Архивное этнографическое кино как исторический источник

Печать PDF

УДК 778.5.03.03.с(09)+778.5ср(092)

DOI 10.28995/2073-0101-2018-3-692-703

И. А. Головнев

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Архивное этнографическое кино как исторический источник

Ivan A. Golovnev

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography, Russian Academy of Sciences, St. Petersburg, Russian Federation

Archival Ethnographic Films as a Historical Source

Аннотация

В статье на основании текстовых и визуальных архивных документов исследуются особенности и информативные качества феномена советского этнографического кино, практически неизученного ни в этнографии, ни в киноведении. Анализируя показательный опыт первопроходцев направления этнокино в СССР, режиссера А. А. Литвинова и исследователя В. К. Арсеньева, автор прослеживает эффективную методологию их научно-кинематографического творчества: от стадии написания сценарных эскизов на основе научных текстов, через длительные полевые киноэкспедиции, до редактирования итоговых киноработ при участии научного консультанта. Выбор хронологических рамок исследования обосновывается тем, что рубеж 1920-х – 1930-х гг. – время развития направления этнографического кино в Советском Союзе, характеризовавшееся не только количественным, но и качественным развитием. За этот период была создана панорама фильмов этнографического содержания о различных народностях многонациональной страны Советов. И наиболее значительные из данных киноработ создавались при участии профессиональных ученых. В частности, результатом со-творчества А. А. Литвинова и В. К. Арсеньева стала серия этнографических киноработ об этнических сообществах Приморья (удэгейцы) и Камчатки (коряки, ламуты), заслуживших признание и широкого зрителя, и научной аудитории. Эти кинодокументы являются одними из первых визуальных свидетельств по этнографии народов Дальнего Востока. С этно-киноведческого ракурса, в статье сделаны выводы: этнографическое кино при соответствующем комплексном подходе, представляет собой особую форму исследовательского познания; итоговый фильм, как «документ» своего времени, при должной аналитической критике, является информативным историческим / этнографическим источником. Изучение малоисследованного пласта архивных этнографических фильмов представляет собой актуальное направление для широкого спектра гуманитарных изысканий, и его результаты заслуживают введения в активный научный оборот. А опыт их создателей представляет ценный практический пример для деятельности современных этнокинематографистов.

Abstract

The article draws on text and visual archival documents to study nature and informative value of Soviet ethnographic films. Ethnographic cinema is a phenomenon almost unstudied by both ethnography and cinematology. Analyzing an illustrative experience of film director A. A. Litvinov and researcher V. K. Arsenyev, who were at tip of the spear in Soviet ethnocinema, the author investigates effective methodology of their scientific and cinematographic work: from script based on scientific texts to lengthy ethnographic filming expeditions to editing of the films assisted by scientific advisors. The choice of the chronological framework rests on the fact that late 1920s – early 1930s was a time of growth for ethnographic filming in the Soviet Union, characterized by both quantity and quality of ethnographic films. It was a time when a panorama of ethnographic films about different peoples of the multinational Soviet country was created, in production of the most significant of these professional scientists were involved. A series of ethnographic films about ethnic groups of Primorye (the Udege), Kamchatka (the Koryaks, the Lamuts), and Chukotka (the Chukchi), a collaboration of A. A. Litvinov and V.K. Arsenyev, received recognition from the public, and also from the scientific community. These film documents are among first photovisual records on the ethnography of the peoples of the Far East. From the point of view of ethnographic cinematology, the article concludes that ethnographic films, if approached scientifically, become a form of research, film as a ‘document’ of the period providing historical and ethnographic data. Little-studied archival ethnographic films are a promising area of research, well deserving being included into the scholarship. Their creators’ experience is of practical interest for modern ethno-cinematographers.

Ключевые слова

Архивное этнографическое кино, исторический источник, визуальная антропология, история малочисленных народов СССР.

Keywords

Archival ethnographic films, historical source, visual anthropology, history of the small-numbered peoples of the USSR.

В отечественной научной традиции исторические источники принято классифицировать по различным параметрам: типам, родам, видам и прочим позициям. В рамках существующих классификаций прослеживается систематическая условность по отношению к малоизученной категории этнографического кино: оно относится, с одной стороны, к категории этнографических источников, с другой — кино-фото-фонодокументов; оказывается в группе изобразительных и звуковых источников – одновременно. Данное обстоятельство является отражением межвидовой природы этнографического кино – особой формы народоописания, параметры которой определяются наукой и искусством. Существуя на стыке этнографии и кинематографии, этнокино как средство познания представляет собой комплексный синтетический язык, и в результате является многослойным исследовательским источником. Поэтому, как верно заметил В. М. Магидов, этнографические фильмы и смежные с ними аудио-визуальные источники правомерно выделять в особую категорию – «кино-фото-фоно-документы по визуальной антропологии».

Объектом исследования в настоящей статье являются информативные качества этнографического кино как исторического / этнографического источника, опредмеченные через анализ малоизвестного пласта архивных кинофильмов этнографического содержания. Хронологические рамки данного исследования – рубеж 1920-х – 1930-х гг. – время подъема направления этнографического кино в СССР, когда были сформированы базовые методы создания этнографических фильмов. Следует отметить, что наиболее значительные этнофильмы упомянутого периода снимались при содействии профессиональных ученых: к примеру, В. А. Ерофеев снимал кинокартины о Памире в ходе комплексных исследовательских экспедиций, а О. Ю. Шмидт консультировал В. А. Шнейдерова при создании фильмов об Арктике. Но, пожалуй, наиболее показательным в истории советского этнографического кино был пример долговременного и целенаправленного сотворчества первопроходцев данного направления – режиссера Александра Аркадьевича Литвинова (1898–1977) и исследователя Владимира Клавдиевича Арсеньева (1872–1930) – создателей серии ставших классическими кинолент о народностях Дальнего Востока.

Ввиду отсутствия исследовательских монографий по истории советского этнографического кино, основную источниковую базу данного исследования составили архивные материалы. Именно уникальные личные архивы – полевые дневники и фотографии, личная и деловая переписка, документация и рукописи неопубликованных статей А. А. Литвинова и В. К. Арсеньева – дали возможность разработать ретроспективные вопросы исследования.

Как видно, с одной стороны, разноплановая теоретическая, сценарная и консультационная поддержка профессионалов научного цеха обеспечивала высокую степень этнографичности фильмов. С другой стороны – за необходимую кинематографичность кинопроизведений отвечали специалисты группы «Совкино». Камчатская киноэкспедиция продолжалась полтора года, в течение которых закаленный еще опытом съемок этнографических фильмов в Уссурийской тайге тандем – режиссер А. А. Литвинов и оператор П. М. Мершин – проводили долговременные наблюдения, «погружаясь» в снимаемые культуры, и вполне реализуя тем самым опыт этнографа-исследователя.

На примере творчества А. А. Литвинова отчетливо видно, что деятельность этно-кинематографиста вполне можно сопоставить с работой этнографа, творчество кинорежиссера за монтажным столом – с редактированием текста в кабинете исследователя, а итоговый этнографический фильм – с научной монографией. Этнограф-полевик входит во взаимодействие с культурой как процессом, измеряемым «в единицах действия». Кинематографист-исследователь в поле также движется от наблюдения к записи материала. Общей целью этнографического контакта исследователя-кинодокументалиста с информатором является создание источника, где важна максимально точная ретрансляция информации. В этой связи, этнографическое кино можно охарактеризовать как эффективную форму исследовательского познания. А итоговые фильмы – как аудиовизуальные источники, которые обладают уникальными качествами с точки зрения документальности, поскольку позволяют зафиксировать не только фактическое содержание этнографического диалога, но и его образно-эмоциональный контекст. Вышеприведенный анализ архивного этнокино наглядно показывает необходимость введения в научный оборот целого пласта малоизученных информативных материалов – этнографических фильмов периода конца 1920-х – начала 1930-х гг. – поскольку данная этнокинолетопись, как «документ» своего времени, при должной исследовательской критике, связанной с изучением контекста их создания в советский период, является полноценным историческим / этнографическим источником.

Список литературы

Арсеньев, В. К. Лесные люди – удэхейцы. - Владивосток: Книжное дело, 1926. – 50 c.

Головнев, А. В. Антропология движения (древности Северной Евразии). Екатеринбург: Волот, 2009. – 496 с.

Головнев, И. А. «Лесные люди» – феномен советского этнографического кино // Этнографическое обозрение. - М.: Наука, 2016. – № 2. – С. 81–96.

Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. - М.: Наука, 1987. – 440 c.

Литвинов, А. А. В Уссурийской тайге. Записки кинорежиссера // Уральский современник. – Свердловск: Свердловское областное государственное изд-во, 1955. – № 1. – C. 116–159.

Магидов, В. М. Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания. М.: РГГУ, 2005. – 254 с.

References

ARSEN'EV, V. K. Lesnye lyudi – udekheitsy [Forest people – the Udehe. In Russ.]. Vladivostok, Knizhnoe delo publ., 1926, 50 p.

GOLOVNEV, A. V. Antropologiya dvizheniya (drevnosti Severnoi Evrazii) [Anthropology of the movement (antiquity of Northern Eurasia). In Russ.]. Ekaterinburg, Volot publ., 2009, 496 p.

GOLOVNEV, I. A. “Lesnye lyudi” – fenomen sovetskogo etnograficheskogo kino [‘Forest people’ — phenomenon of the Soviet ethnographic films. In Russ.]. IN: Etnograficheskoe obozrenie, 2016, no. 2, pp. 81–96.

KOVAL'CHENCKO, I. D. Metody istoricheskogo issledovaniya [Methods of historical research. In Russ.]. Moscow, Nauka publ., 1987, 440 p.

LITVINOV, A. A. V Ussuriiskoi taige. Zapiski kinorezhissera [In the Ussuriysk taiga: The film director's notes. In Russ.]. IN: Ural'skii sovremennik. 1955, no. 1, pp. 116–159.

MAGIDOV, V. M. Kinofotofonodokumenty v kontekste istoricheskogo znaniya [Film, photo, and phono documents in the context of historical knowledge. In Russ.]. Moscow, RGGU publ., 2005, 254 p.

Сведения об авторах

Головнев Иван Андреевич, кандидат исторических наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, научный сотрудник, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, 8-922-600-46-41, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About author

Golovnev Ivan Andreevich, PhD in History, Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography, Russian Academy of Sciences, researcher, St. Petersburg, Russian Federation, +7-922-600-46-41, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Сведения о грантах

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ, проект № 17-01-00141, «Антропология движения: теоретический и научно-практический потенциал».

Grant information

This work was supported by the Russian Foundation for Basic Research (RFBR) as part of project no. 17-01-00141 ‘Anthropology of the movement: Theoretical and scientific and practical potential.’

В редакцию статья поступила 12.03.2018 г., опубликована:

Головнев, И. А. Архивное этнографическое кино как исторический источник // Вестник архивиста. – 2018. - № 3. – С. 692-703. doi 10.28995/2073-0101-2018-3-692-703

Submitted 12.03.2018, published:

GOLOVNEV, I. A. Arkhivnoe etnograficheskoe kino kak istoricheskii istochnik [Archival Ethnographic Films as a Historical Source. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2018, no. 3, pp. 692-703. doi 10.28995/2073-0101-2018-3-692-703

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.