МОСТЫ ДЛЯ ОБНОВЛЁННОЙ СТОЛИЦЫ: АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ РАССКАЗЫВАЮТ О РЕКОНСТРУКЦИИ ГОРОДА В 1930-Х ГОДАХ

Печать PDF

21 января 1936 года состоялось заседание Президиума Моссовета, на котором было принято постановление о строительстве новых мостов в Москве. О предыстории и этапах реализации проекта можно узнать из документов Архивного фонда столицы.

В столичном Главархиве хранятся материалы заседания Московского городского актива ВКП(б) от 13 июля 1935 года, на котором повесткой дня стал доклад Никиты Хрущёва, посвященный постановлению «О Генеральном плане реконструкции Москвы». Стенограмма его выступления свидетельствует о том, что городские власти понимали всю важность строительства и переустройства городских мостов. Однако в процессе необходимо было решить ряд проблем, из которых первоочередной было расширение уличного пространства и организация двухуровневого движения автомобильного транспорта.

Из другого документа – постановления Президиума Моссовета от 21 января 1936 года «О строительстве новых мостов в Москве» следует, что основные виды работ были возложены на Горплан, Гормост, Отдел городских земель, Мосразборстрой, Мосэнерго и другие подразделения в структуре Моссовета. В 1937 году соорудили Восточный и Западный автомобильные, Карамышевский, Малый Москворецкий и Хорошёвский мосты, а также Смоленский метромост. А спустя год взамен старых мостов в столице открылись Большой и Малый Каменные, Большой Москворецкий, Большой и Малый Краснохолмские, Крымский, Большой и Малый Устьинские мосты. Каждый из них возводился по своему оригинальному проекту, с использованием последних достижений мостостроительной техники. Оформляли эти грандиозные конструкции виднейшие советские архитекторы.

Среди изобразительных материалов 1930-2010-х годов – работы Бориса Игнатовича, Василия Егорова, Григория Корабельникова и других известных фотокорреспондентов. На одних архивных фотографиях – вид на Большой Москворецкий мост, на других – изображение Смоленского метромоста и Малого Каменного моста.

Сооружение новых мостов над московскими реками – одна из ярких страниц реконструкции города 1930-х годов, сопоставимая по сложности и масштабам с такими величественными стройками, как канал Москва–Волга и столичный метрополитен.

Справочно

Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года предусматривал строительство в городе 11 новых мостов и реконструкцию путем подъема еще трех – Большого Устьинского, Новоспасского и моста Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги. Необходимость их возведения и перестройки во многом была обусловлена грядущим открытием канала Москва–Волга и повышением уровня Москвы-реки: многопалубные теплоходы и волжские суда не сумели бы пройти через низкие арки старых мостов.

Главархив Москвы приглашает всех желающих ознакомиться с этими и многими другими архивными документами в свои читальные залы. В архивном ведомстве хранятся документы органов власти, организаций, предприятий и учреждений города, личные собрания, фото-аудио-видео материалы. Архивные фотографии и документальные источники также используются в выставочных и образовательных проектах.

Источник: https://www.mos.ru/news/item/68359073/