«Заставить улицу жить радостью торжества». В. Э. Мейерхольд и художественное оформление демонстраций

Печать PDF

УДК 94(47)+930.85

DOI 10.28995/2073-0101-2018-4-1103-1114

Е. В. Барышева

Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва, Российская Федерация

«Заставить улицу жить радостью торжества». В. Э. Мейерхольд и художественное оформление демонстраций

Elena V. Barysheva

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russian Federation

‘Galvanize the Streets to Life with Joy of Celebration.’ V. E. Meyerhold and Demonstration Decoration

Аннотация

Авангардный режиссер В. Э. Мейерхольд с энтузиазмом принял идеи Октябрьской революции 1917 г. Поиск новых театральных форм оказался для него взаимосвязан с агитационно-массовым искусством, в том числе с созданием концепции грандиозных празднеств в дни революционных праздников. В статье последовательно рассматриваются несколько документов, посвященных подготовке к празднованию в 1932 г. 15-летнего юбилея Октябрьской революции, связанных с деятельностью Центральной художественной комиссии (Октябрьской комиссии) при Моссовете. В работе комиссии принял участие и В. Э. Мейерхольд. В своем докладе «О художественном оформлении демонстраций» режиссер акцентировал внимание на основных отличительных особенностях демонстрации, рассматривая как сценическое пространство театрализованного представления праздника в ландшафте города, так и условно-образный язык сценографии театрализованного представления как часть стилистики праздничной культуры. К 1930-м годам уже сложилась определенная традиция и ритуалы празднования годовщин революции. В. Э. Мейерхольд не только раскрыл причины ошибок, свойственных всем праздничным мероприятиям 1930-х годов – пассивность, апатия участников демонстраций, штампы в оформлении, избыточность лозунгов – но и предложил рекомендации по художественному оформлению не только самих праздничных демонстраций, но и городских площадей, улиц, домов. По итогам совещания МГК ВКП(б) и Моссоветом была разработана серия методических рекомендаций и инструктивных указаний о порядке проведения и оформления праздничных демонстраций. Основной идей стало активное вовлечение в праздничные мероприятия самих демонстрантов, привлечение массовиков, физкультурников, эстрадных артистов, гармонистов, хора, оркестра, использование аллегорических знаков и эмблем. При этом все мероприятия контролировались и координировались центральной и районными комиссиями, функциями которых было также инструктирование предприятий по организации колонн демонстраций в едином стиле и по определенным темам.

Abstract

The avant-garde director V. E. Meyerhold accepted the ideas of the October Revolution of 1917 with enthusiasm. His search for new theatrical forms seemed interconnected with agitation mass art and grandiose festivities on the days of revolutionary holidays in particular. The article sequentially reviews several documents on preparation of the 15th anniversary of the October Revolution (1932) and activities of the Central Art Commission (the October Commission) under the Moscow Soviet. V. Meyerhold took part in the work of the Commission. In his report ‘On artistic design of demonstrations,’ Meyerhold underscored main features of the demonstration, he assessed stage space for theatrical presentation of the holiday within the urban landscape and conditional and imaginative idiom of the theatrical performance scenography as parts of the festive culture stylistics. A tradition and rituals of celebrating the revolution anniversaries had already taken shape by 1930s. V. Meyerhold evinced the causes of mistakes inherent in all festive events of 1930s, such as passivity and even apathy of participants, clichés in design, redundancy of slogans. Moreover, he made recommendations for decorating festive demonstrations and even city squares, streets, and houses. Following the meeting of the Moscow City Committee of the VKP(B) and of the Mossovet (Moscow Soviet of People's Deputies), a series of methodological recommendations and guidelines on the procedure for conducting and decorating holiday demonstrations was written. The main idea was to involve the demonstrators themselves in the festive events, to engage massoviks (organizers of popular cultural and recreational activities), athletes, entertainers, harmonists, chorus, orchestra, to use allegorical signs and emblems. And yet all activities were controlled and coordinated by central and district commissions, whose function was to instruct factories to organize demonstration columns with stylistic and topical continuity.

Ключевые слова

Источник, Советская праздничная культура, демонстрация, 15-летие Октябрьской революции, В. Э. Мейерхольд, художественное оформление, праздничный ритуал.

Keywords

Source, Soviet festive culture, demonstration, 15th anniversary of the October Revolution, V. E. Meyerhold, decoration, festive ritual.

Изучению советской праздничной культуры посвящено большое число исследований, в которых рассматривается система советских праздников и обрядов. Работы последних десятилетий расширили представления о социокультурных процессах, происходивших в 1920–1930-е гг. В социокультурных инновациях 1920–1330-х гг. активное участие принимал В. Э. Мейерхольд. Представляют интерес дискуссии, в результате которых складывались ритуалы советских праздничных мероприятий.

В 1920 г., к тому времени уже популярный режиссер В. Э. Мейерхольд, возглавлявший Театральный отдел (ТЕО) Наркомпроса, выступая с докладом «Об уязвимых местах театрального фронта», говорил: «Все разговоры об аполитичности искусства абсурдны. Элементы политики властно врываются в самый процесс творчества и в повседневную жизнь театра».

Стремление режиссера политизировать театральное искусство, насытить его агитационно-массовым содержанием приводило к разным формам театрального действа. Он мечтал, что театр будущего «сложится из элементов физической культуры, радости, простоты, солнечности, отдачи и порывов к всеобщему братскому всемирному единению», что театр «уйдет из театральных коробок в просторы природы», на площади городов и в заводские цеха.

«Лозунги Октября Искусств», опубликованные Мейерхольдом в 1921 г., призывали к поиску форм «для вулканирующего содержания современности».

Концепция грандиозных празднеств в дни революционных праздников, предложенная Секцией массовых представлений и зрелищ ТЕО в 1920-е гг., заключалась в вовлечении в праздничные мероприятия «широких народных масс не равнодушных и безучастных зрителей..., а живую толпу... Эта толпа … сама становится и участницей, и зрительницей».

В 1920-е гг. организацией и оформлением торжеств занималась Секция народных празднеств при Моссовете. А в 1932 г. к 15-летию Октябрьской революции для проведения юбилейных торжеств была создана Центральная художественная комиссия по оформлению Москвы к празднику.

В. Э. Мейерхольд принял активное участие в работе комиссии, выступив с докладом «О художественном оформлении демонстраций», в котором прозвучали не только советы как нужно оформлять праздничное движение демонстрантов, но и анализ ошибок, свойственных всем праздничным мероприятиям того времени. Сохранившийся в фонде В. Э. Мейерхольда Российского государственного архива литературы и искусства полный текст доклада, также, как и его публикация в 1932 г., позволяют судить о взглядах мастера на демонстрацию как массовый театрализованный праздник.

Обозначив главной темой доклада художественно-политическое и политико-музыкальное оформление демонстрации в день 15-й годовщины Октября, Мейерхольд останавливается на основных отличительных особенностях демонстрации, рассматривает как сценическое пространство театрализованного представления праздника в ландшафте города, так и условно-образный язык сценографии театрализованного представления как часть стилистики праздничной культуры. Он предлагает «по-новому» говорить о демонстрации, учитывая ту обстановку, в какой эта демонстрация будет проходить: «Одно только перечисление гигантов нашей индустрии, … вызывает к жизни образ мощи нашего Союза, образ грандиозной силы социалистической системы».

Текст напечатанного доклада претерпел ряд сокращений, особенно в той части, которая носила критический характер, раскрывавшей недостатки в организации предыдущих праздничных мероприятий. Среди них немаловажным было отношение рабочих к участию в таких демонстрациях: пассивность участников, отсутствие эмоционального подъема в ходе праздника, желание поскорее уйти: «Иногда кажется, всматриваясь в некоторые колонны, будто это поход безработных в Лондоне. … Будто импульсом к выходу послужило одно лишь желание вынести свое "бренное" тело на улицу, или будто какой-то силой направлены эти колонны на Красную Площадь. Отдав рапорт такая колонна, как только выпадает она из поля зрения наших вождей, сразу превращается в какое-то стадо, которое стремится поскорей свернуть свои знамена. Знаменосцы садятся на извозчика или усталые плетутся, волоча древко знамен по камням мостовых. Через минуту после торжественного прохождения мимо трибуны Мавзолея людей такой колонны уже ничто не интересует. Это дискредитирует наши демонстрации. … демонстрация не состоит только в том, чтобы отдать рапорт ("подписано и с плеч долой"), а потом "моя хата с краю"».

В инструкции «Как художественно оформить колонну демонстрантов» были учтены многие предложения участников дискуссии. Проекты художественного оформления, плакаты и художественные рапорты предприятий, как и проекты оформления площадей обязательно утверждались районными и Центральной комиссиями. В местах скопления демонстрантов каждому предприятию поручалось организовать «музыкально-эстрадные посты» с выступлениями поэтов, физкультурников, гармонистов, массовиков и затейников, хора и оркестра. Балконы следовало украшать цветами, красочными повязками, лентами, цветными шарами и даже карикатурами. Подчеркивалось, что при сохранении «ведущего значения красного цвета при оформлении всех политических лозунгов», нужно широко применять и другие цвета. Радиоцентрам поручалось радиофицировать площади и улицы, по которым проходили демонстранты. Не осталась без внимания идея выбора песенного репертуара: были разработаны инструкции как организовать массовое пение, в которых рекомендовалось петь новые пролетарские песни с энергией, весельем и напористостью.

Идеи Мейерхольда были восприняты партийным активом и фанатично доведены до обязательности исполнения в инструкциях и методических разработках.

Последней работой Мейерхольда, в которой отразились авангардные идеи режиссера стал сценарий выступления студентов Института Лесгафта на физкультурном параде в Москве во время Всесоюзного дня физкультурника, 18 июля 1939 г., который состоялся уже после его ареста.

Список литературы

Глебкин, В. В. Ритуал в советской культуре. – М.: Янус–К, 1998. – 168 с.

Головникова, О. В. Документы РГВА о трагической судьбе В. Э. Мейерхольда. К 90-летию Российского государственного военного архива // Вестник архивиста. – 2010. – № 4. – С. 123–150.

Гюнтер, Х. Тоталитарное искусство как синтез искусств // Соцреалистический канон. – СПб: Академический проект, 2000. – С. 7–15.

Малышева, С. Ю. Историческая мифология советских «революционных празднеств» 1917–1920 годов // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. – 2003. – № 10. – С. 231–254.

Рудницкий, К. Режиссер Мейерхольд. – M.: Наука, 1969. – 528 с.

Фельдман, О. М., Щербаков, В. А. Н. М. Тарабукин о В. Э. Мейерхольде. - М.: ОГИ, 1998. – 112 с.

References

GLEBKIN, V. V. Ritual v sovetskoi kul'ture [Ritual in Soviet culture. In Russ.]. Moscow, Yanus-K publ., 1998, 168 p.

GOLOVNIKOVA, O. V. Dokumenty RGVA o tragicheskoi sud'be V.E. Meierkhol'da. K 90-letiyu Rossiyskogo gosudarstvennogo voennogo arkhiva [Documents from the RGVA on the tragic fate of V.E. Meyerhold. To the 90th anniversary of the Russian State Military Archive. In Russ.] IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2010, no. 4, pp. 123–150.

GÜNTER, H. Totalitarnoe iskusstvo kak sintez iskusstv [Totalitarian art as synthesis of arts. In Russ.]. IN: Sotsrealisticheskii kanon [Socialist Realistic Canon. In Russ.]. St. Petersburg, Academicheskii proekt publ. 2000, pp. 7-15.

MALYSHEVA, S. Yu. Istoricheskaya mifologiya sovetskikh “revolyutsionnykh prazdnestv” 1917–1920 godov [The historical mythology of the Soviet ‘revolutionary festivals’ of 1917-1920. In Russ.] IN: Dialog so vremenem. Al'manakh intellektual'noi istorii [Dialogue with time. Almanac of intellectual history], 2003, no. 10, pp. 231-254.

RUDNITSKII K. Rezhisser Meierkhol'd [Director Meyerhold. In Russ.]. Moscow, Nauka publ., 1969, 528 p.

FEL’DMAN, O. M., SHCHERBAKOV, V. A. N. M. Tarabukin o V. E. Meierkhol'de [N.M. Tarabukin about V.E. Meyerhold. In Russ.]. Moscow, OGI publ., 1998, 112 p.

Сведения об авторах

Барышева Елена Владимировна, кандидат исторических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, заведующая кафедрой, г. Москва, Российская Федерация, 8-910-417-05-32, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About author

Barysheva Elena Vladimirovna, PhD in History, associate professor, Russian State University for the Humanities, head of department, Moscow, Russian Federation, +7-910-417-05-32, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 10.07.2018 г., опубликована:

Барышева, Е. В. «Заставить улицу жить радостью торжества». В. Э. Мейерхольд и художественное оформление демонстраций // Вестник архивиста. – 2018. - № 4. – С. 1103-1114. doi 10.28995/2073-0101-2018-4-1103-1114

Submitted 10.07.2018, published:

BARYSHEVA, E. V. “Zastavit' ulitsu zhit' radost'yu torzhestva”. V. E. Meierkhol'd i khudozhestvennoe oformlenie demonstratsii [‘Galvanize the Streets to Life with Joy of Celebration.’ V. E. Meyerhold and Demonstration Decoration. In Russ.]. Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2018, no. 4, pp. 1103-1114. doi 10.28995/2073-0101-2018-4-1103-1114

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.