Табельные дни в системе инородческого управления XIX века: установление режима работы служащих

Печать PDF

Научная статья / Scientific article

УДК 651.5+930.25+294.3+930.22+930.23+332.05+332.1+338.2+351/354+351.83+364.07+364.2+395.3+395.7+651.4+651.7

doi 10.28995/2073-0101-2023-3-700-712

Лиджиева, И. В.

Федеральный исследовательский центр Южный научный центр РАН, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

Табельные дни в системе инородческого управления XIX века: установление режима работы служащих

Lidzhieva, Irina V.

Federal Research Centre The Southern Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences, Rostov-on-Don, Russian Federation

State Holidays in the Inorodtsy Administration of the 19th Century: Working Arrangements for Employees

Аннотация

Российская империя в начале XIX в. сохраняла поливариантную систему управления, обусловленную, в том числе, незавершенностью интегративных процессов в отношении инородческого населения. С момента высочайше утвержденных в 1825 г. «Правил для управления калмыцкого народа», определивших правовой статус Калмыцкой степи, впервые сложилась управленческая структура, непосредственно регулировавшая жизнедеятельность автохтонного населения. В соответствии с правовыми нормами «Правил» устанавливалась вертикаль власти, обозначились полномочия должностных лиц, а также определялся режим службы инородческого управления. Предметом исследования статьи выступает режим работы служащих инородческой администрации, на примере Совета Астраханского калмыцкого управления в период с 1836 по 1847 гг. Несмотря, на сложившуюся богатейшую историографическую базу по истории чиновничества в России, отдельные ее аспекты остались вне пределов исследовательского внимания. Отсутствие специальных работ, раскрывающих регламент службы представителей инославных конфессий в системе инородческого управления, обусловило актуальность исследования. Выявленная в фонде «Ламайское духовное управление» Национального архива Республики Калмыкия переписка по цепочке – товарищ Главного пристава калмыцкого народа – губернатор – министр внутренних дел позволила не только выявить режим работы служащих-калмыков, но и установить роль буддийского духовенства в лице Ламайского духовного управления, в процессе интеграции Калмыцкой степи в общеимперское пространство. Инициация введения института табельных дней в системе инородческого управления возбуждалась на губернском уровне, но утверждалась министерством внутренних дел. Табельные дни в системе инородческого управления учреждались по согласованию с иерархами конфессиональных структур, в данном случае буддийской церкви. Со второй четверти XIX в. перечень табельных дней для служебного использования циркулярно рассылался по улусам, а позднее печатался типографским способом и распространялся по степи. В заключение автор приходит к выводу о том, что различия в религиозных взглядах подданных Российской империи, состоявших на гражданской службе, не умаляли их достоинства, напротив, привлечение духовных лиц, проявление уважения к традициям и обычаям инородческого населения, выступало одним из способов по пути его интеграции в общеимперское пространство.

Abstract

In the early 19th century, the Russian Empire maintained a multivariate management system, among other things, due to incompleteness of integrative processes towards the inorodtsy population. Since Imperial approval of the “Rules for the Administration of the Kalmyk People” (1825; hereinafter referred to as the "Rules") determining legal status of the Kalmyk steppe, a management structure was finally formed that directly regulated the life of the autochthonous population. In accordance with legal norms of the "Rules", a vertical of power was established, powers of officials were designated, and regime of the inorodtsy administration was determined. The article assesses working arrangements of the inorodtsy administration employees in a case-study the Council of the Astrakhan Kalmyk Administration in the period from 1836 to 1847. Despite rich historiographical base on the history of officialdom in Russia, some aspects of it remain outside researchers’ attention. Absence of special works on standing orders regulating service of the representatives of non-Orthodox confessions in the system of inorodtsy administration has determined the relevance of the study. Correspondence chain of comrade of the Chief Bailiff of the Kalmyk people—governor—Minister of Internal Affairs, found in the fond “Lamai Spiritual Administration” of the National Archive of the Republic of Kalmykia, permit to establish working hours of the Kalmyk employees, and also role of the Buddhist clergy (represented by the Lamai Spiritual Administration) in the process of integration of the Kalmyk steppe into the general imperial space. The initiated introduction of state holidays in the system of inorodtsy administration began in gubernias, but was approved by the Ministry of Internal Affairs. State holidays in the system of inorodtsy administration were coordinated with hierarchs of confessional structures, in this case, the Buddhist church. From second quarter of the 19th century, the list of state holidays was sent to the uluses in circular letters, and later printed and distributed across the steppe. The author comes to the conclusion that differences in the religious views of the employed Russian Empire subjects did not derogate their dignity; on the contrary, involvement of clergy, respect for traditions and customs of the inorodtsy population was a means of their integration into general imperial space.

Ключевые слова

Калмыцкая степь, Астраханская губерния, инородческое управление, режим работы, табельные дни, праздничные дни, гражданская служба, Совет Астраханского калмыцкого управления, Ламайское духовное управление, чиновничество.

Keywords

Kalmyk steppe, Astrakhan gubernia, inorodtsy administration, working hours, state holidays, holidays, civil service, Council of Astrakhan Kalmyk Administration, Lamai spiritual administration, officialdom.

Процесс интеграция Калмыцкой степи в общеимперское пространство, сохранявшей автономный статус, растянулся на XIX столетие. В течение первой половины которого имперские власти, моделируя систему управления, стремились сохранить сначала компромиссное положение между центром и привилегированными слоями калмыцкого общества, что отразилось во введении института приставства, а затем постепенно унифицировать управленческую систему путем учреждения попечительства. Однако, по замечанию авторов фундаментального издания «Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период», «иногда дело сводилось лишь к переименованию того или иного органа управления».

Предметом исследования данной статьи выступает режим работы служащих инородческого управления, на примере Совета Астраханского калмыцкого управления (далее – Совет) в период с 1836 по 1847 гг. Источниковую базу исследования составила переписка государственных органов и учреждений по поводу учреждения института табельных дней в системе инородческого управления, на примере Калмыцкой степи во второй четверти XIX в.

Проблема режима работы чиновничьего аппарата имперской России не раз становилась предметом исследования ученых разных направлений гуманитарной науки. Однако особенности службы представителей инородческого населения в системе управления окраинными территориями не получили специального рассмотрения в отечественной историографии, несмотря на значимость данного аспекта в системе интеграции регионов в общеимперское пространство.

На заседании Совета калмыцкого управления, состоявшемся 7 октября 1836 г., обсуждалась проблема об одной из причин замедления хода «успешного и своевременного» рассмотрения дел, в особенности требующих «общего совещания». Совет как коллегиальный орган учреждался в соответствии с высочайше утвержденным 24 ноября 1834 г. «Положением об управлении калмыцким народом», (далее – Положение) вместо упраздненной Комиссии калмыцких дел. Свою работу Совет, возглавляемый Главным попечителем и штат которого составлял 18 человек, начал 21 мая 1836 г. В состав Совета, кроме председательствующего Главного попечителя, входили два его товарища, назначаемые Министерством внутренних дел. Астраханский военный губернатор определял кандидатуры секретаря и казначея Совета. К избираемым сроком на три года из числа калмыков должностям относились один асессор и два заседателя, первый из числа нойонов, вторые – из зайсангов. Избранные кандидатуры утверждались астраханским военным губернатором. Принцип формирования Совета позволяет характеризовать его как сословно-представительный, в котором наряду с российскими чиновниками службу несли представители инородческого населения. Являясь служащими из числа калмыцкого народа и не относившиеся к последователям государственной религии в Российской империи, они не всегда могли подчиняться требованиям несения гражданской службы. Например, поступление на службу сопровождалось процедурой принесения присяги. В отношении служащих, состоящих в ведомстве Управления калмыцким народом, буддийскими священнослужителями был разработан специальный текст клятвы, содержание которого не изменялось до 1917 г.

Известный монголовед В. Л. Успенский, описывая калмыцкие рукописи из фондов библиотеки Восточного факультета Санкт-Петербургского университета, поступившие в 1863 г. в приложении приводит идентичный текст калмыцкого табеля на русском языке. К документу прилагается пометка: «От переводчика Хошоутовского улуса г. Овечкина. Августа 20-го числа 1858 года. Сельцо Тюменевка». Это позволяет утверждать, что данный табель имел силу и во второй половине XIX в., с причислением к табельным дням 24 дней больших буддийских праздников. Для сравнения, следует отметить, что в соответствии с Памятной книжкой Астраханской губернии в 1873 год значилось 44 праздничных дня. По утверждению Л. Ф. Писарьковой продолжительный рабочий день компенсировался большим числом неприсутственных дней, которых в 1797 г. было 220, что составляло в среднем 18 дней в месяц. Со второй четверти XIX в. перечень табельных дней для служебного использования циркулярно рассылался по улусам, а во второй половине XIX в. печатался типографским способом и распространялся по степи. В 1911 г. типографией Управления калмыцким народом по аналогии с губернскими книжками была издана «Памятная книжка Калмыцкой степи».

Таким образом, табельные дни в системе инородческого управления учреждались по согласованию с иерархами конфессиональных структур, в данном случае буддийской церкви. Инициация рассмотрения института табельных дней в системе инородческого управления возбуждалась на губернском уровне, но утверждался министерством внутренних дел. Различия в религиозных взглядах подданных Российской империи, состоявших на гражданской службе не умаляли их достоинства, напротив привлечение духовных лиц, проявление уважения к традициям и обычаям инородческого населения, выступало еще одним способом по пути его интеграции в общеимперское пространство.

Список литературы

Курапов, А. А. Главы буддийской церкви калмыков во взаимодействии с Российским государством в XVII-XIX вв. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2017. – Т. 19. – № 3. – С. 18-22.

Лиджиева, И. В., Бадмаева, Е. Н. Калмыки-толмачи на государственной службе Российской империи: социальный статус и пределы карьерного роста // Былые годы. – 2019. – Т. 54. – № 4. – С. 1716-1725.

Миронов, Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начала XX вв.). Генезис личности демократической семьи, гражданского общества и правового государства: в 2 т. Т. 1. – СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. – 547 с.

Морякова, О. В. Провинциальное чиновничество в России второй четверти XIX в.: социальный портрет, быт и нравы // Вестник Московского университета. Серия 8. История. – 1993. – № 6. – С. 35-48.

Писарькова, Л. Ф. Российский чиновник на службе в конце XVIII – первая половина XIX века // Человек. – 1995. – № 4. – С. 147-158.

Писарькова, Л. Ф. Чиновник на службе в конце XVII – середине XIX в. // Отечественные записки. – 2004. – № 2. Электронный ресурс. Режим доступа: https://magazines.gorky.media/oz/2004/2/chinovnik-na-sluzhbe-v-koncze-xvii-8212-seredine-xix-veka.html (дата обращения 09.02.2023) [https://magazines.gorky.media/oz/2004/2/chinovnik-na-sluzhbe-v-koncze-xvii-8212-seredine-xix-veka.html (accessed 09.02.2023)].

Успенский, Л. В. Архивные материалы по истории волжских калмыков из фондов библиотеки Санкт-Петербургского университета // Архивные материалы о монгольских и тюркских народах в академических собраниях России. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000. – С. 28-36.

References

KURAPOV, A. A. Glavy buddiiskoi tserkvi kalmykov vo vzaimodeistvii s Rossiiskim gosudarstvom v XVII-XIX vv. [The heads of the Kalmyks Buddhist Church in cooperation with the Russian state in the 17th – 19th centuries. In Russ.]. IN: Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk, 2017, vol. 19. No. 3, p. 22.

LIDZHIEVA, I. V., BADMAEVA, E. N. Kalmyk interpreters in the public service of the Russian Empire: Their social status and career limits. IN: Bylye gody, 2019, vol. 54, no. 4, pp. 1716–1725.

MIRONOV, B. N. Social history of Russia during the Empire period (18th – early 20th century). The genesis of the individual, democratic family, civil society, and the rule of law. In Russ.]. St. Petersburg, Dmitry Bulanin publ., 1999, 547 p.

MORYAKOVA, O. V. Provincial officialdom in Russia of the second quarter of the 18th century: Social portrait, life and customs. IN: Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 8, 1993, no. 6, pp. 35-48.

PISAR'KOVA, L. F. Russian official in the service in late 18th – first half of the 19th century. IN: Chelovek, 1995, no. 4, pp. 147-158.

PISAR'KOVA, L. F. Chinovnik na sluzhbe v kontse XVII – seredine XIX v. [An official in the service at the end of the 17th – mid-19th century. In Russ.]. IN: Otechestvennye zapiski, 2004, no. 2. [On-line]. Available at: https://magazines.gorky.media/oz/2004/2/chinovnik-na-sluzhbe-v-koncze-xvii-8212-seredine-xix-veka.html (accessed 09.02.2023).

USPENSKII, L. V. Arkhivnye materialy po istorii volzhskikh kalmykov iz fondov biblioteki Sankt-Peterburgskogo universiteta [Archival materials on the history of the Volga Kalmyks from the collections of the Library of St. Petersburg University. In Russ.]. IN: Arkhivnye materialy o mongol'skikh i tyurkskikh narodakh v akademicheskikh sobraniyakh Rossii [Archival materials about the Mongolian and Turkic peoples in the academic collections of Russia. In Russ.]. St. Petersburg, 2000, pp. 28-36.

Сведения об авторах

Лиджиева Ирина Владимировна, доктор исторических наук, Федеральный исследовательский центр Южный научный центр Российской академии наук, лаборатория истории и этнографии, ведущий научный сотрудник, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация, 8-961-546-97-77, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About the authors

Lidzhieva Irina Vladimirovna, PhD in History, Federal Research Centre The Southern Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences, laboratory of history and ethnography, leading researcher, Rostov-on-Don, Russian Federation, +7-961-546-97-77, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Сведения о грантах

Публикация подготовлена в рамках реализации Государственного задания Федерального исследовательского центра Южного научного центра РАН, № гр. проекта 122020100347-2.

Grant information

The publication has been prepared within the frameworks of implementation of the state task of the Federal Research Centre The Southern Scientific Centre Of The Russian Academy Of Sciences, grant project no. 122020100347-2.

В редакцию статья поступила 12.02.2022 г., опубликована (для цитирования):

Лиджиева, И. В. Табельные дни в системе инородческого управления XIX века: установление режима работы служащих // Вестник архивиста. – 2023. - № 3. – С. 700-712. doi 10.28995/2073-0101-2023-3-700-712

Submitted 12.02.2022, published (for citation):

LIDZHIEVA, I. V. Tabel'nye dni v sisteme inorodcheskogo upravleniya XIX veka: ustanovlenie rezhima raboty sluzhashchikh [State Holidays in the Inorodtsy Administration of the 19th Century: Working Arrangements for Employees. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2023, no. 3, pp. 700-712. doi 10.28995/2073-0101-2023-3-700-712

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.