НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ ДНЕВНИКОВ Л.А. ТИХОМИРОВА. 1915 – 1917 гг.

Печать PDF
Myagkova E.M. Scientific publication of diaries of L.A. Tikhomirov. 1915-1917.

Аннотация / Annotation
Рецензия на первую научную публикацию дневниковых записей Л.А. Тихомирова – народовольца, впоследствии консерватора, признавшего после 1917 г. советскую власть.
The review of the first scientific publication of diary records of L.A.Tikhomirov, subsequently the conservative who has recognised after 1917 the Soviet power.

Ключевые слова / Keywords
Архивный источник, Тихомиров Л.А., кризис самодержавия, революция 1917 г., идеология консерватизма, православие, самодержавие, народность. Archival source, Tikhomirov L.A.cris of autocracy, Revolution of 1917 Ideology of conservatism, Orthodoxy, autocracy, a nationality.



Личность Льва Александровича Тихомирова (1852-1923) неизменно привлекает внимание и историков-специалистов, и широкого круга читателей. О нем спорят, его сочинения переиздаются и пользуются спросом, а сам он стал одним из главных героев романов Ю.В. Давыдова «Глухая пора листопада»; О.Н. Михайлова «Забытый император»; историко-литературной работы А.И. Яковлева «Корона и крест».

Фрагменты из дневника за 1883–1895 гг. были обнародованы в книге «Воспоминания Льва Тихомирова» (М.; Л., 1927), а за период Первой русской революции – в журнале «Красный архив» в 1930-е гг. К сожалению, в этих публикациях имеются неотмеченные купюры, и относиться к ним следует осторожно. Политическая и идеологическая подоплека (Тихомиров в тот период был заклеймен как ренегат, изменивший революционному движению) тоже негативно сказалась на комментариях. В начале 2000-х гг. в различных сборниках появились новые публикации фрагментов из дневника, подготовленные непрофессиональными историками и практически не содержавшие научных комментариев.

Таким образом, издание*, вышедшее в свет в начале 2008 г. благодаря сотрудничеству РГАСПИ и ГАРФ является первой научной публикацией интереснейшего источника по истории России. Руководителем проекта, составителем, автором предисловия, комментариев и примечаний выступил доктор исторических наук, главный специалист Центра по разработке и реализации межархивных программ документальных публикаций федеральных архивов Российского государственного архива социально-политической истории А.В. Репников. Несмотря на то, что, по мнению составителя, «вряд ли когда-нибудь удастся опубликовать весь дневник Тихомирова, поскольку это требует многолетней кропотливой работы и значительных материальных затрат» (С. 31), выбор записей за 1915-1917 гг. мне кажется весьма удачным. Отражая особенность и специфику общественно-политического развития страны в начале ХХ в., в том числе и в предреволюционный период, они важны не только для изучения жизни и деятельности отдельной личности, но и для понимания общего кризиса консервативной идеологии. Всплеск националистических доктрин, последовавший за распадом Советского Союза, обращение к традиционализму (с часто намеренной апелляцией к нему) в российской политической элите делают актуальной проблему формирования адекватных представлений о содержании и практике «возрождаемых» концептов (православия, самодержавия, народности).

Исследователям хорошо известно, что никакому документу нельзя верить на слово; в его сведениях надо многократно сомневаться. Дневниковые записи Л.А. Тихомирова относятся к так называемым намеренным свидетельствам. Это рассказы, сознательно предназначенные постороннему читателю; все в них (начиная с внешнего вида, заканчивая тщательностью хранения и личной передачей их в Румянцевский музей) выдает неустанную заботу автора о создании определенного мнения у современников или будущих историков. Переплетенные тетради (27 ед. хр.) в плотных обложках с наклеенными на лицевую сторону бумажными ярлыками (с указанием номера тетради, начальной и конечной даты записей) хранятся в ГАРФ (Ф. 634 – Л.А. Тихомиров). Несмотря на то, что почерк мемуариста неразборчив (и требует немалых усилий для расшифровки), в тексте совсем немного помарок и исправлений, а если какие-то строки по причинам личного или идеологического характера вымараны, то это сделано настолько тщательно, что прочитать их практически невозможно. А.В. Репников отмечает такие места, по возможности старается восстановить их. Другая особенность – значительное количество выделенных слов и предложений (в подавляющем большинстве – подчеркнутых), что так же воспроизводится в публикации. В большом по объему дневнике встречаются вклейки вырезок из газет, адресованных Тихомирову писем, квитанций и пр.

Тихомиров помимо внимательного чтения газет, стремился пообщаться с участниками боевых действий; внимательно слушал рассказы (порой не имеющие ничего общего с реальностью) своих знакомых, приезжавших из Петербурга и Москвы. В дневнике содержится большое количество информации, почерпнутой Тихомировым из устных источников (в том числе разговоров на рынке или в государственных учреждениях). Тематика самая разнообразная: положение на фронте, немецкие шпионы, распутинщина, масоны, продовольственный кризис, злоупотребления чиновников, всеобщая дороговизна и т.д.
 
Среди персонажей, чьи действия анализируются в дневнике Тихомирова, российские самодержцы, государственные и политические деятели, консервативные и либеральные мыслители, видные полководцы, религиозные философы и церковные деятели, писатели и художники. Со многими из них Тихомиров был знаком лично, и его дневник это еще уникальные воспоминания о П.А. Столыпине, П.Н. Дурново, А.А. Нейдгардте, К.П. Победоносцеве, П.А. Флоренском, В.М. Васнецове и многих других.

Интерес представляют комментарии и примечания к дневнику, написанные А.В. Репниковым и содержащие в большинстве случаев малоизвестные биобиблиографические сведения об упоминаемых в дневнике лицах. Эти сведения дополняют обстоятельные комментарии, посвященные крупным событиям Первой мировой войны, а также обыденным событиям жизни Москвы и Сергиева Посада, где жил Тихомиров. Таким образом, публикация не только вводит в широкий научный оборот конкретный текст дневника, но и позволяет читателю представить «интеллектуальный ландшафт» эпохи и «историю повседневности». В этом плане первая научная публикация текста тихомировского дневника 1915–1917 гг. имеет большое значение для объективного изучения одного из сложнейших периодов нашей истории.
 
*Дневник Л. А. Тихомирова. 1915–1917 гг. / Руковод. проекта; сост., предисл., коммент. и прим. А.В. Репников. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. 440 с.