«В дни мирных переговоров на фронте». История изучения кинофильма Скобелевского комитета 1917 г.

Печать PDF

УДК 94(47)+94(791.229.4)

DOI 10.28995/2073-0101-2019-1-39-57

Г. Е. Малышева

Российский государственный архив кинофотодокументов, г. Красногорск, Российская Федерация

«В дни мирных переговоров на фронте». История изучения кинофильма Скобелевского комитета 1917 г.

Galina E. Malysheva

Russian State Archive of Film and Photo Documents, Krasnogorsk, Russian Federation

“In the Lines in the Days of Peace Negotiations.” History of Studying the 1917 Skobelev Committee Film

Аннотация

Статья посвящена истории изучения фильма Скобелевского комитета «В дни мирных переговоров на фронте», созданного в 1917 г. Описание и изучение киносюжета, начатое в 1930-е гг., продолжается до настоящего времени. Многие сюжеты советским киноархивистам не удалось описать, или они были описаны в обобщенном виде. Так как первые архивисты кино- и фото индустрии не могли знать в полном объеме всей специфики съемок, в процессе их аннотирования было допущено много ошибок. К тому же на некоторые описи тематические карточки в каталог не составлялись. В исследовании описано, как архивисты расшифровывали снятые на пленки события, устанавливали персоналии, фамилии операторов съемок, выявляли позитивные копии разной длины и негативные сюжеты фильма в фондах архива, проводили дополнительные исследования и расшифровку съемок. В результата установлено, что фильм «В дни мирных переговоров на фронте», посвященный началу в декабре 1917 г. германо-советских переговоров, завершившихся подписанием Брест-литовского мирного договора в марте 1918 г., имеет заголовок, заключительный титр с указанием производителя, 12 внутренних титров и последовательно смонтированные сюжеты: группа железнодорожников, солдат и жителей г. Двинска около восьмидюймового германского снаряда; Иллукст - железнодорожное полотно, разрушенные здания, проволочные заграждения (на переднем плане стоят русские и германские солдаты); русские окопы, панорама по линии русских укреплений, вид пункта Красного Креста; братание русских и германских солдат, которые держат плакат с надписью на русском и немецком языках «Пролетарии всех стран соединяйтесь. Да здравствует интернационал»; М. Е. Кольцов беседует с немецким офицером; похороны русского генерала В. Е. Скалона в Брест-Литовске: процессия движется к поезду, перенесение его тела к поезду на русской стороне, офицеры германского штаба Восточного фронта во время похорон, русские офицеры и солдаты у гроба, установленного на лафете тяжелого орудия; сюжет, снятый в Двинске: комиссар 5-й армии Н. Д. Собакин с сотрудниками штаба, русские солдаты у здания военно-революционного армейского Исполнительного комитета, в автомобиле сидят члены Двинского военно-революционного комитета, делегаты Охтенского порохового завода у входа в здание Комитета. Опровергнуто утверждение, что на церемонии прощания с В. Е. Скалоном присутствовал главнокомандующий германскими войсками на Восточном фронте генерал-фельдмаршал принц Леопольд Баварский, в фильме этих кадров нет, т. к. у принцу на момент съемок был 71 год, у него была седая борода и узнать его не составляло бы труда. В дальнейшем архивисты планируют, если появятся новые источники информации, подтвердить предположения о снятых в сюжетах лицах и найти их биографии, а с помощью новых технологий из двух сохранившихся разной длины позитивных копий попытаются восстановить первоначальный вариант фильма.

Abstract

The article reviews the history of studying the Skobelev Committee film “In the Lines in the Days of Peace Negotiations,” which was created in 1917. Description and analysis of the film began in 1930s and still continues today. Many scenes were described by the Soviet film archivists quite broadly or not at all. As they did not possess the full information about the particularities of the filming, the first archivists made many mistakes in annotating. Moreover, for several descriptions no thematic cards were filed. The study recounts how the archivists interpreted the events on film, identified individuals, ascertained the names of the cameramen, found positive copies of various length and negative scenes from the film in the archival fonds, conducted supportive research and film interpretation. The study has established that the film “In the Lines in the Days Peace Negotiations” meant to coincide with the German-Soviet peace negotiations which began in December 1917 and resulted in signing of the Treaty of Brest-Litovsk in March 1918. The film is titled and has a closing caption with the name of its producer. There are 12 other captions; the scenes arr assembled in the following sequence: a group of railroadmen, soldiers and citizens of Dvina near a 8 inch Howitzer shell; Illukst with its destroyed railroad tracks, ruined buildings and barbed-wire entanglement (in front there are Russian and German soldiers); Russian trenches and the view of the Russian defense lines and the Red Cross post; fraternization of Russian and German soldiers who are holding a placard with “Workers of all lands, unite! All hail the International” written in Russian and German; M. E. Koltsov talks to a German officer; the burial of the Russian general V. E. Skalon in Brest-Litovsk (procession goes to the train, the body is born to the Russian side, officers of the German Western Front stuff at the burial, Russian soldiers and officers by the coffin which is set on a gun carriage); a scene filmed in Dvinsk (the 5th Army commissar N. D. Sobakin with the stuff, Russian soldiers near the building of the Army Military Revolutionary Executive Committee, members of the Dvinsk Military Revolutionary Committee in a car, delegates from the Okhta gun powder factory at the Committee entrance). The research has refuted the claim that the Field Marshal Prince Leopold of Bavaria, commander-in-chief of the German Armies on the Western front, was present at the funeral of V. E. Skalon: at the time he was a 71-year-old man with a recognizable white beard and yet he is nowhere on the film. If there are found new sources of information, the archivists are going to identify the people on the film, study their biographies, and attempt to reassemble the original version of the film using new technologies.

Ключевые слова

Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД), фильм «В дни мирных переговоров на фронте», Первая мировая война, монтажные листы, расшифровка, операторы, Скобелевский комитет, Брест-Литовск, В. Е. Скалон, Н. Д. Собакин, М. Е. Кольцов.

Keywords

Russian State Archive of Film and Photo Documents (RGAKFD), film “In the Lines in the Days Peace Negotiations,” World War I, shot lists, reconstruction, cameramen, Skobelev Committee, Brest-Litovsk, V. E. Skalon, N. D. Sobakin, M. E. Koltsov.

Работа киноархивиста, особенно с ранними съемками, имеет свои особенности. Для того, чтобы историки могли анализировать съемки и события, а киноработники их грамотно использовать в фильмах и телепередачах, архивистам необходимо привести материалы в порядок, всесторонне изучить и возможно точно их описать. Известно, что часть национализированных советским государством материалов российских кинофирм, поступавших на хранение в открытый в 1926 г. специализированный архив, были фрагментарно рассредоточены, некоторые планы на пленке выходили из строя по техническим причинам и их удаляли, чтобы спасти остальные. Копии иногда вообще не соответствовали друг другу - наблюдалась разница в их метраже и монтаже. Не все планы имели последовательную нумерацию. Из-за отсутствия в середине 1920-х гг. кинопроекционной аппаратуры и пленки негативы не копировались. И при описании съемок архивисты могли их рассматривать только через лупу. А просмотр позитивной пленки на звукомонтажном столе занимает от 8 до 10 минут (в зависимости от метража ролика), изучение же кадров негатива на монтажном столе (моталке) вообще не поддается хронометражу. Поэтому многие сюжеты советским архивистам 1930-х гг. либо не удалось описать, либо описать обобщенно. Так как первые архивисты кино- и фото индустрии не могли знать в полном объеме всей специфики, в процессе аннотирования съемок ими было допущено много ошибок. На некоторые описи тематические карточки в каталог не составлялись. Опыт архивистами набирался постепенно. Никаких наставников (что и как делать) у них в те времена практически не было. И мы благодарны первым архивистам за описи, так как без них вообще было бы практически невозможно заниматься анализом и восстановлением первоначального монтажа кинодокументов.

Когда пришло время детально заняться каждым ранним кинодокументом, архивисты стали изучать историю киноорганизаций, искали информацию о первоначальном составе, монтаже и содержании съемок фильмов и журналов, расшифровывали события, устанавливали дату, место съемки и снятых лиц. При этом, в процессе исследования архивистам приходится пересматривать множество кинороликов, выявлять и анализировать их копии, изучать монтаж киноматериалов, наличие или отсутствие склеек на негативах и позитивах, последовательную стартовку и размер планов, авторские рукописные надписи на пленке, шрифт, фабричные марки, заголовки и завершающие титры, технические приемы съемок (например, наличие панорамы и т. п.). В обязательном порядке исследуются внешние признаки съемок (например, тексты плакатов и различных названий, особенности одежды, внешнего вида людей и объектов съемки). В работе для уточнения съемок привлекались и работы историков, иллюстрации из прессы и фотоматериалы архива. Выявлялись фамилии операторов съемок, и, когда удавалось найти такую информацию, это имело для архива большое значение, так как операторы в титрах ранних фильмов и журналов не указывались. После завершения расшифровки архивисты восстанавливали первоначальный (или приближенный к первоначальному) монтаж кинодокументов (в том числе из различной длины копий в соответствии с найденными данными о первоначальном монтаже и составе съемок). Затем строго по последовательной нумерации планов составлялись новые монтажные листы со сносками на события (с точной датировкой) и краткими биографиями снятых лиц. И, надо сказать, что когда обнаруживается новая информация о кинодокументе, архивисты монтажный лист перерабатывают, хотя это может растянуться на годы.

В значительной мере все это относится к фильму Скобелевского комитета «В дни мирных переговоров на фронте», который (в соответствии с Декретом о мире в октябре 1917 г.) был посвящен началу контактов руководителей большевистской партии с германским верховным командованием.

Фильм «В дни мирных переговоров на фронте» имеет заголовок, заключительный титр с указанием производителя, 12 внутренних титров и такие, последовательно смонтированные сюжеты: группа железнодорожников, солдат и жителей г. Двинска около восьмидюймового германского снаряда; Иллукст - железнодорожное полотно, разрушенные здания, проволочные заграждения (на переднем плане стоят русские и германские солдаты); русские окопы, панорама по линии русских укреплений, по дороге идут солдаты, проезжают повозки, вид пункта Красного Креста; братание русских и германских солдат, которые держат плакат с надписью на русском и немецком языках «Пролетарии всех стран соединяйтесь. Да здравствует интернационал»; М. Кольцов беседует с немецким офицером; похороны русского генерала В. Е. Скалона в Бресте: процессия движется к поезду, перенесение его тела к поезду на русской стороне, офицеры германского штаба Восточного фронта во время похорон, русские офицеры и солдаты у гроба, установленного на лафете тяжелого орудия. Далее сюжет, снятый в Двинске: комиссар 5-й армии Н. Д. Собакин с сотрудниками штаба, русские солдаты у здания военно-революционного армейского Исполнительного комитета, в автомобиле сидят члены Двинского военно-революционного комитета, делегаты Охтенского порохового завода у входа в здание Комитета. В дальнейшем архивисты планируют, если появятся новые источники информации, подтвердить предположения о снятых в сюжетах лицах и найти их биографии, а с помощью новых технологий из двух сохранившихся разной длины позитивных копий попытаются восстановить первоначальный вариант фильма.

Список литературы

Базанов, С. Н. Великая война: Как погибала русская армия. – М.: Вече, 2014. – 404 с.

Ганин, А. В. «Я больше жить не могу…» // Родина. - 2016. - № 8. – С. 31-35.

Из истории кино. Материалы и документы. Вып. 5. - М.: Изд-во АН СССР, 1962. – 176 с.

Листов, В. С. История смотрит в объектив. – М.: Искусство, 1974. – 224 с.

References

BAZANOV, S. N. Velikaya voina: Kak pogibala russkaya armiya [The Great War: How perished the Russian army. In Russ.]. Moscow, Veche publ., 2014, 404 p.

GANIN, A. V. “Ya bol'she zhit' ne mogu…” [I can’t stand living any longer. In Russ.]. IN: Rodina, 2016, no. 8, pp. 31-35.

Iz istorii kino. Materialy i dokumenty [From the history of cinema. In Russ.]. Issue 5. Moscow, Izd-vo AN SSSR publ., 1962, 176 p.

LISTOV, V. S. Istoriya smotrit v ob"ektiv [The is looking through the lens. In Russ.]. Moscow, Iskusstvo publ., 1974, 224 p.

Сведения об авторах

Малышева Галина Евгеньевна, историк, ветеран-исследователь Российского государственного архива кинофотодокументов, г. Красногорск Российская Федерация, 8-495-562-23-46; Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About author

Malysheva Galina Evgenievna, historian, veteran of the Russian State Archive of Film and Photo Documents, Russian Federation, Krasnogorsk, Moskow region; +7-495-562-23-46; Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 13.09.2018 г., опубликована (для цитирования):

Малышева, Г. Е. «В дни мирных переговоров на фронте». История изучения кинофильма Скобелевского комитета 1917 г. // Вестник архивиста. – 2019. - № 1. – С. 39-57. doi 10.28995/2073-0101-2019-1-39-57

Submitted 13.09.2018, published (for citation):

MALYSHEVA, G. E. “V dni mirnykh peregovorov na fronte”. Istoriya izucheniya kinofil'ma Skobelevskogo komiteta 1917 g. [“In the Lines in the Days of Peace Negotiations.” History of Studying the 1917 Skobelev Committee Film. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2019, no. 1, pp. 39-57. doi 10.28995/2073-0101-2019-1-39-57

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.