоянной Комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК, т.к. никакой другой комиссии для решения религиозных вопросов создано не было. Предложенный состав почти повторяет состав Комиссии по вопросам культов. Кроме того, предложение о ее образовании на обсуждение Президиума ВЦИК было внесено П.Г. Смидовичем, который входил в состав АРК и был в числе трех присутствовавших на данном заседании (также присутствовали секретарь Антирелигиозной комиссии Е.А. Тучков и ее председатель Е.М. Ярославский). Таким образом, Комиссия по вопросам культов была образована в 1929 г. по инициативе Антирелигиозной комиссии ЦК ВКП (б).



С первых же дней Комиссия столкнулась с различными трудностями. И в первую очередь это было связано с тем, что в постановлении об образовании комиссии не были прописаны ее постоянные функции и обязанности. В нем шла речь о единичных указаниях, которые необходимо было выполнить, что создавало впечатление временности существования Комиссии по вопросам культов. Несмотря на это, комиссия с 1929 г. налаживала отношения с религиозными центрами и объединениями, самостоятельно решала проблемы, связанные с религиозной политикой государства и неприятием ее верующими и священнослужителями.

Официально функции комиссии были определены лишь в 1931 г. и закреплены постановлением ВЦИК «О положении Постоянной центральной и местных комиссиях по рассмотрению религиозных вопросов» от 30 мая 1931 г. Согласно ему Комиссия по вопросам религиозных культов должна была разрабатывать законодательные проекты по религиозным вопросам с последующим утверждением в Президиуме ВЦИК РСФСР, следить за правильным выполнением законодательства о культах от 1929 г., докладывать Президиуму ВЦИК о религиозной обстановке. Кроме того, она должна была отчитываться перед ВЦИК о своей деятельности и действиях ЦИК автономных республик, краевых и областных исполкомов, связанных с религиозными культами.



В Положении также обозначались права комиссии, такие, как: «давать задания по вопросам, связанным с культами, всем центральным органам РСФСР в пределах их компетенции», «требовать от центральных и местных органов предоставления необходимых сведений и материалов по вопросам, связанным с культами». Все это подчеркивало значимость комиссии как государственного органа, обозначало ее статус. Кроме этого в положении всем ведомствам также указывалось на необходимость согласования с комиссией всех действий, связанных с вопросами религиозного культа, что впоследствии и выполнялось. Это подтверждают служебные и докладные записки в адрес Комиссии по вопросам культов от Центрального управления страхованием, Прокуратуры, Наркомата труда, Наркомата финансов с просьбами вынесения решений по религиозным вопросам.



В 1931 г. Комиссией по вопросам религиозных культов была создана инструкция «О порядке проведения в жизнь законодательства о культах», где указывались права и обязанности религиозных объединений, а также запреты, подчеркивая при этом, что «религиозные объединения правами юридических лиц не пользуются». Также в инструкции четко прописывались правила регистрации и ликвидации религиозных объединений. Данная инструкция должна была ввести единство в решения религиозных вопросов на территории РСФСР, но, несмотря на это, местные власти часто осуществляли так называемые «перегибы», о чем говорится в докладах Комиссии в Президиум ВЦИК и в ЦК ВКП (б). При этом П.Г. Смидович подчеркивал «небрежное отношение» местных органов к религиозным проблемам и, соответственно, их решениям. Решения по религиозным вопросам комиссия выносила строго в соответствии с законодательством о культах, постановлениями и инструкциями. Это показывают докладные записки П.Г. Смидовича, где он часто пользуется такими фразами, как «в содержании существующих законоположений нет оснований…», «нет специального запрета», «согласно указанного выше циркуляра», «по вине местных органов, а не из Постановления, не из инструкции».

В связи с тем, что Комиссия по вопросам религиозных культов, в соответствии с ее положением, занималась религиозными делами на территории РСФСР, а просьбы и вопросы приходили и из союзных республик, в феврале 1934 г. на заседании комиссии было принято постановление «Об образовании Союзной Комиссии для руководства вопросами культа», в котором поручалось «этой же Комиссии воспринять функции Культовой комиссии ВЦИК». С данным предложением она вышла в объединенный секретариат ЦИК Союза ССР и ВЦИК. Рассмотрев данное постановление, объединенный секретариат ЦИК СССР и ВЦИК принял постановление о ликвидации Комиссии при Президиуме ВЦИК РСФСР и образовании одноименной при Президиуме ЦИК СССР. Подтверждение это решение получило 7 мая 1934 г. постановлением Президиума ЦИК СССР, которое официально провозгласило образование Постоянной комиссии по вопросам культов при Президиуме ЦИК СССР, а также утвердило ее состав в количестве 12 человек во главе с председателем П.Г. Смидовичем.



Таким образом, Комиссия при ВЦИК РСФСР фактически была реорганизована во всесоюзную, причем по инициативе ее председателя П.Г. Смидовича, целью которого было образование общесоюзного органа для проведения единой религиозной политики и контроля за ее проведением на территории всего советского государства. Для решения этой задачи П.Г. Смидович предложил также принять «общесоюзный акт по урегулирования деятельности религиозных организаций». В фонде Комиссии по вопросам религиозных культов при Президиуме ВЦИК (ЦИК СССР) есть докладная записка комиссии в Президиум ЦИК СССР «К вопросу об увязке работы по вопросам культов в общесоюзном масштабе», где широко представлена необходимость всесоюзного органа. В первую очередь члены комиссии настаивают на необходимости единого законодательства, так как одни и те же вопросы в разных республиках имеют различные решения. Во–вторых, в необходимости единого центрального органа и его института уполномоченных на местах для реализации единой религиозной политики государства и контроля за религиозной ситуацией на всей территории СССР. В связи с этим комиссия предлагает Президиуму ЦИК СССР «расширить деятельность Постоянной Культовой Комиссии при Президиуме ВЦИК, развернуть ее в орган Союзного значения при Президиуме ЦИК СССР».



Несмотря на все усилия, данное преобразование всероссийского органа в общесоюзный не дало нужного результата. Положение о Комиссии по вопросам культов при Президиуме ЦИК СССР не было утверждено. Хотя она уже вышла из-под ведомства секретариата Президиума ВЦИК, секретариат Президиума ЦИК СССР отказывался ее «обслуживать своим аппаратом». П.А. Красиков, будучи уже председателем Комиссии, писал председателю ЦИК СССР М.И. Калинину, что «работа теперь значительно усложнилась и количественно увеличилась», и из-за неутвержденного положения «в практической работе Комиссии получился ряд неувязок и неопределенностей, препятствий нормальной деятельности и затруднений в осуществлении ее задач». В письме также подчеркивалось, что «в связи с тем, что Положение по вопросам культов ЦИК СССР еще не принято, для религиозных организаций не известно, что она существует, предполагают, что Комиссия работает только в пределах РСФСР, из других союзных республик жалоб поступает немного». Однако, просьба Красикова не была удовлетворена, и Комиссия по вопросам культов при Президиуме ЦИК СССР выполняла свои функции, фактически, на незаконном положении, занимаясь теми же вопросами, что и Комиссия при Президиуме ВЦИК, но в общесоюзном масштабе. Проект положения не раз предлагался Комиссией на рассмотрение Президиума ЦИК СССР, но всегда он отклонялся на «доработку, редактирование, исправление». Вместе с этим вносились и предложения о положении «О Союзных, республиканских и местных комиссиях по вопросам культов», которые также отклонялись.



Несмотря на активную деятельность комиссии в регулировании государственно-конфессиональные отношений, решении проблем различных конфессий, проживающих в СССР, четком контроле и выполнении законодательства о культах, комиссия прекратила свое существование в 1938 г. В основном это было вызвано позицией комиссии по отношению к религиозным культам, ее противодействию «перегибам» и произволу местных властей, что расценивалось как противодействие советской идеологии по уничтожению религиозных пережитков. При реорганизации аппарата Президиума Верховного Совета СССР специальным постановлением Верховного Совета СССР от 16 апреля 1938 г. Комиссия по вопросам культов при Президиуме ЦИК СССР была упразднена. Таким образом, ликвидация комиссии лишила возможности какого-либо контакта религиозных объединений с государством, а регулирование государственно-конфессиональных отношений сменилось строгим контролем и ограничением вероисповедной деятельности.




Kochetova A.S. Organization and activity of religious cults Commission in VCIK-CIK USSR Presidium

Аннотация / Annotation
В статье рассматривается процесс создания и деятельности Комиссии по вопросам религиозных культов при Президиуме ВЦИК-ЦИК СССР, развитие ее деятельности как центрального органа власти по регулированию государственно-конфессиональных отношений, преобразование из всероссийского в общесоюзный орган управления. Предпринятое исследование дает возможность проследить эволюцию развития Комиссии по вопросам религиозных культов, определить ее роль в проведении религиозной политики государства в 1929–1938 гг.

The article discusses creation process of religious cults Commission in VCIK-CIK USSR Presidium, its development as central authority on regulation of state-religious relations, transformation from All-Russia into All-Union control authority. This study gives an opportunity to trace the evolution of the Commission on Religious Cults, to define its role in the religious policy of the state during 1929–1938th.



Ключевые слова / Keywords

СССР, политическая история, религия, государственно-конфессиональные отношения, Комиссия по вопросам религиозных культов при Президиуме ВЦИК-ЦИК СССР, П.Г. Смидович, П.А. Красиков. USSR, political history, religion, state-confessional relations, religious cults Commission in VCIK-CIK USSR Presidium, P.G. Smidovich, P.A. Krasikov.

Кочетова Анна Сергеевна

Kochetova Anna Sergeevna

Аспирант Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, ведущий специалист РГАСПИ

e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

8-965-379-9504

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.