Автобиография Арджа-ринпоче как источник по современной истории Тибета

Печать PDF

УДК 929 + 94(515)

DOI 10.28995/2073-0101-2019-2-595-609

И. Р. Гарри

Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, г. Улан-Удэ, Российская Федерация

Автобиография Арджа-ринпоче как источник по современной истории Тибета

Irina R. Garri

Institute for Mongolian, Buddhist, and Tibetan Studies of the Russian Academy of Sciences, Ulan-Ude, Russian Federation

Autobiography of Arjia Rinpoche as a Source on the Tibetan History

Аннотация

Статья посвящена анализу жизни и деятельности Арджа-ринпоче, директора Тибето-монгольского культурного центра в Блумингтоне, в контексте современной истории Китая и его национальных меньшинств. Арджа-ринпоче – бывший настоятель влиятельного в Восточном Тибете буддийского монастыря Кумбум, реинкарнация отца Цонкапы – основателя школы Гелукпа. Помимо высокого религиозного положения он занимал большие посты в иерархии государственной власти Китая. Несмотря, однако, на все эти регалии, в 1998 г. Арджа-ринпоче с большим риском для жизни бежал из страны и стал бесправным беженцем. В 2010 г. в США была опубликована англоязычная автобиография Арджа-ринпоче, в 2013 г. – китайскоязычная, дополненная и переработанная версия первой (571 с.). Автор настоящей статьи перевела книгу на русский язык и готовит к публикации в издательстве Буряад-Монгол Ном. В представленной статье автобиография Арджа-ринпоче рассматривается в качестве важного источника по этнографии и истории тибетцев и монголов КНР, их взаимоотношениям с китайским государством, жизнь и деятельность Арджа-ринпоче анализируется в соответствии с основными этапами современной истории КНР. Арджа-ринпоче разделил свою жизнь на восьмилетние циклы. Каждый из них приблизительно соответствует определенному этапу истории КНР. Всего таких циклов с рождения Арджа-ринпоче в 1950 г. до побега из КНР в 1998 г. насчитывается шесть. В двухлетнем возрасте его признают перевоплощением настоятеля монастыря Кумбум – Арджа-ринпоче. Когда ему исполняется восемь лет религиозная реформа в монастыре кардинально меняет его жизнь, и он в течение двух последовательных циклов проходит все перипетии политических кампаний и Культурной революции. С началом социально-политических и экономических реформ, начатых после смерти Мао Цзэдуна в 1978 г., он становится настоятелем Кумбума и вовлекается в политику. В последний период его жизни в КНР в 1995 г. происходит большой конфликт между правительством КНР и Далай-ламой по поводу признания 11-го воплощения Панчен-ламы. Верхи для легитимации избранного ими кандидата делают Арджа-ринпоче предложение стать наставником избранного правительством кандидата. В ответ лама совершает тайный побег из страны. В заключении статьи автор приходит к выводу, что Арджа-ринпоче является одним из самых важных религиозных и политических деятелей Тибета, а его автобиография – одним из самых ценных и достоверных источников по этнографии и истории Тибета и Китая в целом.

Abstract

The article analyzes the life and activities of Arjia Rinpoche, director of the Tibetan-Mongolian Cultural Center in Bloomington, in the context of the contemporary history of China and its ethnic minorities. Arjia Rinpoche is the former abbot of an influential Buddhist monastery Kumbum in Eastern Tibet and the incarnation of Tsongkhapa's father, its founder. In addition to his high religious position, he held important posts in the system of Chinese state power. However these regalia notwithstanding, in 1998 Arjia-Rinpoche fled the country with great risk to his life and became a powerless refugee. In 2010 Arjia-Rinpoche’s autobiography was published in the United States in English. In 2013 its extended and revised edition (571 p.) was published in Chinese. The author of this article has translated the book in the Russian and it awaits publication in the “Buryad-Mongol Nome” publishing house. The article analyzes Arjia Rinpoche’s autobiography as an important source on ethnography and history of the Tibetans and Mongols of the PRC and their relationship with the Chinese state. The life and activities of Arjia Rinpoche are studied in the context of contemporary history of the PRC. Arjia Rinpoche himself has divided his life into eight-year cycles. Each loosely corresponds to a certain stage in the history of the PRC. There are six cycles since Arjia Rinpoche’s birth in 1950 to his escape from the PRC in 1998. At the age of two he was recognized as reincarnation of Arjia Rinpoche, abbot of the Kumbum monastery. At the age of eight, religious reform in the monastery cardinally changed his life and he went through vicissitudes of political campaigns and the Cultural Revolution in the two successive cycles. With the beginning of the socio-political and economic reforms initiated after the death of Mao Zedong in 1978, he became the head of Kumbum and grew involved in politics. In 1995, in the last period of his life in the PRC, there was a big conflict between the PRC government and the Dalai Lama over recognition of the 11th incarnation of the Panchen Lama. In order to legitimize their chosen candidate, the authorities suggested that Arjia-Rinpoche become his religious teacher. In reaction to that, the lama made his secret escape from the country. The author concludes that Arjia Rinpoche is one of the most important religious and political figures in Tibet, and his autobiography is one of the most valuable and reliable sources on ethnography and history of Tibet and China in general.

Ключевые слова

Арджа-ринпоче, Кумбум, Китай, Тибет, сино-тибетские взаимоотношения.

Keywords

Arjia Rinpoche, Kumbum, China, Tibet, Sino-Tibetan relations

Арджа-ринпоче – директор Тибето-монгольского культурного центра в Блумингтоне (США), главный ринпоче и бывший настоятель влиятельного в Амдо буддийского монастыря Кумбум. Сын простых скотоводов из потомков монголов-хошутов Гуши-хана, перерожденец отца Цонкапы, монах-гелонг, Арджа-ринпоче одновременно считался патриотом КНР, а его монастырь Кумбум – патриотическим буддийским монастырем. Он был зампредседателя Всекитайской буддийской ассоциации, членом Всекитайского политико-консультативного совета, ректором Буддийского института Цинхая и т. д. По словам ринпоче, «все эти посты не помещались на его визитке». Несмотря, однако, на все эти регалии, в 1998 г. Арджа-ринпоче с большим риском для жизни бежал из страны и стал бесправным беженцем.

Его побег из КНР стал мировой сенсацией. Последовавший через год побег 17-го Кармапы добавил международного ажиотажа вокруг тибетских лам. В 2010 г. Арджа-ринпоче опубликовал свою автобиографию на английском языке, которая сразу же стала бестселлером. Она была переведена на монгольский язык и издана в том же году. В 2013 г. он выпустил свою автобиографию на китайском языке в традиционной графике на Тайване. В 2017 г. вышел перевод последней на японский язык. В 2018 г. она была издана на китайском языке сокращенными иероглифами. Китайскоязычная автобиография по сути новая книга, вдвое превышающая по объему англоязычную. В ней ринпоче подробно рассказал о своем детстве и взрослении, жизни в старом и новом Амдо, драматические события избрания нового перерождения Десятого Панчен-ламы дополнились ранее не известными подробностями.

Между тем, ухудшение отношений между китайским правительством и Далай-ламой достигло своего апогея в 1995 г. и вылилось в большую трагедию при утверждении нового Одиннадцатого перерождения Панчен-ламы. Мальчик, признанный Далай-ламой, в то время бесследно исчез из виду. А власти избрали своего кандидата при помощи церемонии золотой урны, введенной в период Цинской империи императором Цянь Луном. Арджа-ринпоче был в комиссии по избранию и после поведал в своей книге о махинациях во время утверждения китайской кандидатуры Панчен-ламы. В этом процессе легитимации нового Панчена Арджа-ринпоче по замыслам властей отводилась едва ли не самая главная роль. Ему предложили стать наставником утвержденного ими мальчика и провести церемонию его интронизации в Кумбуме, так как монахи Ташилунпо, монастыря Панчен-лам, категорически отказывались признавать нового Панчена. Для Арджа-ринпоче это предложение стало тяжелейшим ударом. Ведь соглашаясь на это, он становился в оппозицию к своему главному учителю – Далай-ламе, нарушал данные ему религиозные обеты. Для усиления давления было принято решение в верхах о назначении Арджа-ринпоче постоянным членом Всекитайского политико-консультативного совета и председателем Буддийской ассоциации КНР – невиданных вершин для представителей этнических и религиозных меньшинств. 48-летний монах-гелонг, однако, сделал выбор, оказавшийся полнейшей неожиданностью как для верхов, так и для всего своего окружения. С большим риском для себя в 1998 г. он бежал из страны в Гватемалу вместе с тремя своими ближайшими людьми и стал бездомным беженцем.

На чужбине началась новая жизнь Арджа-ринпоче. Сейчас он является директором Тибето-монгольского культурного центра, сменив на этом посту старшего брата Далай-ламы – профессора Норбу (Такцера-ринпоче). Полагаю, что краткий обзор жизни и деятельности Арджа-ринпоче в историческом контексте дает представление о роли Арджа-ринпоче в современной истории сино-тибетских отношений, которую трудно переоценить. Он, несомненно, является одним из самых важных религиозных и политических деятелей Тибета, а его автобиография – одним из самых ценных и достоверных источников по этнографии и истории Амдо, Тибета и Китая в целом.

Список литературы

Гарри, И. Р. Амдо в контексте взаимодействия этнических культур Внутренней Азии // Вестник РГНФ. – 2016. - № 2 (83). – С. 11–25.

Гарри, И. Р. Буддизм и политика в Тибетском районе КНР. – Улан–Удэ: БНЦ, 2009. – 319 с.

Гарри, И. Р. Монгольское племя, затерявшееся в Восточном Тибете // ARD. - 2017. - 25 октября. Электронный ресурс. Режим доступа: http://asiarussia.ru/blogs/18104/

Тибет. Правда, основанная на фактах. Издание департамента информации и международных отношений Центральной тибетской администрацией Его Святейшества Далай-ламы. – Дхарамсала, 1993. – 118 с.

Усов, В. Н. История КНР. В 2 т. Т. 1. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2006. – 812 с.

Aja-Rosan-Tuputen (Aja-rinpoche hassei). Aja-Rinpoche Kaisoroku. Mongoru-jin chibetto bukkyo: shido:sha-ni yoru chu:goku shihaika yonjuhachi nen-no kiroku [Мемуары Арджа-ринпоче: Монголо-тибетский монах и 48 годах под китайским господством. На яп. яз.] Shu:ko:sha, 2018, 500 p.

ARJIA Rinpoche. Tsagyin belgedegch naran cholo [Лучи солнца как предвестники рассвета. На монг. яз.]. Ulaabaatar, 2010, 326 p.

AJIA Renpoche. Dunfeng shunshui: Ajia Renpochede yisheng he jinping cheqiande mimi [Жизнь Арджа-ринпоче и секрет золотой урны. На кит. яз.]. Taibei, Dakuai wenhua chuban gufen youxian gongsi, 2013, 571 p.

An overview of Sino-Tibetan dialog // The Official Wensite of the Central Tibetan Administration. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.tibet.net

ARJIA Rinpoche. Surviving the dragon: A Tibetan lama's account of 40 years under Chinese Rule / foreword by His Holiness the Dalai Lama. Rodale, 2010, 262 p.

FRENCH, P. Tibet. A Personal History of a Lost Land. London, Harper-Collins, 2003.

GOLDSTEIN, M. A History of Modern Tibet. Vol. 2: The Calm before the Storm: 1951-1955. University of California Oress, 2007, 674 p.

Nazis of Asia Set Out to Hoodwink the Free World. Электронный ресурс. Режим доступа: www.ibiblio.org/obl/reg.burma/archives/1999710/msg00147.html

SAUTMAN, B. “Demographic Annihilation” and Tibet // Contemporary Tibet. Politics, Development and Society in a Disputed Area / Ed. by B. Sautman and J. T. Dreyer. New York, M. E. Sharpe, Inc., 2006, pp. 230-257.

SHAKYA, TS. The Dragon in the Land of Snows. Columbia University Press, 1999.

Tibetan Groups in India Protest Lhasa Arrests, United Press International (UPI), May 23, 1993.

References

GARRI, I. R. Amdo v kontexte vsaimodeistviya etnicheskih kultur Vnutrennei Azii [Amdo in the context of interrelations of the Inner Asian cultures. In Russ.]. IN: Vestnik RGNF, 2016, no 2 (83), pp. 11-25.

GARRI, I. R. Buddizm i politika v Tibetskom raione KNR [Buddhism and Politics in the PRC. In Russ.]. Ulan-Ude, 2009, 319 p.

GARRI, I. R. Mongolskoe plemya, sateryavsheesya v Vostochnom Tibete [Mongolian tribe lost in the Eastern Tibet. In Russ.]. IN: ARD, October 25, 2017 [on-line]. Available at: http://asiarussia.ru/blogs/18104/

Tibet. Pravda, osnovannaya na faktah [Tibet. Proving truth from facts In Russ.]. Department of Information and International Relations. Central Tibetan Administration of H. H. The Dalai Lama. Dharamsala, 1993.

USOV, V. N. Istoriya KNR [History of the PRC. In Russ.]. In 2 vols. Vol 1. Moscow, AST, Vostok-Zapad publ., 2006, 812 p.

ARJIA Rinpoche. Tsagyin belgedegch naran cholo [Sun lights as harbingers of the dawn. In Mong]. Ulaabaatar, 2010, 326 p.

AJA-ROSAN-TUPUTEN (Aja-rinpoche hassei). Aja-Rinpoche Kaisoroku. Mongoru-jin chibetto bukkyo: shido:sha-ni yoru chu:goku shihaika yonjuhachi nen-no kiroku [Memoirs of the Arjia Rinpoche. Mongol-Tibetan Buddhist monk about 48 years under the Chinese rule. In Jap.] Shu:ko:sha, 2018, 500 p.

AJIA Renpoche. Dunfeng shunshui: Ajia Renpochede yisheng he jinping cheqiande mimi [Life of the Arjia Rinpoche and the secret of the golden urn's lot. In Chin.] Taibei, Dakuai wenhua chuban gufen youxian gongsi, 2013, 571 p.

An overview of Sino-Tibetan dialog. The Official Website of the Central Tibetan Administration [on-line]. Available at: http://www.tibet.net.

ARJIA Rinpoche. Surviving the dragon: A Tibetan lama's account of 40 years under Chinese Rule / foreword by His Holiness the Dalai Lama. Rodale, 2010, 262 p.

FRENCH P. Tibet. A Personal History of a Lost Land. London, Harper-Collins, 2003.

SHAKYA, Ts. The Dragon in the Land of Snows. Columbia University Press, 1999; GOLDSTEIN, M. A History of Modern Tibet. Vol. 2: The Calm before the Storm: 1951-1955. Berkeley and Los Angeles, University of California Press, 2007, 674 p.

Nazis of Asia Set Out to Hoodwink the Free World. [On-line]. Available at: www.ibiblio.org/obl/reg.burma/archives/1999710/msg00147.html

SAUTMAN, B. “Demographic Annihilation” and Tibet. IN: SAUTMAN, B., DREYER, J. T. [eds.]. Contemporary Tibet. Politics, Development and Society in a Disputed Area. New York, M. E. Sharpe, Inc., 2006, pp. 230-257.

SHAKYA, Ts. The Dragon in the Land of Snows. Columbia University Press, 1999.

Tibetan Groups in India Protest Lhasa Arrests. United Press International (UPI), May 23, 1993.

Сведения об авторах

Гарри Ирина Регбиевна, доктор исторических наук, доцент, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, г. Улан-Удэ, Российская Федерация, 8-950-397-86-92, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About author

Garri Irina Regbievna, PhD in History, associate professor, Institute for Mongolian, Buddhist, and Tibetan Studies of the Russian Academy of Sciences, Ulan-Ude, Russian Federation, +7-950-397-86-92, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Сведения о грантах

Исследование проведено при финансовой поддержке: Государственное задание, проект XII.191.1.3. «Комплексное исследование религиозно-философских, историко-культурных, социально-политических аспектов буддизма в традиционных и современных контекстах России и стран Центральной и Восточной Азии» № АААА-А17-117021310263-7

Grant information

The research has been conducted upon state order and supported within the frameworks of project XII.191.1.3. “Comprehensive study of religious and philosophical, historical and cultural, social and political aspects of Buddhism in traditional and contemporary circumstances in Russia, Central Asia and Far Easr” (no. АААА-А17-117021310263-7).

В редакцию статья поступила 19.11.2018 г., опубликована (для цитирования):

Гарри, И. Р. Автобиография Арджа-ринпоче как источник по современной истории Тибета // Вестник архивиста. – 2019. - № 2. – С. 595-609. doi 10.28995/2073-0101-2019-2-595-609

Submitted 19.11.2018, published (for citation):

GARRI, I. R. Avtobiografiya Ardzha-rinpoche kak istochnik po sovremennoi istorii Tibeta [Autobiography of Arjia Rinpoche as a Source on the Tibetan History. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2019, no. 2, pp. 595-609. doi 10.28995/2073-0101-2019-2-595-609

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.