О РОДОСЛОВНОЙ ВЯТСКОЙ КУПЕЧЕСКОЙ ДИНАСТИИ ЗАИТОВЫХ

Печать PDF


Rafikov A.M. ABOUT THE GENEALOGY OF THE MERCHANT DYNASTY OF THE ZAITOVS

Аннотация / Annotation

В статье на основе опубликованных и неопубликованных исторических источников восстанавливается генеалогия купеческой династии Заитовых - крупнейшей татарской купеческой фамилии Вятской губернии, дается характеристика деятельности наиболее ярких и выдающихся персоналий, описывается жизнь некоторых современных представителей династии.

In this article the main periods of life of the genealogy of the merchant dynasty of the Zaitovs are reviewed. The Zaitovs belonged to the number of the greatest Tatar merchant family names in Vyatka region. On the basis of rich material of authentic published and non-published sources the genealogy of this stock is revealed, characteristic of the activity of the most brilliant and outstanding personalities is presented, the life of some contemporary representatives of the dynasty is described.

Ключевые слова / Keywords

Генеалогия, род, династия, купечество, торгово-предпринимательская деятельность, общественная деятельность, благотворительность. Genealogy, genealogical, stock (origin), dynasty, trade-enterprising activity, public activity, philanthropy.

Вопросы генеалогической истории всегда входили в круг научных интересов исследователей. Причина подобного явления заключается в стремлении к глубинному и объективному изучению деятельности отдельных известных личностей и фамилий, воссозданию семейной истории, обращению к собственным истокам.

К числу одной из самых древних и широко известных современникам татарских фамилий Вятской губернии принадлежала династия Заитовых. Корни Заитовых уходят в XVII в. Основателем династии считается некий Сарманай, переселившийся в XVII столетии в деревню Баржы Омга. В XVII в. она входила в состав Царства Казанского, в XVIIIначале XX в. в состав Агрызской волости Сарапульского уезда Вятской губернии, ныне Агрызский район Республики Татарстан. Долгие годы потомки Сарманая продолжали проживать в этой местности. В 1780 г. один из представителей рода  Загит Мухсинович (17591836) переселился вместе с семьей на берег реки Сокман, которая протекала неподалеку от Баржи Омги. На этом месте он основал новую деревню. Данный исторический факт свидетельствует о финансовой состоятельности и незаурядных организационных способностях Загита Мухсиновича, который сумел заинтересовать и привести на новое место людей, наладил здесь хозяйство.

Загит Мухсинович умирает в 1836 г. в возрасте 77 лет, после чего его многочисленное семейство переселяется в деревню Кадрали Большекибьинской волости Елабужского уезда Вятской губернии (ныне Агрызский район Республики Татарстан). У мусульман существует традиция, согласно которой родовая фамилия часто образуется от имени отца или деда. По нашему мнению, от имени Загита Мухсиновича и появилась фамилия Заитовы. Вероятно, в память об отце так стали называть себя его сыновья после переезда в Кадрали.

В числе представителей династии Заитовых было много выдающихся и образованных людей, проявивших себя в самых разных областях. Заитовы были глубоко верующими людьми. Многие из них посвятили себя религии и просвещению. Начало этой семейной традиции положил также Загит Мухсинович, являвшийся муллой. Еще при его жизни духовную карьеру выбрал один из сыновей  Гайнельхазик (1801?). Впоследствии муллами в родной деревне Кадрали стали сыновья Гайнельхазика  Сибгатулла (18271892) и Галяутдин (1872?). Всего в шести поколениях династии указными муллами были 8 человек. Тонким философом и поэтом, большинство произведений которого, к сожалению, не сохранилось, являлся Фаттахитдин Заитов (1883?). К числу наиболее выдающихся, ярких и колоритных представителей данной династии относились купцы второй гильдии братья Ахмат-Шакир (18571931) и Шигабутдин (1853?) Заитовы.

Отец Ахмат-Шакира и Шигабутдина  Зайнутдин Заитов (1827?), был младшим из двенадцати сыновей Загита Мухсиновича. Вместе со своими братьями он переселился в Кадрали, где положил начало одной из ветвей фамилии Заитовых. Вступив в брак с местной крестьянкой Бибигайшой, Зайнутдин Заитов оставил после себя многочисленное потомство. Помимо Ахмат-Шакира и Шигабутдина в его семье воспитывалось еще два сына  Камалетдин (1849?) и Ахмат-Шах (?), а также дочь  Фахриса (1847?) . Заитовы прочно обосновались в Кадралях, сумели организовать здесь крепкие крестьянские хозяйства, которые, без сомнения, относилось к числу зажиточных.

Шигабутдин Заитов на протяжении всей жизни проживал в родной деревне. В 1895 г. у него было две жены – Фахризина Шарафутдинова и Файрурюза Гайнильхазиновна и двое детей. Первый ребенок родился в период между 1895 и 1900 гг. , второй была дочь, родившаяся в 1912 г., на тот момент Ш. Заитову исполнилось уже 59 лет .

Ахмат-Шакир Заитов до конца 1890-х гг. также проживал в Кадралях. Как и брат, он имел две жены – Бибиматуфа Салимуллина и Бибикашифа Шарафутдинова. В 1895 г. в его семье росли два сына  Ахмет-Харис и Ахмед-Сафа, а также дочь Бибикашифа . В 1898 г. у купца родился еще один сын – Ахмед-Салих . К этому времени предприниматель переехал на постоянное место жительства в родовое имение Заитовых – «Чучкан», находящееся в Пьяноборской волости Елабужского уезда. В 1912 г. купец, заплатив калым 300 руб., взял себе третью жену  крестьянку Марьям Ахметшакировну из деревни Писей .

Зайнутдин Заитов позаботился не только о материальном благосостоянии своих сыновей, но и об их образовании. Средний из братьев  Шигабутдин обучался у муллы, младший брат  Ахмат-Шакир окончил медресе . Наличие прочной материальной базы и хорошее образование позволило братьям Заитовым заняться торгово-предпринимательской деятельностью.

Формирование капиталов Заитовых проходило типичным для большинства представителей купеческого сословия путем. Торговлей оба брата стали заниматься, принадлежа еще к крестьянскому сословию. Крестьянство традиционно принимало широкое участие в торгово-предпринимательской деятельности. Современники указывали на особенно активный характер торговли крестьян-татар Вятской губернии. «Мелкая торговля представляет занятие наиболее соответствующее природным наклонностям татар, которые вообще как-то умеют приобретать средства к жизни торгашеством» ,  отмечали составители «Календарей» и «Памятных книжек Вятской губернии». Не вызывает сомнения, что эти природные задатки в полной мере были присущи братьям Заитовым.

Установлено, что торгово-предпринимательскую деятельность А.-Ш. и Ш. Заитовы начали в середине 1880-х гг. Подобное утверждение основано на данных, выявленных в фондах Национального архива Республики Татарстан. Первое свидетельство о торговле Заитовых относится к 1889 г. В этот период А.-Ш. Заитову принадлежала одна торговая лавка, открытая в деревне Мордва Ильинской волости Елабужского уезда. В лавке продавались посуда, мыло, чай, сахар. Годовой оборот торгового заведения составлял 1 000 руб. Кроме того, предприниматель занимался торговлей мануфактурным товаром на базарах Большекибьинской и Можгинской волостей Елабужского уезда. Совокупный годовой оборот данной торговли составлял 2 100 руб., прибыль – 110 руб. За Ш. Заитовым в 1889 г. числилось 4 лавки, открытые в Большекибьинской, Салушской, Терсинской и Можгинской волостях Елабужского уезда. В них продавались чай, сахар, мыло, посуда, бакалейный товар, ситец, платки и сукно. Годовой оборот названных торговых заведений составлял 3 000 руб. Как и Ахмат-Шакир, Шигабутдин Заитов занимался торговлей мануфактурным товаром на базарах Большекибьинской волости .

Важно отметить, что купец вел торговлю по временному свидетельству второй купеческой гильдии, что с точки зрения финансово-экономической дееспособности приравнивало его к полноценному гильдейскому купечеству. Разница состояла лишь в том, что временное купечество не получало дополнительных сословных прав и привилегий (освобождение от телесных наказаний, паспортной прописки, рекрутской повинности, возможность получения почетного гражданства и другое). Наличие у братьев Заитовых существенных торговых оборотов в 1889 г. позволяет предположить, что к этому времени они занимались торговлей уже не первый год.

Вскоре предприниматели значительно расширили торговое дело. В 1900 г. братья Заитовы записались в купечество второй гильдии города Елабуги . Необходимо отметить, что численность гильдейского татарского купечества в Вятской губернии была незначительна. Сильная конкуренция со стороны русского купечества значительно ограничивала деловую активность представителей других национальностей. Так, например, в Елабужском уезде вместе с Заитовыми в 1900 г. гильдейские капиталы объявили всего 6 купцов-татар, тогда как из числа русских предпринимателей  72 купца . Умение конкурировать наравне с другими купцами свидетельствует о незаурядных деловых способностях Заитовых.

К 1917 г. братья Заитовы входили в число крупнейших купцов-татар Вятской губернии. Общее количество лавок, находящихся в собственности А.-Ш. Заитова в период с 1889 по 1917 гг., по нашим подсчетам, равнялось 10, кроме этого купцу принадлежало 7 балаганов для временной базарной торговли и несколько товарных складов, а также магазин с колониальным товаром в городе Сарапуле с годовым оборотом 100 000 руб. и более 3 600 десятин земли .

В собственности Ш. Заитова в этот же период находилось до 12 торговых лавок и 5 балаганов для временной торговли. В целом, лавочная торговля братьев Заитовых охватывала 8 из 19 волостей Елабужского уезда.

Торгово-предпринимательская деятельность купцов не ограничивалась рамками одной лишь лавочной торговли. А.-Ш. Заитов занимался оптовыми продажами леса, воска, кож и другого сырья, имел торговые связи с Казанью и Нижним Новгородом. Ш. Заитов брал строительные и извозные подряды. Оба брата вели крупную хлеботорговлю .

Братьев Заитовых отличала активная жизненная позиция. Обладая значительными финансовыми средствами, они многое делали для развития и благоустройства родного края. Как представители татарского этноса Заитовы заботились, в первую очередь, о благосостоянии татарского населения Елабужского уезда. В период между 1906 и 1912 гг. на средства А.-Ш. Заитова была построена одноэтажная каменная мечеть в родовом имении Заитовых – «Соклово» .

Являясь человеком просвещенным и широко образованным, А.-Ш. Заитов был озабочен развитием обучения и грамотности. На свои средства купец построил две русско-татарские школы. Одна из них находилась в «Соклово» и была открыта в период между 1906 и 1912 гг. Вторую школу купец открыл в другом имении – «Чучкан» в 1910 г. Также на свои средства он издал учебник «Грамматики арабского языка», написанный муллой Халяледдином Хасанкаевым.

С именем А.-Ш. Заитова связан еще один уникальный пример благотворительности. В имении «Чучкан» купцом был создан детский сад. Детский сад посещали дети из разных деревень. За ними ухаживали женщины-крестьянки. Ребята жили здесь по целому месяцу, потом родители на несколько дней забирали их домой, и вскоре привозили снова. Вместе с другими детьми в этом саду, воспитывались и дети самого А.-Ш. Заитова. Ребятам из бедных семей купец постоянно оказывал помощь продуктами и одеждой .

Благотворительной деятельностью занимался и Ш. Заитов. Купец неоднократно избирался попечителем русско-татарских школ Елабужского уезда. В разные годы он оказывал финансовую поддержку Кадралинскому и Сарсазскому русско-татарским училищам .

Наряду с благотворительностью братья Заитовы принимали активное участие и в общественной деятельности. Оба брата избирались гласными Елабужского уездного земского собрания Вятской губернии. Ш. Заитов исполнял обязанности гласного в трехлетие с 1886 по 1888 г.; А.-Ш. Заитов в трехлетие с 1906 по 1908 г. Необходимо подчеркнуть, что татарское население Вятской губернии было пассивно в общественной деятельности. Это объяснялось особенностями быта и религиозных убеждений татар. Братья Заитовы являлись практически единственными представителями татарской национальности в органах земского самоуправления, что свидетельствует о прогрессивных взглядах и высоком уровне образования купцов.

Выполняя обязанности гласных Елабужского уездного земского собрания А.-Ш. и Ш. Заитовы зарекомендовали себя ответственными и дисциплинированными гласными, заслужено пользовались авторитетом и уважением со стороны коллег по земской работе. Подтверждением этого является неоднократное избрание братьев Заитовых на различные ответственные и почетные места. Так, например, за трехлетие земской деятельности Ш. Заитов избирался в уездное по воинской повинности присутствие, состоял членом Особой комиссии, которая должна была путем личного присутствия в расценочной комиссии следить за денежными сборами с городских базарных площадей . А.-Ш. Заитов входил в состав подготовительной комиссии, касающейся нормального отдыха служащих в торговых и промышленных заведениях, в комиссию по устройству водопроводных сооружений, был председателем специальной комиссии по распределению и выдаче средств на приобретение учебных пособий и содержание медресе и мектебе, попечителем Граховской больницы, неоднократно избирался представителем от земства в Раскладочное по промысловому налогу присутствие . Незаурядные деловые и административные способности позволили А.-Ш. Заитову активно включиться в общественную жизнь Вятской губернии. В 1907 г. на одном из заседаний земского собрания купец был избран выборщиком в Вятское губернское избирательное собрание по выбору депутатов Государственной Думы .

Активной общественной и торгово-предпринимательской деятельностью братья Заитовы занимались до 1917 г. Последний период жизни купцов Заитовых воссоздан нами по устным свидетельствам Шамиля Мирзиевича Заитова, одного из современных представителей данной династии. Шамиль Мирзиевич проживает в городе Казани. Согласно генеалогическому древу семьи он является правнуком старшего из братьев Заитовых  Камалетдина. Ш.М. Заитов продолжает традиции семейного предпринимательского дела и успешно занимается бизнесом. Шамиль Мирзиевич живо интересуется историей своего рода. На протяжении многих лет он собирает различные документы и воспоминания, связанные с Заитовыми.

По его словам, с приходом к власти большевиков и началом Гражданская войны А.-Ш. Заитов, не без оснований опасаясь за свою жизнь и жизнь своей семьи, решил уехать из России. Вместе с сыновьями он отправился в Крым, чтобы оттуда уплыть в Турцию. Однако сесть на пароход Заитовы не смогли. Тогда Ахмат-Шакир решил уехать в Китай. В дороге купец и один из его сыновей заболели тифом и были вынуждены сойти с поезда. Истощенный тяжелой болезнью и голодом, Ахмат-Шакир лежал в одном из госпиталей на Дальнем Востоке, и лишь судьбоносная встреча с земляком помогла Заитовым вернуться в Казань.

В годы НЭПа Ахмат-Шакир, вместе с братом Шигабутдином продолжил заниматься торгово-предпринимательской деятельностью и успешно торговал до конца 1920-х гг. После ликвидации НЭПа и начала репрессий братья были вынуждены вновь стать изгоями в собственной стране. В 1929 г. А.-Ш. Заитов вместе с семьей и братом Шигабутдином уехал. Камалетдин и Ахмат-Шах остались на родине. Все имущество купцов было национализировано. Новым домом для Заитовых стал Ташкент. Здесь Ахмат-Шакир прожил до 1931 г., точное время смерти Шигабутдина Заитова неизвестно. Однако со смертью братьев Заитовых их династия не оборвалась. Ряд современных представителей данного рода по-прежнему проживает в Ташкенте, а также в Казани.

С помощью Шамиля Мирзиевича Заитова, его семейного архива удалось воссоздать яркий и колоритный образ купцов  братьев А.-Ш. и Ш. Заитовых, составить всестороннее представление об этой династии, сыгравшей в свое время заметную роль в социально-экономической жизни Вятской губернии.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.