Законодательные инициативы советской власти в области религиозной политики. 1917-1920-е гг.

Печать PDF

УДК 94(470).281.93

DOI 10.28995/2073-0101-2017-4-209-222

Е. Ю. Нуйкина

Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва, Российская Федерация

Законодательные инициативы советской власти в области религиозной политики. 1917-1920-е гг.

Elena Yu. Nuykina, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russian Federation

Legislative Initiatives of the Soviet Power in the Field of Religious Policy: 1917-1920s

Aннотация

В статье анализируются первые декреты советской власти, заложившие основы религиозной политики, направленной против Русской православной церкви(РПЦ). Принятый в 1918 г. Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» объявил все церковное имущество народным достоянием и передал его в непосредственное ведение местных Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов. Церковью декрет был воспринят как акт открытого против нее гонения. Население также отрицательно восприняло названный декрет: во многих городах состоялись собрания верующих, а также многочисленные крестные ходы в защиту Церкви, некоторые из которых (как например, в Туле и Омске) были расстреляны красногвардейцами. Несмотря на протесты церковных иерархов и населения, наступление со стороны власти усиливалось. В августе 1918 г. было издано постановление Народного комиссариата юстиции (НКЮ) «О порядке проведения в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», которое подробно разъясняло процедуру передачи церковного имущества от местных Советов верующим. Имущество, которое не было предназначено для богослужебных целей, незамедлительно отбиралось, как и капиталы бывших вероисповедных ведомств и церковных или религиозных обществ. Согласно постановлению на изъятие капиталов отводился двухнедельный срок. Однако на практике этот процесс растянулся на несколько лет. Поводом к следующему витку изъятия церковных ценностей стал голод 1922 г. Несмотря на то, что Церковь первая откликнулась на общее горе и предоставила духовенству и приходским советам возможность передавать драгоценные вещи, не имеющие богослужебного употребления, в помощь голодающим, в феврале 1922 г. было опубликовано постановление ВЦИК об изъятии церковных ценностей, согласно которому местные Советы должны были изымать все драгоценные металлы без всякого исключения. В статье приведены сведения местных органов советской власти, поступавшие в НКЮ в течение 1919-1920 гг. о ходе выполнения поставленных задач, анализ которых свидетельствует по большей части об отрицательном отношении населения как к закрытию церквей, так и к использованию их помещений в других целях. Автор приводит аргументы, подтверждающие выводы о том, что несмотря на стремление советской власти уничтожить РПЦ как всероссийскую организацию путем лишения ее имущественных и юридических прав, благодаря деятельному участию населения и прихожан, взявших на себя ответственность по сохранению и поддержанию церковного имущества, активное сопротивление изъятию здания церквей под какие-либо другие цели, осуществление этих планов затягивалось, в связи с чем власть прибегла к активным методам воздействия, в том числе и насильственного.

Abstract

The article analyzes first decrees of the Soviet power that laid the foundations for its religious policy directed against the Russian Orthodox Church (ROC). Adopted in 1918, ‘Decree on the separation of church and state and school from church’ declared all property owned by churches the property of the people and transferred it to immediate control of the local Soviets of Workers’ and Peasants’ Deputies. The church saw in the decree an act of religious persecution. The population also received the Decree negatively: there were meetings of believers in towns, and also numerous processions in support of the Church, some (for instance in Tula and Omsk) shot by the Red Guards. Despite protests of the church hierarchs and the population, onslaught of the power continued. In August, 1918 the Resolution of the People’s Commissariat of Justice ‘On carrying out of the “Decree on the separation of church and state and school from church” ’ was issued, which detailed the procedure for transferring church property from local Soviets to believers. The property not intended for liturgical purposes was immediately confiscated, as well as capitals of former religious departments and church societies or religious ones. The resolution allowed two weeks for withdrawal of capital. However, in fact, the process took years. Hunger of 1922 brought about a new round of church assets confiscations. Although the Church was the first to responded to the public plight and allowed clergy and parish councils to part with objects of value that had no liturgical purpose in order to help the starving, in February 1922 the All-Russian Central Executive Committee (VTsIK) passed a resolution on confiscation of church valuables: local Soviets were to confiscate all precious metals without exception. The article lists data of the local Soviet agencies accumulated in the People’s Commissariat of Justice throughout 1919-1920, concerning the execution of the task in hand; its analysis confirms that popular reaction to closing the churches and using them for other purposes was mostly negative. The author argues that despite the aspirations of theSoviet power to destroy the ROC as an All-Russian organization by depriving it of its property and legal rights, the implementation of these plans drew on, thanks to activities of population and parishioners, who shouldered the responsibility for preservation and maintenance of church property and resisted confiscations of church buildings for other purposes. The power had to resort to active actions, and even force.

Ключевые слова

Исторические источники, архивы, декреты, советская власть, Русская православная церковь, отделение церкви от государства, антирелигиозная политика, изъятие ценностей.

Keywords

Historical sources, archives, Decrees, Soviet power, Russian Orthodox Church, separation of church and state, antireligious policy, confiscation of valuables.

В год 100-летия со времени прихода к власти большевиков вопрос о правовых основах проводимой властью в ХХ в. репрессивной религиозной политики приобретает особую актуальность. Руководствуясь марксистско-ленинской теорией, религия была объявлена органом «буржуазной реакции», служащим «защите эксплуатации и одурманению рабочего класса». Принимаемые советской власти меры были направлены, в первую очередь, на лишение Церкви и ее служителей гражданских прав.

Первым декретом — Декретом о земле, принятым II Всероссийским съездом Советов 26 октября 1917 г., все «помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские, церковные, со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями» были переданы в распоряжение волостных Земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. Декрет Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» лишал церковные и религиозные общества права владения собственностью, права юридического лица, а все имущество объявлялось народным достоянием и переходило в непосредственное ведение местных Советов, в том числе здания духовных и учебных заведений, а также церковно-приходских школ.

Церковью декрет был воспринят как «злостное покушение на весь строй жизни и Православной церкви и акт открытого против нее гонения». Священный собор обратился к православным с воззванием, в котором принятый декрет характеризовался как «устанавливающий полное насилие над совестью верующих», а верующих призывали объединяться «вокруг своих храмов и пастырей» и защищать «веками созданное лучшее украшение земли Русской — храмы Божии». Патриарх Тихон (Беллавин) неоднократно в посланиях обращал внимание на тяжелое положение, в котором оказалась как Россия, так и Русская православная церковь, на неправомерность действий властей по отношению к церкви осуждал кровопролитие, призывал встать на защиту «оскорбляемой и угнетаемой ныне» православной церкви, однако не с оружием в руках, а «силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля», созданием духовных союзов, которые «силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления».

Население России отрицательно восприняло советский Декрет 1918 г.: во многих городах состоялись собрания верующих, выразивших отрицательное к нему отношение, а также многочисленные крестные ходы в защиту Церкви, некоторые из которых (как например, в Туле и Омске) были расстреляны красногвардейцами. В результате в августе 1918 г. была издано Постановление Народного комиссариата юстиции (НКЮ) «О порядке проведения в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», согласно которому «во всех случаях, вызывающих на местах при отобрании тех или иных бывших церковных капиталов недоумения» должен был запрашиваться VIII Отдел НКЮ.

Постановление более подробно разъясняло процедуру передачи церковного имущества от местных Советов верующим. Отвечая на запросы местных исполнительных комитетов относительно проведения в жизнь указанных пунктов, НКЮ разъяснял, что «монастыри со всеми их земельными богатствами и хозяйственным инвентарем являются общегосударственным достоянием и их судьба зависит всецело от усмотрения Местных Советов в смысле предназначения, какие они найдут им нужным дать, как-то: устройство санаторий, ферм, учебных заведений, детских и иных трудовых коммун или же приспособление монастырей для каких-либо хозяйственных надобностей». Кроме того, указывалось, что «все религиозные и церковные общества, как существовавшие до издания декрета, так и возникшие после, прав юридического лица не имеют. Поэтому никаких действий и заявлений имеющих какое бы то ни было юридическое значение такие общества не могут совершать; в частности, богослужебное имущество в том числе церковь передается верующим, подписавшим соглашение с Совдепом».

Правительственные декреты, принятые в 1917-1918 гг., направленные на лишение Русской православной церкви как имущественных, так и юридических прав, в конечном итоге имели своей целью уничтожение Русской православной церкви как всероссийской организации. Однако благодаря деятельному участию населения и прихожан, взявших на себя ответственность по сохранению и поддержанию церковного имущества, активное сопротивление изъятию здания церквей под какие-либо другие цели, осуществление этих планов затягивалось, в связи с чем власть прибегла к активным формам и методам воздействия. Основы антирелигиозной политики, заложенные в первые годы советской власти, получили развитие в 1930-е гг в репрессивных формах преследования РПЦ и ее священнослужителей.

Список литературы

Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг. / Сост. М. Е. Губонин. — М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 1994. — 1064 с.: илл.

Васильева, О. Ю. Русская Православная Церковь и Советская власть в 1917—1927 годах // Вопросы истории. — 1993. — № 8. — С. 40-54.

Дамаскин (Орловский, В. А.), игумен. Гонения на Русскую Православную церковь в советский период // Россия Православная. — 2005. — № 7. — С. 86-117.

Дамаскин (Орловский, В. А.), игумен. История Русской Православной Церкви в документах Архива Президента Российской Федерации // 2000-летию Рождества Христова посвящается: Специальный выпуск «Вестника архивиста». — М.: Российское общество историков-архивистов; Синодальная комиссия по канонизации святых, 2001. — С. 78-112.

Кашеваров, А. Н. Государство и Церковь: Из истории взаимоотношений Советской власти и Русской Православной Церкви 1917-1945 гг. — СПб.: СПбГТУ, 1995. — 138 с.

Козлов, Ф. Н. Голод 1921-1922 годов и изъятие церковных ценностей в Чувашии. — Чебоксары: Новое время, 2011. — 176 с.

Кривова, Н. А. Власть и Церковь в 1922—1925 гг.: Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства. — М.: АИРО—ХХ, 1997. — 248 с.

Курляндский, И. А. Сталин, власть, религия. — М., Кучково поле, 2011. — 720 c.

Орлеанский, Н. М. Закон о религиозных объединениях РСФСР и действующие законы, инструкции, циркуляры с отдельными комментариями по вопросам, связанным с отделением церкви от государства и школы от церкви в Союзе ССР. — М.: Безбожник, 1930. — 224 с.

Русская православная церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. — М.: Изд-во Библейско—Богословского Института св. апостола Андрея, 1996. — 352 с.

Шкаровский, М. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. — М.: Вече; Лепта, 2010. — 478 с.

References

Akty Svyateishego Tikhona, Patriarkha Moskovskogo i vseya Rossii, pozdneishie dokumenty i perepiska o kanonicheskom preemstve vysshei tserkovnoi vlasti. 1917-1943 gg. Sost. M. E. Gubonin [GUBONIN, M. E. (comp.). Acts of His Holiness Tikhon, Patriarch of Moscow and All Russia, novallaes and letters concerning canonical succession of higher ecclesiastical authorities. In Russ.] Moscow, Izdatel'stvo Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo Bogoslovskogo Instituta publ.,1994, 1064 p.

VASIL'EVA, O. Yu. Russkaya Pravoslavnaya Tserkov' i Sovetskaya vlast' v 1917-1927 godakh [Russian Orthodox Church and the Soviet power in 1917-1927. In Russ.]. IN: Voprosy istorii, 1993, no. 8, pp. 40-54.

DAMASKIN (ORLOVSKII, V. A.), hegumen. Goneniya na Russkuyu Pravoslavnuyu tserkov' v sovetskii period. [Persecutions of the Russian Orthodox Church during the Soviet period. In Russ.]. IN: Rossiya pravoslavnaya, 2005, no. 7, pp. 86-117.

DAMASKIN (ORLOVSKII, V. A.), hegumen. Istoriya Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi v dokumentakh Arkhiva Prezidenta Rossiiskoi Federatsii [History of Russian Orthodox Church in documents from the Archive of the President of the Russian Federation. In Russ.]. Moscow, Rossiiskoe obshchestvo istorikov-arkhivistov publ., 2001, pp. 78-112.

KASHEVAROV, A. N. Gosudarstvo i Tserkov': Iz istorii vzaimootnoshenii Sovetskoi vlasti i Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi 1917-1945 gg. [State and Church: From the history of relations between the Soviet power and the Russian Orthodox Church in 1917-1945. In Russ.]. St. Petersburg, SPbGTU publ., 1995, 138 p.

KOZLOV, F. N. Golod 1921—1922 godov i iz"yatie tserkovnykh tsennostei v Chuvashii [Famine of 1921 — 1922 and confiscation of church valuables in Chuvashia. In Russ.]. Cheboksary, Novoe vremya publ., 2011, 176 p.

KRIVOVA, N. A. Vlast' i Tserkov' v 1922—1925 gg.: Politbyuro i GPU v bor'be za tserkovnye tsennosti i politicheskoe podchinenie dukhovenstva [Power and Church in 1922-1925: The Politburo and the GPU fighting for church valuables and political subjection of clergy. In Russ.]. Moscow, АIRO-ХХ publ., 1997, 248 p.

KURLYANDSKII, I. A. Stalin, vlast', religiya. [Stalin, power, religion. In Russ.]. Moscow, Kuchkovo pole publ., 2011, 720 p.

ORLEANSKII, N. M. Zakon o religioznykh ob"edineniyakh RSFSR i deistvuyushchie zakony, instruktsii, tsirkulyary s otdel'nymi kommentariyami po voprosam, svyazannym s otdeleniem tserkvi ot gosudarstva i shkoly ot tserkvi v Soyuze SSR [Law on religious associations of the RSFSR and working laws, instructions, circulars with comments on issues connected to the separation of church and state and schools from church in the USSR. In Russ.]. Moscow, Bezbozhnik publ., 1930, 224 p.

Russkaya pravoslavnaya tserkov' i kommunisticheskoe gosudarstvo. 1917-1941. Dokumenty i fotomaterialy [Russian Orthodox Church and communist state. 1917-1941. Documents and photographic materials. In Russ.]. Moscow, Izdatel'stvo Bibleisko-Bogoslovskogo Instituta sv. apostola Andreya publ., 1996, 352 p.

SHKAROVSKII, M. V. Russkaya Pravoslavnaya Tserkov' v XX veke [Russian Orthodox Church in the 20th century. In Russ.]. Moscow, Veche publ., 2010, 478 p.

Сведения об авторах

Нуйкина Елена Юрьевна, Российский государственный гуманитарный университет, историко-архивный институт, кафедра источниковедения, аспирант, г. Москва, Российская Федерация, 8-910-434-08-38, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About author

Nuykina Elena Yurievna, Russian State University for Humanities, History and Archives Institute, source studies department, PhD student, Moscow, Russian Federation, +7-910-434-08-38, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 14.01.2017 г., опубликована:

Нуйкина, Е. Ю. Законодательные инициативы советской власти в области религиозной политики. 1917-1920-е гг. // Вестник архивиста. – 2017. - № 4. – С. 209-222.

Submitted 14.01.2017, published:

NUYKINA, E. YU. Zakonodatel'nye initsiativy sovetskoi vlasti v oblasti religioznoi politiki. 1917-1920-e gg. [Legislative initiatives of the Soviet power in the field of religious policy: 1917-1920s. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista – Herald of an Archivist, 2017, no. 4, pp. 209-222.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.