АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА СССР ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ В. ПО ДОКУМЕНТАМ ЦК КПСС

Печать PDF
До середины 1990-х гг. историкам, исследующим проблемы сельского хозяйства Советского Союза, доступ к документам ЦК КПСС 1950-1980-х гг. был ограничен. И до настоящего времени недоступны многие комплексы документов Политбюро (Президиума) ЦК КПСС по аграрной политике государства в 1965-1980-е гг., хранящиеся в Архиве Президента РФ. Исключение составляет стенографический отчет «этапного» для сельского хозяйства мартовского(1965 г.) пленума ЦК КПСС, который был издан 50-тыс. тиражом и вскоре стал библиографической редкостью1.

Материалы майского (1966 г.) пленума ЦК КПСС хотя и вышли тиражом в 300 тыс., но в виде небольшой брошюры с изложением докладов генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева, министра мелиорации и водного хозяйства СССР Е.Е. Ежевского, а также постановление пленума без какого либо комментария. В таком виде издавались материалы и последующих пленумов ЦК по сельскому хозяйству. Исключением были материалы майского (1982 г.) пленума ЦК КПСС, которые включали выступления Л.И. Брежнева, Продовольственную программу, а также 7 постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, утвержденных пленумом2. Тиражи материалов пленумов составляли от 500 тыс. до 2 млн. экземпляров. Только спустя четверть века после мартовского (1965 г.) пленума ЦК КПСС были изданы в более объемном варианте материалы другого «этапного» для сельского хозяйства – мартовского (1989 г.) пленума ЦК КПСС3.

Поэтому при изучении аграрной истории СССР исследователям «доперестроечного периода» приходилось довольствоваться рассмотрением кратких «изложений» постановлений ЦК КПСС, публикуемых в периодической печати, брошюрах, отдельных сборниках, изданных материалов съездов и пленумов ЦК КПСС в сокращенном варианте4. Недоступность текстов постановлений без купюр, приложений к ним, а также подготовительных материалов, несомненно, сужали научные возможности историков. К тому же с приходом к руководству партии и страны Л.И. Брежнева началось основательное «дозирование» информации не только для населения, но и для партийных структур всех уровней. Доклады ЦК КПСС, представленные на съездах и пленумах партии, начиная со второй половины 1960-х гг. подвергались самой тщательной редактуре. Прежде всего, скрывалась негативная информация о развитии экономики страны, включая сельское хозяйство.

Упомянутый выше стенографический отчет мартовского(1965 г.) пленума ЦК КПСС также был основательно «отредактирован». Такая же участь постигла и другие документы ЦК КПСС, в том числе по вопросам сельского хозяйства. Если при Н.С. Хрущеве были изданы стенограммы целого ряда «аграрных» пленумов, а в газетах печатались справки о положении в сельском хозяйстве, то новое руководство этого уже не практиковало.
Вместо этого ЦК КПСС часто «спускал» в партийные комитеты республик, краев и областей отдельные  документы с грифом «секретно» с рекомендацией их чтения и обсуждения на «закрытых» совещаниях и собраниях партийных организаций. «Дозирование» информации в первую очередь было связано с нарастанием проблем в народном хозяйстве, проявлением кризисных тенденций в аграрном секторе экономики. Да и из чисто политических соображений, со второй половине 1960-х гг. новое руководство не решалось сообщать населению об истинном положении в экономике. В преддверии празднования 50-летия Октября (1967 г.), 100-летия со дня рождения В.И. Ленина (1970 г.), 20 - и 25-летия Победы в Великой Отечественной войне, предпочтение отдавалось только информации о достижениях.

Настоящим прорывом после октябрьского (1987 г.) пленума ЦК КПСС (не считая изданной при Ю.В. Андропове в 1983 г. стенограммы пленума по идеологическим вопросам), стало издание стенографического отчета XIX Всесоюзной конференции КПСС, состоявшейся в июне-июле 1988 г., а затем и стенограмм октябрьского (1987 г.), мартовского (1989 г.) по сельскому хозяйству и других пленумов ЦК, XXVIII съезда КПСС5. Впервые отдельной брошюрой были изданы материалы аграрной секции XXVIII съезда КПСС6.

Политбюро ЦК КПСС 11 января 1989 г. приняло специальное постановление о «возможно полном объеме» издания протоколов или стенографических отчетов съездов, общепартийных конференций и стенограмм пленумов ЦК КПСС в течение 1989-1997 гг., к 100-летнему юбилею партии. Для реализации этого решения была создана Комиссия ЦК КПСС во главе с М.С. Горбачевым. Совместно с сотрудниками ИМЛ при ЦК КПСС, другими научными учреждениями она должна была «организовать изучение архивных и других документальных источников, определить целесообразность их публикации и осуществлять руководство подготовкой и выпуском протоколов или стенографических отчетов съездов и конференций, а также стенограмм пленумов ЦК партии»7. Одновременно на страницах журнала «Известия ЦК КПСС» стали публиковаться как текущие материалы о деятельности ЦК КПСС, стенограммы пленумов ЦК, так и архивы партии, в том числе касающиеся аграрной истории и аграрной политики на современном этапе8. В журнале появились документы РКП (б)-ВКП (б), стенограммы ряда съездов ВКП (б)9.

С распадом СССР, прекращением деятельности КПСС публикация документов не была осуществлена. По распоряжению Б.Н. Ельцина в мае 1992 г. была создана Специальная комиссия по архивам при Президенте РФ, одной из задач которой являлось рассекречивание документов из ранее закрытых архивов и фондов и передача их для широкого использования. К середине 1990-х гг. были рассекречены и введены в научный оборот многие документы Политбюро 1930-х гг.10. И только в первое десятилетие нынешнего века был издан ряд сборников документов Президиума (Политбюро) ЦК КПСС второй половины ХХ в. из Архива Президента РФ, РГАНИ, РГАСПИ11. Они позволяют более объективно исследовать непростой процесс формирования аграрной политики СССР, развития сельского хозяйства страны во второй половине ХХ в.

И хотя в сборнике документов периода «позднего сталинизма»: «Политбюро ЦК ВКП (б) и Совет Министров СССР. 1945-1953» (2002 г.) включено лишь несколько документов по вопросам аграрной политики, они представляют важный научный интерес. Это относится к постановлению Политбюро ЦК ВКП (б) «О задачах колхозного строительства в связи с укрупнением мелких колхозов» (2 апреля 1951 г.), а также к «Справке о размерах производства основных сельскохозяйственных продуктов, необходимых для удовлетворения растущих потребностей населения» (август 1953 г.) 12.

Политбюро 18 апреля 1951 г. приняло решение «Об ознакомлении коммунистов с «Закрытым письмом ЦК ВКП (б) о задачах колхозного строительства в связи с укрупнением мелких колхозов», путем зачтения его на собраниях первичных организаций13, которое, как и идентичное постановление Политбюро в окончательном варианте основательно редактировал И.В. Сталин. По ряду положений оно напоминало известное постановление ЦК ВКП (б) «О борьбе с искривлениями партийной линии в колхозном движении»14. В этом письме не только приведены факты о преимуществе крупных колхозов перед мелкими, но и подвергнута критике позиция части партийных и советских работников (включая Н.С. Хрущева), которые «ошибочно предлагают форсированно осуществить массовое сселение деревень, постройки и дома колхозников отправить на слом и, не считаясь с последствиями торопливого сселения деревень и сел, создать на новых местах крупные «колхозные поселки», «колхозные города», «агрогорода», рассматривая это как важнейшую задачу организационно-хозяйственного укрепления колхозов»15.

И.В. Сталин на первый план выдвигал развитие сельскохозяйственного производства, а задачи бытового устройства рассматривал «производными, подчиненными, а не главными». В то же время политику укрупнения мелких колхозов, как и ранее массовую коллективизацию, было предложено «проводить без форсирования и торопливости, ни в коем случае не превращать ее в кампанию, строго соблюдать принцип добровольности в этом деле»16. В этом же письме Сталин выступил против попыток сокращения размеров приусадебного участка колхозников и вынесения части приусадебного участка за пределы населенного пункта, назвав подобные предложения «…как недопустимые и вредные»17. Хотя именно в этот период Сталин фактически обосновал положение о преимуществах совхозов перед колхозами, как наиболее высокой форме коллективной собственности.
Как известно, «новое дыхание» политике ликвидации «неперспективных» населенных пунктов, сселения жителей мелких населенных пунктов на центральные усадьбы колхозов и совхозов будет придано не столько в период хрущевской «оттепели», сколько в процессе реализации так называемой «новой» аграрной политики Л.И. Брежнева, начиная со второй половины 1960-х гг.

Включенная в данный сборник документов «Справка о размерах производства основных сельскохозяйственных продуктов, необходимых для удовлетворения растущих потребностей населения» (август 1953 г.),  направленная Н.С. Хрущеву накануне «этапного» для сельского хозяйства сентябрьского (1953 г.) пленума ЦК КПСС, позволяет не только выяснить уровень потребления основных продуктов питания на душу населения, но и увидеть отставание по этому показателю (за исключением потребления картофеля и хлеба) от США и Англии18. В дальнейшем достоверная информация об уровне потребления основных видов продовольствия будет закрыта, а из «рабочего» варианта доклада Л.И. Брежнева на июльском (1970 г.) пленуме ЦК КПСС будут изъяты данные о потреблении основных продуктов питания на душу населения в 1960-е гг.19

Публикация 3-томного сборника документов о деятельности Политбюро (Президиума) ЦК КПСС в 1950-1960-х гг., осуществленная в 2003-2008 гг. Отделением историко-филологических наук РАН, Федеральной архивной службой России и Российским государственным архивом новейшей истории (РГАНИ), стала серьезным подспорьем для изучения аграрной политики государства во второй половине ХХ в.20 Это издание является наиболее ценным источником по рассматриваемой проблеме, тем более, что многие документы из фондов Архива Президента РФ, видимо, не скоро станут доступными для исследователей.

Неоценимы для историков-аграрников как протоколы заседаний, постановлений Президиума ЦК КПСС, так и записки Н.С. Хрущева и различных комиссий по вопросам развития сельского хозяйства, комментарии к документам, а также другая полезная информация. Введение этих и других документов в научный оборот (в общей сложности несколько десятков), помогает воспроизвести механизм формирования и реализации аграрной политики в 1950-1960-х гг., а также поставить под сомнение утвердившийся в исторической науке тезис о «новой» аграрной политике, начатой с мартовского (1965 г.). Будет более правильным, если формирование новой аграрной политики отнести к сентябрьскому(1953 г.) пленуму ЦК КПСС. В дальнейшем происходила ее корректировка. Да и многие идеи и предложения эпохи Н.С. Хрущева продолжались или начинали реализовываться со второй половины 1960-х гг. Иначе и быть не могло, так как за исключением отстраненного от должности секретаря ЦК КПСС В.И. Полякова, курирующего сельское хозяйство, другие «кураторы» этой отрасли продолжали работать на своих местах. Тот же Д.С. Полянский, который не один раз возглавлял комиссии по подготовке пленумов по сельскому хозяйству при Н.С. Хрущеве, возглавил комиссию по подготовке материалов к мартовскому (1965 г.) пленуму ЦК КПСС и проектов постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР21.
Как подтверждают включенные в сборниках документы, еще при Н.С. Хрущеве в ранг государственной политики был поставлен и начал реализовываться целый ряд задач, в том числе: интенсификация сельскохозяйственного производства на основе широкого использования минеральных удобрений, химикатов для защиты растений, модернизации материально-технической базы колхозов и совхозов, применения новых технологий в растениеводстве, мелиорации и т. д. Об этом свидетельствует и последний для Н.С. Хрущева пленум ЦК КПСС по сельскому хозяйству (февраль 1964 г.), где происходило обсуждение проблемы интенсификации сельского хозяйства на основе широкого применения удобрений, развития орошения, комплексной механизации и внедрения достижений науки и передового опыта «для быстрейшего увеличения производства сельскохозяйственной продукции»22.

При Н.С. Хрущеве началось создание вокруг городов молочно-овощных баз (совхозов мясомолочного и овощного направления). У Хрущева было понимание необходимости приоритетного развития сельского хозяйства, развития одной из отсталых отраслей сельского хозяйства – животноводства на промышленной основе, значительного увеличения капиталовложений в развитие сельского хозяйства23.

Во времена Хрущева сталинская политика укрупнения колхозов дополняется политикой создания совхозов на базе экономически слабых колхозов, которая на рубеже 1950-1960-х гг. набирает обороты и продолжается уже в 1960-1980-е гг. И осуществляется она форсированными темпами, чем во многом объясняется увеличение числа убыточных колхозов после реорганизации МТС (1958 г.). Тогда колхозы заставили выкупать технику, большая часть которой требовала ремонта.

И хотя в постановлении Президиума ЦК КПСС (в сталинском духе) - «Об устранении искривлений в практике организации совхозов на базе колхозов», говорилось о пагубности «политики массового преобразования колхозов в совхозы» и утверждалось, что колхозная форма социалистического сельского хозяйства полностью соответствует уровню и потребности развития современных производительных сил в деревне, число совхозов на базе нерентабельных колхозов, продолжало увеличиваться24. То есть, сталинские выводы о преимуществе совхозной (государственной) формы собственности над колхозной (кооперативной) реализовывались в полной мере как при Н.С. Хрущеве, так и при Л.И. Брежневе.

Нельзя не обратить внимание на один из документов, включенный в первый том сборника «Президиум ЦК КПСС. 1954-1964….» – стенографическую запись заседания расширенного Президиума ЦК КПСС по вопросам сельского хозяйства (16 декабря 1960 г.). Несмотря на то, что лишь в редкие годы целина давала хороший урожай зерна, (при огромных затратах финансовых, материально-технических, трудовых ресурсов), Н.С. Хрущев яростно отстаивает целесообразность продолжения освоения целинных и залежных земель, выступает против позиции ряда партийных руководителей о необходимости больше усилий сосредоточить на восстановлении сельского хозяйства центра России, прежде всего, Нечерноземной зоны РСФСР.

«Вы смотрите, как тогда орали оппозиционеры: Ворошилов, Молотов – я беру больше Ворошилова, он больше орал, потому что меньше всего разбирался, но кричал, что исконные русские земли бросают, а вот идут в какой-то Казахстан… Если бы у нас не было целины, что бы мы делали. Смоленская область, - он говорит, вот в Смоленскую область мы дали технику. Что смоленцы нам прибавили хлеба? Они убавили и еще просят убавить»25. По нашему мнению, подобная позиция Н.С. Хрущева в 1954 г., а затем и Л.И. Брежнева (9 лет готовилось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о развитии сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР), ровно на 20 лет (до 1974 г.) отложило принятие программы по развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР26.

При отстранении Н.С. Хрущева от власти достаточно много критики прозвучало в адрес руководства им сельским хозяйством, аграрной политикой этого периода. Об этом свидетельствуют даже отрывочные фразы из выступлений партийно-государственных руководителей на заседаниях Президиума ЦК КПСС 13-14 октября 1964 г., приведенные в сборнике из черновых записей заведующего Общим отделом ЦК КПСС В.Н. Малина. И они адресовались Н.С. Хрущеву: «Перестали заниматься сельским хозяйством… В сельском хозяйстве – карусель, 130 тыс. елочек лежит (имеется ввиду доильный аппарат «Елочка»)…на 36 коп. за 5 лет увеличилась материальная заинтересованность… В сельском хозяйстве провалы – связывают с вами…Неудовлетворительны дела в деревне…300 тыс. деревень – Пошехонье...» 27.

Постановление Президиума ЦК КПСС «Об информации братских партий», принятое две неделю спустя (28 октября 1964 г.), в определенной степени объясняет причину сокрытия информации о нарастании проблем в экономике и сельском хозяйстве страны в «брежневскую эпоху». Президиум ЦК КПСС рекомендовал послам СССР в капиталистических странах, в Югославии и на Кубе всю вину за существующие проблемы в развитии страны, прежде всего в сельском хозяйстве, возлагать на Н.С. Хрущева. «…Наши успехи могли быть более значительными, если бы не серьезные ошибки и просчеты Н.С. Хрущева… Особенно это относилось к руководству сельским хозяйством»28. Поэтому-то новому руководству, начиная с декабря 1965 г., и не хотелось признавать собственные просчеты о невыполнении решений мартовского (1965 г.), а затем других пленумов и съездов КПСС по вопросам развития сельского хозяйства, планов продовольственного обеспечения населения, а промышленности - сельскохозяйственным сырьем. Признать - означало разделить ответственность с Н.С. Хрущевым за неэффективную аграрную политику в 1950-1960 гг. и несостоятельность новой политики. Видимо, по этой же причине в «брежневскую эпоху» не была дана объективная оценка итогов «целинной эпопеи», так как в этот период Л.И. Брежнев был одним из руководителей ЦК Компартии Казахстана (в 1954 г. – второй секретарь, в 1955 г. – первый секретарь ЦК). Публикация же его книги воспоминаний «Целина», по сути, отстаивала правоту Н.С. Хрущева о целесообразности и первостепенности освоения новых земель.

Несмотря на то, что по окончании «этапного» для сельского хозяйства мартовского(1965 г.) пленума ЦК КПСС была опубликована его стенограмма, как показал сравнительный анализ ее содержания с архивными материалами – существуют весьма существенные расхождения. В опубликованном документе изъято более 20 эпизодов. К примеру, отсутствуют сведения о низких закупочных ценах на сельхозпродукцию, об отрицательных последствиях для сельхозпроизводства отсутствия материального стимулирования сельских тружеников и хозяйств. И здесь же исключен такой важный вывод: «Эти факты убедительно показывают, что такие экономические рычаги как цена, прибыль, кредит и другие должны нами полнее использоваться в руководстве сельским хозяйством»29.

Кстати, в тексте доклада термин «прибыль» был везде вычеркнут или заменен таким термином – «чистый доход»30. Это не было случайностью. В эти годы рядом экономистов-аграрников (В.Г. Венжер, И.Н. Буздалов, М.Я. Лемешев, Г.С. Лисичкин) делались предложения по радикальному реформированию сельского хозяйства, переходу к рыночным отношениям, возрождению кооперации, осуществлению управления экономическими методами через цены, налоги, кредит и т. д. И некоторые рекомендации ученых нашли отражение в «рабочем» варианте доклада, а затем были изъяты. Следом и книга И.Н. Буздалова «Прибыль и материальная заинтересованность работников сельского хозяйства» (М.:Экономика, 1967) была запрещена31. Из «рабочего» варианта доклада Л.И. Брежнева на июльском (1970 г.) пленуме ЦК КПСС было исключено уже более 30 различных эпизодов. Но они в основном касались негативной информации о состоянии сельского хозяйства, а, значит, свидетельствовали о неэффективности аграрной политики КПСС, которая вскоре будет объявлено «новой» (с мартовского (1965 г.) пленума ЦК КПСС), а Л.И.Брежнев ее «творцом».

Как уже упоминалось выше, из первоначального варианта доклада ЦК на июльском (1970 г.) пленуме ЦК КПСС была изъята таблица «Потребление основных продуктов питания населением СССР» (на полях документа имеется пометка «Не для печати») – где сравниваются показатели уровня потребления продуктов на душу населения в 1960, 1965, 1969 гг.32 Ее сравнение с уровнем потребления, приведенном в справке, направленной Н.С. Хрущеву в августе 1953 г., отчасти позволяет предположить причину изъятия таблицы из доклада Л.И. Брежнева. Так, если в 1952 г потребление «мяса и сала» на душу населения составляло 24 кг, то в 1960 г. – 40 кг, то есть рост составил 16 кг. Тогда как за период 1965-1969 гг. (без Н.С. Хрущева) - уровень потребления «мяса и мясопродуктов» вырос только на 6 кг. Потребление молока и молочных продуктов составило соответственно – 81 и 53 кг, сахара – 11,8 и 4,3 кг и т. д.33. Предать гласности показатели за 5-летний период после мартовского (1965 г.) пленума ЦК КПСС означало признать, что при Н.С. Хрущеве сельское хозяйство работало более эффективно.

В архивных документах данного пленума сохранились материалы так называемых «не произнесенных докладов». Да и не могли они были прозвучать после их предварительного рассмотрения в ЦК КПСС. К примеру, разве могли участники пленума услышать из выступления секретаря Тульского обкома КПСС такой факт: «Наше государство имеет лишь 2-х месячный запас хлеба, просто тяжело, и не скрою, как-то страшновато в душе осознавать это»34. Не был допущен на трибуну и будущий министр сельского хозяйства РСФСР Л.Я. Флорентьев. И все по той же причине – слишком критичны в тексте доклада были оценки положения в сельском хозяйстве, эффективности аграрной политики, выводы о несоответствии завышенных планов с материально-техническими и финансовыми возможностями хозяйств.

Даже от партийной элиты был скрыт такой вывод из «рабочего варианта доклада ЦК»: «Если в ближайшее пятилетие не сделаем новых крупных вложений в сельское хозяйство, то мы станем перед лицом более острых трудностей и проблем. Без решительного осуществления технической революции в сельском хозяйстве невозможно решить поставленные в новой пятилетке задачи по увеличению производства зерна, мяса и других сельскохозяйственных продуктов»35.

Наряду с архивными документами пленумов ЦК КПСС по вопросам развития сельского хозяйства интерес представляют материалы других партийных форумов. И в первую очередь это относится к пленумам, которые подводили итоги уходящего года и определяли задачи на предстоящий год или пятилетний период развития страны. К примеру, материалы декабрьского (1965 г.) пленума ЦК КПСС свидетельствуют о том, что грандиозные планы развития сельского хозяйства, принятые на мартовском (1965 г.) пленуме ЦК КПСС, сконцентрированные в почти 20 постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР, находятся под угрозой срыва36.

На декабрьском (1966 г.) и сентябрьском (1967 г.) пленумах ЦК КПСС в докладе председателя Госплана СССР Н.К. Байбакова, а не ЦК КПСС, делаются выводы о сложностях в выполнении планов развития сельского хозяйства37. Так, на декабрьском (1969 г.) пленуме ЦК КПСС он прямо предупреждает, что в 1970 г. «будет ощущаться напряжение в обеспечении населения некоторыми видами пищевой продукции, и, прежде всего, мясом»37.

Богатейший материал для исследования аграрной политики во второй половине ХХ века содержится в 5 фонде РГАНИ, где наряду с другими отделами представлены несколько тысяч документов Сельскохозяйственного отдела ЦК КПСС. С учетом того, что в 1960-1970-х гг. в Сельскохозяйственном отделе ЦК КПСС насчитывалось около 30 секторов по отраслям и направления аграрного производства (земледелие, животноводство, экономики сельского хозяйства, колхозного и совхозного производства и т. д.), а также по регионам и республикам страны, недостатка архивного материала для исследователей не ощущается.

Среди документов архива: проекты постановлений ЦК КПСС, справки, записки по вопросам аграрной политики, подготовленные непосредственно в отделе, а также партийными комитетами всех уровней, различными министерствами и ведомствами, переписка с партийными организациями. В отдельных документах приводится подробная статистика о развитии сельского хозяйства страны, республик, краев и областей. На большую часть поступающих в Сельскохозяйственный отдел ЦК КПСС документов принималось какое-то решение, а затем готовилась справка о его выполнении, рекомендации руководителей отдела и секторов, в том числе о снятии или продолжения контроля за его исполнением.
Нередко это приводило к принятию серьезных решений ЦК КПСС. К примеру, по поручению ЦК КПСС в апреле 1971 г. министр сельского хозяйства РСФСР Л.Я. Флорентьев подготовил обстоятельную записку «О состоянии сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР» (апрель 1971 г.), в которой сделал заключение об опасных последствиях оттока населения из села: «Если эти процессы не приостановить самым энергичным образом, то через 10-15 лет во многих хозяйствах сельского населения не останется»38. Он предложил принять целый ряд мер по улучшению ситуации в регионе. После этого в Нечерноземье были направлены дополнительные материально-технические ресурсы, которых все же оказалось явно недостаточно, о чем информирует секретаря ЦК КПСС Ф.Д. Кулакова, курирующего сельское хозяйство, заместитель заведующего сельхозотделом ЦК КПСС И. Кузнецов. В заключение справки был сделан вывод о том, что принятых мер недостаточно и по этой причине ряду министерств и ведомств поручено разработать предложения об усилении мелиоративных работ и укреплении материально-технической базы водохозяйственных организаций.

Из этого документа выясняется, что Совет Министров РСФСР «подготавливает предложения по комплексному развитию сельского хозяйства в нечерноземной зоне». Но потребовалось еще два года, чтобы принять партийно-государственное постановление по комплексному развитию этого региона. При этом следует отметить, что по архивным материалам 5 фонда РГАНИ выясняется, что в процессе подготовки постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР ЦК КПСС по Нечерноземной зоне РСФСР (март 1974 г.) было рассмотрено более 10 вариантов его проектов.

По архивным документам ЦК КПСС можно проследить не только подготовку целого ряда решений по преобразованию Нечерноземной зоны РСФСР, но и их реализацию на протяжении 1970-1980 гг.  Итог всей этой огромной, многолетней работы был изложен  в одном из последних документов ЦК КПСС по аграрной политике в Нечерноземной зоне РСФСР. Это было постановление Секретариата ЦК КПСС «О политической и социально-экономической значимости разработки и осуществления программы возрождения деревни в Нечерноземной зоне РСФСР», принятое в апреле 1990 г. по записке в ЦК КПСС с одноименным названием – тогдашнего первого секретаря Орловского обкома КПСС Е.С. Строева. Записка была подготовлена от имени 28 аграрных комитетов Нечерноземной зоны РСФСР и кроме ЦК КПСС, направлена в Президиум Верховного Совета РСФСР и Совет Министров СССР.
Данные документы хранятся в 89 фонде РГАНИ, определенном как «Коллекция рассекреченных документов»39. На протяжении более чем пятнадцати лет пополняется документами этот фонд, в том числе относящихся к вопросам аграрной политики во второй половине ХХ в., включая последние документы ЦК КПСС 40.

Сама формулировка этих документов говорит о неутешительных итогах 16-летней деятельности партийных, советских, сельскохозяйственных, других органов и ведомств страны по подъему и развитию сельского хозяйства, социальной сферы  этого крупнейшего экономического района страны. Несмотря на то, что за этот период удалось «несколько укрепить сельскую производственную и социальную базу, создать мощности для наращивания мелиоративного и сельского строительства, развития сети дорог, газификации и электрификации села», а в общественном секторе производство продукции сельского хозяйства возросло на 33 %, «многие негативные процессы в аграрном секторе удалось лишь несколько смягчить, но не преодолеть». Один из показателей неэффективной аграрной политики в Нечерноземье – значительный отток сельского населения, прежде всего, из так называемых «неперспективных» населенных пунктов. С 1970 г. численность сельского населения этого региона сократилось на 5,3 млн. человек, что привело к 500 тыс. дефициту кадров в сельскохозяйственном производстве41.

Из письма Е.С. Строева становится известна судьба проекта нового постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по Нечерноземью, которое было подготовлено еще в 1988 г.: «После многократных обсуждений т.т. Маслюков Ю.Д., Мураховский В.С., Баталин Ю.П. 28 декабря 1988 года без учета мнения Совета Министров РСФСР вошли в Совет Министров СССР с предложением о целесообразности принятия решения «О комплексном социальном и экономическом развитии Нечерноземной зоны РСФСР в 1988-1995 годах» одновременно с проектом «Основных направлений экономического и социального развития СССР на 1991-1995 годы и на период до 2005 года». Тов. Рыжков Н.И. 30 декабря 1988 года согласился с этим предложением, работа с вышеуказанным документом была прекращена»42. Секретариат ЦК КПСС признал «исключительно важным разработку и практическое осуществление неотложных мер по развитию аграрной сферы, социальному преобразованию деревни в Российском Нечерноземье», необходимость в этих целях «объединить политические и экономические усилия государственных и хозяйственных органов…»43. Вместе с решением Секретариата ЦК КПСС в Совет Министров СССР была направлена и записка Е.С. Строева. Как известно, новое постановление не было принято, а в декабре 1990 г. Второй внеочередной съезд народных депутатов РСФСР принял Программу возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса республики, которой было положено начало аграрной реформы в России. К сожалению, эволюционный характер реформы с декабря 1991 г. был прерван, а радикальные меры привели глубокому кризису в сельском хозяйстве России, последствия которого сохраняются и сегодня.

Несомненно, что введение в научный оборот более широкого перечня документов ЦК КПСС 1960-1980-х гг., поможет написать более объективную аграрную историю страны второй половины ХХ века.

Примечания

1 Мартовский пленум ЦК КПСС. 24-26 марта 1965 г. Стенографический отчет. М.,1965.

2 Материалы майского (1966 г.) пленума ЦК КПСС. Политиздат. М.,1966; Л.И. Брежнев. О дальнейшем развитии сельского хозяйства СССР. Доклад на пленуме ЦК КПСС. 3 июля 1978 г. М.: Политиздат, 1978; Продовольственная программа на период до 1990 года и меры по ее реализации. Материалы майского пленума ЦК КПСС 1982 года. М.: Политиздат, 1982 и др.

3 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 15-16 марта 1989 г. М: Политиздат,1989.

4 Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). 9 издание. М.: Политиздат,1986; Ленинская аграрная политика КПСС. Сборник важнейших документов (март 1965 г. – июль 1978 г.) / Под общ. ред. М.С. Смиртюкова и К.М. Боголюбова. М: Политиздат, 1978; Ленинская аграрная политика КПСС. Сборник важнейших документов (август 1978 г. – август 1982 г.) / Под общ. ред. М.С. Смиртюкова и К.М. Боголюбова. – М.: Политиздат, 1983; Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. 1917-1967 гг. В 5 т. Сб. документов за 50 лет. М: Политиздат, 1968 и др.

5 XIX Всесоюзная конференция Коммунистической партии Советского Союза. 28 июня - 1 июля 1988. г. Стенографический отчет. В 2 т. М.: Политиздат,1988; Пленум ЦК КПСС – октябрь 1987. Стенографический отчет // Известия ЦК КПСС 1989. № 2. С. 209-287; Мартовский пленум ЦК КПСС. Стенографический отчет. М.: Политиздат, 1989.

6 Материалы работы секции по аграрной политике. М.: Политиздат, 1990.

7 Постановление Политбюро ЦК КПСС «Об издании протоколов, стенографических отчетов съездов, конференций и пленумов Центрального Комитета партии» (11 января 1989 г.) // Известия ЦК КПСС. 1989. № 2. С.7.

8 Из истории коллективизации // Известия ЦК КПСС 1991. № 5; Постановление Секретариата ЦК КПСС 14 марта 1991 г. «О некоторых выводах и предложениях, вытекающих из итогов Всесоюзного семинара-совещания по политическому обеспечению перехода к многоукладной экономике в агропромышленной сфере // Известия ЦК КПСС. 1991. № 5; Об итогах Всесоюзной научно-практической конференции по совершенствованию научного обеспечения агропромышленного комплекса страны. Записка Аграрного отдела ЦК КПСС. 28 декабря 1988 г. // Известия ЦК КПСС. 1989. № 2. С. 150-153.

9 XII съезд РКП (б). Стенограмма заседания секции съезда по национальному вопросу 25 апреля 1923 года // Известия ЦК КПСС. 1991. № 3, 4, 5 и др.

10 Сталинское Политбюро в 30-е годы / Сост. О.В. Хлевнюк, А.В. Квашонкин, Л.П. Кошелева, Л.А., Роговая. М.,1995.

11 Политбюро ЦК ВКП (б) и Совет Министров СССР. 1945-1953 / Сост. О.В. Хлевнюк, Й. Горлицкий, Л.П. Кошелева, А.И. Минюк, М.Ю. Прозуменщиков, Л.А. Роговая, С.В. Сомонова. М.: РОССПЭН, 2002.; Президиум ЦК КПСС. 1954-1964. Черновые протокольные записи заседаний. Стенограммы. Постановления. В 3 т. М.: РОССПЭН, 2003-2008; В 2009 г. в Екатеринбурге опубликована монография А.В. Сушкова «Президиум ЦК КПСС 1957-1964: личность и власть», в которой есть интересный материал по вопросам руководства сельским хозяйством.

12 Политбюро ЦК ВКП (б) и Совет Министров СССР. 1945-1953 / Сост. О.В. Хлевнюк, Й. Горлицкий, Л.П. Кошелева, А.И. Минюк, М.Ю. Прозуменщиков, Л.А. Роговая, С.В. Сомонова. М.: РОССПЭН, 2002.;

13.Там же. С. 339.

14 Хрестоматия по истории КПСС. Т. 2. М.: Политиздат, 1989. С. 213-215.

15 Политбюро ЦК ВКП (б) и Совет Министров СССР.1945-1953. С. 336.

16 Там же. С. 338.

17 Там же. С. 337.

15 Там же. С. 388-389.

16 РГАНИ. Ф. 2. Оп. 3. Д. 192. Л. 7.

17 Политбюро ЦК ВКП (б) и Совета Министров СССР.
18 Политбюро ЦК ВКП (б) и Совет Министров СССР. 1945-1953 / Сост. О.В.Хлевнюк, Й. Горлицкий, Л.П. Кошелева, А.И. Минюк, М.Ю. Прозуменщиков, Л.А. Роговая, С.В. Сомонова. М.: РОССПЭН, 2002. С. 388-391.

19 РГАНИ. Ф. 2. Оп. 3. Д. 190. Л. 285.

20 Президиум ЦК КПСС. 1954-1964. Черновые протокольные записи заседаний. Стенограммы. Постановления. Т. 1. Черновые протокольные записи заседаний. Стенограммы / Гл. ред. А.А. Фурсенко. М.: РОССПЭН, 2003; Президиум ЦК КПСС. 1954-1964. Черновые протокольные записи заседаний. Стенограммы. Постановления. Т. 2. Постановления: 1954-1958 / Гл. ред. А.А. Фурсенко. М.: РОССПЭН, 2006; Президиум ЦК КПСС. 1954-1964. Черновые протокольные записи заседаний. Стенограммы. Постановления: Т. 3. Постановления 1959-1964 / Гл. ред. А.А. Фурсенко. М.: РОССПЭН, 2008. 1271 с.

21 РГАНИ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 766. Л. 1; В 2009 г. «Международным фондом демократия» был издан в двух томах сборник документов «Никита Сергеевич Хрущев. Два цвета времени», где более 200 стр. 2-го тома включают записки, заметки, конспекты речей Н.С. Хрущева, извлеченных из фондов РГАНИ. Это стало хорошим дополнением к сборнику документов «Никита Хрущев. 1964. Стенограмма пленума ЦК КПСС и другие документы». М.: Международный фонд демократия (МФД), 2007.

22 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 9 изд. Т. 10. М.: Политиздат, 1986. С. 402-407.

23.Президиум ЦК КПСС. 1954-1964. Черновые протокольные записи… Т. 1. С. 75; Т. 3. С. 156, 157.

24. Президиум ЦК КПСС. 1954-1964. Черновые протокольные записи… Т. 3. С. 150, 151.

25 Там же. Т. 3. С. 453.

26 Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства нечерноземной зоны РСФСР (20 марта 1974 г.) // Ленинская аграрная политика. М., 1978. С. 393.

27 Там же. Т. 1. С. 864-868.

 28 Приложение к постановлению Президиума ЦК КПСС «Об информации братских партий»; «Указания послам СССР в капиталистических странах и послам СССР на Кубе и Югославии об информации руководства коммунистических и рабочих партий о решениях Пленума ЦК КПСС (14 октября 1964 г.)» // Президиум ЦК КПСС. 1954-1964… Т. 1. С. 778.

29. РГАНИ. Ф. 2. Оп. 1.Д. 766. Л. 18.

30.Там же. Л. 40, 42.

31 Аграрные отношения: теория, историческая практика, перспективы развития. М., 1993. С. 99.

32.РГАНИ. Ф. 2. Оп. 3. Д. 190. Л. 285.

33 Там же. Д. 192. Л. 7; Политбюро ЦК ВКП (б) и Совет Министров СССР. 1945-1953… С. 388, 389.

34 РГАНИ. Ф. 2. Оп. 3. Д. 190. Л. 261, 262, 285.

35.Там же. Д. 808. Л. 4, 32.

36 Там же. Д. 41. Л. 50-54, 64; Д. 78. Л. 32.

 37 Там же. Д. 173. Л. 5 об.

38 Там же. Ф. 5. Оп. 63. Д. 249. Л. 45.

 39 Там же. Ф. 89. Оп. 20. Д. 9. Л. 1-5.

40 Постановление Секретариата ЦК КПСС «Об усилении внимания партийных организаций вопросам стабилизации и улучшении продовольственного положения страны в условиях перехода к рыночной экономике». РГАНИ. Ф. 89. Оп. 20. Д. 21. Л. 1, 2 и др.

41 Там же. Л. 2, 3. Как констатировалось в письме Госплана РСФСР в ЦК КПСС (12 марта 1986 г.), за период 1959-1974 гг. численность сельского населения Нечерноземья сократилась более чем на 7 млн. человек или на 32 %. ГАРФ. Ф. А-262. Оп. 17. Д. 4245. Л. 151.

42. РГАНИ. Ф. 89. Оп. 20. Д. 9. Л.3.

43 Там же. Л. 1.