Массовые церковные источники Барнаульского духовного правления второй половины XVIII – начала XIX вв.: особенности сохранности материалов в архивах Сибири

Печать PDF

Научная статья / Scientific article

УДК 930.251+314.02+930.253+93/94+930.255+651.5+002.6+002.63+002.66+002.6.048.26+009+23/28+260.3+262.2+271-055.1+271-055.2+314.04+314.17+314.18+394.6+394.46+394.48+37.04

doi 10.28995/2073-0101-2023-3-687-699

Сарафанов, Д. Е.

Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Российская Федерация

Массовые церковные источники Барнаульского духовного правления второй половины XVIII – начала XIX вв.: особенности сохранности материалов в архивах Сибири

Sarafanov, Dmitry E.

Altai State University, Barnaul, Russian Federation

Mass Church Sources of the Barnaul Spiritual Government of the Second Half of the 18th – Early 19th Century: Specificity of Materials Preservation in the Archives of Siberia

Аннотация

В работе исследуются вопросы сохранности массовых источников Барнаульского духовного заказного правления (БДП) второй половины XVIII – начала XIX вв. для определения перспектив изучения демографических процессов в приходском населении юга Западной Сибири. Объектом исследования выступают исповедные ведомости и метрические книги 24 приходов БДП, отложившиеся в архивах Сибири – Государственном архиве Томской области (ГАТО), Государственном архиве Алтайского края (ГААК) и Государственном архиве Новосибирской области (ГАНО). БДП в современных границах охватывает территорию Алтайского края, Республики Алтай, а также ряда районов Томской, Кемеровской, Новосибирской областей и Республики Казахстан. При обширности историографии, посвященной изучению института православной церкви на территории Сибири, развитию приходской системы западносибирского региона, характеристике демографических процессов, изучению сюжетов, связанных с особенностями сохранности массовой церковной документации второй половины XVIII – начала XIX вв., практически не проводилось. Сделан вывод о том, что за начальный период работы БДП (1750–1754 гг.) фиксируется слабая сохранность массовой документации (встречаются единичные ведомости по отдельным приходам). Основной массив исповедных росписей отложился в ГАТО c 1755 г. Степень сохранности источников можно оценить как высокую (по приходам неравномерную): в общем приближении утраты составили 9,3% хронологической длительности. Выявлены более частые временные лакуны в сохранности документов по тем приходам, которые передавались из состава одного духовного правления в другое. Характерна относительно слабая рассредоточенность документального комплекса между различными фондами ГАТО. При хорошей сохранности исповедных ведомостей в госархиве Томской области укажем на слабую представленность документов в ГААК и на их отсутствие в ГАНО. Метрические книги БДП рассредоточены как между различными архивами Сибири, так и между различными фондами этих архивов. Основной массив источников БДП сохранился в ГАТО в трех фондах (56 дел). Утраты составили 26,7% хронологической длительности, по ряду приходов лакуны более значительны. Материалы ГАНО (43 дела) и ГААК позволяют частично ликвидировать пробелы в данных. Однако и в этих архивах дела отличаются друг от друга полнотой. Так, в ГААК массив источников БДП сохранился с небольшими пробелами только по 5–8 приходам, главным образом c 1802 г. Во всех трех сибирских архивах имеются источники и за более поздний период (XIX – начало XX вв.), однако они пока находятся вне рамок исследования.

Abstract

This article examines issues of mass sources preservation of the Barnaul Spiritual Commissioned Government (BSG) of the second half of the 18th – early 19th century. The object of the study is confession sheets and parish books of 24 BSG parishes, deposited in the archives of Siberia: the State Archive of the Tomsk Region (GATO), the State Archive of the Altai Krai (GAAK), and the State Archive of the Novosibirsk Region (GANO). The BSG within its present borders covers the territory of the Altai Krai, the Republic of Altai, and some districts of the Tomsk, Kemerovo, Novosibirsk regions and the Republic of Kazakhstan. Despite extensive historiography on the institution of the Orthodox Church in Siberia, there are almost no works on the development of parish system of the West Siberian region, on characteristics of demographic processes, and peculiarities of mass sources preservation of the second half of the 18th – early 19th century. It is concluded that during the initial period of the BSG work (1750–54), mass documentation was poorly preserved (there exist occasional registers for individual parishes). The majority of confession sheets were deposited in the GATO after 1755. The level of source preservation can be assessed as high (although uneven in different parishes): in the general approximation, losses of documents amount to 9.3% of the chronological duration. There are more frequent temporary gaps in preservation of documents for parishes that were transferred from one spiritual government to another. Dispersion of the documentary complex over various fonds of the GATO is low. The GATO demonstrates good preservation of confessional sheets, in the GAAK their representation is poor, and they are absent in the GANO. The BSG parish books are dispersed in various archives of Siberia and in various fonds of these archives. The main collection of the BSG sources has been preserved in three fonds of the GATO (56 archival files). The loss of documents in this archive amount to 26.7% of the chronological duration. For some parishes, the proportion of source losses is even greater. The materials of the GANO (43 archival files) and GAAK partially fill in data gaps. However, even in these archives, files differ in their completeness. Thus, in the GAAK, the array of BSG sources has been preserved with small gaps only for 5–8 parishes, mostly after 1802. In all three Siberian archives there are sources for a later period (19th – early 20th century), but these are outside the scope of our research.

Ключевые слова

Массовые источники, исповедные ведомости, метрические книги, сохранность документов, архивы Сибири.

Keywords

Mass sources, confession sheets, parish books, preservation of documents, archives of Siberia.

Для дореволюционного периода отечественной истории метрические книги и исповедные ведомости являются важнейшими источниками информации о населении. Между тем, большое их количество из-за многочисленных нарушений принципа происхождения утратило в советское время связи с родными историческими комплексами документов. Выявление источников является одной из необходимых и важных операций при работе с массовой документацией. От полноты источниковой базы зависит многое – возможности проведения расчетов, достоверность результатов и пр.

Характеристика интенсивности демографических процессов (брачного состояния, рождаемости, смертности, естественного прироста) на основе анализа временных рядов демографических показателей, применение более продвинутых методик исследования по отношению к номинативным источникам (например, метода longitudinal record linkage – «выявление дистанционных связей») предъявляют ряд жестких требований к отбору массовой документации, главное из которых – отсутствие частых лакун в ее сохранности. В случае несоблюдения этого требования ставятся под вопрос возможности проведения расчетов.

Исследование нацелено на изучение особенностей сохранности исповедных ведомостей и метрических книг (на выявление «непрерывных длительностей» и временных лакун источников) Барнаульского духовного заказного правления (БДП) второй половины XVIII – начала XIX вв. для определения перспектив изучения демографических процессов в приходском населении юга Западной Сибири. БДП в современных границах охватывает территорию Алтайского края, Республики Алтай, а также ряда районов Томской, Кемеровской, Новосибирской областей и Республики Казахстан. Нижняя хронологическая граница (1755 г.) обусловлена временем появления источников на изучаемой территории, верхняя (1829 г.) – связана со значительной реорганизацией системы приходов.

Отметим обширность историографии, посвященной изучению института православной церкви на территории Сибири, развитию приходской системы западносибирского региона. При этом специалисты, анализирующие вопросы религиозности населения в России, зачастую не используют в работах сведения массовых церковных источников. Чаще материалы массовой документации (и вопросы ее сохранности) являются объектом внимания в трудах по исторической демографии. Однако, при научном интересе к историко-демографическим вопросам юга Западной Сибири, изучение сюжетов, связанных с особенностями сохранности массовой церковной документации второй половины XVIII – начала XIX вв., практически не проводилось.

На протяжении XVIII в. шел процесс присоединения и освоения русскими юга Западной Сибири, обусловленный сопротивлением кочевников, в то время как территория Сибири и Дальнего Востока уже вошла к этому времени в состав России. Процесс строительства первых православных церквей здесь получил развитие в первой половине XVIII в.: храмы появились в Бердском остроге, селах Малышевском и Белоярском, Колыванском заводе и Бийской крепости, первоначально принадлежащие ведомству Кузнецкого заказа Тобольской епархии. Укажем и на церкви в селах Ирменском и Кривощековском, которые относились к Колыванскому заказу. И те, и другие вошли позднее в состав БДП, учрежденного в 1750 г. Оно являлось присутственным местом, через которое производилось управление церковными делами на территории ведомства Канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства. Сама же Канцелярия была создана в 1747 г. для заведования кабинетским горно-металлургическим хозяйством на Алтае. В 1834 г., в связи с учреждением Томской епархии, все церковные структуры горного округа вошли в ее состав.

На основе сохранившихся исповедных росписей за 1755 г. мы можем точно зафиксировать наличие 12 приходов БДП в это время. По данным на 1760 г. их насчитывается уже 16, в 1769 г. – 18 (появилось три новых и один выбыл). В последующее десятилетие (1770-е гг.) в ведении Барнаульского духовного правления находилось 16 храмов: вероятно, три прихода (Бийской крепости, Смоленского редута и Новоенисейской слободы) с 1771 г. по 1782 г. (включительно) были переведены в состав Кузнецкого заказа, после чего их вернули обратно; к тому же в 1773 г. территория духовного правления приросла Екатерининским приходом Ирменского села. С 1787 г. в БДП насчитывалось уже 23 низовых (первичных) элемента церковной системы. Количество приходских храмов, по-видимому, оставалось в дальнейшем неизменным вплоть до 1829 г., когда их число сократилось до 16. При изучении вопросов сохранности массовой документации мы оперируем данными по 24 приходам (один из приходов – Шульбинского завода Николаевский – числился в составе БДП с конца 1750-х и до середины 1760-х гг., после чего перешел в ведение Омского духовного правления).

Исповедные ведомости БДП отложились в Государственном архиве Томской области (ГАТО), главным образом, за период с 1755 г. по 1829 г. (включительно). Основной массив источников сохранился за 68 лет из 75 (отсутствуют материалы за 1771, 1775, 1784, 1785, 1796, 1803, 1828 гг.), то есть утраты составляют 9,3% хронологической длительности. Источники отложились относительно компактно. Основная масса сконцентрирована в фонде «Барнаульское духовное правление», содержащем разнообразную церковную документацию за 1750–1836 гг. Нами было выявлено 69 дел. Незначительное количество исповедных ведомостей БДП представлено в фондах: «Томское духовное правление» и «Колыванское духовное правление». В последнем, в частности, отложились дела по приходам северной части БДП, которые позднее других вошли в состав Духовного правления путем передачи. Архивные дела представляют собой подшитые, как правило за один год, исповедные ведомости разных церквей БДП. Дела отличаются друг от друга полнотой (в зависимости от количества ведомостей в них).

Метрические книги БДП рассредоточены как между различными архивами Сибири, так и между различными фондами этих архивов. Основной массив источников БДП сохранился в ГАТО в трех фондах (56 дел). Утраты составили 26,7% хронологической длительности, по ряду приходов лакуны еще более значительны. Материалы ГАНО (43 дела) и ГААК позволяют частично ликвидировать пробелы в данных. Однако и в этих архивах дела отличаются друг от друга полнотой. Так, в ГААК массив источников БДП сохранился с небольшими пробелами только по 5–8 приходам, главным образом c 1802 г. Во всех трех архивах имеются источники и за более поздний период (XIX – начало XX вв.), однако они пока находятся вне рамок нашего исследования.

Список литературы

Владимиров, В. Н., Силина, И. Г., Чибисов, М. Е. Приходы Барнаульского духовного правления в 1829–1864 гг. (по материалам клировых ведомостей). – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006. – 140 с.

Гончаров, Ю. М. Жилищные условия горожан Западной Сибири во второй половине XIX – начале XX вв. // Вестник археологии, антропологии и этнографии. – 2020. – № 1 (48). – С. 127–136.

Дворецкая, А. П., Терскова, А. А., Хаит, Н. Л. Православная церковь и население Приенисейской Сибири. 1700–1919 гг. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2018. – 312 с.

Косыгина, С. В. Воспроизводство населения Барнаула и Бийска в 1913–1927 гг. // Известия Алтайского государственного университета. – 2019. – № 3 (107). – С. 72–77.

Меженина, О. В. Рождаемость мещан в Барнауле в первой половине XIX в. // Известия Алтайского государственного университета. – 2018. – № 2 (100). – С. 118–124.

Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии. Т. 1. Поздняя древность – начало ХХ в. / Отв. ред. П. К. Дашковский. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2014. – 214 с.

Цысь, В. В., Солодкин, Я. Г., Цысь, О. П., Спичак, А. В. Русская православная церковь на севере Западной Сибири в конце XVI – начале XX в.: институциональное влияние на политические, социальные, экономические и этнокультурные процессы (формы, факторы, специфика, историческая роль). – Нижневартовск: НВГУ; Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2020. – 223 с.

References

VLADIMIROV, V. N., SILINA, I. G., CHIBISOV, M. E. Prikhody Barnaul'skogo dukhovnogo pravleniya v 1829–1864 gg. (po materialam klirovykh vedomostei) [Barnaul Parishes in 1829–64: Clerical Lists Data. In Russ.]. Barnaul, Izd-vo Alt. un-ta publ., 2006, 140 p.

GONCHAROV, YU. M. Zhilishchnye usloviya gorozhan Zapadnoi Sibiri vo vtoroi polovine XIX – nachale XX vv. [Housing Conditions of the Western Siberia Citizens in the Second Half of the 19th – Early 20th Century. In Russ.]. IN: Vestnik arkheologii, antropologii i etnografii, 2020, no. 1 (48), pp. 127–136.

DVORETSKAYA, A. P., TERSKOVA, A. A., KHAIT, N. L. Pravoslavnaya tserkov' i naselenie Prieniseiskoi Sibiri. 1700–1919 gg. [The Orthodox Church and the Population of the Yenisei Siberia. 1700–1919]. Krasnoyarsk, Sib. feder. un-t publ., 2018, 312 p.

KOSYGINA, S. V. Vosproizvodstvo naseleniya Barnaula i Biiska v 1913–1927 gg. [Reproduction of population of Barnaul and Biysk in 1913–27. In Russ.]. IN: Izvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta, 2019, no. 3 (107), pp. 72–77.

MEZHENINA, O. V. Rozhdaemost' meshchan v Barnaule v pervoi polovine XIX v. [Birth rate of burghers in Barnaul in the first half of the 19th century. In Russ.]. IN: Izvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta, 2018, no. 2 (100), pp. 118–124.

DASHKOVSKII, P. K. (Ed.). Religioznyi landshaft Zapadnoi Sibiri i sopredel'nykh regionov Tsentral'noi Azii. T. 1: Pozdnyaya drevnost' – nachalo KhKh v. [Religious Landscape of Western Siberia and Adjacent Regions of Central Asia]. Barnaul, Izd-vo Alt. un-ta, 2014. – 214 p.

TSYS', V. V., SOLODKIN, YA. G., TSYS', O. P., SPICHAK, A. V. Russkaya pravoslavnaya tserkov' na severe Zapadnoi Sibiri v kontse XVI – nachale XX v.: institutsional'noe vliyanie na politicheskie, sotsial'nye, ekonomicheskie i etnokul'turnye protsessy (formy, faktory, spetsifika, istoricheskaya rol') [Russian Orthodox Church in the North of Western Siberia in the Late 16th – early 20th Century: Institutional Influence on Political, Social, Economic, and Ethno-cultural Processes (Forms, Factors, Specifics, Historical Role). In Russ.]. Nizhnevartovsk, NVGU publ.; Novosibirsk, izd-vo SO RAN publ., 2020, 223 p.

Сведения об авторах

Сарафанов Дмитрий Евгеньевич, кандидат исторических наук, доцент, Алтайский государственный университет, Институт истории и международных отношений, кафедра отечественной истории, доцент, г. Барнаул, Российская Федерация, 8-385-229-12-72, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About the authors

Sarafanov Dmitry Evgenievich, PhD in History, associate professor, Altai State University, Institute of History and International Relations, department of Russian history, assistant professor, Barnaul, Russian Federation, +7-385-229-12-72, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 26.12.2022 г., опубликована (для цитирования):

Сарафанов, Д. Е. Массовые церковные источники Барнаульского духовного правления второй половины XVIII – начала XIX вв.: особенности сохранности материалов в архивах Сибири // Вестник архивиста. – 2023. - № 3. – С. 687-699. doi 10.28995/2073-0101-2023-3-687-699

Submitted 26.12.2022, published (for citation):

SARAFANOV, D. E. Massovye tserkovnye istochniki Barnaul'skogo dukhovnogo pravleniya vtoroi poloviny XVIII – nachala XIX vv.: osobennosti sokhrannosti materialov v arkhivakh Sibiri [Mass Church Sources of the Barnaul Spiritual Government of the Second Half of the 18th – Early 19th Century: Specificity of Materials Preservation in the Archives of Siberia. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2023, no. 3, pp. 687-699. doi 10.28995/2073-0101-2023-3-687-699

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.