«ПИСАЛ ВСЕ, ЧТО БЫЛО НА ДУШЕ...». КОЛЛЕКЦИЯ АВТОБИОГРАФИЙ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ

Печать PDF

УДК 94(47).093.2

Ю.Е. ЖЕЛЕЗНЯКОВА, г. Казань, Российская Федерация

«ПИСАЛ ВСЕ, ЧТО БЫЛО НА ДУШЕ...». КОЛЛЕКЦИЯ АВТОБИОГРАФИЙ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ

Zheleznyakova Yu.E., Kazan, Russian Federation

"I Wrote down Everything I Felt in My Heart of Hearts...": A Collection of Autobiographies of Rural Elementary Schools Teachers from the Kazan Province

Аннотация

Статья посвящена анализу коллекции автобиографий, написанных учителями начальных школ Чистопольского и Ядринского уездов Казанской губернии в 1880-е гг. Эта коллекция хранится в Отделе рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И.Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета (ОРРК НБЛ К(П)ФУ). Автобиографии, являясь бюрократическими документами по своему назначению, тем не менее, несут в себе информацию, способствующую воссозданию социально-психологического облика учителя, его повседневной жизни, добавляют штрихи к истории школы, а также истории российской деревни и крестьянства, истории Казанской губернии. Автобиографии учителя писали для представления инспектору народных училищ. Их назначение было служебное, они были призваны нести информацию учебному ведомству о происхождении учителя, его образовании, местах службы. Из текста ряда автобиографий следует, что учителя в ней отвечали на заданные инспектором вопросы. Автобиография внимательно изучалась инспектором, о чем свидетельствуют правки грамматического и стилистического характера, а также пометки на полях, которые требуют специального исследования. В каждой автобиографии говорится об отношении сельчан к школе, к учителю, к обучению детей. Многие учителя посвящали страницы характеристике учебно-методических пособий, используемых методов обучения и воспитания. В автобиографиях можно почерпнуть информацию о специфике работы с детьми местного коренного населения, говорящими на чувашском и татарском языках.Неотъемлемой чертой автобиографий как вида источников является присущая ему субъективность. Однако именно это качество представляется наиболее ценным при работе над темой, связанной с изучением человека. Со страниц автобиографий до нас доносятся живые голоса учителей с их мироощущением, ценностями, проблемами. В целом изученная коллекция автобиографий учителей является ценным историческим источником, содержащим уникальные сведения, характеризующие период становления и развития народной школы, где обучались и нерусские дети. Учитель, пропуская через призму своего «я» окружающую действительность, отображал ее так, как она им воспринималась.

Abstract

The article is devoted to analysis of the collection of autobiographies written by teachers of primary schools of Chistopol and Yadrin uyezds ofthe Kazangubernia in 1880s. The collection is stored in the Manuscripts and Rare BooksDepartment of the N.I.Lobachevsky Scientific Library of the Kazan (Volga Region) FederalUniversity. Autobiography,a bureaucratic documentfor all intents and purposes, nevertheless contains information allowing reconstruct socio-psychological image of a teacher andtheir daily life, and thus adds to the history of primary schools and that ofthe Russian peasantry as well. Teachershad to write autobiographies for further submission to public schoolsinspector. The purpose of such autobiographies was employment-related:theysupplied information on the teachers’ origin, education and previous places of employmentto the educational authorities. From text of someautobiographies it clearly follows that teachers were answering questions posed by an inspector. Autobiographiesmust have beenclosely examined by an inspector, as there are corrections and stylistic editing, and also notes in the margins, all of which require further study. Every autobiography reports attitude of villagers towards school, teacher, and education. Some assess teaching manuals and methods of education. An integral feature of all autobiographies as a source is their inherent subjectivity. However, this quality proves most valuable when working on a topic related to study of man. Autobiographies speak with living voices of the teachers telling of their attitudes, values, and problems. All in all, this collection of autobiographies of rural schools teachers is a valuable historical source that contains unique informationon formation and development of national school. Teachers having sentimentalized reality, autobiographies show how the reality was perceived.

Ключевыеслова

Исторический источник, коллекция автобиографий учителей начальных школ, земская школа, народная школа, повседневная жизнь.

Keywords

Historical source, collection of autobiographies of primary schoolteachers, Zemstvo school, folk school, daily life.

Источниками по истории народного образования, в частности, земской школы являются актовый материал, делопроизводственные документы, статистические материалы, периодическая печать, а также документы личного происхождения (эго-документы). К последним относится уникальная коллекция автобиографий учителей начальных школ Казанской губернии, написание которых относится к 1880-м гг., хранящаяся в Отделе рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И.Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета (ОРРК НБЛ К(П)ФУ). Автобиографии, являясь бюрократическими документами по своему назначению, тем не менее несут в себе информацию, способствующую воссозданию социально-психологического облика учителя, его повседневной жизни, добавляют штрихи к истории Казанской губернии, российской деревни и крестьянства, земства и конечно же, истории культуры и образования.

Авторами «Автобиографий» (в ряде случаев, «Автобиографических сведений») являются учителя и учительницы начальных школ Чистопольского и Ядринского уездов Казанской губернии. Спецификой этих уездов являлся многоэтничный состав населения, в школах учились не только русские, но и чуваши, татары. Свои автобиографии учителя писали для представления инспектору народных училищ. Их назначение было служебное, они были призваны нести информацию учебному ведомству о происхождении учителя, его образовании, местах работы. Из текста ряда автобиографий следует, что учителя в ней отвечали на заданные инспектором вопросы.

По объему автобиографии различны: от двух-четырех до двадцати четырех страниц. Видимо, автобиографию приходилось писать для учебного ведомства не по одному разу. Так, среди двадцати двух автобиографий представлены две автобиографии учителя Павла Яковлевича Петухова, причем разного объема. Одна из них состоит из нескольких разделов и занимает более двух десятков страниц.

При работе с данным видом нарратива нельзя не учитывать того факта, что адресат – инспектор, являлся официальным лицом. Это не могло не накладывать печать на авторскую цензуру, взвешенность формулировок. Однако эмоциональный характер ряда изученных автобиографий может свидетельствовать о доверительном отношении к инспектору. Многие авторы включали в текст воспоминания о своем раннем детстве, об обучении в начальной школе, учительской семинарии, об играх и забавах, школьных наказаниях, переживаниях и чувствах и пр.

Многие учителя посвящали страницы автобиографии характеристике учебно-методических пособий, используемых методов обучения и воспитания. Эти разделы могут представлять интерес для историков педагогики начальной школы.

В целом, автобиографии учителей начальных школ является ценным историческим источником, содержащим уникальные сведения, характеризующие и пореформенный период в России, и самосознание конкретных людей. Автобиография - это и форма саморефлексии, и самовыражения, и способ коммуникации. Автор автобиографии является одновременно и субъектом, и объектом повествования. Учитель, пропуская через призму своего «я» - окружающую действительность, отображал ее так, как она им воспринималась. И здесь многое зависело от происхождения учителя, полученного образования, жизненного опыта, ценностей, идеалов.

Список литературы

1. Абрамов В.Ф. Земство, народное образование и просвещение // Вопросы истории. - 1998. - № 8. - С. 44-59.

2. Абрамов В.Ф. Казанское земство в пореформенный период (1865-1890). Дисс. … канд. ист. наук. - Л., 1989.

3. Железнякова Ю.Е. Земская школа Казанской губернии: 1865-1917 г. - Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2005. - 204 с.

4. Железнякова Ю.Е. Препод сто лет назад // Родина. - 2004. - № 6. - С. 92-94.

5. Зубков И.В. Российское учительство. Повседневная жизнь преподавателей земских школ, гимназий и реальных училищ. 1870-1916. - М., 2010. - 528 с.

References

1. Abramov V.F. Zemstvo, narodnoe obrazovanie i prosveshhenie [Zemstvo, folk education and enlightenment]. Voprosy istorii, 1998, no. 8, pp. 44-59.

2. Abramov V.F. Kazanskoe zemstvo v poreformennyj period (1865-1890). Diss. … kand. ist. nauk [The Kazan Zemstvo in the post-reform period: 1865-1890: Cand. hist. sci. diss.], Leningrad, 1989.

3. Zheleznjakova Ju.E. Zemskaja shkola Kazanskoj gubernii: 1865-1917 g. [Zemstvo school of the Kazan gubernia: 1865-1917], Kazan: Kazan.gos.jenerg.un-t publ., 2005, 204 p.

4. Zheleznjakova Ju.E. Prepod sto let nazad [Teach a century ago], Rodina, 2004, no. 6, pp. 92-94.

5. Zubkov I.V. Rossijskoe uchitel'stvo. Povsednevnaja zhizn' prepodavatelej zemskih shkol, gimnazij i real'nyh uchilishh. 1870-1916 [Russian teachers: Daily life of teachers in Zemstvo schools, Gymnasia and Realschulen: 1870-1916]. Moscow, 2010, 528 p.

Сведения об авторах

Железнякова Юлия Евгеньевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры менеджмента Казанского государственного энергетического университета, г. Казань, Российская Федерация, 8-843-519-42-91, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About author

Zheleznyakova Yulia Evgenievna, PhD in History, associate professor of the management department of the Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russian Federation, +7-843-519-42-91, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.