К истории учреждения российских дипломатических представительств в Магрибе в конце XVIII – XIX вв. По материалам Архива внешней политики Российской империи

Печать PDF

УДК 94, 327

Н. А. Жерлицына

Институт Африки РАН, Российский университет дружбы народов, г. Москва, Российская Федерация

К истории учреждения российских дипломатических представительств в Магрибе в конце XVIII – XIX вв. По материалам Архива внешней политики Российской империи

Natalia A. Zherlitsyna

Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences, The Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russian Federation

Concerning History of the Establishment of Russian Diplomatic Missions in the Maghreb in Late 18th – 19th Century: Materials from the Archive of Foreign Policy of the Russian Empire

Аннотация

Статья посвящена истории учреждения в конце XVIII – XIX в. российских дипломатических представительств в странах Магриба: Алжире, Марокко и Тунисе. Изучение истоков российско-арабских связей представляет собой актуальную научную и важную в международном отношении задачу. Несмотря на наличие нескольких работ, выпущенных, как правило, еще в советское время, до сих пор этот вопрос остается недостаточно изученным. Источниковой основой для данной статьи стали как ранее публиковавшиеся, так и впервые вводимые в научный оборот документы Архива внешней политики Российской империи, посвященные истории российско-магрибинских связей в XVIII – XIX вв. Анализ архивных источников позволил рассмотреть проблему первых контактов Российской империи и государств Магриба как в совокупности, так и понять причины интереса России к каждой из трех стран, определить важные внутренние и внешние факторы, подталкивавшие страны к установлению связей. Автором установлено, что на первом этапе российско-магрибинских отношений приоритет имела экономическая составляющая: привлечение на службу в качестве внештатных российских консулов иностранных представителей в странах региона имело целью защитить интересы моряков-негоциантов, торговавших в Средиземноморье под российским флагом. На втором этапе приоритет получает не экономическая, а политическая составляющая российско-магрибинских отношений. Российская империя, как великая держава, непосредственно участвовавшая в разрешении Восточного вопроса, должна была учитывать алжирский, тунисский и марокканский факторы, выстраивая свою европейскую политику. Варварийские регентства – Алжир и Тунис – российское правительство рассматривало как формально принадлежащие Османской империи. Российский политический интерес к ним начал проявляться по мере того, как разворачивалась ожесточенная борьба европейских держав, прежде всего Франции и Великобритании, за укрепление там своего влияния, а также Турции за сохранение сюзеренитета над варварийскими провинциями. Марокко, хотя и сохраняло независимость в течение XIX в., но также было объектом соперничества европейских держав. Учреждение российских дипломатических представительств в Алжире, Тунисе и Марокко имело целью, прежде всего, отслеживание всех перипетий борьбы европейских держав за обладание североафриканскими колониями и использование этого фактора для выстраивания собственной внешней политики.

Abstract

The article studies the establishment of Russian diplomatic missions in the Maghreb (Algeria, Morocco and Tunisia) in late 18th – 19th century. Studying the outset of the Russian-Arab relations is a significant task for both science and diplomacy. Although there are several works dating from the Soviet era, the issue remains little-studied. The article draws on the documents from the Archive of Foreign Policy of the Russian Empire, some already published, others introduced into scientific use for the first time. Analysis of archival sources allows to consider the problem of first contacts of the Russian Empire and the Maghreb states in its entirety, to identify Russian interests in each of three countries, to define important internal and external factors that prompted the countries to establish relations. The author has revealed that at the first stage of the Russian-Maghreb relations its economic component had a priority: foreign representatives in the Maghreb were enlisted as non-staff Russian consuls in order to protect the interests of seamen–merchants trading in the Mediterranean under the Russian flag. At the second stage priority was given to a political component in the Russian-Maghreb relations. A great power directly involved in the settlement of the Eastern Question, the Russian Empire had to consider Algerian, Tunisian and Moroccan factors in setting its European agenda. The Russian government saw the Barbary states of Algeria and Tunisia as formally belonging to the Ottoman Empire. Russian political interest in these countries strengthened as the European powers, primarily, France and Great Britain, were fighting to establish their influence, and Turkey strived to preserve its sovereignty. Although it remained independent throughout the 19th century, Morocco also was an object of the European powers rivalry. Russian diplomatic missions in Algeria, Tunisia and Morocco were established with an eye toward keeping track of all twists and turns of the European powers fighting over the North African colonies and in order use this factor in setting its own agenda.

Ключевые слова

Исторические источники, российско-арабские отношения, Магриб, средиземноморская торговля, Восточный вопрос, российские дипломатические представительства, французские колонии в Северной Африке.

Keywords

Historical sorces, Russian-Arab relations, Maghreb, Mediterranean trade, East Question, Russian diplomatic missions, French colonies in the North Africa.

Конец XVIII - начало XIX в. было временем установления первых контактов между Российской империей и Алжиром, Тунисом, Марокко. Моряки и негоцианты были инициаторами этого сближения. Из материалов АВПРИ нам известно, что в 1799 г. Тунис посетили два корабля под российским флагом, в 1802 г. их было уже 19, в 1805 – 53, в 1820 – 36. Всего за период с 1799 по 1818 гг. Тунис с целью торговли посетили 137 российских кораблей с грузами зерна, ячменя, муки, вина, растительного масла, дерева, угля. Если в Алжир и Тунис прибывали суда под российским флагом из наших южных черноморских портов, таких как Таганрог и Одесса, то лежащее на крайнем западе Средиземноморья Марокко привлекало российских купцов с северо-запада страны: «Основание российского консульства в Танжере должно принести большую пользу главным образом провинциям Балтии», - сообщал российский представитель в одном из консульств Средиземноморья в МИД империи.

После заключения Кючук-Кайнарджийского договора в 1774 г. Россия получила право назначать своих консулов в отдельные пункты Османской империи: «А дабы во всем наблюдаем был добрый порядок, равным образом Блистательная Порта позволяет иметь пребывание Консулам и Вице-Консулам, которых Российская Империя во всех тех местах, где они признаны будут надобными, назначить заблагоразсудит, которые будут почитаемы и уважаемы в равенстве с прочими дружеских держав Консулами». В осуществление этого права в Средиземноморье появилась сеть русских генеральных консульств, вице-консульств, которые возглавляли как штатные, так и внештатные сотрудники Коллегии иностранных дел – русские и иностранцы. Привлечение на русскую дипломатическую службу иностранных подданных, знающих наиболее распространенные в этом регионе языки – турецкий, французский, итальянский и знакомых с местным обществом и учреждениями, было распространенным явлением.

Варварийские регентства, Тунис и Алжир, хотя и были фактически независимы от Порты, но формально считались османскими провинциями. Исходя из этого, русское посольство в Турции стало руководящим центром для всех миссий и консульств на Ближнем Востоке и в Магрибе. Именно к русскому послу в Константинополе стекалась вся дипломатическая переписка, относящаяся к российским интересам в странах Северной Африки, в том числе и из Марокко, сумевшем сохранить независимость от Османской империи.

В Алжире в начале XVIII в. интересы российских подданных защищал представитель Швеции, в Марокко с 1769 г. обязанности нештатного консула России стал выполнять англичанин Лидс Бут. Известно, что российские власти обращались за услугами к представителю Швеции в Тунисе, Екатерина II в мае 1787 г. одобрила его награждение подарком «за его услуги в делах наших». Обязанности консула состояли в содействии морякам и негоциантам. Европейские консулы и послы, посредники и контрагенты, в соответствии с режимом капитуляций, защищали своих соотечественников-негоциантов от произвола местных властей, от их злоупотреблений и взяточничества. Обобщенный смысл капитуляций на рубеже XVIII – XIX вв. заключался в предоставлении иностранным торговцам наибольшего благоприятствования на торговые операции в портах Османской империи. Консулу приходилось заниматься и улаживанием неизбежных конфликтных ситуаций и имущественных споров вокруг кораблей и грузов. Нередки были и случаи кораблекрушений российских судов. Одной из основных причин обращения властей Российской империи к иностранным консулам в странах Магриба за содействием были чрезвычайные ситуации пиратских захватов торговых судов под российским флагом. Выход России в Средиземноморье, установление первых официальных контактов с властями магрибинских регентств пришлись на эпоху, когда варварийское пиратство, существовавшее не одно столетие, все еще представляло значительную силу. В 1792–1798 гг. среднее количество выходов тунисских корсаров в море в год доходило до 57. Недаром все договоры России с Османской империей, начиная с Кючук-Кайнарджийского, обязательно содержали статьи, предусматривающие ответственность Порты за варварийское пиратство. Таким образом, в отношении корсаров Алжира и Туниса Россия решала проблему защиты своих судов на двусторонней основе с Османской Портой. Но для того, чтобы гарантировать российским торговым судам возмещение убытков от нападений и грабежей марокканских корсаров требовалось заключить договор напрямую с султаном Марокко.

Звание нештатного консула хотя и не приносило официального жалования, но было почетным и прибыльным, представители европейских держав в странах Магриба боролись за право представлять различные государства. Так, голландский консул в Тунисе Арно Генри Ниссен обратился с прошением ходатайствовать о назначении его российским консулом в Тунисе к российскому посланнику в Константинополе Стахиеву в апреле 1780 г. Имя семьи консулов Ниссенов, впервые появившись в дипломатической переписке в 1780 г., останется там на весь дореволюционный период отечественной истории, шесть поколений этой голландской семьи будут представлять российские интересы в Тунисе.

Изменения во внешней политике Российской империи последовали после поражения в Крымской войне. Международная ситуация для России складывалась непросто, вслед за военными поражениями последовал спад дипломатического влияния, в том числе и в Восточном вопросе. Россия начала пересматривать итоги многолетней австро-германской ориентации, требовалось найти новых союзников, чтобы внести раскол в ряды противостоящих империи европейских держав. Началось сближение с Парижем. Первым последствием этого процесса стало признание Российской империей де-факто оккупации Алжира. В 1859 г. в Алжире было учреждено российское вице-консульство. Но неустойчивость и напряженность внутренней ситуации в колонии препятствовала развитию российско-алжирских отношений: французы всячески ограничивали контакты местного населения с внешним миром. Российское консульство в Алжире было закрыто в 1862 г. и возобновило работу лишь в 1884 г. Генеральный консул России в Марселе С. Попов так оценивал необходимость возобновления работы алжирского консульства в начале 1880-х гг.: «Торговые отношения наши с этим краем совершенно ничтожны. В Алжире у нас нет никаких других дел кроме наследственных, с некоторого времени умножающихся вследствие умножения числа приезжающих туда русских страдающих грудными болезнями…». Но уже в 1890-х гг., когда стал оформляться российско-французский военно-политический союз и развивались военно-морские связи двух держав, заботой российского консульства стали частые визиты российских военных кораблей в порты Алжира.

Активизация российской политики имела последствием и пробудившийся интерес к установлению связей с Тунисским регентством. В 1866 г. российский посол в Константинополе Н. Игнатьев начал подбор кандидатуры на пост российского внештатного консула в этой стране. Первоначальный вариант – назначить консулом французского негоцианта Вангавера – был отвергнут как французским Министерством иностранных дел, так и российской стороной по причине того, что гражданин Франции вряд ли смог бы заведовать нашими делами с надлежащей самостоятельностью. И тогда посол поддержал перед министром иностранных дел России П. С. Стремоуховым кандидатуру генерального консула Голландии Генриха Ниссена. При этом он отметил, что «наши дела в Тунисе велись оным семейством в течение многих лет безвозмездно и вполне удовлетворительно».

На первом этапе российско-магрибинских отношений приоритет имела экономическая составляющая: привлечение на службу в качестве внештатных российских консулов иностранных представителей в странах региона имело целью защитить интересы моряков-негоциантов, торговавших в Средиземноморье под российским флагом. На втором этапе приоритет получает не экономическая, а политическая составляющая российско-магрибинских отношений. Российская империя, как великая держава, непосредственно участвовавшая в разрешении Восточного вопроса, должна была учитывать алжирский, тунисский и марокканский факторы, выстраивая свою международную политику. Открытие дипломатических представительств в Алжире, Тунисе и Марокко происходило, таким образом, скорее в русле европейской политики России. Тем не менее, именно в XIX в. были заложены основы дружественных росcийско-арабских отношений, получивших свое развитие в последующие исторические эпохи.

Список литературы

Дулина, Н. А. Османская империя в международных отношениях. – М., 1980. – 314 c.

Дьяков, Н. Н. Магриб – Машрик – Россия. – СПб.: СПбГУ, 2014. – 560 c.

Подцероб, А. Б., Шведов, А. А. Советско-алжирские отношения. – М.: Прогресс, 1986. – 260 c.

Юзефович, Т. Договоры России с Востоком: политические и торговые. – СПб., 1869. – 532 c.

References

DULINA, N.A. Osmanskaia imperia v mezhdunarodnikh otnosheniakh. [The Ottoman Empire in the international relations. In Russ.]. Moscow, 1980, 314 p.

DYAKOV, N.N. Magrib – Mashrik – Rossia [Maghreb – Mashriq – Russia. In Russ.]. St. Petersburg, SPbGU publ., 2014, 560 p.

PODTSEROB, A.B. , SHVEDOV, A.A. Sovetsko-alzhirskie otnoshenia. [Soviet-Algerian relations. In Russ.]. Moscow, Progress publ., 1986, 260 p.

YUZEFOVICH, T. Dogovori Rossii s Vostokom: politicheskie i torgovie. [Treaties of Russia with the East: Political and commercial. In Russ.]. St. Petersburg, 1869, 532 p.

Сведения об авторах

Жерлицына Наталья Александровна, кандидат исторических наук, Институт Африки РАН, старший научный сотрудник; Российский университет дружбы народов, г. Москва, Российская Федерация, 8-915-372-75-60, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About author

Natalia A. Zherlitsyna, PhD in History, Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russian Federation, +7-915-372-75-60, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.