«Вы почли своевременным приспособить деление епархий применительно к новому гражданскому делению…». Доклад епископа Омского Аркадия митрополиту Нижегородскому Сергию и Священному Синоду. 1929 г.

Печать PDF

УДК 94(470)+271.21

DOI 10.28995/2073-0101-2018-2-387-405

А. В. Сушко

Омский государственный технический университет, Омский автобронетанковый инженерный институт, г. Омск, Российская Федерация

Д. И. Петин

Омский государственный технический университет, Исторический архив Омской области, г. Омск, Российская Федерация

«Вы почли своевременным приспособить деление епархий применительно к новому гражданскому делению…». Доклад епископа Омского Аркадия митрополиту Нижегородскому Сергию и Священному Синоду. 1929 г.

Alexey V. Sushko

Omsk State Technical University, Omsk Tank-Automotive Engineering Institute, Omsk, Russian Federation

Dmitrii I. Petin

Omsk State Technical University, Historical Archive of the Omsk Region, Omsk, Russian Federation

‘You Have Judged It Opportune to Adjust the Dioceses Division according to the New Civil Division ...’ The Report of Bishop of Omsk Arcadius to Metropolitan of Nizhny Novgorod Sergius and the Holy Synod in 1929

Аннотация

В работе проведено источниковедческое исследование доклада епископа Омского Аркадия митрополиту Нижегородскому Сергию и Священному Синоду, сделанного в 1929 г. Через анализ текста доклада изучена проблема взаимоотношений РПЦ с советской властью. Публикуемый источник позволяет проследить последовательность территориальных переделов Омской епархии в 1920–х гг. Рассматривается проблема авторства документа. На основе изучения экземпляра доклада из архивно–следственного дела хранящегося в архиве УФСБ России по Омской области, установлено, что документ готовил лидер омских тихоновцев, настоятель Братской церкви Омска протоиерей В.Ф. Инфантьев. Ключевыми методами, использованными в исследовании стали биографический и историко–генетический. Биографический метод позволил исследовать публикуемый документ в связи с жизнью и деятельностью людей, связанных с его появлением. На основе историко–генетического метода на примере Омской епархии показано, как советское государство использовало административный передел епархий для затруднения церковного управления. Оно добивалось раздробления и ослабления крупных епархий, успешно боровшихся с обновленческим церковным расколом. Выявлена и специфика административно–территориального переустройства Омской епархии, границы которой, не раз менялась по ряду причин. Во–первых, Советская власть «не простила» Омску того, что в годы Гражданской войны он был столицей Белой России. Столицу Советской Сибири перенесли в Новониколаевск (Новосибирск), куда переехало руководство региона. Часть территорий, которые очевидно тяготели к Омску, переподчинили новой сибирской столице. Во–вторых, большевики провоцировали и поддерживали внутрицерковную борьбу за власть, в которую тогда активно включились многие церковные деятели. Это привело к отделению ряда территорий от Омской епархии. В–третьих, в связи с образованием и развитием Киргизской (Казахской) республики, ряд крупных ее городов, долгое время в религиозном отношении традиционно подчинялись Омску. Со временем их отделили от Омской епархии. В итоге, переустройство границ епархий под советское административно–территориальное деление государства ломало традиционно сложившееся церковное управление. Работа может представлять интерес для исследователей, изучающих российское общество в предвоенный период, историю РПЦ, а также деятельность советских спецслужб в отношении религиозных институтов.

Abstract

The article offers a source study of the report of bishop of Omsk Arkady to Metropolitan of Nizhny Novgorod Sergius and the Holy Synod made in 1929. The text analysis allows to address the problem of relationship between the Russian Orthodox Church and the Soviet authorities. The report, which is published here, allows to follow the sequence of territorial redistribution of the Omsk diocese in 1920s. The problem of its authorship is considered. Having studied a copy of the report in the archival investigative file stored in the archive of the Federal Security Service of Russia Directorate for the Omsk Region, the author establishes that the document was prepared by Archpriest V.F. Infatiev, leader of the Omsk Tikhonovtsy and rector of the Fraternal Church in Omsk. Biographical and historical–genetic methods have been of most use in the research. Biographical method allows to study the document in connection with life and activities of its authors. The historical genetic method, based on materials of the Omsk diocese, shows how the Soviet state used the administrative redistribution of dioceses to obstruct church administration. It sought to fragment and weaken large dioceses that were fighting new church schism. The article reveals the specifics of administrative and territorial reorganization in the Omsk diocese, which boundaries kept changing for a variety of reasons. First, the Soviet power had not forgotten that Omsk of the capital of White Russia, and Novonikolaevsk (Novosibirsk) was made capital of Soviet Siberia. Reconstruction of diocesan borders in accordance with new Soviet administrative–territorial division disrupted traditional church administration. Some cities still gravitated towards Omsk, but over time they were separated from the Omsk diocese. Secondly, the Bolsheviks provoked and supported the inter-church struggle for power, in which many church leaders were then actively involved. This resulted in separation of a number of territories from the Omsk diocese. Thirdly, while the Kyrgyz (Kazakh) republic was being formed and developed, some of its large cities were subordinate to Omsk. The work may be of interest to researchers studying Russian society in the pre–war period, history of the Russian Orthodox Church, and activities of the Soviet Special Services concerning religious institutions.

Ключевые слова

Источники, Омск, религиозная политика, репрессии, спецслужбы.

Keywords

Sources, Omsk, Russian Orthodox Church, religious policy, repression, special services.

Вопрос взаимоотношений Русской Православной Церкви (далее РПЦ) с советской властью традиционно интересен историкам. В наши дни появились работы, написанные не только в формате статей и монографий, но и в виде научных публикаций исторических источников. Надо сказать, что подобный подход позволяет шире изучать вопрос.

В конце 1920–х гг. советское государство отказалось от «религиозного НЭПа», усилив гонения на верующих. Оно преследовало цель монополизации влияния на сознание населения, ликвидировав церковь как социальный институт культуры. В тех условиях заместителем Патриаршего местоблюстителя был митрополит Сергий. Под давлением власти он принял ряд непопулярных решений, самым известным из них была декларация от 29 июля 1927 г. о поддержке церковью советского государства и осуждении его зарубежных врагов. Политика митрополита Сергия вызвала критику среди части православного духовенства в СССР и за рубежом. Взвешенная оценка причин сотрудничества Сергия с советским строем дана современным историком М. И. Одинцовым: «в большинстве своем рядовые верующие осознавали себя гражданами Советского Союза, не за страх, а на совесть работающими на его благо. Если мы сегодня хотим быть честными перед этим ушедшим поколением, то должны признать очевидное и неоспоримое: их политические симпатии были на стороне советской власти. Игнорируя это, церковь противопоставила бы себя и властным структурам, и своей многомиллионной пастве, которой трудно было понять, почему руководство церкви не идет на признание реальной политической ситуации в стране, не выражает свои политические взгляды открыто и публично».

Одним из сложных решений митрополита Сергия был указ от 12 ноября 1929 г., ставивший границы епархий РПЦ в зависимость от административно–территориального деления государства. Этот шаг вызвал недовольство омского духовенства тихоновской ориентации.

В 1920–х гг. духовенство и верующие Омской епархии успешно сопротивлялись антирелигиозной политике советской власти. В городе сложилась группа священнослужителей и мирян, твердо придерживавшаяся политики патриарха Тихона и его последователей. Особым авторитетом в группе пользовался настоятель Братской церкви протоиерей В. Ф. Инфантьев. В период, когда на омской кафедре был владыка–тихоновец архиепископ Виктор, В. Ф. Инфантьев был его ближайшим помощником. Когда же омская кафедра пустовала, В. Ф. Инфантьев был лидером тихоновцев, возглавляя нелегально действовавший епархиальный совет тихоновских общин Омска. Благодаря его деятельности, ко второй половине 1920–х гг., тихоновское течение в городе окрепло, а обновленчество потерпело фиаско. Но территориальные переделы Омской епархии в 1920–х гг. ослабляли вертикаль церковной власти, способствовали идейному разброду среди церковных общин. Поэтому указ митрополита Сергия вызвал недовольство омских тихоновцев, справедливо усматривавших в нем попустительство со стороны митрополита наступлению советской власти на церковь.

Публикуемый доклад епископа Омского Аркадия митрополиту Сергию хранится в архивно–следственном деле В. Ф. Инфантьева. По данным ОГПУ, именно он был автором этого документа, подписанного епископом Аркадием. Написание доклада стало важным пунктом обвинительного заключения ОГПУ в отношении В. Ф. Инфантьева. А приписка сотрудника ОГПУ об авторстве доклада позволяет увидеть за спиной владыки Аркадия фигуру неформального лидера омских тихоновцев – протоиерея В. Ф. Инфантьева. Отсюда ясно, почему в ходе проводимой органами ОГПУ в Омске в 1930 г. кампании по разгрому тихоновцев, группировавшихся в Братской церкви, единственным расстрелянным священником был В. Ф. Инфантьев – убежденный тихоновец, принципиально не сотрудничавший с властями. Как характеризовал его на следствии владыка Аркадий: «человек несколько религиозно фанатический».

Список литературы

Бардилева, Ю. П. «Предать суду всех лиц, уличенных в издевательских выходках по отношению к верующим…»: нарушения советского «религиозного» законодательства региональными властями при закрытии церквей на территории Европейского Севера России в конце 1920–х – 1930–е гг. // Новейшая история России. – 2011. – № 1. – С. 216–227.

Василевский, В. П., Сушко, А. В. «Стражи революции»: органы ГПУ–ОГПУ в Омском Прииртышье. – Омск: Омский государственный технический университет, 2017. – 280 с.

Игумен Дамаскин (Орловский, В. А.) Судебно–следственное дело иеромонаха Макария (Телегина) как источник персональной информации. 1922 г. // Вестник архивиста. – 2012. – № 4. – С. 231–240.

Козлов, Ф. Н. «Верно, есть за мной один маленький грешок: я с 1913 года по 1917 год был служителем культа» // Вестник архивиста. – 2016. – № 2. – С. 230–248.

Одинцов, М. И. Патриарх Сергий. – М.: Молодая гвардия, 2013 – 396 c.

Рыбаков, Р. В. «Усилить влияние милитаристов на местах»: из документов Иркутского губернского отдела ОГПУ о методах борьбы с религиозными организациями в первой половине 1920-х гг. // Омский научный вестник. Серия. Общество. История. Современность. – 2017. – № 3. – С. 30–37.

Сушко, А. В. Служение и подвиг священника Василия Феофановича Инфантьева // Вестник Омской Православной Духовной Семинарии. – 2016. – № 1. – С. 129–134.

Сушко, А. В. Участие омского духовенства в событиях Русской революции и Гражданской войны (На примере судеб архиепископа Сильвестра (Ольшевского) и священника В. Ф. Инфантьева) // Омский научный вестник. Серия. Общество. История. Современность. – 2017. – № 3. – С. 5–8.

Фриз, Г. «Вся власть приходам»: возрождение православия в 1920–е гг. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2012. – № 3–4 (30). – С. 86–105.

References

BARDILEVA, YU. P. “Predat' sudu vsekh lits, ulichennykh v izdevatel'skikh vykhodkakh po otnosheniyu k veruyushchim…”: narusheniya sovetskogo “religioznogo” zakonodatel'stva regional'nymi vlastyami pri zakrytii tserkvei na territorii Evropeiskogo Severa Rossii v kontse 1920–kh – 1930–e gg. [‘To commit to trial everyone caught out taunting believers ...’: Violations of Soviet ‘religious’ legislation commited by regional authorities when closing churches in the European North of Russia in late 1920s - 1930s. In Russ.]. IN: Noveishaya istoriya Rossii – Modern history of Russia, 2011, no. 1, pp. 216–227.

VASILEVSKY, V. P, SUSHKO, A. V. “Strazhi revolyutsii”: organy GPU–OGPU v Omskom Priirtysh'ye [‘Sentinels of the Revolution’: Organs of the GPU–OGPU in the Omsk region. In Russ.]. Omsk, Omskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet publ., 2017, 280 р.

DAMASKIN, Hegumen (ORLOVSKY, V. A.) Sudebno–sledstvennoe delo ieromonakha Makariya (Telegina) kak istochnik personal'noi informatsii. 1922 g. [Judicial and investigatory case of celibate priest Makariy (Telegin) as source of personal information: 1922. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista – Herald of an Archivist, 2012, no. 4, pp. 231–240.

KOZLOV, F. N. “Verno, est' za mnoi odin malen'kii greshok: ya s 1913 goda po 1917 god byl sluzhitelem kul'ta” [‘Correct, I Do Have One Small Sin: From 1913 to 1917 I Was a Minister of Religion.’ In Russ.]. IN: Vestnik arhivista – Herald of an Archivist, 2016, no. 2, pp. 230–248.

ODINTSOV, M. I. Patriarkh Sergii [Patriarch Sergius]. Moscow, Molodaya gvardiya publ., 2013, 396 р.

RYBAKOV, R. V. “Usilit' vliyanie militaristov na mestakh”: iz dokumentov Irkutskogo gubernskogo otdela OGPU o metodakh bor'by s religioznymi organizatsiyami v pervoi polovine 1920–kh gg. [‘Strengthen the militarist influence on the ground’: Documents of the Irkutsk provincial department of the OGPU on methods of fighting religious organizations in the first half of 1920s. In Russ.]. IN: Omskii nauchnyi vestnik. Seriya: Obshchestvo. Istoriya. Sovremennost' [Omsk Scientific Bulletin. Series: Society. History. Modernity], 2017, no. 3, pp. 30–37.

SUSHKO, A. V. Sluzhenie i podvig svyashchennika Vasiliya Feofanovicha Infat'eva [Ministration and act of faith of priest Vasily Feofanovich Infatiev. In Russ.]. IN: Vestnik Omskoi Pravoslavnoi Dukhovnoi Seminarii [Bulletin of the Omsk Orthodox Spiritual Seminary], 2016, no. 1, pp. 129–134.

SUSHKO, A. V. Uchastie omskogo dukhovenstva v sobytiyakh Russkoi revolyutsii i Grazhdanskoi voiny (Na primere sudeb arkhiepiskopa Sil'vestra (Ol'shevskogo) i svyashchennika V. F. Infant'eva) [The participation of the Omsk clergy in the events of the Russian Revolution and the Civil War (On the example of the fate of Archbishop Sylvester (Olshevsky) and priest VF Infantiev). In Russ.]. IN: Omskii nauchnyi vestnik. Seriya: Obshchestvo. Istoriya. Sovremennost' [Omsk Scientific Bulletin. Series: Society. History. Modernity], 2017, no. 3, pp. 5–8.

FREESE, G. “Vsya vlast' prikhodam”: vozrozhdeniye pravoslaviya v 1920–ye gg. [‘All power to the parishes’: The revival of Orthodoxy in 1920s. In Russ.]. IN: Gosudarstvo, religiya, tserkov' v Rossii i za rubezhom [State, religion, church in Russia and abroad], 2012, no. 3–4 (30), pp. 87–88.

Сведения об авторах

Сушко Алексей Владимирович, доктор исторических наук, доцент, Омский государственный технический университет, кафедра отечественной истории, заведующий кафедрой, Омский автобронетанковый инженерный институт, кафедра гуманитарных и социально–экономических дисциплин, профессор, г. Омск, Российская Федерация, 8-962-057-13-27, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Петин Дмитрий Игоревич, кандидат исторических наук, Омский государственный технический университет, кафедра отечественной истории, доцент, Исторический архив Омской области, Центр изучения истории Гражданской войны, главный архивист, г. Омск, Российская Федерация, 8-381-237-05-58, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About authors

Sushko Alexey Vladimirovich, PhD in History, associate professor, Omsk State Technical University, national history department, head of the department; Omsk Tank-Automotive Engineering Institute, department of humanitarian and social and economic disciplines, professor, Omsk, Russian Federation, +7-962–057–13–27, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Petin Dmitrii Igorevich, PhD in History, associate professor, Omsk State Technical University, national history department, assistant professor; Historical Archive of the Omsk Region, Centre for Studying the Civil War History, chief archivist, +7(3812)370–558, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Сведения о грантах

Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ и Правительства Омской области. Проект 17–11–55001.

Grant information

This article has been prepared with financial support from of the Russian Foundation for Basic Research and from the Government of the Omsk region (science project no. 17–11–55001)

В редакцию статья поступила 4.11.2017 г., опубликована:

Сушко, А. В., Петин, Д. И., «Вы почли своевременным приспособить деление епархий применительно к новому гражданскому делению…». Доклад епископа Омского Аркадия митрополиту Нижегородскому Сергию и Священному Синоду. 1929 г. // Вестник архивиста. – 2018. - № 2. – С. 387-405. doi 10.28995/2073-0101-2018-2-387-405

Submitted 4.11.2017, published:

SUSHKO, A. V., PETIN, D. I. “Vy pochli svoevremennym prisposobit' delenie eparkhii primenitel'no k novomu grazhdanskomu deleniyu…”. Doklad episkopa Omskogo Arkadiya mitropolitu Nizhegorodskomu Sergiyu i Svyashchennomu Sinodu. 1929 g. [‘You Have Judged It Opportune to Adjust the Dioceses Division according to the New Civil Division ...’: The Report of Bishop of Omsk Arcadius to Metropolitan of Nizhny Novgorod Sergius and the Holy Synod in 1929. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2018, no. 2, pp. 387-405. doi 10.28995/2073-0101-2018-2-387-405

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.