МАСТЕР ЧУВСТВЕННОГО ПЕЙЗАЖА: ГЛАВАРХИВ — ОБ ИСААКЕ ЛЕВИТАНЕ

Печать PDF

Антон Чехов был другом художника и использовал его черты для образов живописцев в рассказах «Попрыгунья» и «Дом с мезонином».

Исаак Левитан родился 18 августа 1860 года в литовском местечке Кибарты, недалеко от железнодорожной станции. Его отец должен был стать раввином, но решил оставить путь религиозного служения и давал частные уроки по иностранным языкам, подрабатывал контролером на станции. Семья жила бедно, но родители хотели дать хорошее образование своим четырем детям, поэтому в конце 1860-х годов состоялся переезд на окраину Москвы.

Сыновья поступили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое считалось в те времена менее академичным по стилю преподавания, чем Санкт-Петербургская академия художеств. Так как денег в семье постоянно не хватало, преподаватели часто покупали талантливому студенту Исааку краски и кисти, а художник Алексей Саврасов, которого юный Левитан считал своим главным наставником, добился того, чтобы студент мог продолжить обучение бесплатно. Однокурсник и друг Левитана по училищу Михаил Нестеров вспоминал об их встрече так: «Красивый мальчик-еврей обращал на себя внимание и тем, что тогда уже слыл в школе за талант. Про него ходило в школе много рассказов, с одной стороны, о его даровании, а с другой — о его великой нужде. Говорили, что он не имеет иногда и ночлега». Сам художник тяготился своим положением и не любил вспоминать юность, говоря о том, что в перспективе изучения живописи для него не было ничего «розового».

На ученической выставке 1880 года картину Левитана «Осенний день. Сокольники» купил для своей коллекции Павел Третьяков. С тех пор основной темой для художника стали пейзажи-настроения.

Лето 1885 года Левитан провел вместе с семейством Чеховых в селе Бабкино. С братом Антона Чехова Николаем, который был художником, Левитан был знаком ранее, а здесь впервые влюбился в младшую сестру Чехова Марию, но она на предложение руки и сердца ответила отказом. В семье Чехова Левитана прозвали Левиафаном.

Вскоре Левитан увлекся Софьей Кувшинниковой, которая была замужем за полицейским врачом и брала уроки живописи у талантливого художника, который к тому же пользовался популярностью у женщин и имел славу сердцееда. Историю этого адюльтера Чехов взял в качестве основы для своего сатирического рассказа «Попрыгунья».

Левитан в ярости требовал немедленной сатисфакции и три года после не разговаривал с писателем, Кувшинниковы отказали Левитану и Чехову от дома, так как публикация рассказа вызвала скандал в прессе. Чехов полушутя и язвительно именовал страсть друга к женщинам «страданием глистами в сердце», а Левитан театрально обижался и обзывался в ответ крокодилом окаянным, полосатой гиеной, Вельзевулом. Чтобы развеяться, Исаак Левитан уехал в конце 1889 года в Париж на Всемирную выставку, где увидел картины импрессионистов и мастеров Барбизонской школы — Камиля Коро, Жана Милле и других. Поездка по Италии и Франции произвела на него большое эмоциональное впечатление, вернувшись в Москву, он написал одну из лучших своих картин для передвижной выставки «Тихая обитель».

Описание этого полотна фигурирует в повести Чехова «Три года»: «На первом плане — речка, через нее бревенчатый мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в темной траве… А вдали догорает вечерняя заря. И почему-то стало казаться, что эти самые облачка, и лес, и поле, она видела уже давно и много раз, и захотелось ей идти, идти и идти по тропинке, и там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного, океана чистой радости и ничем не омраченного блаженства».

В последние годы жизни Исаак Левитан часто болел, Чехов диагностировал у него болезнь сердца. Приступы меланхолии сменялись мыслями о самоубийстве. Чехов как врач рекомендовал Левитану больше писать, хотя в его дневнике появилась запись: «Выслушивал Левитана. Дело плохо. Сердце у него не стучит, а дует. Вместо звука тук-тук слышится пф-тук». Несмотря на прогрессирующую болезнь и приступы отчаяния, Левитан продолжал активно работать, успел съездить в Финляндию и Италию, в Москве прошла выставка его картин. Он начал преподавать в Академии живописи ваяния и зодчества в Москве, ему присудили звание академика пейзажной живописи. В 1900 году Исаак Левитан сильно простудился и спустя месяц умер. Его картины выставлялись все лето в русском павильоне Парижской выставки, а в мастерской осталось более 40 недописанных полотен и много набросков.

В августе 1960 года исполнилось 100 лет со дня рождения художника. К памятной дате выпустили серию почтовых марок, издали альбомы и каталоги его картин. В Третьяковской галерее прошла выставка его работ. В Моссовет поступило предложение о том, чтобы установить мемориальную доску на доме в Москве, где жил и работал художник по адресу: Большой Трехсвятительский переулок, 1, строение 2. 5 июля 1960 года Моссовет принял решение «Об установлении мемориальной доски в память И.И. Левитана». Документ хранится в фонде Главархива. Утвержденный текст надписи гласил: «В этом доме с 1892 по 1900 год жил и работал выдающийся русский художник Исаак Ильич Левитан». По разным причинам памятную доску удалось открыть только через 15 лет, в 115 годовщину со дня рождения Исаака Левитана.

С решением Моссовета об установке памятной доски в честь художника можно познакомиться в Главархиве Москвы по адресу: Профсоюзная улица, дом 80. Читальный зал открыт по понедельникам с 9:30 до 16:30, по вторникам и четвергам – с 12:00 до 20:00, по пятницам – с 9:30 до 15:00.

История: https://www.mos.ru/news/item/126197073/