ПОИСКОВИКИ ПРОДОЛЖАЮТ РАЗЫСКИВАТЬ РОДСТВЕННИКОВ СБИТОГО ПОД МОСКВОЙ В 1941 г. ЭКИПАЖА ПЕ-2 А.Я. ЖИГАЕВА, Г.Д. КУЛАКА и Я.Ш. РУБИНШТЕЙНА

Печать PDF










Продолжение. Начало см. Вестник архивиста. 2012. № 2. С. 171-182.

http://www.vestarchive.ru/issledovaniia/1819-poiskoviki-razyskivaut-rodstvennikov-pogibshih-pod-moskvoi-v-1941-g-aviatorov-aia-jigaeva-gd-k.html




Предпринятый российскими поисковиками в декабре 2011 г. розыск родственников членов экипажа Пе-2 в России, Беларуси и в Украине, а также через СМИ, принес результаты. По нашей просьбе уточняющую информацию собрал руководитель общественного объединения «Могилевский областной историко-патриотический поисковый клуб «ВИККРУ» Н.С. Борисенко: «никого из родственников стрелка-радиста Рубинштейна Я.Ш. в г. Осиповичи Могилевской области пока не разыскано. Со слов местных жителей, скорее всего его родственники были расстреляны во время оккупации. Местная еврейская община начала поиски в Израиле. В 1944 году при освобождении г. Осиповичи большой квартал частных домов, в том числе и д. № 54 по ул. Чумакова, сгорел. Такого адреса сейчас нет - изменилась нумерация. В настоящее время на этой территории - современный микрорайон. Осиповичский ЗАГС во время эвакуации вывезти не успели и сейчас восстановить какой-либо довоенный учет, к сожалению, невозможно».



Параллельно с этим, благодаря Н.Ю. Кругловой (поисковый отряд «Эльтиген», г. Керчь) удалось найти в Днепропетровске племянника штурмана Г.Д. Кулака, приславшего нам его фотографию. А публикация электронной версии статьи весной этого года об экипаже бомбардировщика Пе-2 в сетевом журнале «Вестник архивиста.ru» (www.vestarchive.ru) заинтересовала владимирские СМИ, и к розыску родственников подключилось местное отделение общественной организации «Боевое братство» и журналистка Л. Стрельникова, которая разместила соответствующую информацию в газете «Знамя труда». Вскоре удалось встретиться с дочерью и внуком штурмана Г.Д. Кулака, которые проживают в г. Коврове.

Дочь Г.Д. Кулака, Валентина Григорьевна, родилась в 1940 г. в медсанчасти села Выползово Калининской (ныне Тверской) области на территории летной части, в которой служил отец. Кое-что она помнила об отце со слов матери – супруги Григория. Вскоре семью перевели в Подольск. Григорий служил в том же полку, что и Талалихин. Когда началась война, членов семей летчиков отправили в Ковров: их доставили до места, а сами летчики вернулись обратно в Подольск. Уже в декабре 1941 г. отец погиб. Военкомат сообщил, что пропал без вести. А местный житель – подросток Саша Андрианов после освобождения Подмосковья написал ее матери Елене Денисьевне письмо с подробностями обнаружения и захоронения погибшего летчика. Приведем выдержки из письма от 5 мая 1942 г. (здесь и далее стиль сохранен):

«…Я Вам хочу сообщить, что Ваш сын (правильно - муж – прим. авт.) погиб ст. Дорохово, д. Землино при немецких оккупантах. Сбит самолет. Сын находится в лесу около самолета. Я Вас прошу приезжайте на похороны, я Вас прошу. Погиб Кулак Г.Д. Как получите письмо пишите скорее ответ. Если не приедете, то мы сами похороним. До свидания, Андрианов А.»

Переписка с семьей штурмана продолжилась. Из письма от 3 августа 1942 г.:

«Здравствуй, дорогая тетя Лена! Вы просите прописать, когда погиб Ваш муж. Он погиб в последних числах декабря, 25 или 26. Но хорошо я не помню. В 3 часа дня. Тетя Лена мы его нашли когда стаял снег. У него документов не было никаких. Это я нашел возле него письмо и фотокарточки. Тетя Лена, его злые фрицы раздели. Он лежал в нижней рубашке, джемпере, в гимнастерке и кальсонах. Ты пишешь, где мы его нашли? Мы его нашли недалеко от самолета. Самолет совсем разбился на куски. Тетя Лена, мы его схоронили недалеко, где он лежал и сделали надпись, что лежит лейтенант Кулак Г.Д. Я его могилку обрыл и разукрасил. Тетя Лена, у нас тоже погибли два брата: Леша и Ваня. Отец тоже служит. Остались мы у матери трое: Вася, 1925 г., Толя, 1932 г. и Шура 1927 г. (автор письма – прим. авт.). Тетя Лена, мы его похоронили на окраине леса. Тетя Лена, пришли нам свои фотокарточки с девочкой. Но пока до свидания, писать больше нечего. С нетерпением жду ответа. Андрианов Шура».

По сообщению родственников никто из них на могиле Г.Д. Кулака не был, так как толком не знали, где она. Напомним, что могила на этом месте существовала до 1970-х гг., а затем была перенесена в одну из братских могил на территории Можайского района Московской области, без указания фамилии и имени погребенного.

К биографии Г.Д. Кулака добавим следующее. Он родился 28.02.1913 г. в крестьянской семье, окончил в 1935 г. строительный техникум, получив гражданскую специальность техник-строитель. В РККА с 1935 г. По окончании в 1937 г. военной школы летчиков и летчиков-наблюдателей получил воинское звание младшего лейтенанта. В мае 1938 – звание лейтенанта, а за четыре дня до гибели 18.12.1941 г. – звание старшего лейтенанта.

Что же касается командира экипажа капитана Жигаева, то в Москве мы разыскали его внучку, и нам посчастливилось держать в руках довольно обширную подборку письменных источников, проливающих свет на самый напряженный период его военной жизни. Дело в том, что в семейном архиве Жигаевых сохранились собственноручные записи Александра Яковлевича и личное дело, возможно переданное из военного комиссариата после его снятия с воинского учета. Наибольший интерес вызывают его объяснительная записка об обстоятельствах пленения и побега и записи воспоминаний отдельных эпизодов, которые — с любезного согласия его внучки — мы здесь приводим. Все документы публикуются впервые.



Из личного дела следует, что Александр Яковлевич родился 28 августа 1909 г. в г. Шахты Ростовской области в семье шахтера. Окончил семилетнюю школу, затем школу горно-промышленного ученичества по специальности слесарь-инструментальщик. Состоял в рядах ВЛКСМ с 1926 по 1932 гг. Член ВКП (б) с 1932 г. В 1933 г. окончил 7-ю военную школу летчиков (далее ВШЛ) в г. Сталинграде. Сохранилась групповая фотография выпускников 1933 г. и преподавателей 7-й ВШЛ.

С июня по сентябрь 1941 г. уже в звании старший лейтенант проходил службу в должности заместителя командира авиаэскадрильи (лидер) 16-го истребительного авиационного полка 6-го корпуса ПВО, прикрывавшего Москву. С сентября 1941 г. на той же должности в 321 и 46 СБАП 77 АД.

Обстоятельства того, последнего боевого вылета 22.12.1941 г. и дальнейшие события А.Я. Жигаев изложил собственноручно на листках из блокнота - «пошагово», начиная с ночи:



«1. Отдых в санатории ночном.

2. Ночь.

3. Подъем.

4. Следование на аэродром.

5. Подготовка мат/части.

6. Получение задания.

7. Проработка.

8. Жду разрешения на вылет.

9. Погода задерживает.

10. Короткий осмотр мат/части, взлет.

11. Перелет линии фронта.

12. Разведка.

13. В самолет попал снаряд (стрелок-радист).

14. Второе попадание - в центральный бак.

15. Самолет горит.

16. Команда: «прыжок!» и прыгаю сам.

17. Раскрыл парашют скольжением.

18. Приземлился, ушиб ногу, отстегнул парашют.

19. Убегаю в лес.

20. Ночь в лесу.

21. Деревня, согрелся, уснул.

22. Попал в лапы немцев.

23. Еду (везут) в Можайск.

24. Побег из плена.

25. Скрываюсь у Семина Якова.

26. Приехала карательная экспедиция.

27. У тети Нюши Сазоновой.

28. Наши близко.

29. Немцы взорвали церковь. Почту.

30. Наши вошли в г. Можайск.

31. Путь в Москву.

32. Снова в своей части.

33. Встреча с друзьями.

34. Небольшая проверка в лагерях.

35. Получил новое назначение.

36. Снова на фронте, бомбежки и разведки.

Подпись Жигаев».

Такова канва событий. Обратимся к документу, в котором эти факты раскрываются подробнее, к «Объяснительной записке» капитана:

«22 декабря 1941 г. при полете на разведку войск противника в районе Нарофоминск — Дорохово - Можайск, под станцией Дорохово был сбит З[енитной]А[ртиллерией] противника (самолет горел). Выпрыгнул с парашютом на Н=200 м.

23 декабря 1941 г. в деревне Грибцово, когда я, забравшись в сарай, в солому, спал – был схвачен немцами. Из Грибцова меня отправили в город Можайск в лагерь для военнопленных, откуда на следующий день, плененный, сбежал.

19 января, после выздоровления (во время приземления с парашютом подломил левую ногу), перешел линию фронта и прибыл в свою часть 46-й СБАП 77-й АД. Командование 46-го АП направило меня в спецлагеря в г. Рязань для проверки. В лагерях пробыл с 10.2.42 по 12.7.42 г. (пять месяцев). После проверки был откомандирован в отдел кадров ВВС КА г. Москвы для прохождения дальнейшей службы. Отделом кадров ВВС КА был направлен в г. Казань в 8-ю запасную авиационную бригаду (ЗАБ) на штатную должность заместителя командира АЭ, где и нахожусь по сегодняшнее время.
15.9.43 Жигаев. г. Казань».

Из записей А.Я. Жигаева, описывающих события с момента, когда самолет был сбит зенитной артиллерией противника: «…Во время раскрытия парашюта от сильного аэродинамического удара с левой ноги соскочил унт. Во время приземления я сильно ударился и подломил в ступне левую ногу. От дороги ко мне бежали 2 человека, вероятно, немцы. До лесу было метров пятьсот. Я побежал по снегу в лес, но так как бежать было трудно, я сбросил второй унт, а затем сбросил зимний комбинезон и шлемофон и побежал в лес. В лесу я проходил 12 часов – всю ночь, и перед утром набрел на деревню. Я дошел до крайнего дома. В дом не пошел, а пошел в сарай, решил переждать до рассвета. В сарае был мешок соломы. В сарае в навоз спрятал свой пистолет, а все документы, за исключением старого удостоверения личности, спрятал в подпол в щель и засыпал навозом и соломой, после чего я забрался в мешок и в солому и уснул. Проснулся я от окрика. Когда открыл глаза, то увидел перед собой немца с винтовкой и на улице еще было несколько человек. 23 декабря меня утром повели в дом в деревне Грибцово, где оказался штаб, как я уже позже узнал, артиллерийской части. Там меня через переводчика допросили».

В записях капитан А.Я. Жигаев по памяти излагает задаваемые немцами вопросы и свои ответы:

«- Кто вы? – Я летчик.

– Комиссар, командир? – Командир, старший лейтенант.

– Фамилия, имя отчество? – Я дал удостоверение личности, откуда они списали все данные.

– На каком самолете летели? – На Пе-2.

– Какая W (скорость) макс? – 360 км/ч.

– Какое вооружение? – 2 крупнокалиберных и 2 мелкокалиберных пулемета.

– Экипаж? – 3 человека.

– Какое задание? – На разведку с листовками.

– Откуда вылетали? – С Подольска.

– Какие знаешь аэродромы? – Центральный Аэродром, Тушинский – Внуковский – Люберецкий – Подольский.

– Ориентируйте по странам света – Я ориентировал не точно.

– Кто у вас по званию командир полка и комиссар? – Командир полка майор, комиссар – старший батальонный комиссар.

– Комиссар еврей? – Нет, русский.

– Где находится сейчас Тимошенко? – В тылу формирует армию.

– Какую? – Не знаю какую по численности;

– Куда дел оружие? – Не было.

Затем я спросил, куда меня денут. Мне ответили, что отправят в Смоленск в штаб авиационного соединения, где снимут допрос подробнее».

Ниже, в рукописных записях капитан Жигаев так комментирует свои ответы при допросе:

«Максимальную скорость [указал] не правильно; Часть – не правильно; Вооружение – не правильно; Задание – не точно; Ориентировал аэродромы не все; Организация полка – не правильно; Тимошенко – не правильно, сам не знаю где он; Оружие – не правильно».

Дальнейшие события в плену разворачивались так:

«После допроса меня посадили в автобус с двумя сопровождающими и отправили в Можайск в лагерь для военнопленных. 24 декабря утром меня отправили в лазарет для военнопленных, который находился в холодном каменном сарае в г. Можайске. Там находилось человек 10 тяжелораненых командиров. Как только я прибыл в лазарет, меня познакомили с молодым парнем, который после небольшой беседы предложил мне бежать из лазарета. И я дал согласие. И 25 декабря вечером, часов в 18-19 с помощью товарища ушел из лазарета…».

Скрывался летчик в г. Можайске, где находился нелегально «сначала у портного Семина Якова, проживавшего на улице Каракозовской, лечил ногу несколько дней, а затем перешел жить к старушке. Звали ее тетя Нюша Сазонова». 19 января 1942 г. встретил наступающие советские войска и вместе со старшим лейтенантом Рубцовым Петром перешел линию фронта. По дороге в свою часть капитан А.Я. Жигаев зашел в сожженную немцами деревню Грибцово и в сарае откопал спрятанный пистолет и документы. В тот же день «своим ходом» прибыл в родной авиаполк в г. Подольске. Описание этого эпизода завершает такая фраза: «Снова в своей части, встреча с друзьями. Начальство направило в спецлагеря для проверки». После проверки капитан А.Я. Жигаев был откомандирован на новое место службы в 8-ю ЗАБ на должность командира звена, а в дальнейшем – начальника отдела приема и передачи матчасти.

5 марта 1943 г. из Управления кадров Военно-Воздушных Сил Красной Армии в адрес начальника Центрального бюро по учету потерь личного состава Действующей Красной армии был направлен документ за подписью начальника 6 отдела УК ВВС КА полковника административной службы Стрельникова, в котором сообщалось:

«Приказом ГУФКА № 074/ пр. от 24. IV.42 г. и приказом УК ВВС КА № 012/пр от 15.3.42 г. исключен из списков Красной Армии как пропавший без вести зам.командира эскадр[ильи] 46 СБ авиаполка капитан ЖИГАЕВ Александр Яковлевич.

По поступившим в Управление Кадров ВВС Красной Армии сведениям, капитан ЖИГАЕВ А.Я. с 22.12.41 г. по 20.1.42 г. находился в окружении противника и 2-е суток в плену. В настоящее время капитан ЖИГАЕВ вернулся и находится в 8 запасной авиац[ионной] бригаде. Прошу пункт приказа ГУФКА № 074 в отношении исключения из списков Красной Армии капитана ЖИГАЕВА отменить.

Начальника Финансового Управления МВО прошу выписки из приказов № 074/пр от 21.4.42 ГУФ КА и № 012/пр. от 15.3.42 г. УК ВВС КА на ЖИГАЕВА А.Я. считать не действительными, и если его семья получает пенсию, необходимо прекратить выплату. Жена ЖИГАЕВА Прасковья Петровна проживает: гор. Киров (прав. Ковров – прим. авт.), Военный Городок, дом № 2 кв. 22».



Капитан А.Я. Жигаев с января 1944 г. по октябрь 1945 г. служил в 46 запасном авиационном полку в должности заместителя командира авиаэскадрильи. В 1944-1945 гг. за свой ратный труд был отмечен несколькими боевыми наградами. В наградном листе на представление к ордену Красной Звезды от 25 августа 1944 г. в графе «Краткое конкретное изложением личного боевого подвига или заслуг» указывалось:

«Партии ЛЕНИНА – СТАЛИНА и Социалистической родине предан. Политически грамотен. Дисциплинирован. Требователен к себе и подчиненным. В работе энергичен. Техника пилотирования отличная. Летает на самолетах: ПО-2, Р-1, Р-5, ТБ-1, СБ, Пе-2. Имеет общий налет –1350 час. Из них ночью – 80 час. За время работы в эскадрилье с марта 44 г. его звено перегнало по маршруту Шумерля – Алатырь 171 самолет ПО-2. Сам лично перегнал 83 самолета без единого летного происшествия. Среди личного состава пользуется авторитетом. За отличную работу по перегонке матчасти имеет 4 благодарности.

Согласно приказа НКО № 0777 от 1.10.42 г. за безаварийную перегонку 83 самолетов ПО-2 тов. ЖИГАЕВ достоин правительственной награды – ордену «Красная Звезда». Командир 46-го ЗАП подполковник Мухин».

Капитан А.Я. Жигаев еще год после войны работал летчиком полярной авиации. В классификационной карточке от 22.12.1945 г. пилота полярной авиации А.Я. Жигаева указано, что звание пилота ГВФ (Гражданского воздушного флота) 3-го класса присвоено на основании Протокола № 99 от 29.11.1945 г. Из Протокола: «… летает на самолетах ПО-2, ТБ-1, СБ, Р-5, Пе-2, УТ-2, АР-2. Имеет общий налет 1656 час. 42 мин. Из них: слепой налет 70 час. 57 мин., ночной 76 час.13 мин. Аварий не имеет. Медкомиссию прошел 13.ХI. 1945 г.»

Из жизни летчик-орденоносец ушел в 1988 г. В семье бережно хранятся фотографии 1930-х — 1980-х гг., на многих из них Александр Яковлевич запечатлен вместе со своими однополчанами.



Перед нашим взором ожили типичные биографии молодых людей предвоенного поколения, которые «заболели небом» и смело выбрали невиданную ранее профессию авиатора. Они достойно вынесли выпавшие на их долю жестокие испытания, а двое из них отдали свои жизни, защищая Отечество. И потому сегодня вписаны в историю имена и подвиги этих замечательных героев минувшей войны, на которых равняется молодое поколение.

Редакция журнала «Вестник архивиста» и авторы благодарят ведущего эксперта Архива Росавиации Н.И. Демиденко, организатора частного музея Боевой славы в г. Коврове А.Л. Стрижова, Н.С. Борисенко, Н.Ю. Круглову, Л. Стрельникову и многих других за помощь в восстановлении обстоятельств гибели под Москвой в декабре 1941 г. самолета ПЕ-2 биографий членов героического экипажа. Поиск продолжается.

BATTLE OF MOSCOW: FATE OF THE CREW OF THE PE–2 (1941)

Аннотация

В статье представлены результаты розыска родственников членов экипажа самолета Пе-2 на территории России, Белоруссии и Украины. По записям из семейных архивов В.Г. Кулак, А.Я. Жигаева и документам Центрального архива Министерства обороны РФ воссозданы трагические и героические будни Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг.
The results of tracing family members of the crew of the Pe-2 in Russia, Belarus and Ukraine. The records from the family archives of V.G. Kulak, A.Ya. Zhigaeva and documents of the Central Archive of the Ministry of Defence recreated the tragic and heroic everyday life of the Great Patriotic War of 1941 -1945 years.

Ключевые слова

Архивы, источник, Московская битва, Жигаев А.Я., Кулак Г.Д., Рубинштейн Я.Ш., Военно-воздушные силы Красной армии, семейный архив, Центральный архив Министерства обороны. Battle of Moscow, Zhigaev A.Ya., Kulak G.D., Rubinstein Ya. Sh., Air Force of Red army, family archive, Central Archive of the Ministry of Defencе.



Садовников Сергей Иванович

Sadovnikov Sergeу Ivanovich

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института развития профессионального образования

candidate of historical sciences, Research institute of development of professional education, senior researсher

Электронный адрес: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Телефон: 8(916) 807-20-60

Катков Сергей Михайлович

Katkov Sergey Mihailovich

кандидат геолого-минералогических наук, Геологический институт РАН (ГИН РАН), научный сотрудник

candidate of geology and mineralogy sciences, Geological institute Russian Academy of Sciense, researсher

Электронный адрес: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Телефон: 8(916) 807-20-60

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.