ИЗДАНА МОНОГРАФИЯ «ФОНОДОКУМЕНТ В МИРОВОМ КОММУНИКАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Печать PDF

Синеокий О. В. Фонодокумент в мировом коммуникационном пространстве: эволюция, современное состояние, направление трансформаций: специальный международный научно-реферативный выпуск по материалам диссертации на соискание научной степени доктора наук по социальным коммуникациям (специальность 27.00.02 – Документоведение, архивоведение). – Запорожье: Статус, 2017. – 173 с.: илл., табл., диагр. (Постдиссертационное издание)

Аннотация

Специальный международный научно-реферативный выпуск по материалам диссертации на соискание учёной степени доктора наук по социальным коммуникациям (специальность 27.00.02 – Документоведение, архивоведение).

Определены особенности функционирования и эволюционные трансформации фонодокумента в мировом коммуникационном пространстве. Изучены и раскрыты основные этапы развития средств фиксации аудиальной информации. Выяснена сущность, назначение и функции фонодокументов. На основе классификаций документов по различным критериям структурирована типология фонодокументов, основанная на новых признаках – видах звуконосителей и особенностях зафиксированного контента. В качестве особого кластера коммуникационного пространства выделены музыкальные фонодокументы. В этой связи центральное внимание уделяется характеристике природы технических артефактов на записях рок-музыки преимущественно через их коммуникативную сущность. В социокоммуникационном контексте рассматриваются особенности организации системы производства, тиражирования, распространения и хранения музыкальных фонодокументов в различных регионах мира. Отмечены базовые принципы функционирования и взаимодействия субъектов индустрии звукозаписи. На основе обобщения зарубежного и отечественного исторического опыта доказана цикличность развития мегасистемы фонодокументной коммуникации. Сформулированы основные закономерности и принципы формирования фонодокументов. Выявлены общие и отличительные черты функционирования национальных и негосударственных фоноархивов на современном этапе. Внимание акцентировано на особенностях организации хранения и использования радиофонодокументов, детально охарактеризована специфика трансформаций данного подвида. Конкретизированы особенности использования права на название фонодокумента. Проводится разграничение причин и условий контрафакции с другими видами фальсификации музыкальных фонодокументов. На основании результатов экспертной оценки эффективности правовых механизмов выстроен перспективный план противодействия аудиопиратству. Феномен бутлегов преподносится в качестве фонодокументных опций. Обоснована системная инкорпорированность мировой индустрии звукозаписи и аудиовизуальных архивов в процессы фонодокументной коммуникации. Модель фонодокументной коммуникации представлена в виде разобщённых элементов, органично собранных воедино и интегрированных в сбалансированную систему. Предложены направления совершенствования коммуникационной платформы для создания и циркуляции фонодокументов в новых условиях, требующей внедрения комплекса мероприятий по функционально-содержательному сегментированию логистических каналов и цепей, реконструкции основных элементов и оптимизации вспомогательно-обслуживающих производств, а также нормативного обеспечения правового режима индивидуальных информационных ресурсов с ограниченным доступом. Указаны преимущества и недостатки ревизии потребительских форматов фонодокументов. Ряд положений исследования в данном постдиссертационном выпуске подаётся в развёрнутом виде. В частности, репрезентовано инновационные разработки по созданию тематических сценариев формирования частных коллекций звукозаписей и модернизации корпоративных фонохранилищ на основе межфирменной кооперации, изложены методические рекомендации по проектированию бюджетной домашней музыкальной библиотеки, предпринято значительное расширение исследовательского поля за счет углублённой систематизации блока немузыкальных фонодокументов.

Ключевые слова: альбом, аудиоархив, грампластинка, звукозапись, звуконоситель, кассета, компакт-диск, магнитная лента, музыкальная библиотека, фонограммный документ.

Сведения об авторе

Синеокий Олег Владимирович, 30 июня 1966 года рождения, профессор кафедры теории коммуникации, рекламы, связей с общественностью и медиаправа Запорожского национального университета, доктор наук по социальным коммуникациям.

С 1983 года несколько лет учился в Ленинградском институте точной механики и оптики. Во время прохождения срочной службы закончил Заочную школу военкоров, активно публиковался в окружной газете. Работал юристом в одном из первых негосударственных предприятий по маркетингу и рекламе. С 1992 года – в органах прокуратуры Запорожской области (следователь, прокурор-криминалист, начальник отдела криминалистики). Высшее юридическое образование заочно получил в Украинской государственной юридической академии (1994). Имеет классный чин – младший советник юстиции (2000). В 2003 году перешёл на научно-преподавательскую работу в Запорожский национальный университет. Кандидат юридических наук по специальности – уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право (Национальная юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого, 2006). Доцент по кафедре уголовного права и правосудия (2008). С 2013 года и по настоящее время в должности профессора на факультете журна-листики читает дисциплины информационно-правового цикла. Разработал и внедрил авторские курсы «Популярная музыка и массовая коммуникация» и «Международное коммуникационное право». Автор 15 учебно-методических и практических пособий. 50 статей опубликовано в ведущих научных журналах Казахстана, России, Румынии, Словакии, Хорватии. Член редколлегии научного журнала «Scientific Letters of Academic Society of Michal Baludansky» (2014). В 2014 и 2016 годах признавался победителем общеуниверситетского конкурса «Лучший учёный года». Плодотворно сотрудничает с зарубежными юристами (адвокатами), фоноархивистами, музыкантами, продюсерами, издателями, рок-журналистами, коллекционерами.

Abstract

The special international scientific-abstract issue based thesis material submitted for a Degree of Doctor of Social Communications (Specialty 27.00.02 – Document Studies, Archive Studies).

The specialties of the functioning and evolutionary transformations of the phonodocuments throughout the world communication area were identified. The main steps of the auditory information fixation instruments’ development were studied and revealed. The nature, destination and functions of the phonodocuments were figured out. Based on documents classification according to different criterions the typology of the phonodocuments was structured. The typology is based on new features – types of sound equipment and specifics of the fixed content. Musical phonodocuments are highlighted as a special cluster of the communication area. In that context the central attention is paid to the characterization of the nature of technical artifacts on the rock music’s records mainly through the communicative essence. In context of sociocommunication the peculiarities of the industry system organization, replication, distribution and storage of the musical phonodocuments in different areas of the world were revealed. The basic principles of the functioning and interaction of the sound recording industry subjects were marked. The cyclicity of the megasystem of the phonodocuments communication development was proved based on generalizing of the foreign and domestic historical experience. The main regularities and principals of the phonodocuments formation were formulated. Common and distinctive features of the national and non-state phonodocuments functioning at the present stage were revealed. The attention on the storage organization specifics and using radiophonodocuments was focused, the specifics of this subtype transformation were characterized in details. The specifics of using phonodocument title rights were concretized. Demarcation of the causes and conditions of the counterfeiting with other types of the musical phonodocument falsifications was held. The perspective plan of the audio-piracy counteraction was built based on expert values results of the law mechanism effectiveness. The bootleg phenomenon is presented as phonodocument option. The systematic incorporation of the world sound recording industry and audiovisual archives into phonodocument communications processes was substantiated. The phonodocument communication models were presented as disconnected elements, which were organically gathered and integrated into the balanced system. The ways of the communication plat-form enhancement were offered for creating and circulating of the phonodocuments in new conditions. This platform requires the introduction of the measures complex on the functional-content segmentation of the logistic channels and chains, reconstruction of the main elements and optimization of the auxiliary-servicing productions, as well as regulatory support of the legal regime of individual information resources with limited access. Advantages and disadvantages of the consumer formats revision of the phonodocuments were pointed. A number of provisions of the investigation in this post-dissertational re-lease were fed in unfolded view. Particularly, innovation developments on thematic scenario of the private sound recording collections formation and corporative phonogram storages modernization based on intercompany cooperation were represented, methodical recommendations on budgetary home music library projecting were set out, significant expansion of the investigation area was undertaken at the expanse of in-depth systematization of the non-musical phonodocuments block.

Keywords: Album, Audio Archive, Gramophone Record, Recording, Sound Carrier, Cassette, Compact Disc, Magnetic Tape, Music Library, Phonogram Document.

Information About the Author

Synieokyi Oleh Volodymyrovych, born in 1966, 30th June, Professor of the Department of Communication Theory, Advertisement, PR & Media-Law of the Zaporizhzhya National University, Doctor of Social Communications.

For several years from 1983 he studied at Leningrad institute of the precision mechanics and optics. During army service, he graduated from Extramural Military Correspondents School, actively published in the district newspaper. He worked as a lawyer in one of the first non-state marketing and advertisement enterprises. From 1992 he worked in prosecuting authorities of the Zaporizhian region (investigator, prosecutor-criminalist, chief head of the criminalistics department). He got extramural high law education in Ukrainian State Law Academy (1994). He has class rank – counselor of justice (2000). In 2003, he moved to scientific and teaching job in Zaporizhzhya National University. He is a Candidate of the law science by Criminal law and criminology; Criminally-executive law specialty (Yaroslav the Wise Law Academy of Ukraine, 2006). He is an Associate professor of the Criminal law and justice chair (2008). From 2013 he has hold a rank of professor at the faculty of the journalism and teach informational-law cycle disciplines. He developed and introduced Author’s courses “Popular Music & Mass Communication” and “International Communication Law”. He is an author of 15 Educational-methodical and practical allowances. 50 articles are published in lead scientific magazines of Kazakhstan, Russia, Romania, Slovakia, Croatia. He is a member of the editorial board of the scientific magazine “Scientific Letters of Academic Society of Michal Baludansky” (2014). In 2014 and 2016 he was the winner of the all-university competition “The best scientist of the year”. He productively cooperates with foreign lawyers (attorneys), phonoarchivists, musicians, producers, publishers, rock-journalists, collectors.

Текст монографии: pdf