Отношение крестьянского населения Казанской губернии к женскому обучению в начальных школах. Вторая половина XIX - начало XX в.

Печать PDF

УДК 94(470 + 94(470.41))

DOI 10.28995/2073-0101-2019-2-449-457

Ю. Е. Железнякова

Казанский государственный энергетический университет, г. Казань, Российская Федерация

Отношение крестьянского населения Казанской губернии к женскому обучению в начальных школах. Вторая половина XIX - начало XX в.

Yulia E. Zheleznyakova

Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russian Federation

Attitude of the Kazan Gubernia Peasants towards Women's Primary Education: The Second Half of the 19th — Early 20th Century

Аннотация

В статье сконцентрировано внимание на проблеме отношения крестьян к обучению представительниц женского пола в сельских школах Казанской губернии, которое прослеживается по архивным и опубликованным источникам различного характера — делопроизводственных материалов различных структур, обеспечивающих функционирование школ, статистических документах, материалах периодической печати и других. Крестьяне в дореволюционной России составляли подавляющую часть населения. Это в полной мере относится к Казанской губернии. Она относилась к числу сельскохозяйственных регионов России. Особенность губернии проявлялась в ее полиэтничном и поликонфессиональном составе населения: в ней проживали русские, татары, чуваши, мари, мордва, удмурты и представители других народов. Фактором модернизации России второй половины XIX — начала XX в., значимым культуросозидающим институтом, действовавшим во благо духовного и материального развития народных масс, стала земская школа. Играя ключевую роль в развитии народного образования, она давала не только элементарную грамотность, но и способствовала включению в гражданскую жизнь миллионов крестьян, освободившихся от крепостной зависимости. Параллельно в земствах предпринимались попытки решения и так называемого «женского вопроса». Считая, что женщина должна стать полноправным членом общества, земцы стремились сделать начальное образование всеобщим. Большинство сельских школ в Казанской губернии были инородческими и смешанными, в них обучались дети различного этнического происхождения. На протяжении длительного периода среди учащихся преобладали мальчики, так как считалось, что женщине-крестьянке грамотность не нужна. Взгляд крестьян на образование девочек и женщин со временем менялся, постепенно росло осознание необходимости их обучения. Заметный толчок в этом направлении произошел в годы Русско-японской и Первой мировой войн.

Abstract

This article focuses on the problem of peasants’ attitude towards female education in rural schools of the Kazan gubernia. The author draws on a variety of archival and published sources: documents of management and record keeping of institutions responsible for schools functioning, statistical data, periodicals, etc. In pre-revolutionary Russia, peasants constituted the vast majority of the population. This fully applies to the Kazan gubernia, one of Russian agricultural regions. The specificity of the gubernia was in its multi-ethnic and multi-confessional population structure: the Russians, the Tatars, the Chuvash, the Mari, the Mordvins, the Udmurt, etc. An important factor in Russian modernization of the second half of the 19th - early 20th century was Zemstvo school, a significant sociocultural institution contributing to spiritual well-being and material welfare of the masses. It promoted basic literacy and, more importantly, inclusion of millions of liberated peasants into civil life. Expansion of the Zemstvo schools network was a step towards universal primary education. Zemstvo also attempted to solve the so-called “women’s question.” Believing that woman should be full member of the society, Zemstvo delegates sought to make primary education universal. The majority of rural schools in the Kazan gubernia were Zemstvo schools, where children of both sexes were trained, but for a long period of time boys predominated. For a long time it was believed that a woman does not need literacy, it was deemed a luxury. Farmers’ views on the education of girls and women changed over time, awareness of the need for their training grew. A noticeable progress occurred in the days of the Russo-Japanese War and World War I.

Ключевые слова

Исторические источники, сельская школа, земская школа, народная школа, состав учащихся, гендерный состав учеников, отношение крестьян к обучению, женское обучение, женский вопрос.

Keywords

Historical sources, rural school, Zemstvo school, folk school,

composition of students, gender composition of students, attitude of peasants towards education, women’s education, women’s question.

Социокультурная история регионов дореволюционной России, в том числе, история образования различных групп населения относится к числу актуальных и недостаточно изученных тем в отечественной историографии. В статье сконцентрировано внимание на проблеме отношения крестьян Казанской губернии к обучению представительниц женского пола в сельских школах. В дореформенный период одной из характерных черт Казанской губернии было преобладание сельского населения над городским (соответственно 93,6% и 6,4%). К началу XX в. подавляющее большинство сельчан были неграмотными. По данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. в Казанской губернии проживало 2 170 665 человек (1 059 388 мужского пола и 1 111 277 женского пола). Грамотных было лишь 17,9%.

В 1864–1865 гг. в уездах губернии существовало от 8 до 23 различных начальных школ. В школах учились, как правило, мальчики. Патриархальные отношения в семье, зависимое положение женщин формировали распространенное мнение среди крестьян, что женщине грамотность не нужна. В Казанской губернии ключевую роль в развитии народного образования, в том числе, женского, сыграла земская школа. Наибольшее распространение получили одноклассные однокомплектные трехгодичные сельские школы для русских мальчиков и девочек, и четырехгодичные для нерусских, или смешанного типа. В школе было три отделения, всего обучалось 50-60 учеников. Общее количество земских школ постепенно увеличивалось, достигнув 1 073 к началу 1917 г. Наибольшая часть преподавательского состава была представлена женщинами, выходцами из крестьян.

В большинстве земских школ Казанской губернии мальчики и девочки обучались совместно. Раздельное обучение было только в некоторых русско–татарских школах, а также там, где имелось два школьных помещения. Совместному обучению детей обоего пола придавалось особое значение. Учителя отмечали позитивный характер совместного обучения мальчиков и девочек, особенно для мальчиков, которые привыкали относиться к девочкам как к своим товарищам. Однако совместное обучение имело возрастные ограничения. По Положению о начальных народных училищах 25 мая 1874 г. в школе с мальчиками могли учиться девочки не старше двенадцати лет.

Об изменении отношения крестьян к обучению девочек могут свидетельствовать статистические данные. Так, если в 1874 г. во всех сельских школах губернии количество учащихся составляло 9 439 человек, из них девочек 872 человек (9,2%), то в 1884 г. только в земских школах – 17 467 человек, девочек — 2 788 (16%), в 1914 г. — 64 147, девочек — 17 896 (27,9%). Как видим, количество учениц постепенно увеличилось, однако в процентном отношении оставалось меньшим по сравнению с учениками-мальчиками. Также нужно учитывать, что число желающих учиться было больше. Так, по причине тесноты помещения в 1910 г. в губернии было отказано в приеме в земскую школу 2 040 ребятам (в том числе 591 девочке).

В земских школах обучались представители народов, населявших Казанскую губерни. Среди учащихся — 21,2% девочек из русских, 3,5% из чуваш, 1,6% из мари, 0,3% из татар, 0,2% из мордвы, 0,1% из удмуртов. Необходимо отметить, что из русских школьников соотношение мальчиков и девочек было примерно 2:1. Девочек из других народностей обучалось заметно меньше, чем мальчиков (у чуваш и мордвы — 5:1, мари и татар — 4:1; удмуртов — 3:1).

В вероисповедном отношении 97,8% учащихся земских школ Казанской губернии были православными христианами. Остальные — представители старообрядцев, мусульман, язычников, неправославных христиан.

Если из крестьянских семей учились преимущественно мальчики (девочек было 26,5%), то из семей других сословий (духовного сословия, мещан, купцов, нижних воинских чинов) мальчиков и девочек было поровну.

Рассматривая уровень грамотности семей школьников, можно увидеть, что грамотные родители осознаннее относились к обучению своих дочерей. Данные земского обследования 1904 г. показывают, что процентное отношение девочек-школьниц из грамотных семей (80,8%) даже превосходило количество учащихся мальчиков (72,2%).

В заметке В. Клетского «Война и деревенская женщина» читаем: «Мы видим теперь неслыханное явление в деревне: начинают учиться грамоте женщины в тридцать-сорок лет». Женщинам, оставшимся без мужей, пришлось заниматься делами, которые раньше вели мужья. «И вот тут–то стала очевидной вся нелепость, вся дикость старой житейской пословицы: «У женщины волос долог, да ум короток. Зачем, де, мол, девченок учить? Выплыла в сознании всех роль грамоты, умения разобраться в сложной обстановке жизни». Война, безусловно являясь народным бедствием, тем не менее, способствовала развитию самосознания крестьян и переоценке многих ценностей, в том числе, связанных с женским образованием.

Список литературы

Днепров, Э. Д., Усачева, Р. Ф. Женское образование в России. – М.: Дрофа, 2009. – 286 с.

Железнякова, Ю. Е. Земская школа Казанской губернии: 1865–1917 гг. – Казань: Казан. гос. энерг. ун–т, 2005. – 204 c.

Литвин, А. А. Российская провинция второй половины XIX-начала ХХ столетия в отечественной историографии. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. – 172 с.

Пушкарева, Н. Л. Исторический опыт женского образования в России и вызовы современности // Теория и практика реализации гендерного подхода в образовании: сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Физматкнига, 2016. – С. 50–62.

Смыков, Ю. И. Крестьяне Среднего Поволжья в период капитализма (социально–экономическое исследование). – М.: Наука, 1984. – 230 с.

References

DNEPROV, E. D. USACHEVA, R. F. Zhenskoe obrazovanie v Rossii [Women’s education in Russia. In Russ.]. Moscow, Drofa publ., 2009. 286 p.

ZHELEZNYAKOVA, Yu. E. Zemskaya shkola Kazanskoi gubernii: 1865–1917 gg. [Zemstvo school in the Kazan gubernia: 1865–1917. In Russ.]. Kazan, Kazan. gos. energ. un–t publ., 2005, 204 p.

LITVIN, A. A., KORNILOVA, I. V., MAGSUMOV, T. A. Rossiiskaya provintsiya vtoroi poloviny XIX-nachala ХХ stoletiya v otechestvennoi istoriografii [Russian province of the second half of the 19th – early 20th century in the Russian historiography. In Russ.]. Kazan, Izd-vo Kazan. un-ta publ., 2015, 172 p.

PUSHKAREVA, N. L. Istoricheskii opyt zhenskogo obrazovaniya v Rossii i vyzovy sovremennosti [Historical experience of women’s education in Russia and challenges of modernity. In Russ.]. IN: Teoriya i praktika realizatsii gendernogo podkhoda v obrazovanii: sb. materialov Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Theory and practice of gender approach in education: Proceedings of the all-Russian research-to-practice conference]. Moscow, Fizmatkniga publ., 2016, pp. 50–62.

SMYKOV, Yu. I. Krest'yane Srednego Povolzh'ya v period kapitalizma (sotsial'no-ekonomicheskoe issledovanie) [Peasants of the Middle Volga region during the period of capitalism (socio–economic research). In Russ.] Moscow, Nauka publ., 1984. 230 p.

Сведения об авторах

Железнякова Юлия Евгеньевна, кандидат исторических наук, доцент, Казанский государственный энергетический университет, кафедра менеджмента, доцент, г. Казань, Российская Федерация, 8-843-519-42-91, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About author

Zheleznyakova Julia Evgen'evna, PhD in History, associate professor, Kazan State Power Engineering University, department of management, associate professor, Kazan, Russian Federation, +7-843-519-42-91, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 2.06.2018 г., опубликована (для цитирования):

Железнякова, Ю. Е. Отношение крестьянского населения Казанской губернии к женскому обучению в начальных школах. Вторая половина XIX - начало XX в. // Вестник архивиста. – 2019. - № 2. – С. 449-457. doi 10.28995/2073-0101-2019-2-449-457

Submitted 2.06.2018, published (for citation):

ZHELEZNYAKOVA, Yu. E. Otnoshenie krest'yanskogo naseleniya Kazanskoi gubernii k zhenskomu obucheniyu v nachal'nykh shkolakh. Vtoraya polovina XIX - nachalo XX v. [Attitude of the Kazan Gubernia Peasants towards Women's Primary Education: The Second Half of the 19th — Early 20th Century. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2019, no. 2, pp. 449-457. doi 10.28995/2073-0101-2019-2-449-457

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.