Искажения родословных потомками архиерейских служителей при утверждении в потомственном дворянстве

Печать PDF

УДК 94(47) + 929

DOI 10.28995/2073-0101-2019-2-572-582

А. В. Матисон

Центральный государственный архив города Москвы, г. Москва, Российская Федерация

Искажения родословных потомками архиерейских служителей при утверждении в потомственном дворянстве

Andrei V. Matison

Central State Archive of the City of Moscow, Moscow, Russian Federation

Distortions of Pedigrees by Descendants of Bishops' Servants when Approving Nobility by Birth

Аннотация

Фальсификации дворянских родословных не раз были предметом рассмотрения историков, однако исследователи до сих пор не обращались к изучению аналогичных фальсификаций архиерейскими служителями и их потомками. В силу неопределенности социального статуса, представители архиерейских детей боярских и приказных служителей прилагали все усилия для утверждения в потомственном дворянстве. Однако далеко не все они могли претендовать на включение в состав «благородного» сословия». В то же время, их потомки, получив в статской или военной службе чины, дающие право на приобретение потомственного дворянства, тем не менее, всячески стремились добиться причисления к «древнему» дворянству, имевшему право на внесение в 6-ю часть губернских родословных книг. В статье рассмотрены именно два подобных случая искажения и прямой фальсификации собственных родословных потомками служителей Тверского архиерейского дома при утверждении в дворянстве в конце XVIII в. В первом случае правнук архиерейского дьяка коллежский асессор Петр Посников лишь голословно утверждал о принадлежности своих предков к «древнему» дворянству. Во втором случае потомок архиерейских детей боярских коллежский асессор Никита Воронов прямо фальсифицировал свою родословную, «исчислив» ее от однофамильных вологодских дворян. Посникову не удалось добиться причисления к «древнему» дворянству, а фальсифицированные доказательства Воронова были сочтены убедительными, он был внесен с семьей в 6-ю часть родословной книги Тверской губернии и позднее признан в «древнем» дворянстве Сенатом. В настоящей статье при изучении притязаний на дворянство Посникова и Воронова были рассмотрены материалы Тверского дворянского депутатского собрания, а для установления их реальной родословной – материалы писцовых и переписных описаний, а также делопроизводственные документы Тверского архиерейского дома. Оба случая наглядно показывают, как именно действовали потомки архиерейских служителей в своем стремлении добиться причисления к «древнему» дворянству.

Abstract

Falsifications of noble pedigrees have repeatedly been subject of historical studies, but researchers have not yet turned to the study of similar falsifications made by bishops’ servants and their descendants. Due to uncertainty of their social status, representatives of bishops’ boyar scions and ministry clerks made every effort to establish their nobility by birth. However, not many could apply for integration into gentlefolk. At the same time, their descendants, having gained the right to receive hereditary titles through military service, nevertheless, were at pains to achieve affiliation to “ancient” nobility to have the right to include their names in the part 6 of the gubernia genealogical books. This article describes two cases: distortion and outright falsification of private pedigrees made in the late 18th century by descendants of the Tver bishop's house servants when approving their nobility. In the first case, the great-grandson of the bishop's dyak, collegiate assessor Peter Posnikov only maintained his ancestors’ “ancient” nobility. In the second case, the descendant of the bishop’s boyar scions, collegiate assessor Nikita Voronov directly falsified his pedigree by “reading” it from homonimous nobles of Vologda. Posnikov failed to achieve his affiliation to the “ancient” nobility. Voronov’s fabricated evidence was judged convincing, and he and his family were mentioned in the part 6 of the genealogy book of the Tver guberbia and later recognized as “ancient” nobility by the Senate. In order to investigate Posnikov and Voronov’s claims to nobility, the author has studied the materials of the Tver Gubernia Noble Assembly of Deputies. To establish their original pedigree, the materials of scribe and census descriptions, as well as office documentation of the Tver bishop's house, have been used. Both cases are illustrative of how the descendants of the bishops' servants pursued their desire to achieve affiliation to “ancient” nobility.

Ключевые слова

Источники, дворянство, архиерейские служители, фальсификации родословных, XVIII век, Тверской архиерейский дом.

Keywords

Sources, nobility, bishops' servants, falsification of pedigrees, 18th century, Tver Bishop's house.

Проблема фальсификации родословных представителями дворянских родов не раз привлекала внимание исследователей. Еще в начале XX в. в своих знаменитых «Лекциях по русской генеалогии» эту тему поднимал Л. М. Савелов. Вместе с тем, насколько известно, в исторической литературе не рассматривались примеры искажения своих родословных потомками лиц, состоявших на службе в XVII-XVIII вв. при архиерейских домах и составлявших совершенно особую категорию в социальной структуре России.

Часть из них принадлежала к «служилым по отечеству», в том числе и к древнему дворянству. Вместе с тем, далеко не все подвизавшиеся при архиерейских домах были представителями дворянских родов. С одной стороны, исследователи фиксировали преимущественное происхождение приказной верхушки архиерейских домов и архиерейских детей боярских из среды «служилых по отечеству», одновременно отмечая что, со временем, даже в их числе (особенно во второй половине XVII в.) оказывается немало выходцев и из непривилегированных социальных категорий.

В XVIII в. перед многими потомками архиерейских служителей, не желавшими оказаться в числе податного населения, встала задача доказать свое дворянское происхождение. Особое значение это приобрело после того, как в 1721 г. было решено не включать в подушный оклад только тех архиерейских детей боярских, «которые от шляхетства, считая от деда». Вновь эта проблема стала актуальной после издания в 1785 г. «Грамоты на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства», предусматривающей, в частности, учреждение особых родословных книг, для внесения в которые необходимо было представить доказательства «благородного происхождения».

В числе претендентов на внесение в родословные книги оказались и потомки бывших архиерейских служителей, причем, некоторые из них стремились приписаться к «древнему» дворянству, не имея на это оснований. Ниже рассмотрены два подобных случая, когда в дворянскую родословную книгу Тверской губернии были внесены потомки служителей местного архиерейского дома, исказившие и отчасти фальсифицировавшие свои родословные.

В 1795 г. в Тверское дворянское депутатское собрание подал прошение о внесении в родословную книгу местный помещик, коллежский асессор Петр Иванович Посников. Дворянство самого Посникова сомнение не вызывало, учитывая, что он имел гражданский чин, дающий право на потомственное дворянство. До этого он находился в военной службе, где получил первый офицерский чин еще в 1762 г. и закончил ее в Ингерманландском пехотном полку с чином капитана. Вместе с тем, Посников претендовал на причисление именно к «древнему» дворянству и писал в прошении: «имею я за собою и поднесь во владении наследственное предков моих жалованное им недвижимое имение, и оные предки мои верстаны были с дворяны разными поместными окладами». Документов, доказывающих это утверждение, Посников в дворянское собрание не представил. Интересно, что ранее аналогичное прошение в Герольдию подавал его отец коллежский регистратор Иван Михайлович Посников. К прошению Иван Посников приложил свидетельство за подписью более 50 дворян «в древности нашего рода дворянского». Однако, за непредставлением других документов, доказательства были сочтены Герольдией неубедительными. В случае с Петром Посниковым депутатское собрание признало за ним права на потомственное дворянство и внесло его с семьей в 3-ю часть местной родословной книги (по гражданскому чину).

Соответственно, при подаче прошения в дворянское собрание данные были фальсифицированы Никитой Аврамовичем Вороновым. Сам он, как и Петр Посников, имел право на потомственное дворянство только по своему чину и на внесение в 3-ю часть родословной книги. Оснований для сопричисления к «древнему» дворянству у Воронова не было, но он воспользовался наличием однофамильного дворянского рода, служившего по Вологде, и «исчислил» свое родословие именно от него.

Приведенные примеры показывают, что в силу неустойчивости и даже отчасти неопределенности своего социального статуса некоторые потомки архиерейских служителей стремились не просто добиться утверждения в потомственном дворянстве (даже имея на это право по полученным чинам), но непременно приписаться к «древнему» дворянству и быть внесенными в 6-ю часть родословных книг.

Список литературы

Гневашев, Д. Е. Двор вологодского архиепископа в XVII в. // Региональные аспекты исторического пути православия: архивы, источники, методология исследований: материалы межрегиональной научной конференции. Вып. 7: Историческое краеведение и архивы. – Вологда, 2001. –– С. 139-149.

Покровский, И. М. Казанский архиерейский дом, его средства и штаты, преимущественно до 1764 года. – Казань: Центральная типография, 1906. – 308 с.

Савелов, Л. М. Лекции по русской генеалогии, читанные в Московском археологическом институте. – М.: Археографический центр, 1994 [репринтное переиздание книги 1908]. – 303 с.

References

GNEVASHEV, D. E. Dvor vologodskogo arkhiepiskopa v XVII v. [The court of the Archbishop of Vologda in the 17th century. In Russ.]. IN: Regionai’nye aspekty istoricheskogo puti pravoslaviya: arkhivy, istochniki, metodologiya issledovanii: materialy mezhregional’noi nauchnoi konferentsii [Regional aspects of the historical development of the Orthodoxy: Archives, sources, research methodology: Materials of the transregional scientific conference]. Issue 7: Istoricheskoe kraevedenie i arkhivy [Local history and archives]. Vologda, 2001, pp. 139-149.

POKROVSKII, I. M. Kazanskii arkhiereiskii dom, ego sredstva i shtaty, preimushchestvenno do 1764 goda [Kazan bishop's house, its funds and staff, mainly until 1764. In Russ.]. Kazan, Tsentral’naya tipografiya publ., 1906, 308 p.

SAVELOV, L. M. Lektsii po russkoi genealogii, chitannye v Moskovskom arheologicheskom institute [Lectures on Russian genealogy given at the Moscow Archeaological Institute. In Russ.]. Moscow, Arkheograficheskii tsentr publ., 1994 [reprint of the book 1908], 303 p.

Сведения об авторах

Матисон Андрей Викторович, доктор исторических наук, Центральный государственный архив города Москвы, заведующий сектором, г. Москва, Российская Федерация, 8-916-537-75-74, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About author

Matison Andrej Victorovich, PhD in History, Central State Archive of the City of Moscow, sector head, Russian Federation, +7-916-537-75-74, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 31.12.2018 г., опубликована (для цитирования):

Матисон, А. В. Искажения родословных потомками архиерейских служителей при утверждении в потомственном дворянстве // Вестник архивиста. – 2019. - № 2. – С. 572-582. doi 10.28995/2073-0101-2019-2-572-582

Submitted 31.12.2018, published (for Citation):

MATISON, A. V. Iskazheniya rodoslovnykh potomkami arkhiereiskikh sluzhitelei pri utverzhdenii v potomstvennom dvoryanstve [Distortions of Pedigrees by Descendants of Bishops' Servants when Approving Nobility by Birth. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2019, no. 2, pp. 572-582. doi 10.28995/2073-0101-2019-2-572-582

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.