ФОТОЛЕТОПИСЬ О ЖИЗНИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ И ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННОЙ ЖИЗНИ В РОССИИ. ИЗ НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА КИНОФОТОДОКУМЕНТОВ

Печать PDF

Е.В. ВОЛКОВА,

г. Красногорск, Российская Федерация

ФОТОЛЕТОПИСЬ О ЖИЗНИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ И ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННОЙ ЖИЗНИ В РОССИИ. ИЗ НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА КИНОФОТОДОКУМЕНТОВ

VolkovaE.V., Krasnogorsk, RussianFederation

Photo Chronicle of Live in Pre- and Post- Revolutionary Russia: New Acquisitions of the RussianState Archive of Film and Photo Documents

Аннотация

Статья посвящена обзору фотодокументов из личного архива Н.О. Петровановой, поступивших в Российский государственный архив кинофотодокументов, излагается биография фотографа-любителя В.В. Левитского. Фотодокументы представляют несколько тематических блоков:студийные фотографии 1880–1914-х гг.;семейные снимки 1880–1930-х гг.;жизнь кадетского корпуса 1907–1914 гг.;Орловское фотографическое общество 1908 г.;видовые съемки Крыма, Кавказа, Киева, Санкт-Петербурга, Орла, Курска 1907–1914 гг.;видовые съемки городов Италии, Швейцарии, Финляндии 1914 г. Студийные фотографии - это позитивы, отдельные портреты, а также альбом с портретами, принадлежавший сестре В.В. Левитского – Елизавете. Почти все снимки альбома производства киевских фотоателье, таких, как ателье Г. Лазовского, С.Ф. Эйсфельда, Н.А. Уземского и др. Семейные снимки включают в себя студийные позитивные портреты, ферротипии, групповые фотографии и позитивы на стеклянной основе работы В.В. Левитского и неизвестных фотографов-любителей. Студийные портреты – это фотографии курских фотоателье Л.В. Красовского, Т.Н. Нужденко, Г. Прижаго, харьковского фотоателье А.К. Федецкого, орловского фотоателье И.Г. Вареника. В поступивших в РГАКФД работах ярко читается время, люди, окружение. Фотоработы В.В. Левитского несомненно представляют огромный интерес для исследователей и профессионалов, заслуживают дальнейшего исследования.

Abstract

The article reviews photo documents from the personal archive N.O. Petrovanova stored in the Russian State Archives of Film and Photo Documents and retraces the biography o fan amateur photographer V.V. Levitsky. Photo documents can be divided in the following thematic groups: studio photos (1880–1914); photos of thefamily (1880–1930); life of the cadet corps (1907–1914);the Orel Photographic Society (1908);panoramic photos of Crimea, Caucasus, Kiev, St. Petersburg, Orel, Kursk (1907–1914); panoramic photos of cities and towns in Italy, Switzerland, Finland (1914). Studio photos are represented by portraits on positive photographic plates and a photographic album of portraits that belonged to sister of V.V. Levitsky Elizaveta. Most photos in the album come from Kiev photostudios of G. Lazovsky, S.F. Eisfeld, N.A. Uzemsky and other. Among family photos there are studio portraits on positive photographic plates, ferrotypes, group photos and positive photographs on glass by V.V Levitsky and unknown amateur photographers. The studio photos were made in Kursk photo studios of L.V. Krasovsky, T.N. Nuzhdenko, G. Prizhago, in the Kharkov photo studio of A.K. Fedetsky and Orel photo studio of I.G. Varenik. Photos acquired by the Russian State Archives of Film and Photo Documents show the age, the people and their circumstances. Photos of V.V. Levitsky are of interest to researchers and professionals and should be studied in more detail.

Ключевые слова

Российский государственный архив кинофотодокументов, фотодокументы, фотограф-любитель, Орловское фотографическое общество, Орловский Бахтина кадетский корпус.

Keywords

The Russian State Archives of Film and Photo Documents, photo documents, amateur photographer, Orel Photographic Society, Orel Bakhtin Cadet Corps.

В ноябре 2012 г. в Российский государственный архив кинофотодокументов обратилась Петрованова Наталья Олеговна, журналист из города Орла, с предложением приобрести фотодокументы из ее личного архива. В результате переговоров и благодаря содействию Росархива предложенные владелицей фотодокументы переданы на постоянное хранение в архив.

В настоящий момент на постоянном хранении в архиве находятся 2 единицы хранения ферротипий, 151 единица хранения позитивов 1-го и 2-го размеров на стеклянной основе, 15 единиц хранения позитивов, 1 альбом с 29 фотоснимками и 11 единиц хранения электронных фотодокументов.Основу коллекции составляют фотодокументы 1907–1914 гг. снятые фотографом-любителем Левитским Владимиром Владимировичем, дедом владелицы.

Владимир Владимирович Левитский родился 27 июня 1873 г. в селе Русская Поляна Черкасского уезда Киевской губернии в семье священника, рано осиротел и воспитывался в семье дяди (брата матери). После окончания Белоцерковской классической мужской гимназии поступил в Киевский университет Святого Владимира на юридический факультет. Однако, проучившись в университет 2 семестра, оставил его, решив посвятить себя военной службе.

Службу свою В.В. Левитский начал в 131-м пехотном Тираспольском полку вольноопределяющимся. Затем был прикомандирован в Киевское пехотное юнкерское училище, которое закончил с отличием. В 1901 г. подпоручик В.В. Левитский был направлен в 203-й Грайворонский резервный батальон, расквартированный в городе Курске. В 1903 г. В.В. Левитский женился на одной из четырех дочерей владельца известной в Курске кондитерской фирмы – Наталии Николаевне Левашкевич. В 1905 г. супруги Левитские переезжают в город Орел, поскольку Владимир Владимирович был переведен на должность офицера-воспитателя Орловского Бахтина кадетского корпуса.

Орловский Бахтина кадетский корпус – среднее военно-учебное заведение, учрежденное Высочайшим повелением 1 мая 1843 г. Однако история корпуса началась в 1835 г., когда отставной полковник, орловский и курский помещик Михаил Петрович Бахтин внес огромное пожертвование в размере 1,5 млн рублей и имение в 2700 крестьянских душ на устройство кадетского корпуса в городе Орле. Император Николай I принял это пожертвование, наградив полковника М.П. Бахтина орденом Святого Владимира II степени и званием генерал-майора кавалерии с оставлением всей службы, а корпус повелел «именовать Бахтинским».

В 1836 г. к сделанному пожертвованию М.П. Бахтин присоединил свое родовое имение в 1469 душ. После чего был награжден специально отчеканенной Санкт-Петербургским монетным двором золотой медалью «За благотворение юношеству».

Орловский Бахтина кадетский корпус был одним из лучших военно-учебных заведений Российской империи, в котором учились дети из потомственных дворянских семей, дети офицеров, принятых на службу в корпус, а к началу ХХ в. более половины воспитанников составляли сироты офицеров Русской армии. При поступлении мальчики должны были показать свое умение читать и писать, а также знать четыре правила арифметики.

Для учебы кадет были созданы все необходимые условия: великолепные по тем временам учебные кабинеты, гимнастический зал, столовая, собственная пекарня, производственные мастерские для занятия кадет, лазарет. Библиотека располагала антикварными изданиями, поступившими в корпус в качестве дара от благодарных жителей Орловской и близлежащих губерний.

При посещении корпуса в сентябре 1845 г. наследник цесаревич Александр Николаевич сравнил порядок и чистоту в корпусе с царским дворцом.

Особое внимание было обращено на преподавательский состав корпуса, который подбирался на конкурсной основе, после взыскательного собеседования. Исключительно значимой была роль офицеров-воспитателей, определяемых на службу по рекомендации Генерального штаба. Предположительно, В.В. Левитский был рекомендован на службу в Орловский Бахтина кадетский корпус великим князем Константином Константиновичем Романовым, с которым В.В. Левитский был знаком лично, и который в период с 1900 по 1915 гг. являлся Главным начальником военно-учебных заведений России.

«Офицер-воспитатель должен был иметь педагогические склонности, обладать выдержкой, корректностью, высокой общей культурой и гуманностью. Его задача была самой благородной: научить кадет трудолюбию, честности, добронравию, преданности Отечеству и Православной Церкви, послушанию, почтительности к родителям, любви к ближнему. Среди кадетских заповедей высоко ставились чувство товарищества и братства, стремление не завидовать жизни не по средствам, отвращение к фатовству, заботы о младших кадетах, как братьях, способность терпеть лишения».

Большое внимание в корпусе уделялось физической подготовке. Кадеты занимались легкой атлетикой, гимнастикой, фехтованием, учились танцам. Особое внимание обращалось на умение вести себя в светском обществе на балах и приемах. Кадеты осваивали слесарное, столярное и другие ремесла.

На южной окраине Орла размещался летний лагерь «Ботаника» для тех кадет, которые не уезжали на каникулы домой. Под руководством воспитателей они совершали пешеходные экскурсии по окрестностям, поездки по городам России с образовательной целью с посещением музеев, достопримечательностей. Целью таких поездок было расширение кругозора воспитанников. Поощрялось фотографирование, создание зарисовок, набросков.

Можно предположить, что В.В. Левитский поддерживал своих воспитанников в стремлении запечатлеть окружающее на фотопленку, поскольку сам был увлечен этим и являлся членом Орловского фотографического общества.

Орловское фотографическое общество организовалось 14 февраля 1908 г. Располагалось при купеческом собрании, а с 1911 г. в доме-башне Похвалинского. Членами общества были люди разных сословий и профессий. Искусство фотографии осваивали военные чины, инженеры, чиновники, врачи, − все они были фотографами-любителями. «Непрофессиональные фотографы своими произведениями денег не зарабатывали, на занятия любимым делом они тратили собственные средства. они ставили перед собой художественные цели и стремились к признанию своего творчества. Основным жанром у любителей долгое время оставался пейзаж, затем они освоили съемку жанровых сцен, натюрморта, работали, конечно, и над портретами». Любимыми для съемок сюжетами членов Орловского фотографического общества были живописные уголки Орла, архитектурные сооружения. Съемка производилась группой фотографов при выходе на пленэр. Городская съемка осуществлялась после предъявления городовому членского билета. Надо отметить, что негативы В.В. Левитского с видами Орла использовались для выпуска тиражных открыток, которые и сейчас в ходу у орловских коллекционеров.

Вернемся к биографии В.В. Левитского. В 1912 г. в звании капитана он был направлен в Санкт-Петербург для прохождения воспитательских курсов при Главном управлении военно-учебных заведений. После их успешного окончания в 1913 г. он получил звание подполковника и право преподавания чистописания, гимнастики и ручного труда. Летом 1914 г. В.В. Левитский отправился в туристическую поездку по городам Италии и Швейцарии «с научно-педагогической целью». Об этой поездке подробнее скажем ниже. Возвращаться домой В.В. Левитскому пришлось через вражескую Германию, Швецию и Финляндию, поскольку началась Первая мировая война.

Преподавателей и воспитателей кадетских корпусов на фронт не отправляли, их использовали для подготовки и обучения офицерских кадров. В частности, В.В. Левитского командировали в Кострому и Москву, где он служил помощником командира учебного батальона.

В 1917 г. Орловский Бахтина кадетский корпус был распущен. В его здании начала работать 8-я Советская трудовая школа, в которой В.В. Левитский, наряду с другими бывшими офицерами корпуса, преподавал труд. В октябре 1918 г. В.В. Левитского призвали в Красную армию в штаб резервной армии, затем в штаб 12-й армии, где он прослужил до 1921 г. начальником инспекторского отделения. После реформирования штаба служил в автоуправлении Киевского военного округа – начальником административного отделения АвтоКВО.

После демобилизации в 1921 г. В.В. Левитский вместе с семьей переехал в Курск, где работал статистиком-экономистом в учреждениях курского Губпродкома.

18 марта 1931 г. В.В. Левитский был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и шпионаже, приговорен к 10 годам ссылки. С 1931 по 1937 гг. жил в лагерных поселениях Новосибирской области. В ноябре 1937 г. осужден вторично и расстрелян. В 1959 г. Президиум Кемеровского областного суда реабилитировал В.В. Левитского посмертно. В 1993 г. реабилитирован прокуратурой Курской области.

Более 50 лет фотографическое наследие В.В. Левитского бережно сохранялось и пряталось от посторонних глаз его сыном Олегом Владимировичем, а затем внучкой – Петровановой Натальей Олеговной. В 1993 г. фотографии В.В. Левитского увидели свет. Состоялось открытие передвижной фотовыставки, посвященной 150-летию со дня открытия Орловского Бахтина кадетского корпуса.

Итак, часть наследия В.В. Левитского поступила на постоянное хранение в архив. Все фотодокументы можно разделить на несколько тематических блоков:студийные фотографии 1880–1914-х гг.;семейные снимки 1880–1930-х гг.;жизнь кадетского корпуса 1907–1914 гг.;Орловское фотографическое общество 1908 г.;видовые съемки Крыма, Кавказа, Киева, Санкт-Петербурга, Орла, Курска 1907–1914 гг.;видовые съемки городов Италии, Швейцарии, Финляндии 1914 г.

Что касается студийных фотографий. Это позитивы, отдельные портреты, а также альбом с портретами, принадлежавший сестре В.В. Левитского – Елизавете. Почти все снимки альбома производства киевских фотоателье, таких, как ателье Г. Лазовского, С.Ф. Эйсфельда, Н.А. Уземского и др. Вероятнее всего это портреты друзей, знакомых, родственников Е.В. Левитской.

Семейные снимки включают в себя студийные позитивные портреты, ферротипии, групповые фотографии и позитивы на стеклянной основе работы В.В. Левитского и неизвестных фотографов-любителей. Студийные портреты – это фотографии курских фотоателье (Л.В. Красовского, Т.Н. Нужденко, Г. Прижаго), харьковского фотоателье А.К. Федецкого, орловского фотоателье И.Г. Вареника и др. Редкой удачей обернулось наличие в коллекции двух ферротипий работы украинских фотоателье. На позитивах работы В.В. Левитского и неизвестных фотографов, изображены жена Наталья Николаевна Левитская, племянник Боря и другие на отдыхе и в домашней обстановке.

На фотоснимках о жизни кадетского корпуса запечатлены прогулки кадет по городу Орлу, преподавателей Орловского Бахтина кадетского корпуса с воспитанниками и сослуживцами, путешествия лагеря «Ботаника» в Крым, на Кавказ.

Большой интерес представляют видовые съемки старого Орла: здания, храмы, улицы, живописные уголки. Немало видовых снимков Санкт-Петербурга, Киева, достопримечательностей и пейзажей Крыма и Кавказа, сделанных В.В. Левитским во время своих путешествий.

Любопытно рассматривать позитивы 1914 г., сделанные В.В. Левитским в туристической поездке по Италии. Тем более это интересно, что у потомков сохранились впечатления самого фотографа от поездки.

Рассматривая фотодокументы из личного архива Н.О. Петровановой, понимаешь с какой любовью и трепетом сохранялись они потомками фотографа. Несмотря на то, что В.В. Левитский не был профессиональным фотографом, в его работах ярко читается время, люди, окружение. Фотограф-любитель, как привычное сейчас явление, зарождался как раз в начале ХХ века, поэтому фотоработы В.В. Левитского несомненно представляют огромный интерес для исследователей и профессионалов.

Хотелось бы выразить особую благодарность Петровановой Наталье Олеговне за популяризацию фотографического наследия В.В. Левитского и за помощь в подготовке данного выступления.

Список литературы

1. Левитский О.В. Орловский Бахтина кадетский корпус // Бомбардир. - 2000. - № 9.

2. Петрованова Н. Русские учителя за границей // Орловская правда. – 2004. - 10 декабря. – С. 7.

3. Попов А.П. Словарь-справочник. Российские фотографы (1839–1930). В 3 т. Т. 1: А – М. – Коломна: Музей Органической Культуры, 2013.

4. Стигнеев В.Т. Век фотографии. 1894–1994. Очерки истории отечественной фотографии. – М.: КомКнига, 2005.

5. Фототворчество России. История, развитие и современное состояние фотолюбительства. – М.: Планета, 1990.

6. Чибисов К.В. Очерки по истории фотографии / Вступ.ст. В.И. Шеберстова. – М.: Искусство, 1987.

References

1. Levitsky O.V. Orlovskij Bahtina kadetskij korpus [The Orlov Bakhtin Cadet Corps]. Bombardir, 2000, no. 9.

2. Petrovanova N. Russkie uchitelja za granicej [Russian teachers abroad]. Orlovskaja Pravda, December 10, 2004, p. 7.

3. Popov A.P. Slovar'-spravochnik. Rossijskie fotografy (1839–1930). V 3 t. T.1: A – M [Dictionary of Russian photographers (1839–1930). In 3 vol. Vol.1. A – M]. Kolomna, Muzej Organicheskoj Kul'tury publ., 2013.

4. Stigneev V.T. Vek fotografii. 1894–1994. Ocherki istorii otechestvennoj fotografii [The age of photography, 1894–1994: Essays on Russian photography]. Moscow,KomKniga publ., 2005.

5. Fototvorchestvo Rossii. Istoriya, razvitiye i sovremennoye sostoyaniye fotolubitelstva [Photographic art of Russia: History, development and contemporary state of amateur photography]. Moscow, Izdatelstvo “Planeta” publ., 1990.

6. Chibisov K.V. Ocherki po istorii fotografii / Vstup.st. V.I. Sheberstova. – M.: Iskusstvo, 1987.

Сведения об авторах

Волкова Елена Викторовна, начальник отдела комплектования и ведомственных архивов Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД), г. Красногорск, Российская Федерация, 8-495-563-25-43, 8-916-910-84-44, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About author

Volkova Elena Victorovna, head of theacquisition and institutional archives department of the Russian State Archives of Film and Photo Documents (RGAKFD), Krasnogorsk, Russian Federation, +7-495-563-25-43, 8-916-910-84-44, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.