Патриарх Никон и начало церковного раскола в середине XVII века

Печать PDF

УДК 94(470).047

DOI 10.28995/2073-0101-2019-3-651-662

Н. В. Башнин

Санкт-Петербургский институт истории РАН, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

З. В. Дмитриева

Санкт-Петербургский институт истории РАН, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

И. А. Поляков

Российская национальная библиотека, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Н. А. Шереметов

Институт русской литературы РАН (Пушкинский Дом), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Патриарх Никон и начало церковного раскола в середине XVII века

Nikita V. Bashnin

St. Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Sciences, St. Petersburg, Russian Federation

Zoya V. Dmitrieva

St. Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Sciences, St. Petersburg, Russian Federation

Ivan A. Polyakov

National Library of Russia, St. Petersburg, Russian Federation

Nikita A. Sheremetov

Institute of Russian Literature of the Russian Academy of Sciences (The Pushkin House), St. Petersburg, Russian Federation

Patriarch Nikon and the Outset of the Schism in the Russian Orthodox Church in mid-17th Century

Аннотация

Статья посвящена анализу периода архиерейства Никона на митрополичьей кафедре в Великом Новгороде (1649–1652), а также ранним годам патриаршества, подготовившим будущие церковные преобразования. В центре исследования - взаимодействие архипастыря с духовными властями отдельных монастырей и церковными иерархами, а также характеристика начального этапа «раскола» (1650–1660-е гг.), рассмотрены особенности проведения церковной реформы на местах и реакция рядовых представителей белого и черного духовенства на нововведения. Сохранившиеся в архиве Тихвинского Успенского монастыря митрополичьи грамоты свидетельствуют о знакомстве Никона с игуменом Пименом и постоянном контроле над жизнью обители, ставшей при нем одним из центров митрополичьей власти. Помимо кадровых, хозяйственных, судебных вопросов уже в этот период особое внимание митрополита приковано к религиозной жизни и благочестию жителей Новгородского уезда. Так, за сентябрь 1651 – февраль 1652 гг. сохранилось распоряжение о запрете многоголосного пения и строгом соблюдении Великого поста, поступившее в Тихвинский Успенский монастырь. Уже в годы патриаршества через епархиальных архиереев Никон продолжил следить за жизнью как Тихвинской обители, так и других монастырей, о чем свидетельствуют, в частности, фрагменты переписки патриарха с Вологодским архиепископом Маркелом за 1653–1658 гг. На материалах Тихвинского архива и Вологодского архиерейского дома удалось показать, что со стороны монастырского и приходского духовенства сопротивление реформам носило пассивный характер, традиционно выражаясь в приверженности прежним литургическим практикам и использовании «старопечатных» книг. При этом в церквях с двумя иереями распространяется практика поочередного ведения служб по старому и по новому обрядам. Центром распространения «раскола» для приходов мог стать монастырь, в то же время, одной из мер борьбы с старообрядчеством после собора 1666–1667 гг. стала рассылка в обители назидательной литературы вместе со «свитком» соборных постановлений для публичного ознакомления с ними местных жителей. Примечательно, что даже к концу 1660-х гг. поводом для несоблюдения обрядовой реформы могли стать сугубо бытовые проблемы – отсутствие необходимой символики в отдаленных приходах, например, четвероконечных крестов для печати на просфорах.

Abstract

The paper deals with the activities of the Orthodox hierarch Nikon as bishop of Veliky Novgorod (1649–1652) and Moscow patriarch. The authors investigate early years of his patriarchy when he made preparations for his reform of the Russian Orthodox Church. The paper studies the relationship between the patriarch and bishops, the nature of reformation and the secular clergy and monks’ reaction to it. Authentic Nikon’s charters found in the archive of the Tikhvin monastery point to confidential relationship between bishop Nikon and the monastery abbot Pimen. Nikon was interested in the priory life and controlled its economic and social aspects. Moreover, he made the monastery a center of his eparchy in order to oversee religious life and morality of his congregation. Thus, in late 1651 or in early 1652 he banned polyphonic singing in churches and prescribed careful observance of the Lent. Even after his becoming patriarch, he continued to keep a close eye on the life of the Tikhvin and other monasteries. This follows from the preserved correspondence between Nikon and the archbishop of Vologda Markel in 1653–1658. The authors contend that resistance of local clergy to the reform was mostly passive: they continued to use old “pre-Nikon” books for liturgy. Also, the authors have established that in the early days of the reform in some churches there were two priests: one ministered in the old way, the other adhered to the new practice. Monasteries were sometimes centers of opposition. Therefore, the church authorities sent out didactic literature to fight opposition. It is noteworthy that in late 1660s monks and priests could not follow the new practice due to absence of new liturgical books and objects, for instance, stamps with four-pointed crosses for prosphora.

Ключевые слова

Исторические источники, документы российских монастырей XVII века, Церковный раскол, патриарх Никон, Вологда, Тихвинский Успенский монастырь.

Keywords

Historical sources, documents of the Russian monasteries of the 17th century, Schism of Russian Orthodox church, Patriarch Nikon, Vologda, Tikhvin monastery.

Церковная реформа, проведенная в середине XVII в., привела к расколу в Русской церкви. В статье вводятся в научный оборот документы о деятельности патриарха Никона и показана реакция в регионах духовенства и паствы на церковные нововведения.

Весной 1649 г. архимандрит Новоспасского монастыря Никон был возведен в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого, в котором оставался до лета 1652 г. Среди документов Тихвинского Успенского монастыря обнаружено 25 грамот от новгородского иерарха, посланных в Тихвинский Успенский монастырь за 3 года. Заметим, что за годы служения предыдущего митрополита Аффония (1635-1649) в монастыре сохранилось лишь три грамоты.

Никон постоянно контролировал деятельность монастыря, посылал игумену наказы о присылке денег, закупке тех или иных материалов. Постоянной обязанностью игумена Пимена стала забота о соседних монастырях: Тихвинском Введенском, Антониево-Дымском, Никольском Беседном. Он также контролировал священников за пределами монастырских вотчин. Так, в 1651/52 г. был отправлен монастырский слуга в Капецкий Михайловский погост с целью проверить исполнение наказа митрополита Никона о захоронении погибшего крестьянина Дмитрия Иванова. Летом 1652 г. владыка обратился к старцам монастыря с требованием провести допрос попов Колбецкого Воскресенского погоста по делу о долге Ивана Мартемьянова по духовной грамоте. Иерарх каждый раз требовал от игумена Пимена отчета о выполнении наказов и запрещал принимать решения по делам без его ведома. 14 июля 1651 г. исполнительность игумена была вознаграждена – он был возведен в сан архимандрита.

Митрополит Никон взял кадровую политику монастыря в свои руки, хотя в 1641 г. царь Михаил Федорович запретил новгородскому владыке Аффонию «изымать» из монастыря попов и дьяконов. При Никоне черных священников, служивших в монастырских вотчинах, не раз переводили в другие монастыри, а желавшие принять постриг вынуждены были получить специальное разрешение от митрополита. Более того, митрополит строго следил за монастырскими слугами и прислал грамоту о запрете принимать в монастырь слуг, провинившихся перед новгородским владыкой.

Изученные источники позволяют сделать следующие выводы. Во-первых, митрополит, а затем патриарх Никон был сторонником личного контроля за многочисленными мелкими и крупными делами. Несомненно, ему в этом помогал ближний круг лиц. Однако, учитывая значительный документооборот середины XVII в., а также недовольство епархиальных архиереев вмешательством в дела на их уровне, такой метод управления нельзя признать эффективным. Во-вторых, клирики и миряне восприняли церковную реформу со своих позиций. В одном храме часто было два священника, которые использовали обрядовые противоречия для решения заурядных бытовых проблем (борьба за церковную землю и денежные доходы).

Список литературы

Андреев, И. Л. Алексей Михайлович. – М.: Молодая гвардия, 2006. – 647 с.

Богданов, А. П. Патриарх Никон // Вопросы истории. – 2004. – № 1. – С. 51-117.

Дмитриева, З. В. Вытные и описные книги Кирилло-Белозерского монастыря XVI–XVII вв. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. – 343 с.

Лавров, А. С. Письмо и челобитная Ивана Неронова // Древняя Русь: вопросы медиевистики. – 2009. – № 1. – С. 101-106.

Лобачев, С. В. Патриарх Никон. – СПб.: Искусство-СПб., 2003. – 412 с.

Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви / П. М. Строев. Репр. изд. – М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2007. – 1055 стб.

References

ANDREEV, I. L. Aleksey Mikhaylovich [Aleksey Mikhailovich. In Russ.]. Moscow, 2006, 647 p.

BOGDANOV, A. P. Patriarkh Nikon [Nikon, the Patriarch. In Russ.]. IN: Voprosy istorii, no. 1, 2004, pp. 51–117.

DMITRIEVA, Z. V. Vytnyye i opisnyye knigi Kirillo-Belozerskogo monastyrya XVI–XVII vv. [Agricultural books of the Kirillo-Belozerskii monastery in the 16th–17th centuries. In Russ.]. St. Petersburg, 2003, 343 p.

LAVROV, A. S. Pismo i chelobitnaya Ivana Neronova [The letter and petition by Ivan Neronov. In Russ.]. IN: Drevnyaya Rus’: voprosy medievistiki [Ancient Rus: Issues of medieval studies. In Russ.], no. 1, 2009, pp. 101–106.

LOBACHEV, S. V. Patriarkh Nikon [Nikon, the Patriarch. In Russ.]. St. Petersburg, 2003, 412 p.

Spiski iyerarkhov i nastoyateley monastyrey Rossiyskoy tserkvi [STROEV, P. M. Lists of bishops and abbots of Russian Orthodox Church. In Russ.], reprint, Moscow, Rukopisnye pamyatniki Drevnei Rusi publ., 2007, 1055 p.

Сведения об авторах

Башнин Никита Викторович, кандидат исторических наук, Санкт-Петербургский институт истории РАН, научный сотрудник, Санкт-Петербургский государственный академический института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, преподаватель, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, 8-921-447-01-87, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Дмитриева Зоя Васильевна, доктор исторических наук, Санкт-Петербургский институт истории РАН, отдел древней истории России, ведущий научный сотрудник, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, 8-812-235-15-80, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Поляков, Иван Анатольевич, Российская национальная библиотека, отдел рукописей, научный сотрудник, Санкт-Петербургский институт истории РАН, аспирант, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация,8 -911-038-12-29, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Шереметов Никита Андреевич, Институт русской литературы РАН (Пушкинский Дом), аспирант, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, 8-952-277-46-99, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About authors

Bashnin Nikita Victorivich, PhD in History, St. Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Sciences, researcher, St. Petersburg, Russian Federation; I. E. Repin St. Petersburg State Academic Institute of Painting, Sculpture and Architecture, assistant professor, St. Petersburg, Russian Federation, +7-921-447-01-87, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Dmitrieva Zoya Vasilievna, PhD in History, St. Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Sciences, department of medieval Russian history, leading researcher, St. Petersburg, Russian Federation, +7-812-235-15-80, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Polyakov Ivan Anatolievich, National Library of Russia, department of manuscripts, researcher, St. Petersburg, Russian Federation; St. Petersburg Institute of History of the Russian Academy of sciences, PhD student, St. Petersburg, Russian Federation, +7-911-038-12-29, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Sheremetov Nikita Андреевич, PHd student, Institute of Russian Literature RAS (the Pushkin House), 4 Makarova nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation, +7-952-277-46-99, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Сведения о грантах

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 18-78-00108).

Grant information

The study was carried out at the expense of a grant from the Russian Science Foundation (№ 18-78-00108)

В редакцию статья поступила 21.01.2019 г., опубликована (для цитирования):

Башнин, Н. В., Дмитриева, З. В., Поляков, И. А., Шереметов, Н. А. Патриарх Никон и начало церковного раскол в середине XVII века // Вестник архивиста. – 2019. - № 3. – С. 651-662. doi 10.28995/2073-0101-2019-3-651-662

Submitted 21.01.2019, published (for сitation):

BASHNIN, N. V., DMITRIEVA, Z. V., POLYAKOV, I. A., SHEREMETOV, N. A. Patriarkh Nikon i nachalo tserkovnogo raskol v seredine XVII veka [Patriarch Nikon and the Outset of the Schism in the Russian Orthodox Church in mid-17th Century. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2019, no. 3, pp. 651-662. doi 10.28995/2073-0101-2019-3-651-662

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.