ПЕРВАЯ ВЫСТАВКА ПО ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ МОСКОВСКИХ ЕВРЕЕВ

Печать PDF



В ноябре–декабре 2010 г. в Музейном объединении «Музей Москвы» (бывший Музей истории Москвы) демонстрировалась историко-документальная выставка «Евреи в Москве: история, культура, традиции. Конец XV – начало ХХ вв.», которую подготовило творческое объединение «Московский еврейский музей» в составе историков, общинных и музейных работников Москвы (руководитель коллектива и куратор выставки, координатор благотворительных программ Московской еврейской религиозной общины Е.Н. Улицкий). Выставка по этой теме стала первой, проведенной в государственном музее, после долгого периода запретов и умолчания в нашей стране: последняя подобная экспозиция была продемонстрирована еще в 1939 г.

Экспонаты, размещенные в историческом здании Провиантских магазинов, раскрывают малоизвестные страницы истории еврейского общества нашей столицы, а также весомый вклад представителей еврейского народа в экономику, науку и культуру Российской империи, в том числе и Москвы. Материалы по данной тематике собирались в течение последних 10 лет; некоторые из них уже были представлены на небольших экспозициях в Российской государственной библиотеке, Центре восточной литературы РГБ, Государственном выставочном зале на Солянке, посвященных московскому общественному раввину Я.И. Мазе и истории еврейской благотворительности.

Хронологически выставка охватила очень широкий период – от появления в Москве первых евреев и до революции 1917 г. Начиная с конца XV и вплоть до начала XIX в. имели место лишь отдельные случаи пребывания в городе евреев, в основном занимавшихся торговлей. Формирование Московского еврейского общества следует отнести к середине XIX в. – «эпохи великих реформ» императора Александра II.

На выставке были представлены материалы из федеральных и московских архивов, музеев, библиотек, общественных организаций и творческих объединений: Государственного Исторического музея (ГИМ), Государственного музея Л.Н. Толстого, Государственной Третьяковской галереи (ГТГ), Музейного объединения «Музей Москвы», Российского этнографического музея (РЭМ), Мемориального музея-квартиры Ел. Ф. Гнесиной, Тюменского музея изобразительных искусств, Российского государственного исторического архива (РГИА), Российского государственного архива древних актов (РГАДА), Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Центрального исторического архива Москвы (ЦИАМ), Российской государственной библиотеки (РГБ), Государственной публичной исторической библиотеки (ГПИБ), Московской еврейской религиозной общины (МЕРО), Благотворительного фонда «Распределительный комитет «Джойнт», Всемирного Общества ремесленного и земледельческого труда среди евреев (ОРТ), Синагоги на Большой Бронной, Музея еврейского наследия и Холокоста на Поклонной горе, Научно-просветительского центра «Холокост», Московского еврейского общинного дома (МЕОД), а также из частных собраний. На стендах и витринах демонстрировались оригинальные архивные документы, книги, произведения живописи и графики, афиши, фотографии, религиозные предметы – всего более 300 экспонатов, большая часть которых была выставлена впервые.



Особый интерес вызвали материалы «дообщинного» периода истории московских евреев, в том числе ряд подлинных документов из собрания РГАДА. Самый ранний документ выставки – известие «Никоновской летописи» о пребывании в Москве в 1490 г. еврейского врача из Венеции Леона, которому доверили лечение великого князя Ивана Ивановича, сына великого князя Ивана III Васильевича. Доктор поручился за жизнь больного, но когда последний умер, то Иван III приказал отрубить ему голову за неудачное лечение сына. Подлинный документ Посольского приказа 1672 г. содержит текст указа Алексея Михайловича окольничему А. Матвееву и думному дьяку Г. Богданову об отпуске из Москвы за рубеж «в литовские земли» для покупки венгерского вина шкловских евреев Самойлу Яковлева с товарищами. Этот факт свидетельствует о том, что русский царь использовал способности и связи еврейских купцов для поставки товаров в свой кремлевский двор.

А вот перед нами дело 1790 г. по прошению московского городского головы М.П. Губина и московских купцов главнокомандующему Москвы П.Д. Еропкину о запрещении евреям – выходцам из Белоруссии, «тайно» записавшимся в купечество, торговать в Москве. В экспзиции представлены как инициативный документ, так и ответное прошение Еропкину московского купца 1-й гильдии Михаила-Гирша Менделя, поданное в связи с несправедливыми нареканиями московского купечества, а также рапорт московского губернатора П.В. Лопухина главнокомандующему Москвы князю А.А. Прозоровскому о количестве проживающих в городе евреев, в том числе записанных в купечество (еврейское население Москвы в это время составляло всего несколько десятков человек, а трое были законно записаны в первую гильдию московского купечества). К указанным материалам примыкают планы и документы 1788 г. о создании за Дорогомиловской заставой Еврейского кладбища; разрешение на выделение земли под него выдал упомянутый выше П.Д. Еропкин.

Отдельную группу составили записки и проекты видных российских государственных деятелей по еврейскому вопросу, оказавшие влияние на положение евреев в России в целом. Так, записка президента Коммерц-коллегии графа А.Р. Воронцова 1790 г. послужила основанием для полного удаления евреев (и гильдейских купцов в том числе) из города, что привело к юридическому оформлению в конце 1791 г. «черты постоянной еврейской оседлости». Вызывает интерес развернутое сочинение сенатора и поэта Г.Р. Державина 1800 г. «о белорусских обитателях», о нравах и обычаях еврейского народа и его роли в экономике края из коллекции графа А.И. Мусина-Пушкина; на выставке был представлен как его рукописный экземпляр, так и публикация в собрании сочинений Державина под названием «Мнение об отвращении в Белоруссии голода и устройстве быта евреев». Наконец, в записке министра коммерции графа Н.П. Румянцева 1802 г. о положении евреев в империи впервые прозвучала мысль о том, что при известных обстоятельствах можно было бы разрешить евреям «повсеместное в России обитание».

Несомненный интерес на выставке вызвало архивное дело о назначении в 1857 г. рядового пожарной роты Иоселя Найфельда первым военным раввином Московского гарнизона. На одной из витрин выставлен герб рода Евреиновых из книги «Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи» с описанием герба и краткой историей происхождения рода, в которой сказано, что род ведет свое начало «из польского шляхетства». Однако выставленная рядом историческая справка свидетельствует о том, что истинными родоначальниками Евреиновых стали мстиславские евреи Матвей и Федор Григорьевы попавшие в Россию в середине XVII в., крестившиеся и сделавшие карьеру на торговом поприще; сын Матвея, Я.М. Евреинов, получил дворянство и стал президентом Коммерц-коллегии.

Одна из малоизвестных страниц еврейской истории – Отечественная война 1812 г. Этот период иллюстрирует изображение золотой медали «За усердие», которую получил ковенский еврей Берка Нейман, выполнявший секретное поручение военного командования в оккупированной французами и горящей Москве, за что и был награжден правительством.

Часть выставочной экспозиции, посвященная образованию в середине XIX в. и функционированию Московского еврейского общества (МЕО), включает архивные документы и материалы (в том числе законодательные акты и статистические таблицы), фотографии, открытки, книги, периодику, графику, живопись и другие экспонаты из государственных архивов, библиотек и частных коллекций, что позволило раскрыть практически все стороны истории столичной еврейской общины, в частности, строительство Московской хоральной синагоги и деятельность выдающихся еврейских религиозных и общественных лидеров Шломо-Залмана Минора (1826–1900) и Якова Исаевича Мазе (1860–1924).

Экспозицию открывал планшет, посвященный появлению в Москве в первой половине XIX в. постоянного еврейского населения. Для проживания в городе власти выделили евреям Глебовское подворье – здание, расположенное недалеко от Кремля в Зарядье (Китай-город). Об этом времени напоминает акварель Г.Д. Митрейтера «Русские менялы» 1830–1840-х гг. Еврейская община в Москве сформировалась из приезжих купцов и отслуживших «николаевских» солдат в период деятельности первого московского раввина Ш.-З. Минора, который возглавлял общину с 1869 по 1892 г. Это время отмечено также насильственным выселением из города в 1891–1892 гг. по приказу московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича около 20 тысяч евреев: торговцев и ремесленников. Экспонаты выставки рассказывают о благотворительных акциях в помощь выселяемым еврейским жителям.

Новый этап в жизни общины, в том числе в ее благотворительной деятельности, связан с именем раввина Я.И. Мазе, при котором состоялось долгожданное открытие в 1906 г. Московской хоральной синагоги в Большом Спасоглинищевском переулке. На витринах были представлены строительные элементы внутренней отделки здания: крепежные детали, гвозди, фрагменты штукатурки с лепным декором, росписи потолка и покрытия пола, часть сиденья молельного зала и прочие предметы. Одними из самых заметных экспонатов стали переписка раввина Минора с великим русским писателем Л.Н. Толстым и материалы по участию раввина Мазе в известном судебном процессе по делу Менахема-Менделя Бейлиса в 1913 г.

Большой раздел выставочной экспозиции был посвящен лидеру столичной общины, крупному финансисту, предпринимателю и меценату Лазарю Соломоновичу Полякову (1842–1914): по большей части на средства его семьи было построено здание синагоги, открыты училище-приют и больница, которым посвящены соответствующие документы. В ряду знаменитых московских предпринимателей и филантропов – один из крупнейших чайных производителей в России К.-В.Я. Высоцкий (1824–1904) и владелец известной парфюмерной фирмы С.И. Чепелевецкий (1835–1914). На выставочных стендах представлены изображения фабричных помещений, образцы рекламы продукции их предприятий и сама эта продукция: автографы, вывески, фирменные флаконы, коробки, товарные знаки, прейскуранты и ценные бумаги.

Специальный раздел экспозиции посвящен деятельности Московского отделения Общества для распространения просвещения между евреями в России (ОПЕ), на средства которого реализовывались образовательные программы для еврейского населения, в частности, распространялись знания русского языка и литературы среди евреев, что содействовало формированию национальной интеллигенции. Трагическим периодом в жизни столичной еврейской общины, как и в жизни других народов Российской империи, стала Первая мировая война, на фронтах которой воевало 650 тыс. евреев, а 100 тыс. – погибло. Документы той эпохи, в том числе вырезки из журналов «Евреи на войне» и «Война и евреи», свидетельствуют об участии еврейского населения в военных кампаниях.

Московское еврейское общество помощи жертвам войны (ЕВОПО) проводило посильную благотворительную работу среди солдат-евреев (устраивало госпитали, снабжало питанием), оказывало помощь евреям-беженцам из оккупированных западных районов России. Неподдельный интерес вызвали материалы семейных архивов (в основном фотографии) об участии евреев – солдат и офицеров-медиков в Первой мировой войне. Наконец, часть витрин и планшетов выставки была посвящена деятельности Американского еврейского объединенного распределительного комитета «Джойнт» и Общества ремесленного и земледельческого труда среди евреев в России (ОРТ), направленной на оказание помощи евреям – жертвам войны: беженцам, солдатским вдовам, сиротам, инвалидам, а также на восстановление разрушенного Гражданской войной еврейского сельского хозяйства.

На выставке были широко представлены экспонаты, отражающие вклад евреев в музыку (семья Гнесиных, А.М. Веприк, «Московское трио»: Д.С. Крейн, Р.И. Эрлих и Д.С. Шор); в живопись и скульптуру (Л.О. Пастернак, И.И. Левитан, В.А. Серов, И.Л. Аскназий, М.М. Антокольский); в книгоиздание (И.Н. Кнебель, З.И. Гржебин, А.А. Левенсон, В.М. Антик, братья А. и И. Гранат); в театр (спектакли «Анатэма» Л.Н. Андреева в МХТ, «Гадибук» в театре «Габима», «Мендель Спивак» С.С. Юшкевича в Московском драматическом театре, опера Ф. Галеви «Жидовка» в Театре Зимина). Демонстрировались портреты видных деятелей Московского еврейского общества Лазаря Соломоновича и Самуила Соломоновича Поляковых, Давида Вульфовича Высоцкого, Осипа Сергеевича Цетлина, Владимира Осиповича Гиршмана работы известных российских художников из собраний ГИМ и ГТГ.

Не менее интересным был и выставочный раздел, посвященный еврейской религии; среди экспонатов можно было увидеть миниатюрный свиток Торы на двух металлических катушках в шелковом футляре с золоченым шитьем 1863 г., фрагменты украшения Библии конца XVI в., поднесенной князю В.А. Долгорукову от еврейской общественности Москвы в 1879 г., предметы религиозного культа москвичей: свитки Торы, Талмуд, меноры и ханукии, талиты и тфилины конца XIX – начала ХХ в.

Отдельный зал экспозиции составили афиши, отражающие участие Московского еврейского общества в социально-политической и культурной жизни России, в том числе Москвы, а также афиши и каталоги выставок в еврейских музеях ряда стран мира: Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германии, Израиля, Испании, Литвы, Нидерландов, Польши, Португалии, Сербии, США, Франции, Чехии и ЮАР. В рамках экспозиции была также представлена большая выставка работ современных еврейских художников; проводились различные благотворительные программы для пенсионеров, инвалидов и малоимущих.

В заключение можно добавить, что на круглом столе, включенном в программу выставочного проекта, говорилось о том, что данная выставка будет способствовать восстановлению и сохранению исторической памяти, связи поколений, формированию еврейской национальной самоидентичности, воспитанию подрастающего поколения в духе уважения к истории и традициям своего народа. Многие выступающие высказались в том смысле, что уже давно назрела идея о создании постоянно действующей экспозиции Московского еврейского музея, и выдвигали свои предложения о путях ее реализации.


THE FIRST EXHIBITION ON THE HISTORY AND CULTURE OF MOSCOW JEWS

Аннотация

Статья содержит информацию об историко-документальной выставке «Евреи в Москве: история, культура, традиции. Конец XV – начало ХХ вв.», которая прошла в конце 2010 г. в Музейном объединении «Музей Москвы».

Ключевые слова

Источники, Москва, выставка, евреи, история, культура, религия.

Фельдман Дмитрий Захарович
Feldman Dmitry Zakharovich

кандидат исторических наук, PhD (History)
Российский государственный архив древних актов, главный специалист

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ; тел.раб. 580-87-23

The Russian State Archives of Ancient Acts, сhief specialist