Дневник путешествия в Монголию калмыцкого ламы Дорджи Сетенова

Печать PDF

Документальная публикация / Document publication

УДК 929+910.26+910.3+914/919+291.8+395.6+294.321+177.7+177.1+171+178.2

doi 10.28995/2073-0101-2023-3-789-803

Бичеев, Б. А.

Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова, г. Элиста, Российская Федерация

Дневник путешествия в Монголию калмыцкого ламы Дорджи Сетенова

Bicheev, B. A.

Kalmuk State University after B. B. Gorodovikov, Elista, Russian Federation

Diary of the Kalmyk Lama Dorji Setenov’s Trip to Mongolia

Аннотация

Социально-экономические реформы, проходившие в стране на рубеже XIX–XX вв. затронули и национальные окраины Российской империи. В калмыцких кочевьях Астраханской и Ставропольской губерний, а также в калмыцких станицах Области Войска Донского начинается обновленческое движение в среде буддийского духовенства и восстановление традиционных связей с буддийским миром. Предметом исследования является процесс обновленческого движения в среде калмыцкой монашеской общины на примере путевых заметок калмыцких монахов в Тибет и Монголию. Проблематика дискурса вызвана необходимостью анализа обновленческого движения и процесса восстановления связей с буддийским миром. Путевые заметки калмыцких паломников рассматриваются как один из аспектов этой проблемы. Несмотря на активный интерес исследователей к истории калмыцкого буддизма, обновленческое движение в целом остается вне пределов научного поля. Между тем обновленческое движение и процесс восстановления прежних связей с буддийским миром являются чрезвычайно важным как для изучения истории калмыцкого буддизма, так и понимания уровня включения имперских окраин в общероссийские социально-экономические реформы. В качестве источника привлечена рукопись под названием «Путешествие по Монголии заведующего всеми хурулами Большедербетовского улуса багши Дорджи Сетенова», которая хранится в фондах Русского географического общества. Дневниковые записи написаны на русском языке и представляют собой один из образцов путевых заметок калмыцких паломников рубежа XIX–XX вв. Несмотря на то, что путевые заметки Д. Сетенова, как и сочинения других калмыцких путешественников, были хорошо известны исследователям, текст его никогда не публиковался. В основном он рассматривался литературоведами с точки зрения его художественного содержания, но не получил практического освещения как источник в аспекте изучения истории обновленческого движения в калмыцком буддизме. Источниковедческий анализ путевых записей демонстрирует достоверность информации, относительно данных о социальном положении, религиозной жизни и монастырского образования в Монголии. Комплексный анализ текста и использование биографического метода позволило исследовать публикуемый материал в связи с жизнью и деятельностью автора путевых записок. Рукопись Д. Сетенова представляет ценный источник личного происхождения, отражающий характер восстановления прежних связей с буддийским миром и особенности обновленческого движения в среде калмыцкого духовенства. Она сохраняет свою актуальность и практическую значимость для исследователей, изучающих историю буддизма в России и Монголии.

Abstract

Socio-economic reforms of the turn of the 20th century had their effect on the ethnic outskirts of the Russian state. In the Kalmyk nomadic societies of the Astrakhan and Stavropol gubernias and in Kalmyk stanitsas of the Province of the Don Cossack Host, there began a revival movement among Buddhist priests, reconnection to the Buddhist world. The article is to study the renewal process in the Kalmyk monk community drawing on travel notes of the said monks made on pilgrimage to Tibet and Mongolia. Discourse problematics come from the need to analyze the revival movement and the process of renewal of the ties to the Buddhist world. Travel notes of Kalmyk pilgrims are regarded as one of the aspects of the issue. Despite great interest of researchers to the history of Kalmyk Buddhism, the renewal movement remains outside the scientific field. Meanwhile, the revival movement and the process of renewing ties to the Buddhist world are extraordinarily important not only for study of the Kalmyk Buddhism history, but also for inclusion of imperial outskirts in all-Russian socio-economic reforms. The article draws on a manuscript titled “Journey through Mongolia of the head of all khuruls of the Bolshederbetovsky ulus bagshi Dorji Setenov,” which is kept in the fonds of the Russian Geographical Society. The diary written in Russian is an example of Kalmyk pilgrim travel notes of the turn of the 20th century. While the travel notes of D. Setenov and manuscripts of other Kalmyk pilgrims are known to researchers, this text has never been published. The artistic content of the notes has been assessed by literary scholars, but they remained unnoticed as a source on renewal movement in the Kalmyk Buddhism. Source analysis of the travel notes demonstrates authenticity their data on social status, religious life, and monastery education in Mongolia. Comprehensive analysis of the text and use of biographical methods permit to research it in relation to life and actions of its author. D. Setenov’s manuscript is a valuable personal provenance source reflecting the nature of renewing ties to the Buddhist world and uniqueness of the renewal movement among Kalmyk priesthood. The manuscript remains relevant and important to researchers studying the history of Buddhism in Russia and Mongolia.

Ключевые слова

Исторический источник, буддизм в Калмыкии, обновленческое движение, паломничество, записки о путешествии, Д. Сетенов, Монголия.

Keywords

Historical source, Buddhism in Kalmykia, renewal movement, pilgrimage, travel notes, D. Setenov, Mongolia.

К концу XIX в. возрождаются традиционные связи калмыцкого духовенства с Тибетом и, уже к началу XX в., в Калмыцкой степи открывается буддийская академия. Столь значимые преобразования в религиозной жизни калмыцкого общества стали возможны благодаря геополитическим интересам России на Востоке и тем социально-экономическим реформам, которые происходили в этот период в Российском государстве.

Восстановления связей с далекой Страной снегов открыло дорогу калмыцким паломникам и послужило появлению сочинений жанра «хождений». Одним из таких произведений являются записки о путешествии в Монголию старшего Бакши Большедербетовского улуса Ставропольской губернии ламы Дорджи Сетенова.

Цель настоящей работы — ввести в научный оборот дневник путешествия в Монголию Д. Сетенова, которое он совершил в летом 1900 г. Выбор этого материала вызван необходимостью комплексного анализа обновленческого движения в среде калмыцкого монашества. Анализ текстов путешественников является одним из аспектов этой проблемы. Обновленческое движение, проходившее на рубеже XIX–XX вв., в современных исследованиях представлено фрагментарно. Пока нет работ обобщающего характера и не введены в достаточном объеме в научный оборот архивные документы по этой тематике. Путевые записки калмыцких паломников, в том числе и рукопись Д. Сетенова, были объектом анализа калмыцких исследователей, лишь как сочинения жанра «хождений» и рассматривались с точки зрения их художественного содержания, но не получили освещения как источники для исследования обновленческого движения в Калмыкии.

Обращаясь к истокам обновленческого движения, следует помнить, что в Калмыцком ханстве до 1771 г. не было стационарных буддийских храмов и учебных монастырей. Получив начальное образование в родовых кочевых хурулах, наиболее способные монахи отправлялись для дальнейшего обучения в монастыри Тибета. Как правило, их обучение продолжалось от двенадцати и более двадцати лет. В родные степи они возвращались, пройдя полную программу обучения и удостоившись высоких духовных степеней. Возглавив кочевые монастыри, теперь уже они готовили следующее поколение монахов согласно той традиции, которая была освоена ими в учебных монастырях Тибета. Так складывалась своеобразная калмыцкая традиция буддийского образования до 1771 г.

Геополитическая ситуация сложившаяся после падения Джунгарского ханства (1759 г.), установления протектората Китая над Монголией и Тибетом прервала существовавшую традицию. Не способствовала становлению новой системы обучения и внутренняя ситуация. Уход большей части калмыков в пределы прежнего отечества (1771 г.), упразднение Калмыцкого ханства, разделение народа на три административные единицы, активное противостояние православной миссии, поставили калмыцкое духовенство перед необходимостью сохранения религиозной традиции в условиях изолированного от остального буддийского мира существования. Стараниями буддийских учителей и при поддержке представителей правящей элиты общества в Калмыцкой степи стали возводиться стационарные храмы. Они стали своеобразными знаками буддийского мира калмыцких степей трех южных регионов России – Астраханской и Ставропольской губерний, а также Области Войска Донского.

Вплоть до начала XX в. калмыцкому духовенству удалось сохранить редкие очаги монашеской образованности. Одним из таких притягательных центров для калмыцких монахов, желавших глубже постичь философию буддийского учения, был Большой Чоносовский хурул ставропольских калмыков. Настоятелем этого храма и старшим Бакши Большедербетовского улуса был Очир-лама (Санджи Яванов, ум. 1897 г.). Многие известные калмыцкие монахи, в том числе и Д. Сетенов, были его учениками.

Д. Сетенов родился в 1849 г. В детстве был отправлен на обучение в родовой монастырь. Его монашеское имя – Гаванг Зодва. За годы обучения у Очир-ламы он освоил тибетское письмо, а также традицию перевода буддийских текстов на калмыцкое «ясное письмо». Несколько лет он обучался у Ламы калмыцкого народа Зодба Ракба Самтанова (1873–1886), личность которого почиталась «калмыками за святую, и уважалась даже русскими». После смерти Очир-ламы возглавил хурулы Большедербетовского улуса.

В 1914 г. Д. Сетенов издал в Петрограде академическим наборным шрифтом на калмыцком «ясном письме» переведенное им с тибетского языка сочинение под названием «Руководство к познанию ламайского вероучения». Издание было предпринято им как пособие для преподавания буддийского вероучения в калмыцких школах Большедербетовского улуса. Профессор А. М. Позднеев писал, что издание представляет высокий интерес для тех, кто призван «входить в сношения с исповедниками этого вероучения».

В целях знакомства с системой буддийского образования и пополнения хурульной коллекции духовных книг Д. Сетенов дважды совершал паломничество в Монголию. Первое путешествие для «богомоления» было совершено им летом 1900 г., второе – весной 1905 г. В одном из отчетов Русского географического общества за 1900 г. значится, что Д. Сетеновым были принесены в дар предметы, привезенные из поездки в Монголию, в том числе, «краткий дневник путешествия жертвователя по Монголии». Было принято постановление о передаче предметов в этнографический музей Императорской Академии наук, а «дневник хранить в архиве Общества». В записке, адресованной секретарю Императорского Русского географического общества А. В. Григорьеву, он пишет: «Посылаю Вам также памятную книжку о своем путешествии по Монголии, что Вы предлагали».

Д. Сетенов вел дневник во время своей поездки в Монголию. По всей видимости, вернувшись из паломничества, он попросил переписать свои записи начисто кого-то из служащих улусного управления, имеющих навыки русского письма. Текст написан почерком, характерным для русских деловых бумаг того времени. Однако при этом переписчик не вносил правок в текст, полностью сохраняя стиль автора и даже неправильное написание падежных окончаний некоторых слов. Текстологический анализ позволяет определить, что текст составлен не носителем, а человеком знающим русский язык на достаточном для выражения своих мыслей уровне.

Список литературы

Курапов, А. А. Лама Зодбо-Аракба Самтанов в российской межведомственной переписке и на страницах астраханской периодической печати // Монголоведение. – 2021. – Т. 13. – № 2. – С. - 341-350.

Сабрукова, С. С. Опыт тибето-монгольских штудий А. М. Позднеева (по материалам Архива востоковедов ИВР РАН) // Тибетология в Санкт-Петербурге. Сборник статей. Вып. 1. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2014. – С. 36-51.

References

KURAPOV, A. A. Lama Zodbo-Arakba Samtanov v rossiiskoi mezhvedomstvennoi perepiske i na stranitsakh astrakhanskoi periodicheskoi pechati [Lama Zodbo-Arakba Samtanov in Russian Interagency Correspondence and Astrakhan Periodicals. In Russ.]. IN: Mongolovedenie, 2021, no. 13(2), pp. 341-350.

SABRUKOVA, S. S. Opyt tibeto-mongol'skikh shtudii A. M. Pozdneeva (po materialam Arkhiva vostokovedov IVR RAN) [A. M. Pozdneev’s experience of Tibet and Mongolian studies: Materials of the Archive of Orientalists of Oriental Manuscripts of the Russian Academy of Sciences. In Russ.]. IN: Tibetologiya v Sankt-Peterburge. Sbornik statei [Tibetology in St. Petersburg. Collection of articles]. Issue 1. St. Petersburg, Peterburgskoe Vostokovedenie publ., 2014, pp. 36-51.

Сведения об авторах

Бичеев Баазр Александрович, доктор философских наук, Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова, кафедра философии и культурологи, профессор, г. Элиста, Российская Федерация, 8-961-394-55-64, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

ORCID 0000-0002-9352-7367

About the authors

Bicheev Baazr Alexsandrovic, PhD in Philosophy, B. B. Gorodovikov Kalmyk State University, department of philosophy and cultural studies, professor, Elista, Russian Federation, +7-961-394-55-64, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

ORCID 0000-0002-9352-7367

Сведениях о грантах

Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (№ 075-03-2022-119/1 «Буддизм и глобальные вызовы современного мира»).

Grant information

The work has been carried out within the framework of the state task of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (no. 075-03-2022-119/1 “Buddhism and global challenges of the modern world”).

В редакцию статья поступила 16.06.2021 г., опубликована (для цитирования):

Бичеев, Б. А. Дневник путешествия в Монголию калмыцкого ламы Дорджи Сетенова // Вестник архивиста. – 2023. - № 3. – С. 789-803. doi 10.28995/2073-0101-2023-3-789-803

Submitted 16.06.2021, published (for citation):

BICHEEV, B. A. Dnevnik puteshestviya v Mongoliyu kalmytskogo lamy Dordzhi Setenova [Diary of the Kalmyk Lama Dorji Setenov’s Trip to Mongolia. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2023, no. 3, pp. 789-803. doi 10.28995/2073-0101-2023-3-789-803

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.