Этапы формирования фольклорной коллекции Общего архивного фонда Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН

Печать PDF

УДК 930.253+94(470)

DOI 10.28995/2073-0101-2019-4-1007-1019

Б-Х. Б. Цыбикова, Д. С. Жамсуева

Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН, г. Улан-Удэ, Российская Федерация

Этапы формирования фольклорной коллекции Общего архивного фонда Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН

Badma-Khanda B. Tsybikova, Darima S. Zhamsueva

The Institute for Mongolian, Buddhist, and Tibetan Studies of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Ulan-Ude, Russian Federation

Stages of Formation of the Folklore Collection in the General Archive of the Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs of the Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies

Аннотация

Для определения и характеристики этапов формирования фольклорной коллекции Общего архивного фонда Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН в статье рассматриваются результаты собирательской деятельности нескольких поколений исследователей, интеллигенции, краеведов, энтузиастов, любителей устного творчества бурят. Актуальность анализа фольклорной коллекции продиктована уникальностью документов и записей по всем жанрам устного творчества, включая эпические произведения, сказки, несказочную прозу, малые жанры, произведенных в своей основной массе в советский период, когда живы были традиции исполнения традиционного фольклора. Формирование фольклорной коллекции ЦВРК ИМБТ СО РАН характеризуется начальным

этапом – 1920–1940-х гг. XX в., когда были скомплектованы отдельные дела по персоналиям известных, выдающихся исполнителей устных произведений и собирателей фольклора. Следующий этап, наиболее плодотворный, насыщенный и продолжительный, охватывает период с 1950-х до 1980-х гг., когда институтом организовывались планомерные, целенаправленные экспедиции по сбору фольклорного и языкового материала по территории всей этнической Бурятии и в северные аймаки Монголии с бурятским населением. Новый этап развития фонда связан с результатами экспедиционных исследований в Китае, когда собранный у бурят Внутренней Монголии КНР полевой материал пополнил состав фольклорной коллекции Центра восточных рукописей и ксилографов. Выявлено, что собранные полевые материалы нескольких поколений ученых, собирателей, сконцентрированные в одном месте, хронологически систематизированные, являясь фундаментом теоретических исследований, представляют широкое поле для будущих научных изысканий специалистов, являются репрезентативным источником для выявления конкретных форм и механизмов сохранения фольклорной традиции, этнической культуры народов Байкальского региона.

Abstract

The article analyzes results of collecting activities carried out by several generations of researchers, intellectuals, local historians, enthusiasts, fans of Buryat oral folk art in order to identify and characterize the formation periods of folklore collection in the general archive of the Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs of the Institute for Mongolian, Buddhist, and Tibetan studies. Analysis of this folklore collection is of great significance as it contains unique documents and records of all genres of oral art, including epic literature, fairy tales, fiction, minor genres. They were acquired during Soviet era, while traditional folklore was kept alive. The Centre’s folklore collection was begun in the 1920–1940s, when personal files on outstanding performers of oral works and folklore collectors were formed. The next period, the most fruitful, rich and prolonged, lasted from the 1950s to the 1980s. The Institute regularly organized systematic and well-targeted expeditions to collect folklore and language material throughout ethnic Buryatia and Northern regions of Mongolia populated by the Buryats. The following period is connected with success of field research in China. Collected field material from the Buryats of Inner Mongolia of China supplemented the folklore collection of the Centre of Oriental Manuscripts, and Xylographs. All materials are accumulated in one place. Chronologically systematic and based on theoretical research, they represent a wide field for future scientific research. These are a representative source for identification of specific forms and mechanisms of preserving folk traditions and ethnic culture of the peoples of the Baikal region.

Ключевые слова

Источники, фондохранилище, экспедиции, исследователи, собиратели, фольклорные тексты, фольклорные традиции, этническая культура Байкальского региона.

Keywords

Sources, repository, expeditions, researchers, collectors, folklore texts, folk traditions, ethnic culture of the peoples of Baikal region.

Прежде чем дать обзорную характеристику фольклорным материалам, хранящимся в фондах Центра восточных рукописей Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН (ЦВРК ИМБТ СО РАН), и этапам формирования коллекции по этой тематике, необходимо привести сведения о Центре как об «одном из крупнейших фондохранилищ Российской академии наук на востоке страны. Коллекции ЦВРК начали формироваться с первых дней организации академической науки в Бурятии, с создания Бурят-Монгольского ученого комитета в 1922 г. Перед сотрудниками стояла задача по собиранию, сохранению и изучению материальной и духовной культуры народов региона, в том числе и письменной традиции монголоязычных народов, был начат сбор этнографического, фольклорного материала, организованы экспедиции с целью сбора экспонатов, имеющих научную, историческую ценность. Более половины общего архивного фонда ЦВРК содержат материалы – результаты собирательской деятельности, фундаментальных и полевых академических исследований ученых. На протяжении всей истории развития научной организации были проведены более сотни экспедиций, материалы которых сдавались в Рукописный отдел, ныне Центр восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. Ежегодные фольклорные, диалектологические, историко-этнографические, искусствоведческие экспедиции позволили накопить ценный материал по истории, культуре, языку народов Южной Сибири и послужили значительной базой для развития гуманитарных исследований в Бурятском институте общественных наук», ныне Институте монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН.

С целью характеристики этапов сбора, систематизации и постановки на учет полевых исследований ученых в фондах института проанализировано содержание фондового материала по устному творчеству бурят, собранного несколькими поколениями исследователей, краеведов, любителей старины. Условно назовем его фольклорной коллекцией общего архивного фонда Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. Актуальность рассмотрения данного блока документов продиктована уникальностью записей по всем жанрам устного творчества, включая эпические произведения, сказки, несказочную прозу, малые жанры, произведенные в своей основной массе в советский период, когда живы были традиции исполнения традиционного фольклора. По истечении времени ценность, научная значимость их еще более возрастает. Как показала непосредственная работа с архивными делами, в них содержится достаточное количество текстов, записей по богатейшему устному творчеству бурят, не введенных в научный оборот и требующих дальнейшего тщательного исследования, в связи с чем также актуализируется задача их описания и широкой презентации.

Важно подчеркнуть, что наиболее яркие и полноценные в художественном плане произведения устной прозы бурят были отобраны для публикации в академических двуязычных изданиях в Улан-Удэ и Новосибирске, составили основу для составления сборников мифологических рассказов, легенд и преданий на бурятском языке. Вместе с тем, имеющиеся в фондах ЦВРК ИМБТ СО РАН полевые материалы ждут глубокой проработки и научной интерпретации. Характеристика культурного наследия наших предков, сконцентрированного в данном фондохранилище, с позиций современных взглядов на функционирование, значение и роль традиционного фольклора составляет одну из задач, на решение которой направлена статья, она же определяет и ее новизну.

Общий архивный фонд в составе уникального хранилища печатных и рукописных коллекций ЦВРК ИМБТ СО РАН насчитывает, по состоянию на 2018 г., более 2 900 ед. хр. На начальном этапе формирования фондов фольклорные материалы комплектовались по персоналиям. В постоянном архивном хранении появились документы, обозначенные по именам известных исполнителей или собирателей бурятского фольклора. Самыми ранними рукописными материалами являются фольклорные записи А. Тороева, П. Дамбинова,

А. Хаманова, К. Хадаханэ, Е. Болдонова, А. Дурхисанова, И. Веселова, относящиеся к концу 1920-х гг.; К. Черемисова, Д. Алексеева,

А. Хамгашалова, П. Малакшинова, П. Хаптаева, А. Бальбурова,

И. Кондакова периода 1930–1940-х гг. Не исключая ценность записей, содержащихся в документах тех лет, являющихся добротными фактическими сведениями для сравнительно-сопоставительных исследований по сюжетно-мотивному аспекту произведений устного творчества, отмечаем, что они имели определенные в научном плане недостатки: отсутствовали паспортные данные, сведения об исполнителе. К примеру, известный ученый-лингвист К. М. Черемисов указывает, что не помнит, где и когда сделаны записи. Кроме того, в отдельных случаях основное содержание устной прозы, описание этнографических деталей передавались собирателями на русском языке. Нередки характерные для того времени факты, когда оригинальные сюжеты сказок, трансформированных эпических произведений подвергались литературной обработке, как это зафиксировано в материалах 1942 г.: «Бытующие в среде пожилых людей улигеры записала в обработанном виде 4–8 января 1942 г. Цыбекдашиева Антонина из Темника сомона Селендума Селенгинского района» «Үбгэд, хүгшэдэй дунда хэлсэдэг үльгэрые найруулан бэшэгшэ Сэлэнгын районой Селендумын сомоной Темник гэжэ нютагай басаган Цыбекдашиева Антонина, 1942 оной январиин 4-8». Тем не менее, подобные эпизоды в практике фиксации произведений устного творчества не умаляют научной значимости таких записей, свидетельствующих о сюжетно-тематическом разнообразии и богатстве устного наследия бурят, о традиции бытования/сказывания/пересказывания эпических полотен, трансформации и передачи их во времени.

В последние годы фольклорная коллекция ЦВРК ИМБТ СО РАН пополнилась материалами экспедиций, организованных в Автономном районе Внутренняя Монголия (АРВМ) Китая. Предпринятые в 2010, 2011, 2012, 2014 гг. экспедиции в Эвенкийский хошун АРВМ КНР позволили собрать богатейший материал по песенному творчеству, сказкам, легендам и преданиям бурят, проживающих в иноэтнической среде и сохранивших в первозданном виде фольклорное наследие материнского этноса. Таким образом, состоявшиеся фольклорные экспедиции к китайским бурятам, представленные на хранение отчеты и расшифровки собранного материала в АРВМ КНР, открыли очередной этап в пополнении фондохранилища института новыми полевыми записями по фольклору, прерванному с 1990-х гг. Теперь остро назрела необходимость тщательной работы с имеющимися документами для введения в научный оборот образцов устной народной прозы в виде новых монографий и публикаций текстов.

Таким образом, формирование фольклорной коллекции ЦВРК ИМБТ СО РАН характеризуется начальным этапом – 1920–1940-е гг., когда были скомплектованы отдельные дела по персоналиям известных, выдающихся исполнителей устных произведений и собирателей фольклора. Следующий этап, наиболее плодотворный, насыщенный и продолжительный, охватывает период с 1950-х до 1980-х гг., когда институтом организовывались планомерные, целенаправленные экспедиции по сбору фольклорного и языкового материала по территории всей этнической Бурятии и в северные аймаки Монголии с бурятским населением. Новый этап развития фонда связан с результатами полевыми исследований в Китае, когда собранный у бурят Внутренней Монголии Китая фольклорный материал пополнил состав фольклорной коллекции Центра восточных рукописей и ксилографов. Собранные полевые материалы нескольких поколений ученых, сконцентрированные в одном месте, хронологически систематизированные, являясь фундаментом теоретических исследований, представляют широкое поле для будущих научных изысканий специалистов, представляют собой репрезентативные источники для выявления конкретных форм и механизмов сохранения фольклорной традиции, этнической культуры народов Байкальского региона.

Список литературы

Ванчикова, Ц. П., Аюшеева, М. В. Опыт выставочной деятельности Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. – 2015. - № 24. - С. 111-113.

Ванчикова, Ц. П., Ринчинов, О. С. Центр восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН в 2008-2012 гг. // Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (к 90-летию института). – Иркутск: Оттиск, 2012. – С. 107-133.

Дампилова, Л. С., Дугаров, Б. С., Бурчина, Д. А.,

Бардаханова, С. С., Матвеева, Р. П. Филологические исследования в ИМБТ СО РАН: от истоков до современности. // Вестник БНЦ СО РАН, 2012. - № 3 (7). - С. 195-215.

Шагдаров, Л. Д. Основные вехи бурятского языкознания: 20-70-е гг. XX в. // Вестник БНЦ СО РАН. – 2012. - № 3 (7). - С. 154-172.

References

VANCHIKOVA, TS. P., AYUSHEEVA M. V. Opyt vystavochnoi deyatel'nosti Tsentra vostochnykh rukopisei i ksilografov Instituta mongolovedeniya, buddologii i tibetologii SO RAN [The Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs of the Institute for Mongolian, Buddhist, and Tibetan studies of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences and its experience in exhibition activities. In Russ.]. IN: Vestnik Altaiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Altai State Pedagogical University], 2015, no. 24, pp. 111–112.

VANCHIKOVA TS. P., RINCHINOV O. S. Tsentr vostochnykh rukopisei i ksilografov IMBT SO RAN v 2008-2012 gg. [The Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs of the Institute for Mongolian, Buddhist, and Tibetan Studies of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences in 2008-2012. In Russ.]. IN: Institut mongolovedeniya, buddologii i tibetologii SO RAN (k 90-letiyu instituta) [The Institute for Mongolian, Buddhist, and Tibetan Studies of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences: Its 90th anniversary]. Irkutsk, Ottisk publ., 2012, pp. 114–115.

DAMPILOVA L. S., DUGAROV B. S., BURCHINA D. A., BARDAKHANOVA S. S., MATVEEVA R. P. Filologicheskie issledovaniya v IMBT SO RAN: ot istokov do sovremennosti [Linguistic research at the Institute for Mongolian, Buddhist, and Tibetan Studies of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences: Ab initio to present day. In Russ.]. IN: Vestnik BNTs SO RAN [Bulletin of the Buryat Scientific Center of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences], 2012, no. 3(7), pp. 195-215.

SHAGDAROV, L. D. Osnovnye vekhi buryatskogo yazykoznaniya: 20-70-e gg. XX v. [Major milestones of the Buryat linguistics: The 1920-70s. In Russ.]. IN: Vestnik BNTs SO RAN [Bulletin of the Buryat Scientific Center of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences], 2012, no. 3(7), pp. 154-172.

Сведения об авторах

Цыбикова Бадма-Ханда Бадмадоржиевна, кандидат филологических наук, доцент, Российская академия наук, Сибирское отделение РАН, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии, отдел литературоведения и фольклористики, ведущий научный сотрудник, г. Улан-Удэ, Российская Федерация, 8-914-981-722-22, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Жамсуева Дарима Санжиевна, кандидат исторических наук, доцент, Российская академия наук, Сибирское отделение РАН, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии, отдел философии, культурологии и религиоведения, старший научный сотрудник, г. Улан-Удэ, Российская Федерация, 8-983-422-64-99, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About author

Tsybikova Badma-Khanda Badmadorzhievna, PhD in Philology, associate professor, Russian Academy of Sciences, Siberian Branch, Institute for Mongolian, Buddhist, and Tibetan Studies, department of literature and folklore, leading researcher, Russian Federation, +7-914-981-722-22, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Zhamsueva Darima Sanzhievna, PhD in History, associate professor, Russian Academy of Sciences, Siberian Branch, Institute for Mongolian, Buddhist, and Tibetan Studies, department of philosophy, culturology, and religion studies, senior researer, Russian Federation, +7-983-422-64-99, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 13.02.2019 г., опубликована (для цитирования):

Цыбикова, Б-Х. Б., Жамсуева, Д. С. Этапы формирования фольклорной коллекции Общего архивного фонда Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН // Вестник архивиста. – 2019. - № 4. – С. 1007-1019. doi 10.28995/2073-0101-2019-4-1007-1019

Submitted 13.02.2019, published (for citation):

TSYBIKOVA, B-Kh. B., ZHAMSUEVA, D. S. Etapy formirovaniya fol'klornoi kollektsii Obshchego arkhivnogo fonda Tsentra vostochnykh rukopisei i ksilografov Instituta mongolovedeniya, buddologii i tibetologii SO RAN [Stages of Formation of the Folklore Collection in the General Archive of the Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs of the Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2019, no. 4, pp. 1007-1019. doi 10.28995/2073-0101-2019-4-1007-1019

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.